Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью РЦ "Квартал" к Административной комиссии Петрозаводского городского округа о признании незаконным и отмене постановления N 1.8.3-03/810 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1.8.3-01/810,
Общество с ограниченной ответственностью РЦ "Квартал" (далее - заявитель, Общество, ООО РЦ "Квартал") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Административной комиссии Петрозаводского городского округа (далее - ответчик, Административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления N 1.8.3-03/810 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1.8.3-01/810 от 21.09.2016 года.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 1191-ЗРК).
В обоснование требования заявитель указал на надлежащее исполнение своих обязанностей по благоустройству придомовой территории. По мнению Общества, вывод Административной комиссии о том, что правонарушение в виде засбросанного мусора имеет длящийся характер, является ошибочным и имеющий предположительный характер, поскольку обнаруженный мусор при осмотрах 26.08.2016 года и 02.09.2016 года невозможно индивидуализировать и достоверно установить, что придомовая территория не убиралась от мусора. Кроме того, Общество сослалось на то, что размер нескошенной травы не превышал 35 сантиметров; покос травы был выполнен с утвержденным графиком покосов; строительный мусор принадлежит жильцу многоквартирного дома, которому было направлено уведомление с требованием убрать строительный мусор. В связи с указанными обстоятельствами, заявитель считал выявленное нарушение малозначительным.
Ответчик представил в суд материалы дела об административном правонарушении N 1.8.3-01/810, а также отзыв, в котором считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства (почтовые уведомления в материалах дела имеются).
Заявление с приложенными к нему документами, а также поступившие от ответчика отзыв и материалы дела об административном правонарушении размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Сроки, установленные судом для представления доказательств и иных документов, истекли. Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, обозрев представленные ответчиком оригиналы материалов дела об административном правонарушении N 1.8.3-01/810, суд установил следующие обстоятельства.
В Едином государственном реестре юридических лиц Общество с ограниченной ответственностью РЦ "Квартал" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1141001000800 и является лицом, ответственным за содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 37 по ул. Мелентьевой в г. Петрозаводске на основании договора управления многоквартирным домом. В соответствии с условиями которого Общество приняло на себя обязательства по обеспечению надлежащего содержания общего имущества данного многоквартирного дома, и являлось ответственным за это.
26 августа 2016 года в 10 час. 57 мин., в ходе проведения систематических контрольных мероприятий по обследованию территории Петрозаводского городского округа, муниципальным инспектором отдела жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства управления муниципального контроля аппарата Администрации Петрозаводского городского округа Карпенко В.А. произведен осмотр придомовой территории многоквартирного дома N 37 по ул. Мелентьевой в г. Петрозаводске. В ходе осмотра выявлено, что на придомовой территории многоквартирного дома хаотично разбросан бытовой мусор в виде бутылок, пакетов целлофановых, строительный мусор в виде досок и битого кирпича с признаками длительного хранения; не произведена стрижка газона (покос травы): высота травяного покрова достигает около 80 сантиметров по всему периметру, порубочные остатки зеленых насаждений. В целях выявления длящегося правонарушения 26 августа 2016 года в 11 час. 10 мин. осмотр был приостановлен. Осмотр был продолжен 02 сентября 2016 года в 10 час. 05 мин., в ходе проведения контрольных мероприятий по обследованию территории Петрозаводского городского округа, при визуальном осмотре придомовой территории поименованного многоквартирного дома обнаружено, что на придомовой территории хаотично разбросан бытовой мусор в виде бутылок, пакетов целлофановых, строительный мусор в виде досок и битого кирпича с признаками длительного хранения; не произведена стрижка газона (покос травы): высота травяного покрова достигает около 80 сантиметров по всему периметру, порубочные остатки зеленых насаждений. Замер проведен нивелирной телескопической рейкой VEGA TS3М (заводской номер 3170). По результатам осмотра составлены акт N 840 от 02 сентября 2016 года и фототаблица к указанному акту. К акту приложена схема земельного участка.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом, проводившим осмотр, протокола N 1.8.3-01/810 от 07 сентября 2016 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК, который передан на рассмотрение Административной комиссии Петрозаводского городского округа.
Постановлением Административной комиссии Петрозаводского городского округа N 1.8.3-03/810 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1.8.3-01/810 от 21.09.2016 года Общество с ограниченной ответственностью РЦ "Квартал" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК; Обществу назначено наказание в виде 50 000 руб. административного штрафа.
В постановлении указано на нарушение Обществом пунктов 1, 2, 3 статьи 4, пунктов 1, 2, 3 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 статьи 11, пункта 4 статьи 31, пункта 6 статьи 30 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414, выразившееся в том, что Общество не исполнило обязательства по содержанию придомовой территории многоквартирного дома: не произвело уборку бытового мусора в виде бутылок, пакетов целлофановых, строительного мусора в виде досок и битого кирпича с признаками длительного хранения; не произвело своевременную стрижку газона, допустив вырастание травы на высоту около 80 сантиметров по всему периметру, порубочные остатки зеленых насаждений.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Общество в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок (копия постановления получена заявителем 29.09.2016 года) оспорило его в арбитражном суде.
ООО РЦ "Квартал" привлечено к административной ответственности как управляющая организация по факту ненадлежащего выполнения принятых на себя обязательств по управлению многоквартирным домом. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями, являющимися специализированными коммерческими организациями, в качестве основной предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что Общество было привлечено к ответственности в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и его заявление об оспаривании постановления о назначении административного наказания подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из статьи 7.2.1 Закона N 1191-ЗРК следует, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.14 настоящего закона, рассматривают административные комиссии, образованные органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия.
Проверив в соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения заявителя к административной ответственности, суд не усматривает процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для признания незаконным постановления о привлечении Общества к административной ответственности.
Предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении имелись. О составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении Общество извещалось надлежащим образом. Процессуальные документы составлены уполномоченными лицами и содержат все необходимые сведения, предусмотренные статьями 28.2, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
Законом Республики Карелия N 1191-ЗРК от 15.05.2008 "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе за нарушения правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Карелия, муниципальными правовыми актами (статья 1.3).
В соответствии с частью 1 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящего Закона, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати тысяч рублей.
Согласно части 2 указанной статьи повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе (далее - Правила благоустройства) утверждены решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414.
Настоящие Правила благоустройства разработаны и приняты на основании градостроительного, жилищного, водного, земельного и административного законодательства, законодательства в сфере организации местного самоуправления, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды (статья 1 Правил благоустройства).
Статьей 4 Правил благоустройства установлено, что организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов (пункт 1); организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 2); организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в том числе уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 3).
В силу статьи 5 Правил благоустройства работы по уборке территорий округа производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил (пункт 1); организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий; определение границ прилегающих территорий для уборки оформляется путем заключения между организациями, физическими лицами и Администрацией Петрозаводского городского округа договора о закреплении территории для уборки с составлением схематической карты уборки, один экземпляр которой хранится в Администрации Петрозаводского городского округа, а второй у организации и физического лица (пункт 2); уборка территорий округа проводится ежедневно в течение дня; уборка мест массового пребывания людей (в том числе подходы к вокзалам, территории рынков, торговых зон) производится в течение всего рабочего дня соответствующих организаций постоянно (пункт 3).
Статьей 11 Правил благоустройства определено, что организации и собственники индивидуальных жилых домов обязаны обеспечить сбор и вывоз отходов производства и потребления самостоятельно или путем заключения договоров со специализированными организациями и размещение отходов путем заключения договоров с организациями, производящими утилизацию и обезвреживание отходов в специально отведенных местах, определенных Администрацией Петрозаводского городского округа. Договоры на вывоз ТБО, КГО и жидких бытовых отходов от жилищного фонда заключают организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, от индивидуальных жилых домов - собственники жилых домов (пункт 1); сбор ТБО в контейнеры и КГО в бункеры-накопители осуществляют: в жилищном фонде - организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (пункт 2); крупногабаритные отходы должны собираться в специально отведенных местах у контейнерных площадок или в бункерах-накопителях и по заявкам организаций, вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом. В случае отсутствия заявок вывоз КГО должен осуществляться не реже 1 раза в неделю (пункт 3).
Согласно пункту 4 статьи 31 Правил благоустройства стрижка газонов производится организациями, осуществляющими содержание данных территорий, или по договору с ними иными организациями, на высоту до 3-5 сантиметров периодически при достижении травяным покровом высоты 10-15 сантиметров. Скошенная трава должна быть убрана в течение 3 суток. Скошенную траву следует вывозить на специально отведенные Администрацией Петрозаводского городского округа участки либо на поля компостирования.
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правила N 491) состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Подпунктом "г" пункта 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества дома включает в себя уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Пунктом 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из этого следует, что с момента заключения договора управления с управляющей организацией именно она берет на себя обязательства по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, то есть является лицом, ответственным за нарушение правил благоустройства, регулирующих порядок исполнения указанных обязательств.
Следовательно, Общество, являющееся управляющей организацией, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 года N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях", являются лица, на которых возложены функции по содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Правилами благоустройства.
Материалами дела подтверждается, что организацией, на которую возложены функции по содержанию многоквартирного жилого дома N 37 по ул. Мелентьевой в городе Петрозаводске, является Общество с ограниченной ответственностью РЦ "Квартал".
Как следует из акта осмотра, на момент проверки не произведена уборка бытового мусора в виде бутылок, пакетов целлофановых; строительного мусора в виде досок и битого кирпича с признаками длительного хранения; не обеспечена своевременная стрижка газонов: высота травяного покрова достигает около 80 сантиметров.
Совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: актом от 02.09.2016 года N 840, фототаблицей N 840-П от 02.09.2016 года и схемой к нему, протоколом об административном правонарушении N 840-П от 07 сентября 2016 года подтверждается факт нарушения Обществом пунктов 1, 2, 3 статьи 4, пунктов 1, 2, 3 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 статьи 11, пункта 4 статьи 31, пункта 6 статьи 30 Правил благоустройства, выразившихся в том, что Общество не исполнило обязательства по содержанию придомовой территории многоквартирного дома: не произвело уборку бытового мусора в виде пластиковых бутылок, пакетов целлофановых, строительного мусора в виде досок и битого кирпича с признаками длительного хранения; не произвело своевременную стрижку газона, допустив вырастание травы на высоту около 80 сантиметров по всему периметру, порубочные остатки зеленых насаждений.
Довод Общества относительно стрижки газонов строго в соответствии с графиком (июнь 2016 года и 06.09.2016 года), то есть два раза в год, судом отклоняется как необоснованный и нарушающий Правила благоустройства.
Представленные Обществом акты выполненных работ от 06.09.2016 года по уборке строительного мусора возле дома и по покосу травы на придомовой территории не свидетельствуют об отсутствии правонарушения, а свидетельствуют о его прекращении.
Суд отклоняет ссылку Общества на то обстоятельство, что строительный мусор принадлежит жильцу спорного многоквартирного дома, которому было направлено уведомление об уборке мусора, как необоснованную. Суд отмечает, во-первых, обязанность по содержанию в надлежащем состоянии придомовой территории в силу вышеназванных судом положений законодательства возложена на управляющую организацию; во - вторых, Общество не представило в материалы дела никаких доказательств, подтверждающих установление вины конкретного гражданина в совершении правонарушения.
Таким образом, Административная комиссия пришла к обоснованному выводу о нарушении Обществом Правил благоустройства.
Обстоятельств, исключающих административную ответственность, судом не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил благоустройства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на выполнение соответствующих требований, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вмененном ему правонарушении.
Постановлением Административной комиссии Петрозаводского городского округа от 07.10.2015 года, вступившим в силу 09.11.2015 года, Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК, что свидетельствует о повторном нарушении Правил благоустройства и правильной квалификации данного правонарушения по части 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК.
Оспариваемым постановлением заявителю назначен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК - 50 000 рублей. Назначенное наказание отвечает требованиям КоАП РФ и принципам юридической ответственности.
Учитывая, что выявленные нарушения посягают на порядок общественных отношений в области обеспечения надлежащего уровня благоустройства, чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, чем создают угрозу указанным охраняемым отношениям. Оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем правонарушения, суд не установил.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным и отмены постановления о назначении административного наказания, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью РЦ "Квартал" (ОГРН: 1141001000800, ИНН: 1001279780, место нахождения: 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Новосулажгорская, д. 23, офис 216) о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Петрозаводского городского округа N 1.8.3-03/810 от 21.09.2016 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1.8.3-01/810 отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 01.12.2016 ПО ДЕЛУ N А26-9179/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 декабря 2016 г. по делу N А26-9179/2016
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью РЦ "Квартал" к Административной комиссии Петрозаводского городского округа о признании незаконным и отмене постановления N 1.8.3-03/810 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1.8.3-01/810,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью РЦ "Квартал" (далее - заявитель, Общество, ООО РЦ "Квартал") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Административной комиссии Петрозаводского городского округа (далее - ответчик, Административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления N 1.8.3-03/810 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1.8.3-01/810 от 21.09.2016 года.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 1191-ЗРК).
В обоснование требования заявитель указал на надлежащее исполнение своих обязанностей по благоустройству придомовой территории. По мнению Общества, вывод Административной комиссии о том, что правонарушение в виде засбросанного мусора имеет длящийся характер, является ошибочным и имеющий предположительный характер, поскольку обнаруженный мусор при осмотрах 26.08.2016 года и 02.09.2016 года невозможно индивидуализировать и достоверно установить, что придомовая территория не убиралась от мусора. Кроме того, Общество сослалось на то, что размер нескошенной травы не превышал 35 сантиметров; покос травы был выполнен с утвержденным графиком покосов; строительный мусор принадлежит жильцу многоквартирного дома, которому было направлено уведомление с требованием убрать строительный мусор. В связи с указанными обстоятельствами, заявитель считал выявленное нарушение малозначительным.
Ответчик представил в суд материалы дела об административном правонарушении N 1.8.3-01/810, а также отзыв, в котором считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства (почтовые уведомления в материалах дела имеются).
Заявление с приложенными к нему документами, а также поступившие от ответчика отзыв и материалы дела об административном правонарушении размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Сроки, установленные судом для представления доказательств и иных документов, истекли. Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, обозрев представленные ответчиком оригиналы материалов дела об административном правонарушении N 1.8.3-01/810, суд установил следующие обстоятельства.
В Едином государственном реестре юридических лиц Общество с ограниченной ответственностью РЦ "Квартал" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1141001000800 и является лицом, ответственным за содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 37 по ул. Мелентьевой в г. Петрозаводске на основании договора управления многоквартирным домом. В соответствии с условиями которого Общество приняло на себя обязательства по обеспечению надлежащего содержания общего имущества данного многоквартирного дома, и являлось ответственным за это.
26 августа 2016 года в 10 час. 57 мин., в ходе проведения систематических контрольных мероприятий по обследованию территории Петрозаводского городского округа, муниципальным инспектором отдела жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства управления муниципального контроля аппарата Администрации Петрозаводского городского округа Карпенко В.А. произведен осмотр придомовой территории многоквартирного дома N 37 по ул. Мелентьевой в г. Петрозаводске. В ходе осмотра выявлено, что на придомовой территории многоквартирного дома хаотично разбросан бытовой мусор в виде бутылок, пакетов целлофановых, строительный мусор в виде досок и битого кирпича с признаками длительного хранения; не произведена стрижка газона (покос травы): высота травяного покрова достигает около 80 сантиметров по всему периметру, порубочные остатки зеленых насаждений. В целях выявления длящегося правонарушения 26 августа 2016 года в 11 час. 10 мин. осмотр был приостановлен. Осмотр был продолжен 02 сентября 2016 года в 10 час. 05 мин., в ходе проведения контрольных мероприятий по обследованию территории Петрозаводского городского округа, при визуальном осмотре придомовой территории поименованного многоквартирного дома обнаружено, что на придомовой территории хаотично разбросан бытовой мусор в виде бутылок, пакетов целлофановых, строительный мусор в виде досок и битого кирпича с признаками длительного хранения; не произведена стрижка газона (покос травы): высота травяного покрова достигает около 80 сантиметров по всему периметру, порубочные остатки зеленых насаждений. Замер проведен нивелирной телескопической рейкой VEGA TS3М (заводской номер 3170). По результатам осмотра составлены акт N 840 от 02 сентября 2016 года и фототаблица к указанному акту. К акту приложена схема земельного участка.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом, проводившим осмотр, протокола N 1.8.3-01/810 от 07 сентября 2016 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК, который передан на рассмотрение Административной комиссии Петрозаводского городского округа.
Постановлением Административной комиссии Петрозаводского городского округа N 1.8.3-03/810 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1.8.3-01/810 от 21.09.2016 года Общество с ограниченной ответственностью РЦ "Квартал" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК; Обществу назначено наказание в виде 50 000 руб. административного штрафа.
В постановлении указано на нарушение Обществом пунктов 1, 2, 3 статьи 4, пунктов 1, 2, 3 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 статьи 11, пункта 4 статьи 31, пункта 6 статьи 30 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414, выразившееся в том, что Общество не исполнило обязательства по содержанию придомовой территории многоквартирного дома: не произвело уборку бытового мусора в виде бутылок, пакетов целлофановых, строительного мусора в виде досок и битого кирпича с признаками длительного хранения; не произвело своевременную стрижку газона, допустив вырастание травы на высоту около 80 сантиметров по всему периметру, порубочные остатки зеленых насаждений.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Общество в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок (копия постановления получена заявителем 29.09.2016 года) оспорило его в арбитражном суде.
ООО РЦ "Квартал" привлечено к административной ответственности как управляющая организация по факту ненадлежащего выполнения принятых на себя обязательств по управлению многоквартирным домом. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями, являющимися специализированными коммерческими организациями, в качестве основной предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что Общество было привлечено к ответственности в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и его заявление об оспаривании постановления о назначении административного наказания подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из статьи 7.2.1 Закона N 1191-ЗРК следует, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.14 настоящего закона, рассматривают административные комиссии, образованные органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия.
Проверив в соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения заявителя к административной ответственности, суд не усматривает процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для признания незаконным постановления о привлечении Общества к административной ответственности.
Предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении имелись. О составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении Общество извещалось надлежащим образом. Процессуальные документы составлены уполномоченными лицами и содержат все необходимые сведения, предусмотренные статьями 28.2, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
Законом Республики Карелия N 1191-ЗРК от 15.05.2008 "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе за нарушения правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Карелия, муниципальными правовыми актами (статья 1.3).
В соответствии с частью 1 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящего Закона, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати тысяч рублей.
Согласно части 2 указанной статьи повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе (далее - Правила благоустройства) утверждены решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414.
Настоящие Правила благоустройства разработаны и приняты на основании градостроительного, жилищного, водного, земельного и административного законодательства, законодательства в сфере организации местного самоуправления, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды (статья 1 Правил благоустройства).
Статьей 4 Правил благоустройства установлено, что организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов (пункт 1); организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 2); организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в том числе уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 3).
В силу статьи 5 Правил благоустройства работы по уборке территорий округа производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил (пункт 1); организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий; определение границ прилегающих территорий для уборки оформляется путем заключения между организациями, физическими лицами и Администрацией Петрозаводского городского округа договора о закреплении территории для уборки с составлением схематической карты уборки, один экземпляр которой хранится в Администрации Петрозаводского городского округа, а второй у организации и физического лица (пункт 2); уборка территорий округа проводится ежедневно в течение дня; уборка мест массового пребывания людей (в том числе подходы к вокзалам, территории рынков, торговых зон) производится в течение всего рабочего дня соответствующих организаций постоянно (пункт 3).
Статьей 11 Правил благоустройства определено, что организации и собственники индивидуальных жилых домов обязаны обеспечить сбор и вывоз отходов производства и потребления самостоятельно или путем заключения договоров со специализированными организациями и размещение отходов путем заключения договоров с организациями, производящими утилизацию и обезвреживание отходов в специально отведенных местах, определенных Администрацией Петрозаводского городского округа. Договоры на вывоз ТБО, КГО и жидких бытовых отходов от жилищного фонда заключают организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, от индивидуальных жилых домов - собственники жилых домов (пункт 1); сбор ТБО в контейнеры и КГО в бункеры-накопители осуществляют: в жилищном фонде - организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (пункт 2); крупногабаритные отходы должны собираться в специально отведенных местах у контейнерных площадок или в бункерах-накопителях и по заявкам организаций, вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом. В случае отсутствия заявок вывоз КГО должен осуществляться не реже 1 раза в неделю (пункт 3).
Согласно пункту 4 статьи 31 Правил благоустройства стрижка газонов производится организациями, осуществляющими содержание данных территорий, или по договору с ними иными организациями, на высоту до 3-5 сантиметров периодически при достижении травяным покровом высоты 10-15 сантиметров. Скошенная трава должна быть убрана в течение 3 суток. Скошенную траву следует вывозить на специально отведенные Администрацией Петрозаводского городского округа участки либо на поля компостирования.
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правила N 491) состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Подпунктом "г" пункта 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества дома включает в себя уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Пунктом 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из этого следует, что с момента заключения договора управления с управляющей организацией именно она берет на себя обязательства по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, то есть является лицом, ответственным за нарушение правил благоустройства, регулирующих порядок исполнения указанных обязательств.
Следовательно, Общество, являющееся управляющей организацией, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 года N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях", являются лица, на которых возложены функции по содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Правилами благоустройства.
Материалами дела подтверждается, что организацией, на которую возложены функции по содержанию многоквартирного жилого дома N 37 по ул. Мелентьевой в городе Петрозаводске, является Общество с ограниченной ответственностью РЦ "Квартал".
Как следует из акта осмотра, на момент проверки не произведена уборка бытового мусора в виде бутылок, пакетов целлофановых; строительного мусора в виде досок и битого кирпича с признаками длительного хранения; не обеспечена своевременная стрижка газонов: высота травяного покрова достигает около 80 сантиметров.
Совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: актом от 02.09.2016 года N 840, фототаблицей N 840-П от 02.09.2016 года и схемой к нему, протоколом об административном правонарушении N 840-П от 07 сентября 2016 года подтверждается факт нарушения Обществом пунктов 1, 2, 3 статьи 4, пунктов 1, 2, 3 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 статьи 11, пункта 4 статьи 31, пункта 6 статьи 30 Правил благоустройства, выразившихся в том, что Общество не исполнило обязательства по содержанию придомовой территории многоквартирного дома: не произвело уборку бытового мусора в виде пластиковых бутылок, пакетов целлофановых, строительного мусора в виде досок и битого кирпича с признаками длительного хранения; не произвело своевременную стрижку газона, допустив вырастание травы на высоту около 80 сантиметров по всему периметру, порубочные остатки зеленых насаждений.
Довод Общества относительно стрижки газонов строго в соответствии с графиком (июнь 2016 года и 06.09.2016 года), то есть два раза в год, судом отклоняется как необоснованный и нарушающий Правила благоустройства.
Представленные Обществом акты выполненных работ от 06.09.2016 года по уборке строительного мусора возле дома и по покосу травы на придомовой территории не свидетельствуют об отсутствии правонарушения, а свидетельствуют о его прекращении.
Суд отклоняет ссылку Общества на то обстоятельство, что строительный мусор принадлежит жильцу спорного многоквартирного дома, которому было направлено уведомление об уборке мусора, как необоснованную. Суд отмечает, во-первых, обязанность по содержанию в надлежащем состоянии придомовой территории в силу вышеназванных судом положений законодательства возложена на управляющую организацию; во - вторых, Общество не представило в материалы дела никаких доказательств, подтверждающих установление вины конкретного гражданина в совершении правонарушения.
Таким образом, Административная комиссия пришла к обоснованному выводу о нарушении Обществом Правил благоустройства.
Обстоятельств, исключающих административную ответственность, судом не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил благоустройства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на выполнение соответствующих требований, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вмененном ему правонарушении.
Постановлением Административной комиссии Петрозаводского городского округа от 07.10.2015 года, вступившим в силу 09.11.2015 года, Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК, что свидетельствует о повторном нарушении Правил благоустройства и правильной квалификации данного правонарушения по части 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК.
Оспариваемым постановлением заявителю назначен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК - 50 000 рублей. Назначенное наказание отвечает требованиям КоАП РФ и принципам юридической ответственности.
Учитывая, что выявленные нарушения посягают на порядок общественных отношений в области обеспечения надлежащего уровня благоустройства, чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, чем создают угрозу указанным охраняемым отношениям. Оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем правонарушения, суд не установил.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным и отмены постановления о назначении административного наказания, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью РЦ "Квартал" (ОГРН: 1141001000800, ИНН: 1001279780, место нахождения: 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Новосулажгорская, д. 23, офис 216) о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Петрозаводского городского округа N 1.8.3-03/810 от 21.09.2016 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1.8.3-01/810 отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья
Л.А.ВАСИЛЬЕВА
Л.А.ВАСИЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)