Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.03.2016 N 06АП-725/2016 ПО ДЕЛУ N А73-15057/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2016 г. N 06АП-725/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
- от акционерного общества "Газпром Газораспределение Дальний Восток": Заяц А.А., представителя по доверенности от 11.01.2016 N 07-22/288 (сроком по 30.06.2016);
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Григорьевой Е.В., представителя по доверенности от 11.09.2015 N 3/7436 (сроком на два года);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 01.02.2016
по делу N А73-15057/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению акционерного общества "Газпром Газораспределение Дальний Восток"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
об отмене постановления

установил:

акционерное общество "Газпром газораспределение Дальний Восток" (далее - АО "Газпром газораспределение Дальний Восток"; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС России по Хабаровскому краю; антимонопольная служба; антимонопольный орган) от 06.10.2015 N 48 о наложении штрафа по делу N 3-04/42 об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения штрафа в сумме 737500 руб.
Решением суда от 01.02.2016 заявленное обществом требование удовлетворено частично, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено в части применения размера штрафа, превышающего 650000 руб.
Суд первой инстанции, установив в действиях (бездействии) заявителя нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), выразившихся в неосуществлении поставки газа в начале отопительного сезона 2014/2015 (до 15.10.2015) на объекты ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная", к сетям которых подключены потребители коммунальной услуги (р.п. Лазарев и п. Эльбан), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, вместе с тем пришел к выводу о неправильном назначении УФАС России по Хабаровскому краю суммы штрафа (необоснованно принял во внимание два эпизода привлечения общества к административной ответственности - два обстоятельства, отягчающих ответственность), в связи с чем, снизил сумму штрафа до 87500 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС России по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 2 части 1 статьи 4.3, статью 4.6, часть 1 статьи 14.31, статью 1.2 КоАП РФ, утверждает о том, что суд неверно применил норму права и неверно определил размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, исходя из одного эпизода повторного однородного правонарушения, совершенного обществом, так как таких правонарушений было совершено два, в связи с чем, 17.04.2014 антимонопольным органом вынесены постановления N 10 и N 11 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ (постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 по делу N 06АП-4429/2014, от 20.08.2014 по делу N 06АП-4005/2014), и применение при расчете штрафа только одного отягчающего обстоятельства (вместо двух) не достигает целей и задач административного законодательства, такие задачи как предупреждение административных правонарушений, направленных на недопущение создания условий, способствующих созданию атмосферы безнаказанности, выполняться не будут.
В своем отзыве на апелляционную жалобу общество доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в УФАС России по Хабаровскому краю поступили материалы Прокуратуры Хабаровского края (вх. от 16.10.2014 N 6/1557) на бездействие ОАО "Хабаровсккрайгаз" (680011, г. Хабаровск, ул. Брестская, дом 51, ИНН 2722010548, КПП 272201001) в осуществлении поставки газа в начале отопительного периода 2014/2015 гг. на объекты ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная", к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы (тепловая энергия), при отсутствии заключенного соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам.
06.07.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, об изменении наименования ОАО "Хабаровсккрайгаз" на АО "Газпром газораспределение Дальний Восток".
По результатам анализа представленных документов и сведений Комиссией УФАС России по Хабаровскому краю выявлено, что: между ОАО "Хабаровсккрайгаз" и ООО "Котельная" заключен договор поставки природного газа от 05.12.2013 N 11-04/26; между ОАО "Хабаровсккрайгаз" и ООО "Коммунальщик" заключен договор поставки природного газа от 05.12.2013 N 11-04/36; в соответствии с данными договорами ОАО "Хабаровсккрайгаз" обязуется поставлять природный газ (далее - газ) с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года и организовывать его транспортировку, а ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная" обязуются принимать и оплачивать поставки газа и его транспортировку; согласно представленным сведениям, договоры поставки природного газа заключаются между сторонами ежегодно; ООО "Коммунальщик" приобретает у ОАО "Хабаровсккрайгаз" газ для предоставления коммунальных услуг населению (отопление) и является единой теплоснабжающей организацией на территории р.п. Лазарев; согласно представленным паспортам готовности к работе в осенне-зимний период 2014/2015 гг. от 15.09.2014 ООО "Коммунальщик" готово к указанному отопительному периоду, о чем сообщило ОАО "Хабаровсккрайгаз" посредством электронной почты; письмом от 26.09.2014 N 504 ООО "Коммунальщик" направило в адрес ОАО "Хабаровсккрайгаз" просьбу о разрешении на пуск природного газа на котельные, отапливающие объекты социальной сферы, жилищный фонд р.п. Лазарев, с 01.10.2014.
Как установлено Комиссией, в соответствии с Постановлением Администрации городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края от 02.10.2014 N 83-пд о начале отопительного периода 2014/2015 гг., ООО "Коммунальщик", в связи с ожидаемым понижением среднесуточной наружной температуры воздуха ниже +8 градусов в период с 01.10.2014 по 05.10.2014, необходимо начать отопительный период в городском поселении "Рабочий поселок Лазарев" не позднее 06.10.2014.
Письмом от 02.10.2014 N 1-18/365 Администрация городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края сообщило ОАО "Хабаровсккрайгаз" о том, что в период с 01.10.2014 по 05.10.2014 в поселке ожидается понижение среднесуточных температур до +6 градусов и ниже, что говорит о необходимости начинать отопительный сезон, данным письмом Администрация городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края выразило просьбу о разрешении ОАО "Хабаровсккрайгаз" подачи газа на объекты ООО "Коммунальщик" с 06.10.2014.
Письмом от 03.10.2014 N 1.1-41/3600 Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края обратилось к ОАО "Хабаровсккрайгаз" с просьбой о подаче газа на котельные р.п. Лазарев Николаевского муниципального района Хабаровского края с 06.10.2014 для недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с отсутствием теплоснабжения социально значимых объектов и жилищного фонда поселения; данным письмом Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края сообщила о том, что дневные и ночные температуры наружного воздуха падают с начала октября 2014 года до среднесуточных +4 градуса и ниже.
Согласно представленным документам и сведениям, на котельных, принадлежащих ООО "Коммунальщик", не предусмотрено использование другого топлива кроме природного газа.
Письмом от 19.02.2015 N 3-4/64 Администрация городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края сообщила Комиссии, что отопительный сезон 2014/2015 гг. в р.п. Лазарев должен был начаться 06.10.2014.
Однако, фактически ОАО "Хабаровсккрайгаз" начало поставку газа на котельные, принадлежащие ООО "Коммунальщик" 15.10.2014.
Также Комиссией по представленным материалам установлено, что ООО "Котельная" приобретает у ОАО "Хабаровсккрайгаз" газ для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для всех потребителей Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, подключенных к системе централизованного теплоснабжения, и является единой теплоснабжающей организацией на территории данного поселения.
Согласно Постановлению Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 26.09.2014 N 65 о начале отопительного сезона 2014/2015 г.г. в Эльбанском городском поселении Амурского муниципального района, отопительный сезон должен начаться при достижении среднесуточной температуры воздуха значения +8 градусов и наличия запасов топлива на теплоисточниках, не позднее 15.10.2014.
Письмом от 30.09.2014 N 830 ООО "Котельная" сообщила ОАО "Хабаровсккрайгаз" о готовности котельной п. Эльбан к отопительному сезону 2014/2015 г.г. и направило в адрес ОАО "Хабаровсккрайгаз" вышепоименованное постановление от 26.09.2014 N 65.
ООО "Котельная" направило в адрес ОАО "Хабаровсккрайгаз" письмо от 07.10.2014 N 848 с просьбой о согласовании даты и времени начала поставок газа в связи с необходимостью открывать отопительный сезон (среднесуточная температур наружного воздуха в течение нескольких дней менее +8 градусов).
Письмом от 09.10.2014 N 859 ООО "Котельная" сообщила ОАО "Хабаровсккрайгаз" о том, что температура наружного воздуха опускается в ночное время до отрицательных значений, а среднесуточная температура достигла значений, требующих предоставление услуг теплоснабжения в жилые дома и учреждения социальной сферы в Эльбанском городском поселении; задержка начала отопительного периода на неопределенный срок приводит к угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в Эльбанском городском поселении.
Также, согласно письму Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 15.10.2014 N 0-34-66, направленного в адрес Прокуратуры Амурского района, среднесуточная температура в период с 10.10.2014 по 14.10.2014 составляла 8 градусов.
В соответствии с представленной информацией, на котельных, принадлежащих ООО "Котельная", не предусмотрено использование другого топлива кроме природного газа.
Письмом от 20.02.2015 N 01-28-975 Администрация Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края сообщила Комиссии, что отопительный сезон 2014/2015 гг. в Эльбанском городском поселении должен был начаться 04.10.2014.
Однако, фактически ОАО "Хабаровсккрайгаз" начало поставку газа на котельные, принадлежащие ООО "Котельная" 15.10.2014.
Согласно представленным документам и сведениям, по состоянию на 30.04.2014 у ООО "Коммунальщик" перед ОАО "Хабаровсккрайгаз" возникла задолженность за потребляемый топливно-энергетический ресурс (газ) в размере 23 699 600,48 руб., у ООО "Котельная" размер задолженности составил 46952544,75 руб.
ОАО "Хабаровсккрайгаз" неоднократно уведомляло ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная" о необходимости погашения возникшей задолженности.
ОАО "Хабаровсккрайгаз" прекратило подачу топливно-энергетического ресурса (газа) ООО "Коммунальщик" - 24.06.2014, ООО "Котельная" - 15.05.2014.
Основаниями прекращения подачи газа явилось неоднократное нарушение данными организациями сроков оплаты использованных топливно-энергетических ресурсов (газа) (неоплата за два периода платежа, установленных договорами).
Согласно представленным документам и сведениям, по окончанию отопительного сезона 2013/2014 года на предприятии ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная", в соответствии с Порядком прекращения или ограничения подачи газа, были установлены контрольные пломбы за наличие задолженности за поставленные топливно-энергетические ресурсы. При этом, из пояснений ОАО "Хабаровсккрайгаз" следует, что до окончания отопительного периода 2013/2014 гг. в отношении указанных предприятий ограничение подачи топливно-энергетического ресурса (газа), согласно вышеуказанных уведомлений, не производилось.
Вышеуказанные письма о готовности котельных ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная" к отопительному сезону 2014/2015 гг. ОАО "Хабаровсккрайгаз" получило 01.10.2014г, однако, как установлено Комиссией, к началу отопительного сезона 2014/2015 гг. в р.п. Лазарев (06.10.2014) и Эльбанском городском поселении (04.10.2014) ОАО "Хабаровсккрайгаз" не начало поставку газа на котельные, принадлежащие ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная" в связи с образовавшейся у них задолженностью.
Отопительный сезон 2014/2015 гг. в р.п. Лазарев и Эльбанском городском поселении начался 15.10.2014.
При этом, как установлено Комиссией по представленным материалам, ОАО "Хабаровсккрайгаз" направило в адрес ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная" письма от 10.10.2014 (N 10-04/3720/1, N 10-04/3720/2) с запросами о наличии (отсутствии) у данных организаций абонентов, которые в 2014 году добросовестно исполняли обязанность по оплате коммунальной услуги - отопление.
Согласно полученным ОАО "Хабаровсккрайгаз" письмам от ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная" от 13.10.2014 (письма N 516, N 857), задолженность за отопление имеется лишь у незначительной части потребителей.
В связи с тем, что информация об абонентах, которые добросовестно исполняли обязанности по оплате коммунальной услуги - отопление, была предоставлена только 13.10.2014, поставка газа на котельные, принадлежащие ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная" начала осуществляться 15.10.2014.
На основании анализа представленных в материалы дела доказательств, Комиссия пришла к выводу, что ОАО "Хабаровсккрайгаз", являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по снабжению газом на территории Хабаровского края, обладая информацией о наличии у ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная" абонентов, которым данные организации предоставляют коммунальную услугу- отопление, своим бездействием в осуществлении "Коммунальщик" и ООО "Котельная", как организаций, в обязанность которых входит предоставление коммунальной услуги - отопление населению, приостановление которой, в силу Правил N 354, запрещено (в отопительный период).
В ходе рассмотрения дела N 3-1/257 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "Хабаровсккрайгаз" Комиссией УФАС России по Хабаровскому краю установлено нарушение ОАО "Хабаровсккрайгаз" части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, что выразилось в бездействии ОАО "Хабаровсккрайгаз" в осуществлении поставки газа в начале отопительного периода 2014/2015 г.г. (до 15.10.2014) на объекты ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная", к сетям которых подключены потребители коммунальной услуги - отопление, что могло привести к ущемлению интересов указанных потребителей.
Таким образом, по результатам рассмотрения дела N 3-1/257 антимонопольным органом 26.05.2015 принято решение N 8 о признании ОАО "Хабаровсккрайгаз" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, и о прекращении рассмотрения дела по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона N 135-ФЗ, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
09.06.2015 заместителем руководителя антимонопольного органа вынесено определение о возбуждении в отношении ОАО "Хабаровсккрайгаз" дела N 3-04/42 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и проведении административного расследования. Копия определения направлена в адрес общества 10.06.2015 и получено адресатом 15.06.2015 г., что подтверждается почтовой карточкой о вручении почтового отправления.
Уведомлением от 15.07.2015 N 3/5466 общество извещалось о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 17.09.2015 в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. N 18. Уведомление направлено по юридическому адресу общества и, согласно почтовому уведомлению о вручении, получено адресатом 23.07.2015.
17.09.2015 заместителем руководителя УФАС по Хабаровскому краю Костромеевым Н.Б. в отношении АО "Газпром газораспределение Дальний Восток", в присутствии представителя общества Абузяровой А.С., действующей на основании доверенности от 06.07.2015 г. N 07-22/01, составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Определением от 17.09.2015 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 06.10.2015 в 11 час. 00 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. N 18.
06.10.2015 должностным лицом УФАС России по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения материалов дела N 3-04/32 об административном правонарушении, в присутствии представителя общества Абузяровой А.С., действующей на основании доверенности от 06.07.2015 г. N 07-22/01, вынесено постановление N 48, которым АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 737500 руб.
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требование АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при э том результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим положением, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ, признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Приказом УФАС России по Хабаровскому краю N 5-П от 26.01.2000 ОАО "Хабаровсккрайгаз" включено в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" по услуге по снабжению газом, имея долю более 65% в географических границах Хабаровского края.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии; к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Основанием для одностороннего отказа поставщика от исполнения договора в силу статьи 523 ГК РФ является существенное нарушение покупателем условия договора, в частности, в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.
Согласно статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" при несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок прекращения или ограничения подачи газа является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.
Согласно пункту 3 Порядка прекращения или ограничения подачи газа при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1 (бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода: допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °С до +12 °С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °С до +10 °С).
В силу пункта 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.
При этом, по смыслу подпункта "в" пункта 119 Правил N 354, исполнитель не вправе приостановить предоставление коммунальной услуги- отопление.
Согласно пункту 121 Правил N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 (возникновение или угроза возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения; возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций; получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа) и пункте "б" пункта 117 (проведение планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме) данных Правил.
В силу вышеизложенного нарушение установленных сроков предоставления коммунальных услуг (в рассматриваемом случае - отопление) потребителю (за исключением вышеуказанных случаев) является недопустимым, влечет нарушение прав потребителей на своевременное и бесперебойное получение коммунальной услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 5 Правил N 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5- дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
В силу пункта 2.6.9 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно материалам дела, Комиссией антимонопольного органа по результатам анализа представленной в материалы дела N 3-1/257 о нарушении антимонопольного законодательства переписки ОАО "Хабаровсккрайгаз" с ООО "Коммунальщик" и с ООО "Котельная", установлено, что ОАО "Хабаровсккрайгаз" было известно о том, что указанные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг (отопление) населению.
В том числе об этом свидетельствует как переписка 2014 года, так и переписка 2013 года (так, например в письме ООО "Котельная" от 27.03.2013 N 259, направленном в адрес ОАО "Хабаровсккрайгаз", ООО "Котельная" просит ОАО "Хабаровсккрайгаз" не производить ограничение подачи газа на котельную п.Эльбан, так как данная мера может привести к остановке котельной и возникновению чрезвычайной ситуации в поселении; в письме от 29.09.2013 N 768, направленном в адрес ОАО "Хабаровсккрайгаз", ООО "Коммунальщик" просит дать разрешение на пуск природного газа на котельные, расположенные в р.п.Лазарев, отапливающие объекты социальной сферы, жилищный фонд).
Таким образом, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "Хабаровсккрайгаз", являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по снабжению газом на территории Хабаровского края, обладая информацией о наличии у ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная" абонентов, которым данные организации предоставляют коммунальную услугу - отопление, своим бездействием в осуществлении поставки газа в начале отопительного периода 2014/2015 гг. (до 15.10.2015) на объекты ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная", к сетям которых подключены потребители коммунальной услуги- отопление, нарушило права данных абонентов на своевременное и бесперебойное получение данной коммунальной услуги, а также права ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная", как организаций в обязанность которых входит предоставление коммунальной услуги - отопление населению, приостановление которой, в силу Правил N 354, запрещено (в отопительный период).
При этом, как верно отмечено административным органом, наличие задолженности у ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная" перед ОАО "Хабаровсккрайгаз" не является правомерным основанием для отказа от поставок газа на котельные, обеспечивающие теплоснабжением жилищный фонд, так как, в рассматриваемой ситуации, ОАО "Хабаровсккрайгаз", как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по снабжению газом на территории Хабаровского края, в рамках действующего законодательства могло реализовать свои законные права по взысканию задолженности путем обращения в суд и последующего принудительного исполнения судебного акта.
Таким образом, Комиссия УФАС России по Хабаровскому краю установила в бездействии ОАО "Хабаровсккрайгаз" по осуществлению поставки газа в начале отопительного периода 2014/2015 г.г. на объекты ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная", к сетям которых подключены потребители коммунальной услуги - отопление, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-Ф3, в силу которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Действующее законодательство не связывает наличие нарушения антимонопольного законодательства с обязательным наступлением каких-либо вредных последствий.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, что, в свою очередь, указывает на наличие в действиях юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, совершенного АО "Газпром газораспределение Дальний Восток", установлен судом и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Бездействие АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" по осуществлению поставки газа в начале отопительного периода 2014/2015 гг. на объекты ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная", к сетям которых подключены потребители коммунальной услуги - отопление, свидетельствует о противоправном, виновном характере данного бездействия общества так как, общество, осознавая характер деятельности ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная", должно было понимать, что такое бездействие может повлечь негативные последствия для конечных потребителей ООО "Коммунальщик" и ООО "Котельная", имеющих в силу отдельных нормативных правовых актов определенную степень защиты от реализации АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" права не осуществления поставки газа на объекты данных организаций.
Вместе с тем, суд первой инстанции, оценив выводы, изложенные в постановлении N 48 от 16.10.2015, а также представленные доказательства, пришел к выводу о том, что при назначении административного наказания антимонопольным органом неправильно определен размер административного штрафа в сумме 737500 руб.
Так, санкция части 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу пункта 4 примечания к статьи 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения: 300 000+ (1 000000-300 000)/2 = 650000 руб.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что УФАС России по Хабаровскому краю при определении размера административного штрафа установило и учло наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а именно два эпизода привлечения общества к административной ответственности за однородные правонарушения (постановления антимонопольного органа от 17.04.2014 N 10 по делу N 3-04/02, N 11 по делу N 3-04/4).
Между тем, арбитражным судом установлено, что данные эпизоды фактически образуют одно обстоятельство, отягчающее ответственность - повторное совершение однородного правонарушения.
Таким образом, учитывая наличие только одного отягчающего обстоятельства, арбитражный суд правомерно уменьшил сумму штрафа, назначенную обществу оспариваемым постановлением, на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа и минимального размера административного штрафа, что составляет 87500 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 1 февраля 2016 года по делу N А73-15057/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА

Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)