Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2017 N 18АП-5941/2017 ПО ДЕЛУ N А07-24481/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2017 г. N 18АП-5941/2017

Дело N А07-24481/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.04.2017 по делу N А07-24481/2016 (судья Давлеткулова Г.А.).
В судебном заседании принял участие представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Ахмерова А.Р. (доверенность N 1 от 09.01.2017).

Некоммерческая организация Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" (далее - заявитель, организация, НО Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет, Госкомжилнадзор РБ) о признании недействительным предписания от 10.10.2016 N ЦО-16-248-106.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тругман Виктор Львович (далее - Тругман В.В.), совет многоквартирного дома N 49 по ул. Достоевского г. Уфы и общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Эталон" (далее - ООО УК "Эталон").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.04.2017 (резолютивная часть решения объявлена 29.03.2017) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, НО Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ссылается на незаконность оспоренного предписания об обязании заявителя прекратить осуществление сбора за капитальный ремонт по спорному жилому дому. Обращает внимание на то, что он обращался с иском к физическим лицам о взыскании долга по взносам за капитальный ремонт и решением мирового судьи от 28.10.2015 его исковые требования удовлетворены, однако, указанные физические лица обратились с апелляционной жалобой на указанный судебный акт и судом апелляционной инстанции 28.10.2015 указанное решение было отменено. Полагает, что указанные судебные акты касаются отношений с собственниками помещений лишь одной квартиры жилого дома, и не распространяются на отношения с иными собственниками помещений этого дома. Также указывает на то, что в силу нормативных требований решение собственников помещений в многоквартирном доме об определении способа формирования фонда капитального ремонта дома должно быть принято в течение 6 месяцев с момента опубликования республиканской программы капитального ремонта. Такая программа на территории Республики Башкортостан опубликована 10.01.2014 и спорный многоквартирный дом в нее включен, однако, до настоящего времени ООО УК "Эталон" не включено в реестр уведомлений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, который ведется Госкомжилнадзором РБ. Как указывает заявитель, протокол собрания собственников помещений многоквартирного дома составлен 19.02.2015, однако, управляющая организация в нарушение ч. 1 ст. 172 Жилищного кодекса российской Федерации в пятидневный срок не представило в комитет уведомление о выборе собственниками помещений дома способа формирования фонда капитального ремонта. При этом имеется постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.09.2014 N 4108, которым фонд капитального ремонта по спорному дому формируется за счет средств регионального оператора. Также указывает на наличие письма комитета от 11.11.2016 N 37084, которым организация уведомлена о том, что спорный дом будет включен в реестр специальных счетов в ноябре 2016 года, однако оспоренное предписание об обязании прекратить сбор за капитальный ремонт выдано в октябре 2016 года, то есть до внесения изменений в реестр. С учетом указанных обстоятельств податель жалобы полагает, что собственниками помещений не была соблюдена процедура выбора и реализации способа формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем он не может исполнить оспоренное предписание, так как это приведет к нарушению действующего нормативного регулирования.
Представитель Госкомжилнадзора РБ в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Представители заявителя и третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, НО Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.10.2013, имеет основной государственный регистрационный номер 1130200004461 и на основании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.09.2014 N 4108 является региональным оператором, ведущим начисление и сбор взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан.
В связи с поступлением в Госкомжилнадзор РБ 23.06.2016 обращения жителя дома N 49 по ул. Достоевского в г. Уфа, содержащего сведения о поступлении в его адрес двух платежных документов на оплату взноса на капитальный ремонт - от организации и от ООО УК "Эталон" (которое осуществляет управление общим имуществом этого дома), на основании распоряжения от 13.09.2016 N 5777 комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя, результаты которой оформлены актом от 10.10.2016 N 16-5777-248-01.
Как установлено проверкой, вступившим в законную силу апелляционным определением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 11.04.2016 по делу N 11-29/16 отменено решение мирового судьи судебного участка N 1 судебного района Ленинский район города Уфы от 28.10.2015 о солидарном взыскании в пользу заявителя с собственников одной квартиры многоквартирного дома N 49 по ул. Достоевского в г. Уфа Тругмана В.В., Тругман Л.А. и Давтян А.В. задолженности по плате на капитальный ремонт, в удовлетворении иска заявителя отказано. При этом, судом отмечено, что собственниками помещений указанного многоквартирного дома 30.01.2014 принято решение о размещении отчислений на капитальный ремонт дома на индивидуальном расчетном счете управляющей компании, то есть, фактически собственниками реализовано право выбора способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств на капитальный ремонт в ООО УК "Эталон", и оснований для признания недействительным этого решения не имеется. Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 29.06.2016 N 4г-2665/2016 в передаче кассационной жалобы НО Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано. При этом проведенной комитетом проверкой платежных документов установлено, что на момент проверки начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома осуществляется заявителем.
По итогам указанного мероприятия комитетом заявителю выдано предписание от 10.10.2016 N ЦО-16-248-106, которым заявителю предписано в срок до 10.11.2016 устранить выявленное нарушение, а именно: на основании апелляционного определения Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 11.04.2016 по делу N 11-29/16 и определения Верховного суда Республики Башкортостан от 29.06.2016 N 4г-2665/2016 прекратить сбор денежных средств по статье "Капитальный ремонт" по жилому дому N 49 по ул. Достоевского; представить письменную информацию с приложением подтверждающих документов об устранении нарушения.
Считая предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предписание от 10.10.2016 N ЦО-16-248-106 выдано комитетом в пределах в пределах предоставленных ему полномочий (ст. 2, ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616), по результатам внеплановой документарной проверки.
Статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (ч. 3). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение (ч. 5).
В силу ч. 1 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, владельцем специального счета может быть управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Частью 6 статьи 5 Закона Республики Башкортостан от 28.06.2013 N 694-з "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" (далее - Закон N 694-з) установлено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, собственники помещений многоквартирного дома N 49 по ул. Достоевского г. Уфа 30.01.2014 в пределах своей компетенции и в установленный ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 5 ст. 5 Закона N 694-з шестимесячный срок после официального опубликования региональной программы капитального ремонта (Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую вошел спорный дом, утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 634 и опубликована на официальном портале правовой информации Республики Башкортостан 10.01.2014) реализовали свое право на принятие решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем размещения отчислений на индивидуальном расчетном счете управляющей организации - ООО "Уютный дом".
Протоколом от 19.02.2015 N 02 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме зафиксировано решение о выборе управляющей организации - ООО УК "Эталон" и о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома путем перечисления взносов на специальный счет, принадлежащий ООО УК "Эталон" (л.д. 62-65).
Это решение общего собрания собственником помещений не оспорено и недействительным не признано.
Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений и реестр специальных счетов (ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 6 ст. 8 Закона N 694-з ведение указанных реестров осуществляется органом государственного жилищного надзора в электронной форме.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616, Госкомжилнадзор РБ осуществляет в том числе прием и учет уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, сведений о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах, о размере остатка средств на специальном счете (п. 4.5); ведет реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования капитального ремонта, реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п. 4.6); информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (п. 4.7).
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в настоящее время фонд капитального ремонта в доме N 49 по ул. Достоевского в г. Уфа формируется на специальном счете, что подтверждается реестром отчетов по специальным счетам по состоянию на декабрь 2016 года. 30.11.2016 спорный многоквартирный дом включен в реестр специальных счетов.
Таким образом, начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества спорного многоквартирного дома заявителем является неправомерным.
Довод заявителя о нарушении порядка реализации собственниками помещений в многоквартирном доме права на выбор способа формирования фонда капитального ремонта ввиду нарушения установленного законом срока представления в орган государственного жилищного надзора уведомления о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, подлежит отклонению.
Поскольку в силу ч. 1 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта возложена на владельца специального счета, а не на собственников помещений многоквартирного дома, оснований для признания такого решения собственников принятым с нарушением установленного порядка не имеется.
С учетом указанных обстоятельствах оспоренное предписание комитета содержащее требование о прекращении заявителем сбора денежных средств за капитальный ремонт рассматриваемого многоквартирного дома соответствует закону, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании этого предписания недействительным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для переоценки содержащихся в нем выводов не имеется.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Таким образом, апелляционная жалоба организации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.04.2017 по делу N А07-24481/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ

Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)