Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2017 N 07АП-7389/2017 ПО ДЕЛУ N А03-2821/2017

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2017 г. по делу N А03-2821/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белозеровой А.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Бурлинские тепловые сети", с. Бурла Бурлинского района Алтайского края (N 07АП-7389/17)
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 19 июля 2017 года по делу N А03-2821/2017 (судья Ильичева Л.Ю.)
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Бурлинские тепловые сети", с. Бурла Бурлинского района Алтайского края (ОГРН 1082210000531, ИНН 2236004183)
к Государственной инспекции Алтайского края в лице отдела жилищного надзора по г. Рубцовску и г. Славгороду, г. Барнаул
о признании незаконным предписание от 25.11.2016 года N 14-10/1/6,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Бурлинские тепловые сети" (далее по тексту - заявитель, Предприятие, МУП "БТС") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края в лице отдела жилищного надзора по г. Рубцовску и г. Славгороду (далее по тексту - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконным предписания от 25.11.2016 года N 14-10/1/6 по установленным фактам нарушений действующих нормативных технических требований по эксплуатации и сохранности жилищного фонда и связанных с ним объектов коммунального назначения.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19 июля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 19 июля 2017 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных МУП "БТС" требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что ссылаясь на то обстоятельство, что Правила предоставления коммунальных услуг не содержат положений о возможности ресурсоснабжающих организаций предъявлять к оплате потребителям потери коммунального ресурса, судом первой инстанции не учтены положения других нормативно-правовых актов; полагает, что поскольку, в данном случае, прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности потребителя, то тепловые потери до счетчика рассчитываются расчетным методом обоснованно; указывает, что выводы суда первой инстанции о том, что все тепловые потери учтены при установлении тарифа, противоречат действующему законодательству; плата за тепловые потери взималась с потребителя на основании норм права и по согласованию сторон договора.
Подробно доводы МУП "БТС" изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, поскольку арбитражный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований; судом полно и всесторонне исследованы представленные в материалы дела доказательства, им дана соответствующая оценка; доводы апеллянта не обоснованы и несостоятельны, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, положениями действующего законодательства.
Письменный отзыв Государственной инспекции Алтайского края приобщен к материалам дела.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 19 июля 2017 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МУП "Бурлинские тепловые сети" создано в соответствии с постановлением главы Муниципального образования от 25.07.2008 года N 264 и осуществляет свою деятельность на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Закона Алтайского края "О порядке управления объектами права собственности Алтайского края".
Основным видом деятельности является производство пара и горячей воды (тепловой энергии).
02.11.2016 года Прокуратурой Бурлинского района Алтайского края в адрес Государственной инспекции Алтайского края для рассмотрения и разрешения по существу, принятия мер, направлено обращение гр. Крощенко Л.В. по вопросу нарушений требований действующего законодательства, допущенных МУП "БТС" при выставлении данному собственнику счетов на оплату услуг по отоплению.
В период с 14.11.2016 года по 25.11.2016 года на основании приказа от 14.11.2016 года N 119-12/5155, Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении Предприятия, с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя многоквартирного дома по улице Почтовая, д. 16, кв. 1, село Бурла Бурлинского района Алтайского края.
В ходе проведения проверки заинтересованным лицом установлено, что Предприятие в отопительные периоды 2013-2014, 2014-2015 и 2015-2016 года, в составе платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику жилья - гр. Крощенко Л.В., дополнительно предъявило расходы за потери тепловой энергии, возникающие на участке сетей от места врезки труб в центральную теплотрассу (в тепловой камере) до индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Доказательств, свидетельствующих о наличии тепловых потерь и подтверждающих их объем, МУП "БТС" Инспекции не предоставлено.
Результаты проверки отражены в акте N 14-11/1/6 от 25.11.2016 года.
25.11.2016 года в адрес МУП "Бурлинские тепловые сети" Инспекцией выдано обязательное для исполнения предписание N 14-10/1/6, согласно которому на Предприятие возложена обязанность произвести перерасчет размера платы за отопление потребителю Крощенко Л.В., проживающей по адресу: с. Бурла, ул. Почтовая, д. 16, кв. 1, за отопительные периоды 2013-2014, 2014-2015 и 2015-2016 года, исключив из платы начисленные расходы за тепловые потери, на наружных сетях; вернуть потребителю уплаченные ими денежные средства за предъявленные в составе платы за отопление расходы за тепловые потери на наружных сетях.
Полагая, что выданное предписание является незаконным, нарушающим законные права и интересы, МУП "Бурлинские тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о наличии тепловых потерь при поставке ресурса в адрес потребителя и подтверждающих их объем; кроме того, Правила предоставления коммунальных услуг не содержат положений о возможности ресурсоснабжающих организаций предъявлять к оплате потребителям потери коммунального ресурса, тепловые потери возникают не при использовании тепловой энергии для отопления жилого помещения, а при передаче тепловой энергии.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции являются обоснованным, соответствуют действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно положениям главы 24 АПК РФ, оспариваемое заявителем предписание административного органа, относится к решениям органов, осуществляющих публичные полномочия (должностных лиц), поскольку является актом принятым единолично, содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации, то есть обладает признаками ненормативного правового акта.
Под ненормативным актом государственного органа понимаются документы, содержащие обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации, который выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании пункта 8.1 статьи 13, части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре" региональный государственный жилищный надзор на территории Алтайского края осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края - Государственной инспекцией Алтайского края.
В целях осуществления регионального государственного жилищного надзора, Инспекция в пределах установленных полномочий, организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Исходя из указанных положений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание выдано должностным лицом Государственной инспекции Алтайского края в пределах предоставленных полномочий.
Апелляционная жалоба не содержит доводов по этому вопросу, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для противоположного вывода.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.
Статьей 8 ЖК РФ установлено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленным ЖК РФ.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ, Правительство Российской Федерации Постановлением N 354 от 06.05.2011 года утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг, Правила N 354).
Частью 1 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно положениям пункта 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
а) холодное водоснабжение;
б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
в) водоотведение;
г) электроснабжение;
д) газоснабжение;
е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определенной температуры воздуха.
В силу пункта 8 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Согласно пункту 19 Правил N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать: порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в названных Правилах способом.
Согласно пункту 36 Правил предоставления коммунальных услуг, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами. При этом, к правоотношениям, связанным с расчетом объема и стоимости коммунального ресурса, поставленного для нужд населения, применяются нормы жилищного законодательства.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 12 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 года "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что передача тепловой энергии, теплоносителя есть совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно подпункта "б" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения при осуществлении которого расчеты за товары и услуги осуществляются по ценам/тарифам, подлежащим государственному регулированию.
В силу пункта 1 статьи 414 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренном законом случае применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и/или органами местного самоуправления.
Частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона о теплоснабжении оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о теплоснабжении, передача тепловой энергии теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
Согласно части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Учитывая вышеуказанные положения Закона о теплоснабжении, договор поставки тепловой энергии (мощности) и/или теплоносителя заключается только между единой теплоснабжающей организацией и теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и/или тепловыми сетями в системе теплоснабжения.
Транспортировка тепловой энергии сопровождается ее потерями технологического характера.
Тепловые потери не являются самостоятельным объектом продажи, поскольку возникают в процессе и в связи с передачей потребителям тепловой энергии, соответственно, не подлежат включению в состав фактически принятого потребителем количества тепловой энергии.
Цена исполнения договора теплоснабжения должна быть одинаковой для потребителей независимо от проживания в многоквартирных домах, либо в домах индивидуальной застройки. Условия заключения договора энергоснабжения о возложении на потребителя обязанности по оплате тепловых потерь на сетях, принадлежащих потребителю, не соответствует части 2 статьи 426 ГК РФ, потому ничтожны в силу части 5 статьи 426 ГК РФ.
Таким образом, требования к условиям договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и/или теплоносителя, установленные частью 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении, учитывающие тепловые потери, не распространяются на договоры предоставления коммунальной услуги по отоплению, заключаемые с гражданами-потребителями. Следовательно, на договоры о предоставлении коммунальной услуги по отоплению, заключаемые с гражданами-потребителями, не распространяют действие Инструкции по организации в Минтопэнерго работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденном приказом Минтопэнерго от 30.12.2008 года N 325.
Выставление гражданам любых дополнительных платежей за коммунальные услуги по отоплению, действующим законодательством не предусмотрено.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае, ресурсоснабжающая организация - МУП "БТС" осуществляет деятельность по предоставлению коммунальной услуги по отоплению потребителю Крощенко Л.В., проживающей по адресу с. Бурла Бурлинского района, ул. Почтовая д. 16, кв. 1, на основании договора оказания услуг по отоплению N 379 от 22.04.2010 года, при этом, в квитанциях, выставляемых на оплату коммунальных услуг (за ноябрь 2016 года, декабрь 2016 года, январь 2017 года) Предприятие предъявило указанному собственнику в разделе N 3: "расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, и коммунальные услуги" - Коммунальные услуги за отопление, а также за потери при транспортировке.
Между тем, как следует из вышеизложенного, Правила предоставления коммунальных услуг не содержат положений о возможности ресурсоснабжающих организаций предъявлять к оплате потребителям потери коммунального ресурса; кроме того, тепловые потери возникают не при использовании тепловой энергии для отопления жилого помещения, а при передаче тепловой энергии.
Кроме того, перечень услуг, указанный в пункте 4 Правил N 354, является исчерпывающим, потери в тепловых сетях в него не включены, поэтому их указание в счете, выставленном собственнику квартиры, неправомерно.
Следовательно, у собственников отсутствует обязанность по оплате таких потерь.
Доводы заявителя со ссылкой на то обстоятельство, что тепловые потери предъявляются потребителям в связи с тем, что не заложены в тариф, не основаны на нормах права, так как законом не установлен данный порядок.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы являются той ценой, по которой оплачивается исполнение договора энергоснабжения. Для потребителей это означает, что произведенный им по установленным государственным органом тарифам расчет за фактически принятое количество энергии есть оплата цены за исполнение договора энергоснабжения.
Плата по договору теплоснабжения связана именно с потреблением тепловой энергии, следовательно, взимание платы не за фактическое потребление, а за указанное в договоре количество потребленной энергии с учетом потерь в сетях, не соответствует природе отношений по договору теплоснабжения, в связи с чем данные положения договора не подлежат применению как противоречащие законодательству.
В силу указанных норм жилищного законодательства, возложение обязанности по оплате тепловых потерь на граждан-потребителей неправомерно, данная правовая конструкция действующим законодательством не предусмотрена, поскольку законодательные акты разграничивают договорные отношения ресурсоснабжающей организации с теплосетевыми организациями и гражданами.
При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о наличии тепловых потерь при поставке ресурса в адрес потребителя Крощенко Л.В., и подтверждающих их объем.
Доводы заявителя со ссылкой на то, что компенсация потерь основана на согласовании МУП "БТС" и собственника (потребитель) Крощенко Л.В. границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за пределами жилого дома, о чем свидетельствует Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложение к договору N 379 от 22.04.2010 года), а также непосредственно договор N 379 на оказание услуг отопления населению в горячей воде, арбитражным судом правомерно отклонены, исходя из следующего.
Сам по себе акт не является доказательством принадлежности Крощенко Л.В. участка сетей, на котором происходят потери, поскольку границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности должны определяться согласно пункта 8 Правил содержания общего имущества.
Акт о границах носит технический характер, и на его основании не может возникнуть вещное право на сети.
Таким образом, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и положения указанных выше нормативных правовых актов, не предусматривают при определении количества тепловой энергии, подлежащей оплате гражданами, проживающими в многоквартирном доме, учета возможности оплаты потерь, возникающих в тепловых сетях (до точки присоединения общедомового прибора учета дома, либо до внешней стены дома при его (прибора учета) отсутствии).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действиями МУП "БТС" по выставлению в счете на оплату жилищно-коммунальных услуг суммы услуг "потери в тепловых сетях" нарушены приведенные выше положения Жилищного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов регулирующих взаимоотношения ресурсоснабжающей организации и собственниками.
Следовательно, Инспекция правомерно выдала МУП "БТС" предписание, которым Предприятие обязано произвести перерасчет размера платы за отопление потребителю Крощенко Л.В., проживающей по адресу: с. Бурла, ул. Почтовая, д. 16, кв. 1, за отопительные периоды 2013-2014, 2014-2015 и 2015-2016 года, исключив из платы начисленные расходы за тепловые потери, на наружных сетях; вернуть потребителю уплаченные ими денежные средства за предъявленные в составе платы за отопление расходы за тепловые потери на наружных сетях.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, доводы сторон были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, и им была дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежащая правовая оценка; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки апелляционная инстанция не имеет; нарушений норм материального и процессуального права не установлено; оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ для отмены решения, а также для принятия доводов апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату Предприятию из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 104, статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 19 июля 2017 года по делу N А03-2821/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию "Бурлинские тепловые сети" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб., уплаченную по чек-ордеру от 02.08.2017 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН

Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
Н.А.УСАНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)