Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.07.2016 N 20АП-2474/2016 ПО ДЕЛУ N А62-5169/2015

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. N 20АП-2474/2016

Дело N А62-5169/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2016
Постановление в полном объеме изготовлено 05.07.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Грошева И.П., судей Дайнеко М.М. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Илюхиной С.В., при участии в судебном заседании: от открытого акционерного общества "Смоленская теплосетевая компания" - представителя Пчелинцевой Н.П. (доверенность от 11.01.2016), от открытого акционерного общества "Жилищник" - представителя Фроленкова А.С. (доверенность от 11.01.2016), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жилищник" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.03.2016 по делу N А62-5169/2015 (судья Печорина В.А.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" (далее - истец, ресурсоснабжающая организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением к открытому акционерному обществу "Жилищник" (далее - ответчик, Управляющая организация) о взыскании задолженности за потребленное горячее водоснабжение за период июнь 2013 года - декабрь 2013 года в размере 4783935,07 рубля. В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП "Смоленсктеплосеть".
Решением суда от 04.03.2016 с открытого акционерного общества "Жилищник" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" взыскана задолженность за потребленное горячее водоснабжение за период июнь 2013 года - декабрь 2013 года в размере 4 732 161,71 руб., судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 46 404 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Жилищник" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой.
В жалобе ответчик просит решение от 04.03.2016 отменить. В обоснование своей позиции ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, выразившихся в применении нормы права, не подлежащей применению, а именно части 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также отмечает, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не было учтено положение подпункта "б" пункта 17 правил N 354, императивно указывающее автоматическое приобретение ресурсоснабжающей организацией статуса исполнителя коммунальных услуг до момента заключения договора поставки коммунального ресурса с управляющей организацией.
От истца в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель открытого акционерного общества "Жилищник" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" в судебном заседании против доводов жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статьей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, заслушав представителей истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2013 между ООО "Смоленская ТСК" и ОАО "Жилищник" заключен договор горячего водоснабжения N 503016 в целях обеспечения и предоставления собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных жилых домах коммунальной услуги.
На основании пункта 2.1 указанного договора Истец обязуется осуществлять подачу горячего водоснабжения (далее - коммунальный ресурс) Ответчику для оказания им коммунальной услуги, а Ответчик обязуется на условиях, предусмотренных данным договором, оплачивать поставленный Истцом объем коммунального ресурса в целях обеспечения предоставления потребителям коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 6.2 договора количество (объем) коммунального ресурса, поставленного Истцом в многоквартирные дома, оборудованные коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний этого прибора учета за расчетный период, а количество (объем) коммунального ресурса, поставленного Истцом в многоквартирные дома, не оборудованные коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по установленной формуле.
Пунктом 8 договора горячего водоснабжения N 503016 от 01.01.2013 установлен порядок оплаты коммунального ресурса путем осуществления зачета по условиям договора уступки прав (цессии) N Ц-26 от 31.01.2013, заключенному между ООО "Смоленская ТСК" и ОАО "Жилищник". В соответствии с указанным договором Ответчик уступает, а Истец принимает в полном объеме право требования суммы задолженности, возникшей у потребителей перед Ответчиком по коммунальной услуге "горячее водоснабжение" по состоянию на последнюю дату месяца.
Также 01.01.2013 между ООО "Смоленская ТСК" и ОАО "Жилищник" заключен агентский договор N А-15, в соответствии с которым, Ответчик поручал, а Истец принял на себя обязательство от своего имени, но за счет Ответчика выполнить комплекс работ по расчету размера платы, изготовлению и доставке платежных документов потребителям, организации сбора и перечислению поступающих платежей от потребителей за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" по жилищному фонду, находящемуся в управлении Ответчика.
До 01.06.2013 пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (далее по тексту - Правила N 354), предусматривалось полное распределение объема горячей воды на общедомовые нужды, зафиксированного коллективным прибором учета (КПУ), на все квартиры в жилом доме пропорционально площади таких квартир. Таким образом, в связи с принятием Истцом полного объема права требования суммы задолженности по договору уступки прав (цессии) N Ц-26 от 31.01.2013 у Ответчика перед Истцом за период с 01.01.2013 г. по 31.05.2013 г. задолженности не возникло.
С 01.06.2013 вступила в силу новая редакция пункта 44 Правил N 354, которой установлено, что плата за горячее водоснабжение на общедомовые нужды по КПУ для населения не может превышать платы, рассчитанной исходя из нормативов потребления. Данным пунктом установлено, что объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний КПУ, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды ("сверхнормативный объем"), исполнитель (в данном случае - Ответчик) оплачивает за счет собственных средств.
В связи с изменением порядка оплаты ресурса, поставленного на общедомовые нужды, у ответчика образовалась задолженность в виде разницы по объему поставленного в многоквартирные дома ресурса и объемом, подлежащим оплате потребителями ресурсоснабжающей организации по договору цессии.
В соответствии с расчетом истца за период июнь 2013 года - декабрь 2013 года размер неоплаченного "сверхнормативного объема" на ОДН в многоквартирных домах, управляющей организацией в которых является ответчик, составил 4 783 935,07 рубля.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
На основании части 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- - при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- - в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
То есть, в силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления МКД, целей и способов управления МКД следует, что законодатель разграничил функции управления МКД и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление МКД, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, над нормативом коммунальной услуги на ОДН в случае, если собственниками помещений в МКД не принято иное решение, - направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению МКД (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и другое) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Постановление N 124) исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Постановления N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов, поступающего в многоквартирный дом.
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Таким образом, действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Вышеуказанные выводы сформулированы Верховным Судом Российской Федерации в решениях от 11.06.2013 по делу N АКПИ13-205, от 16.10.2013 N АКПИ13-862, определениях от 23.06.2015 N 8-КГПР15-2, от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
При таких обстоятельствах, требования истца, предъявленные ответчику, как исполнителю коммунальной услуги, по оплате ОДН в отношении многоквартирных домов, для которых ответчик является управляющей организацией, являются обоснованными.
Довод апелляционной жалобы о том, что между ОАО "Жилищник" и ООО "Смоленская ТСК" не заключен договор на поставку соответствующих коммунальных ресурсов, а также о том, что при вынесении обжалуемого решения не было учтено положение подпункта "б" пункта 17 правил N 354 не состоятелен в силу следующего.
То обстоятельство, что ответчик осуществляет функции управляющей организации в отношении спорных многоквартирных домов, за исключением дома N 104 по ул. Попова в г. Смоленске, подтверждается представленными в дело доказательствами, не оспаривается лицами участвующими в деле и в соответствии со статьями 65, 70 (часть 3.1) АПК РФ, является доказанным.
В соответствии с пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в случае, когда потребитель пользуется услугами (электроснабжения, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
С учетом изложенного данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, признаются несостоятельными, поскольку нашли свою правовую оценку в обжалуемом судебном акте, которую апелляционная инстанция полагает правильной, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы открытого акционерного общества "Жилищник" и отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.03.2016 по делу N А62-5169/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
И.П.ГРОШЕВ

Судьи
М.М.ДАЙНЕКО
А.Г.СЕЛИВОНЧИК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)