Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.03.2016 N 19АП-7747/2015 ПО ДЕЛУ N А36-1613/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2016 г. по делу N А36-1613/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания": Бубнова М.А., представитель по доверенности N 7 от 11.01.2016;
- от Государственной жилищной инспекции Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Строй-Сервис-Э": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 10.11.2015 по делу N А36-1613/2015 (судья Дружинин А.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (ОГРН 1064823002936) к Государственной жилищной инспекции Липецкой области, при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Строй-Сервис" о признании недействительным и отмене полностью предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области N 8331 от 24 декабря 2014 года,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (далее - ООО "ЛЭСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - Жилищная инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания N 3359 от 24.12.2014 (с учетом уточнения заявленного требования).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Строй-Сервис".
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 10.11.2015, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленного требования было отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ЛЭСК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что при отсутствии заключенного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией, ресурсоснабжающая организация вправе начислять плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Обращает внимание апелляционного суда на то, что нормативное содержание положений ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ распространяется на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, с которыми заключен договор ресурсоснабжения с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Настаивает на том, что начисление и взимание платы на общедомовые нужды со стороны ООО "ЛЭСК" производится правильно. Считает, что на деятельность Общества не распространяются нормы, установленные абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Указывает, что данная позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N 309-КГ15-14487 по делу N А07-27765/2014.
Считает решение суда области незаконным и необоснованным.
Представитель Общества в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить, а жалобу удовлетворить.
Государственная жилищная инспекция Липецкой области в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, настаивает на том, что у ООО "ЛЭСК" отсутствовали правовые основания начислять плату за коммунальную услугу за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества многоквартирного дома собственниками и нанимателями помещений сверх нормативов.
Считает решение суда области законным и обоснованным. Данное лицо явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечило.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Строй-Сервис" отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы жалобы не оспорило, явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечило.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения названных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие их представителей.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.02.2015 по 03.03.2016.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением руководителя Государственной жилищной инспекции Липецкой области N 7786 от 24.11.2014, с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина Горевалова Н.Т. проживающего по адресу: г. Липецк, ул. Липовская, <...>, по вопросу предоставления коммунальных услуг, сотрудниками административного органа в отношении ООО "ЛЭСК" была проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проведенных проверочных мероприятий сотрудниками Жилищной инспекции было установлено, что многоквартирный дом N 7/2 по ул. Липовской г. Липецка оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии, который находится в исправном состоянии и введен в эксплуатацию. Поставку электроэнергии для нужд потребителей вышеуказанного дома осуществляет ООО "ЛЭСК".
Собственниками многоквартирного жилого дома N 7/2 по ул. Липовская г. Липецк выбран способ управления управляющей организацией - ООО "УК "Строй-Сервис-Э" в соответствии с договором управления от 01.04.2014.
По мнению административного органа ООО "ЛЭСК" производит начисление размера платы за электроэнергию жителям дома N 7/2 по ул. Липовская г. Липецка в нарушение п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, так как объем электроэнергии, предъявленный жителям, превышает объем электроэнергии, определенный по нормативу потребления электроэнергии на общедомовые нужды.
По результатам проверки был составлен акт N 8331 от 24.12.2014 и выдано предписание N 3359 от 24.12.2014, которым предписано:
- - ООО "ЛЭСК" и ООО "УК "Строй-Сервис-Э" начислять плату за коммунальную услугу за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества многоквартирного дома собственниками и нанимателями помещений многоквартирного дома N 7/2 по ул. Липовская г. Липецка в соответствии с абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354;
- - произвести перерасчет размера платы за электроэнергию потребителям многоквартирного дома N 7/2 по ул. Липовская г. Липецка за период с 01.04.2014 по 31.12.2014 в соответствии с абз 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Срок исполнения предписания установлен до 25.02.2015.
ООО "ЛЭСК", считая, что предписание N 3359 от 24.12.2014 выдано неправомерно, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд области исходил из законности оспариваемого предписания.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения и приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом основаниями для принятия судом решения о признании незаконным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно их несоответствие закону и нарушение указанным ненормативным актом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с п. 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
Согласно п. 10 Правил N 354 Условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 13 Правил N 354).
По смыслу п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- - при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- - в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно п. п. 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из вышеназванных норм права следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
При этом, в силу п. 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из материалов дела усматривается, что согласно договору управления многоквартирным домом от 01.04.2014 ООО "УК "Строй-Сервис-Э" является управляющей компанией многоквартирного дома N 7/2 по ул. Липовская г. Липецка, то есть собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом, принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией. Решения собственников, указанного многоквартирного дома о внесении платы за коммунальную услугу "электроэнергия" непосредственно ресурсоснабжающей организации - ООО "ЛЭСК" в материалах дела не представлено.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, апелляционный суд соглашается с выводом суда области в том, что у ООО "ЛЭСК" отсутствовали правовые основания начислять плату за коммунальную услугу за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества многоквартирного дома собственниками и нанимателями помещений многоквартирного жилого дома N 7/2 по ул. Липовская г. Липецка сверх установленных нормативов.
Суд первой инстанции указал, что данная правовая позиция соответствуют правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 8-КГПР15-2 от 23.06.2015.
Исходя из положений п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, предписание выдается с целью прекращения или устранении выявленных нарушений, либо с целью проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Оспариваемое предписание по своему содержанию соответствует характеру выявленного нарушения и направлено на его устранение, а также является реально исполнимым, что свидетельствует о его законности и обоснованности.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции верно посчитал, что предписание не нарушает прав и интересов Общества и на законных основаниях отказал ООО "ЛЭСК" в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом за несостоятельностью, они не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Заявитель жалобы сводит свои доводы к переоценке ранее установленных обстоятельств и основывает на неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 10.11.2015 по делу N А36-1613/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА

Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)