Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указывает на то, что, несмотря на ненадлежащее техническое состояние многоквартирного дома, административный ответчик не принимает мер, направленных на признание его аварийным, бездействие органов местного самоуправления создает реальную угрозу жизни и здоровью лиц, проживающих в многоквартирном доме, а также неопределенного круга лиц.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Остапенко С.В.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бугаевой Е.М.,
судей Литвиновой М.В., Шмидт Т.Е.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Балаково Саратовской области (далее - прокурор) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - администрация) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия по апелляционной жалобе администрации на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 17 августа 2017 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, письменного заключения прокурора Савиной С.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации с требованиями о признании незаконным бездействия, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий по признанию многоквартирного дома аварийным.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой города Балаково Саратовской области проверки исполнения жилищного законодательства выявлено, что на территории Балаковского муниципального района Саратовской области расположен многоквартирный дом <адрес>, в котором имеется две муниципальные квартиры. В ходе осмотра многоквартирного дома установлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390. Несмотря на ненадлежащее техническое состояние многоквартирного дома <адрес> административный ответчик не предпринимает меры, направленные на признание его аварийным. Прокурор полагал, что бездействие органов местного самоуправления создает реальную угрозу жизни и здоровью как лиц, проживающих в указанном многоквартирном доме, так и неопределенного круга лиц.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 17 августа 2017 года признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в необращении в межведомственную комиссию по оценке и обследованию помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с заявлением о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным. На администрацию возложена обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу инициировать процедуру, установленную пунктами 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, подготовить и представить документы, указанные в пункте 45 названного Положения в межведомственную комиссию в целях признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В апелляционной жалобе администрация ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. Полагает, что обращение в межведомственную комиссию является правом, а не обязанностью собственника помещений. Кроме того, помимо муниципальных помещений в многоквартирном доме имеются квартиры, принадлежащие на праве собственности гражданам, которые также вправе обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу, однако никаких действий не предпринимают. По мнению администрации, судом не принято во внимание, что все дефекты и повреждения многоквартирного жилого дома могут быть устранены путем капитального или текущего ремонта. Также орган местного самоуправления не может нести ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, допущенные иными лицами, на которых действующим законодательством возложена самостоятельная обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности в своих квартирах.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура города Балаково Саратовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, администрация является собственником двух жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>.
Прокуратурой города Балаково Саратовской области проведена проверка исполнения администрацией жилищного законодательства. Согласно акту осмотра, проведенного помощником прокурора города Балаково Саратовской области совместно с консультантом инспекционного отдела по муниципальным районам Саратовской области Государственной жилищной инспекции Саратовской области и заместителем начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области, выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170. В частности, установлено: разрушение вентиляционных каналов, кровли, отмостки, штукатурного слоя цоколя, облицовки, внутридомовая система электроснабжения находится в ветхом состоянии, системы холодного водоснабжения и канализации поражены коррозией, отсутствует система горячего водоснабжения, выявлен провис полов в подъездах, в жилых помещениях оборудованы самодельные ванные комнаты, внутри жилых помещений имеются трещины на стенах, следы протечек, разрушения штукатурного слоя потолков. Кроме того, выявлены нарушения Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390: на лестничных клетках допущена эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции, допущены эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями).
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57). Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.
В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (пункт 7). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33). Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34).
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пунктом 45 Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в частности, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 30 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области, принятого решением Собрания Балаковского муниципального района от 29 сентября 2015 года N 938, к компетенции администрация Балаковского муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Балаковского муниципального района в порядке, определенном решениями Собрания Балаковского муниципального района (пункт 6), осуществление полномочий по решению вопросов местного значения на территории сельских поселений, входящих в состав Балаковского муниципального района, установленных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, законами Саратовской области.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 3.1 Положении об администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, принятого решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 26 сентября 2016 года N 3/1-14.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 26 января 2017 года N 23 утверждено Положение межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений, жилого помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу, согласно пункту 1.2 которого комиссия создана в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Несмотря на то, что в многоквартирном жилом доме <адрес> выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, правил пожарной безопасности, администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Неправомерно бездействуя, администрация не обращалась в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого комиссия и орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в необращении в межведомственную комиссию с заявлением о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, удовлетворив заявленные прокурором административные исковые требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 17 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-8111/2017
Требование: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий по признанию многоквартирного дома аварийным.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указывает на то, что, несмотря на ненадлежащее техническое состояние многоквартирного дома, административный ответчик не принимает мер, направленных на признание его аварийным, бездействие органов местного самоуправления создает реальную угрозу жизни и здоровью лиц, проживающих в многоквартирном доме, а также неопределенного круга лиц.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. по делу N 33а-8111
Судья: Остапенко С.В.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бугаевой Е.М.,
судей Литвиновой М.В., Шмидт Т.Е.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Балаково Саратовской области (далее - прокурор) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - администрация) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия по апелляционной жалобе администрации на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 17 августа 2017 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, письменного заключения прокурора Савиной С.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации с требованиями о признании незаконным бездействия, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий по признанию многоквартирного дома аварийным.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой города Балаково Саратовской области проверки исполнения жилищного законодательства выявлено, что на территории Балаковского муниципального района Саратовской области расположен многоквартирный дом <адрес>, в котором имеется две муниципальные квартиры. В ходе осмотра многоквартирного дома установлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390. Несмотря на ненадлежащее техническое состояние многоквартирного дома <адрес> административный ответчик не предпринимает меры, направленные на признание его аварийным. Прокурор полагал, что бездействие органов местного самоуправления создает реальную угрозу жизни и здоровью как лиц, проживающих в указанном многоквартирном доме, так и неопределенного круга лиц.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 17 августа 2017 года признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в необращении в межведомственную комиссию по оценке и обследованию помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с заявлением о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным. На администрацию возложена обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу инициировать процедуру, установленную пунктами 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, подготовить и представить документы, указанные в пункте 45 названного Положения в межведомственную комиссию в целях признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В апелляционной жалобе администрация ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. Полагает, что обращение в межведомственную комиссию является правом, а не обязанностью собственника помещений. Кроме того, помимо муниципальных помещений в многоквартирном доме имеются квартиры, принадлежащие на праве собственности гражданам, которые также вправе обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу, однако никаких действий не предпринимают. По мнению администрации, судом не принято во внимание, что все дефекты и повреждения многоквартирного жилого дома могут быть устранены путем капитального или текущего ремонта. Также орган местного самоуправления не может нести ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, допущенные иными лицами, на которых действующим законодательством возложена самостоятельная обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности в своих квартирах.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура города Балаково Саратовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, администрация является собственником двух жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>.
Прокуратурой города Балаково Саратовской области проведена проверка исполнения администрацией жилищного законодательства. Согласно акту осмотра, проведенного помощником прокурора города Балаково Саратовской области совместно с консультантом инспекционного отдела по муниципальным районам Саратовской области Государственной жилищной инспекции Саратовской области и заместителем начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области, выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170. В частности, установлено: разрушение вентиляционных каналов, кровли, отмостки, штукатурного слоя цоколя, облицовки, внутридомовая система электроснабжения находится в ветхом состоянии, системы холодного водоснабжения и канализации поражены коррозией, отсутствует система горячего водоснабжения, выявлен провис полов в подъездах, в жилых помещениях оборудованы самодельные ванные комнаты, внутри жилых помещений имеются трещины на стенах, следы протечек, разрушения штукатурного слоя потолков. Кроме того, выявлены нарушения Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390: на лестничных клетках допущена эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции, допущены эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями).
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57). Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.
В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (пункт 7). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33). Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34).
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пунктом 45 Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в частности, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 30 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области, принятого решением Собрания Балаковского муниципального района от 29 сентября 2015 года N 938, к компетенции администрация Балаковского муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Балаковского муниципального района в порядке, определенном решениями Собрания Балаковского муниципального района (пункт 6), осуществление полномочий по решению вопросов местного значения на территории сельских поселений, входящих в состав Балаковского муниципального района, установленных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, законами Саратовской области.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 3.1 Положении об администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, принятого решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 26 сентября 2016 года N 3/1-14.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 26 января 2017 года N 23 утверждено Положение межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений, жилого помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу, согласно пункту 1.2 которого комиссия создана в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Несмотря на то, что в многоквартирном жилом доме <адрес> выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, правил пожарной безопасности, администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Неправомерно бездействуя, администрация не обращалась в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого комиссия и орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в необращении в межведомственную комиссию с заявлением о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, удовлетворив заявленные прокурором административные исковые требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 17 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)