Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Безуглой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 ноября 2015 года по делу N А05-8577/2015 (судья Полуянова Н.М.),
общество с ограниченной ответственностью "Луч" (ОГРН 1122918000710, ИНН 2912006229; место нахождения: 164000, Архангельская обл., Коношский р-н, п. Ерцево, ул. Гагарина, д. 12; далее - ООО "Луч", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; далее - инспекция) об устранении выявленных нарушений от 24.06.2015 N ОК-08/07-06/134, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" Плесецкое межрайонное отделение (ОГРН 1052901029235, ИНН 2901134250; место нахождения: 369000, респ. Карачаево-Черкесская, г. Черкесск, пр. Ленина, д. 147; далее - ОАО "Архэнергосбыт").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 5 ноября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
ООО "Луч" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
ОАО "Архэнергосбыт" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, ООО "Луч" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами и является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 35 по ул. Гагарина в п. Ерцево Коношского района Архангельской области.
По факту обращения жильца указанного дома с жалобой на нарушения требований законодательства при начислении платы за электрическую энергию на общедомовые нужды инспекция в период с 18.05.2015 по 15.06.2015 провела внеплановую документарную проверку соблюдения обществом жилищного законодательства в сфере правильности начисления и определения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, оказанную потребителю в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В ходе проверки инспекцией установлено, что ООО "Луч" согласно договору энергоснабжения от 27.12.2012 N 4-02176 приобретает электрическую энергию у ОАО "Архэнергосбыт" для нужд дома N 35 по ул. Гагарина п. Ерцево Коношского района Архангельской области, а также ООО "Луч" заключен договор от 01.12.2013 N 4-02220 с ОАО "Архэнергосбыт", регулирующий расчет платы за потребленную электроэнергию, определение объемов потребления электрической энергии.
В доме N 35 по ул. Гагарина п. Ерцево Коношского района Архангельской области установлен общедомовой прибор учета электрической энергии Меркурий 230 AR-01 R N 00388918, позволяющий производить учет электроэнергии дифференцированно по времени суток.
Инспекция в ходе проверки пришла к выводу, что при определении размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с сентября 2014 года по март 2015 года со стороны общества допущен обсчет потребителя, проживающего в квартире <...>, на сумму 523 руб. 32 коп.
По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки соблюдения жилищного законодательства в сфере правильности определения размера платы за коммунальные услуги от 15.06.2015 N 08/01-15/411, а также обществу выдано предписание от 24.06.2015 N ОК-08/07-06/134 об устранении выявленных нарушений.
В предписании от 24.06.2015 N ОК-08/07-06/134 инспекция указала обществу на необходимость устранения выявленных нарушений и предписала обществу в срок до 24.09.2015 потребителю, проживающему в квартире <...>, произвести перерасчет платы по статье "Электроэнергия на общедомовые нужды" за период с сентября 2014 года по март 2015 года в размере 523 руб. 32 коп.
Не согласившись с указанным предписанием инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, однако не учел следующее.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 в числе видов коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, указано электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил N 354 и пунктами 10, 11, 13, 15, 16 Приложения N 2 Правил N 354 регулируется порядок начисления платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды при оборудовании дома общедомовым прибором учета.
В соответствии с абзацем первым пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Формула 10 определяет размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения произведением объема (количество) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве одного из сомножителей в данной формуле указан объем коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на I-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение. Данный показатель подлежит расчету в соответствии с формулами, установленными для определенного вида коммунальной услуги.
Для определения приходящегося на помещение (квартиру) или нежилое помещение объема коммунального ресурса на общедомовые нужды, предоставляемого в отношении соответствующей коммунальной услуги в доме, оснащенном (общедомовым) прибором учета, используется следующая формула 12 Приложения N 2 к Правилам N 354:
одн.2 д неж. жил.н жил.п кр Si
V = (V - SUM V - SUM V - SUM V - V ) x ---, где:
i u u v v w w об
S
д
V - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный
период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного
(общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях,
предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за
коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса,
- определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- неж.
V - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за
u
расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с
- пунктом 43 Правил;
- жил.н
V - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за
v
расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном
- индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- жил.п
V - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за
w
расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном
индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса,
определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных
пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги
используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в
- соответствии с положениями указанного пункта;
- кр
V - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем
соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ),
использованный за расчетный период исполнителем при производстве
коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при
отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего
водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в
целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и
(или) газоснабжению;
S - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого
i
- помещения в многоквартирном доме;
- об
S - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в
многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем 2 пункта 44 Правил N 354 в редакции, действующей с 01.06.2013, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в многоквартирном доме N 35 по ул. Гагарина в п. Ерцево Коношского района Архангельской области принято решение о распределении сверхнормативного потребления (протокол общего собрания собственников от 28.04.2014 N 1).
Из материалов дела следует, что в указанном доме установлен общедомовой (коллективный) прибор учета объема электроснабжения, позволяющий определить объемы потребления дифференцированно по зонам суток, в соответствии с которым рассчитывается стоимость электроэнергии по тарифам, утвержденным постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области.
Тариф на электрическую энергию для дома данного типа составляет в рамках дневной зоны - 2,94 руб./кВтч, в рамках ночной зоны - 0,73 руб./кВтч, одноставочный - 2,82 руб./кВтч.
Согласно представленному техническому паспорту на жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская область, Коношский район п. Ерцево ул. Гагарина, д. 35, общая площадь всех жилых помещений (квартир) помещений в указанном многоквартирном доме составляет 722,1 кв. м, общая площадь квартиры <...> - 67,9 кв. м, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества дома (лестничные клетки), - 86 кв. м. Дом многоквартирный двухэтажный деревянный.
С учетом приведенных данных инспекцией произведен расчет стоимости электроэнергии, поставленной в жилые дома на общедомовые нужды. При этом инспекцией стоимость электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, определена в виде разницы стоимости электроэнергии на основании показаний общедомового прибора учета и стоимости электроэнергии, приходящейся на жилые помещения.
Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения пришел к выводу о правомерности позиции общества согласно которой при расчете стоимости электроэнергии, поставленной в жилые дома на общедомовые нужды, подлежит применению последовательность определения объема потребленного ресурса в натуральном выражении (кВтч).
Указанная позиция суда является ошибочной в силу следующего.
Пунктом 42 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, то есть объем (количество) потребленного за расчетный период коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, умножается на тариф (цену) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 22 Правил N 307 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 17.02.2012 N 3224-НП/14 разъяснило, что в соответствии с новой редакцией пункта 23 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета (вне зависимости от типа таких приборов) и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (вне зависимости от типа таких приборов) разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета (вне зависимости от типа таких приборов) и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют) распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме вне зависимости от наличия в помещении индивидуального прибора учета потребления ресурса.
Таким образом, если общедомовой прибор учета электрической энергии запрограммирован на дифференцированный по времени суток учет электрической энергии, исполнитель коммунальных услуг рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией за потребленную электрическую энергию по такому общедомовому прибору учета электрической энергии, вне зависимости от типа и наличия в помещениях такого дома индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
Следовательно, примененная инспекцией методика расчета стоимости электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (стоимость отпущенной электроэнергии на дом по показаниям общедомового прибора учета с использованием тарифа, дифференцированного по времени суток, минус стоимость электроэнергии, приходящейся на жилые помещения), признается апелляционной инстанцией правильной, поскольку она учитывает одновременную фиксацию объемов потребления электроэнергии двумя типами приборов учета, наличие разных тарифов и исключает получение неосновательного обогащения.
В данном случае апелляционная инстанция исходит из того, что применение методики общества приведет к необоснованному (двойному) предъявлению собственникам помещений платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, поскольку собственники помещений, в которых индивидуальные приборы учета не позволяют учитывать ночной и дневной тариф, оплачивают стоимость потребленного ресурса исходя из показаний однотарифных приборов учета и соответствующего тарифа.
Кроме того, предлагаемый заявителем метод расчета противоречит изложенным выше нормам права и влечет нарушение прав и интересов потребителя, проживающего в квартире <...>.
Расчет, приведенный в обжалуемом предписании, судом апелляционной инстанции проверен и признан арифметически верным.
Учитывая изложенное, инспекция правомерно пришла к выводу о том, что при определении размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с сентября 2014 года по март 2015 года со стороны общества допущен обсчет потребителя, проживающего в квартире <...>, на сумму 523 руб. 32 коп.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения требований общества у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, жалоба инспекции - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 ноября 2015 года по делу N А05-8577/2015 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Луч" о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области об устранении выявленных нарушений от 24.06.2015 N ОК-08/07-06/134 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.03.2016 ПО ДЕЛУ N А05-8577/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2016 г. по делу N А05-8577/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Безуглой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 ноября 2015 года по делу N А05-8577/2015 (судья Полуянова Н.М.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Луч" (ОГРН 1122918000710, ИНН 2912006229; место нахождения: 164000, Архангельская обл., Коношский р-н, п. Ерцево, ул. Гагарина, д. 12; далее - ООО "Луч", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; далее - инспекция) об устранении выявленных нарушений от 24.06.2015 N ОК-08/07-06/134, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" Плесецкое межрайонное отделение (ОГРН 1052901029235, ИНН 2901134250; место нахождения: 369000, респ. Карачаево-Черкесская, г. Черкесск, пр. Ленина, д. 147; далее - ОАО "Архэнергосбыт").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 5 ноября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
ООО "Луч" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
ОАО "Архэнергосбыт" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, ООО "Луч" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами и является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 35 по ул. Гагарина в п. Ерцево Коношского района Архангельской области.
По факту обращения жильца указанного дома с жалобой на нарушения требований законодательства при начислении платы за электрическую энергию на общедомовые нужды инспекция в период с 18.05.2015 по 15.06.2015 провела внеплановую документарную проверку соблюдения обществом жилищного законодательства в сфере правильности начисления и определения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, оказанную потребителю в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В ходе проверки инспекцией установлено, что ООО "Луч" согласно договору энергоснабжения от 27.12.2012 N 4-02176 приобретает электрическую энергию у ОАО "Архэнергосбыт" для нужд дома N 35 по ул. Гагарина п. Ерцево Коношского района Архангельской области, а также ООО "Луч" заключен договор от 01.12.2013 N 4-02220 с ОАО "Архэнергосбыт", регулирующий расчет платы за потребленную электроэнергию, определение объемов потребления электрической энергии.
В доме N 35 по ул. Гагарина п. Ерцево Коношского района Архангельской области установлен общедомовой прибор учета электрической энергии Меркурий 230 AR-01 R N 00388918, позволяющий производить учет электроэнергии дифференцированно по времени суток.
Инспекция в ходе проверки пришла к выводу, что при определении размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с сентября 2014 года по март 2015 года со стороны общества допущен обсчет потребителя, проживающего в квартире <...>, на сумму 523 руб. 32 коп.
По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки соблюдения жилищного законодательства в сфере правильности определения размера платы за коммунальные услуги от 15.06.2015 N 08/01-15/411, а также обществу выдано предписание от 24.06.2015 N ОК-08/07-06/134 об устранении выявленных нарушений.
В предписании от 24.06.2015 N ОК-08/07-06/134 инспекция указала обществу на необходимость устранения выявленных нарушений и предписала обществу в срок до 24.09.2015 потребителю, проживающему в квартире <...>, произвести перерасчет платы по статье "Электроэнергия на общедомовые нужды" за период с сентября 2014 года по март 2015 года в размере 523 руб. 32 коп.
Не согласившись с указанным предписанием инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, однако не учел следующее.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 в числе видов коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, указано электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил N 354 и пунктами 10, 11, 13, 15, 16 Приложения N 2 Правил N 354 регулируется порядок начисления платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды при оборудовании дома общедомовым прибором учета.
В соответствии с абзацем первым пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Формула 10 определяет размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения произведением объема (количество) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве одного из сомножителей в данной формуле указан объем коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на I-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение. Данный показатель подлежит расчету в соответствии с формулами, установленными для определенного вида коммунальной услуги.
Для определения приходящегося на помещение (квартиру) или нежилое помещение объема коммунального ресурса на общедомовые нужды, предоставляемого в отношении соответствующей коммунальной услуги в доме, оснащенном (общедомовым) прибором учета, используется следующая формула 12 Приложения N 2 к Правилам N 354:
одн.2 д неж. жил.н жил.п кр Si
V = (V - SUM V - SUM V - SUM V - V ) x ---, где:
i u u v v w w об
S
д
V - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный
период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного
(общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях,
предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за
коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса,
- определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- неж.
V - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за
u
расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с
- пунктом 43 Правил;
- жил.н
V - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за
v
расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном
- индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- жил.п
V - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за
w
расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном
индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса,
определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных
пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги
используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в
- соответствии с положениями указанного пункта;
- кр
V - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем
соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ),
использованный за расчетный период исполнителем при производстве
коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при
отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего
водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в
целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и
(или) газоснабжению;
S - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого
i
- помещения в многоквартирном доме;
- об
S - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в
многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем 2 пункта 44 Правил N 354 в редакции, действующей с 01.06.2013, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в многоквартирном доме N 35 по ул. Гагарина в п. Ерцево Коношского района Архангельской области принято решение о распределении сверхнормативного потребления (протокол общего собрания собственников от 28.04.2014 N 1).
Из материалов дела следует, что в указанном доме установлен общедомовой (коллективный) прибор учета объема электроснабжения, позволяющий определить объемы потребления дифференцированно по зонам суток, в соответствии с которым рассчитывается стоимость электроэнергии по тарифам, утвержденным постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области.
Тариф на электрическую энергию для дома данного типа составляет в рамках дневной зоны - 2,94 руб./кВтч, в рамках ночной зоны - 0,73 руб./кВтч, одноставочный - 2,82 руб./кВтч.
Согласно представленному техническому паспорту на жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская область, Коношский район п. Ерцево ул. Гагарина, д. 35, общая площадь всех жилых помещений (квартир) помещений в указанном многоквартирном доме составляет 722,1 кв. м, общая площадь квартиры <...> - 67,9 кв. м, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества дома (лестничные клетки), - 86 кв. м. Дом многоквартирный двухэтажный деревянный.
С учетом приведенных данных инспекцией произведен расчет стоимости электроэнергии, поставленной в жилые дома на общедомовые нужды. При этом инспекцией стоимость электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, определена в виде разницы стоимости электроэнергии на основании показаний общедомового прибора учета и стоимости электроэнергии, приходящейся на жилые помещения.
Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения пришел к выводу о правомерности позиции общества согласно которой при расчете стоимости электроэнергии, поставленной в жилые дома на общедомовые нужды, подлежит применению последовательность определения объема потребленного ресурса в натуральном выражении (кВтч).
Указанная позиция суда является ошибочной в силу следующего.
Пунктом 42 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, то есть объем (количество) потребленного за расчетный период коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, умножается на тариф (цену) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 22 Правил N 307 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 17.02.2012 N 3224-НП/14 разъяснило, что в соответствии с новой редакцией пункта 23 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета (вне зависимости от типа таких приборов) и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (вне зависимости от типа таких приборов) разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета (вне зависимости от типа таких приборов) и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют) распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме вне зависимости от наличия в помещении индивидуального прибора учета потребления ресурса.
Таким образом, если общедомовой прибор учета электрической энергии запрограммирован на дифференцированный по времени суток учет электрической энергии, исполнитель коммунальных услуг рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией за потребленную электрическую энергию по такому общедомовому прибору учета электрической энергии, вне зависимости от типа и наличия в помещениях такого дома индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
Следовательно, примененная инспекцией методика расчета стоимости электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (стоимость отпущенной электроэнергии на дом по показаниям общедомового прибора учета с использованием тарифа, дифференцированного по времени суток, минус стоимость электроэнергии, приходящейся на жилые помещения), признается апелляционной инстанцией правильной, поскольку она учитывает одновременную фиксацию объемов потребления электроэнергии двумя типами приборов учета, наличие разных тарифов и исключает получение неосновательного обогащения.
В данном случае апелляционная инстанция исходит из того, что применение методики общества приведет к необоснованному (двойному) предъявлению собственникам помещений платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, поскольку собственники помещений, в которых индивидуальные приборы учета не позволяют учитывать ночной и дневной тариф, оплачивают стоимость потребленного ресурса исходя из показаний однотарифных приборов учета и соответствующего тарифа.
Кроме того, предлагаемый заявителем метод расчета противоречит изложенным выше нормам права и влечет нарушение прав и интересов потребителя, проживающего в квартире <...>.
Расчет, приведенный в обжалуемом предписании, судом апелляционной инстанции проверен и признан арифметически верным.
Учитывая изложенное, инспекция правомерно пришла к выводу о том, что при определении размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с сентября 2014 года по март 2015 года со стороны общества допущен обсчет потребителя, проживающего в квартире <...>, на сумму 523 руб. 32 коп.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения требований общества у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, жалоба инспекции - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 ноября 2015 года по делу N А05-8577/2015 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Луч" о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области об устранении выявленных нарушений от 24.06.2015 N ОК-08/07-06/134 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
А.Ю.ДОКШИНА
Т.В.ВИНОГРАДОВА
А.Ю.ДОКШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)