Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2016 ПО ДЕЛУ N А05-14171/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2016 г. по делу N А05-14171/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 июня 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекцией Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2016 года по делу N А05-14171/2015 (судья Чурова А.А.),
установил:

товарищество собственников жилья "Логинова, 20" (ОГРН 1142901003079, ИНН 2901246500; место нахождения: 163069, город Архангельск, улица Логинова, дом 20; далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 14.08.2015 N ОК-01/07-06/189.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N 2"), общество с ограниченной ответственностью "Новый город" (далее - общество).
Решением суда от 17 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считает, что вся внутридомовая система отопления, в том числе все коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, является общим имуществом собственников дома и все собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве собственности на это имущество. Ссылается на отсутствие законных оснований для разделения дома на две части с целью расчета платы за отопление.
Товарищество и ОАО "ТГК N 2" в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, считают его законным и обоснованным.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании обращения жильцов дома N 20 по ул. Логинова в г. Архангельске с жалобой на нарушения требований действующего законодательства при определении размера платы за отопление в отношении товарищества, осуществляющего управление данным домом, проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 14.08.2015 N ОК-01/07-01/601.
В ходе проверки товариществом представлены расчеты, согласно которым спорный дом оборудован двумя узлами учета тепловой энергии, установленным отдельно на жилую и нежилую части дома, и расчеты платы за отопление производились раздельно для жилой и нежилой частей дома.
Инспекция признала указанный подход к расчету платы не соответствующим Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исходя из которых, по ее мнению, показания приборов учета за расчетный период для целей расчета платы за отопление подлежат суммированию.
На основании изложенного инспекцией сделан вывод о нарушении заявителем порядка ценообразования платы за отопление, в результате которой допущен обсчет потребителя, проживающего в квартире <...> спорного дома за май, октябрь - декабрь 2014 года на 2510,01 руб.
По результатам проверки товариществу выдано предписание от 14.08.2015 N ОК-01/07-06/189, которым в срок до 30.11.2015 предписано произвести потребителю перерасчет платы за отопление за май, сентябрь - декабрь 2014 года на сумму 2510,01 руб.
Товарищество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные товариществом требований, посчитав оспариваемое предписание незаконным и необоснованным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата (далее - ЖК РФ) за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В данном случае управление многоквартирным домом N 20 по ул. Логинова в г. Архангельск осуществляет товарищество, которое заключило с ОАО "ТГК-2" договор поставки ресурсов от 15.04.2014 N 2917 на поставку тепловой энергии.
На основании договора по финансовому управлению и технической эксплуатации жилого дома от 15.04.2014, заключенного между товариществом и ООО "Новый город", последнее приняло на себя обязательства, в том числе, по начислению и сбору платежей за оказанные услуги.
Следовательно, товарищество является в данном случае исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В пункте 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В соответствии с абзацем 2 пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.
Согласно пункту 3 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
Р{\sub i = V{\super д x (S{\super i / S{\super об) x Т{\super т, где:

- V{\super д - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом. В случаях, предусмотренных пунктами 42(1) и 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- S{\super i - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- S{\super об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
- Т{\super т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку в многоквартирном доме установлены два коллективных (общедомовых) прибора учета суд первой инстанции посчитал правомерным начисление платы за отопление отдельно по каждому прибору учета и не соответствующим Правилам N 354 примененный инспекцией расчет платы за потребленный коммунальный ресурс.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда необоснованным, поскольку согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом, нежилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, а также исходя из всей площади дома, как жилой, так и нежилой.
Согласно техническому паспорту на спорный дом общая площадь здания составляет 6862,6 кв. м, в том числе площадь жилых помещений 3616,4 кв. м с учетом площади лестничных клеток, лифтов, тамбуров и других помещений в размере 966,1 кв. м, площадь нежилых помещений 2280,1 кв. м.
Собственнику квартиры <...> спорного дома согласно квитанциям выставлено к оплате за отопление за май 2014 года 963,24 руб., за октябрь - декабрь 2014 года соответственно в размере 1472,31 руб., 2161,25 руб., 2447,83 руб.
В соответствии с представленными товариществом расчетами платы за отопление по квартире <...> расчет произведен по формуле 3 исходя из показаний узла учета по жилым помещениям и площади только жилых помещений дома. При этом, исходя из указанных выше норм, при расчете платы за отопление по формуле 3 применяются иные показания, а именно общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома; объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.
Данными нормами не предусмотрено исчисление платы за отопление примененным товариществом.
В соответствии с представленным в материалы дела отчетом по теплоснабжению спорного дома за период с апреля по декабрь 2014 года потребление тепловой энергии за указанный период составило в размерах, указанных инспекцией в расчете обсчете потребителя.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает оспариваемое предписание инспекции законным и обоснованным.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявленных товариществом требований отказать.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2016 года по делу N А05-14171/2015 отменить.
Товариществу собственников жилья "Логинова, 20" отказать в признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 14.08.2015 N ОК-01/07-06/189.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
В.И.СМИРНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)