Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. без использования средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - не явился;
- от заинтересованного лица - не явился;
- от третьего лица - не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьская" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 апреля 2016 г. по делу N А45-2984/2016 (судья Векшенков Д.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьская" (ОГРН 1065405003674, ИНН 5405307984)
к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области
третье лицо: акционерное общество "Сибирская энергетическая компания"
о признании недействительным предписания от 09.02.2016 N 05-03-016/1922,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьская" (Далее - Общество, ООО "УК "Октябрьская") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - Жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 09.02.2016 N 05-03-016/1922.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено акционерное общество "Сибирская энергетическая компания".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14 апреля 2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК "Октябрьская" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что со стороны ООО "УК "Октябрьская" принят полный комплекс мер, направленный на решение вопроса о предоставлении потребителям горячего водоснабжения надлежащего качества, неоднократно предлагалось собственникам МКД N 9 по ул. Ключ-Камышенское плато утвердить плату на приобретение и установку бойлера для подогрева горячей воды. Заявитель указывает, что им ведется работа с ресурсоснабжающей организацией по восстановлению подачи горячего водоснабжения надлежащего качества.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Жилищная инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов и указывает на их необоснованность, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Треть лицо - ОАО "СибЭко" в своем пояснении на апелляционную жалобу указывает, что проблема качества горячего водоснабжения носит не формальный, а технологический характер, и может быть решена путем монтажа линии циркуляции как до дома за счет средств муниципального, так и внутри дома за счет средств собственников.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением жителей многоквартирного дома N 5 по ул. Ключ-Камышенское плато в г. Новосибирске по ненадлежащему выполнению лицензионных требований при предоставлении коммунальных услуг потребителям, Жилищной инспекцией в отношении ООО "Управляющая компания "Октябрьская" проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению лицензионных требований. Итоги проверки зафиксированы в акте проверки от 09.02.2016 N 05-02-016/1922.
По результатам проверки Жилищной инспекцией выдано предписание от 09.02.2016 N 05-03-016/1922 по выявленным нарушениям при оказании коммунальных услуг, ООО "УК "Октябрьская" предложено выполнить мероприятия и работы по исполнению лицензионных требований в срок до 30.05.2016, а именно:
1. Подготовить предложения собственникам помещений по вопросу нормализации коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
2. Обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества гражданам, проживающим в квартирах N N 10, 40. Температура горячей воды в точке разбора для закрытых систем должна быть не менее +60°С.
Посчитав, что названным предписанием нарушаются права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании названного ненормативного правового акта недействительным.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания. Судом установлено, что при осуществлении управления многоквартирным домом заявителем допущены нарушения лицензионных требований, не обеспечено применение мер по устранению нарушений в предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителями дома.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В силу подпункта "б" пункта 4 Правил N 354, горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования); отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к данным Правилам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил N 354 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного жилого дома (дома, в которых отбирались пробы, являются многоквартирными).
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпункт "к" пункта 31 Правил N 354 устанавливает обязанности исполнителя: вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
В соответствии с пунктом 5 раздела II "Горячее водоснабжение" Приложения N 1 к Правилам N 354 установлена необходимость обеспечения соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Надлежащее содержание общего имущества в МКД является одной из ключевых целей управления МКД (часть 1 статьи 161 ЖК РФ). Правила осуществления деятельности по управлению МКД утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416. Согласно пункт 4 названных Правил управление МКД обеспечивается выполнением ряда стандартов, одним из которых является подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) МКД.
Согласно пункту 10 Положения о государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 15.04.2012 N 208-п (далее - Положение), в установленной сфере деятельности инспекция исполняет следующие полномочия: проводит проверки: использования и сохранности жилищного фонда, независимо от его формы собственности, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; технического состояния жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, своевременного выполнения работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; организации управления многоквартирным домом; выполнения принятых решений и предписаний по устранению выявленных нарушений.
Согласно материалам дела, что согласно пункту 3.1.3 договора управления многоквартирным домом N 5 по ул. Ключ-Камышенское плато от 25.01.2010, заключенного между заявителем и собственниками помещений, управляющая организация обязана самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов организовать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, организовать предоставление коммунальных услуг установленного уровня качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления.
Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 054-000088 от 29.04.2015 и является ответственным лицом за обеспечение благоприятными и безопасными условиями проживания граждан, а также качественное предоставление коммунальных услуг жителям дома N 5 по ул. Ключ-Камышенское плато, а также взимание платы по установленному собственниками тарифу с граждан - собственников и лиц, пользующихся помещениями в указанном доме.
В ходе проведенной проверки в квартирах N N 10 и 40 проведены измерения температуры горячего водоснабжения: температура горячей воды в точке водоразбора (ванная) квартир N N 10 и 40 составила +42,4°С и +53,6°С, соответственно, что не соответствует качеству коммунальных услуг, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг. При этом, температура горячей воды на вводе в дом за период с мая 2015 года по январь 2016 года составляла +48-58°С, что не соответствует нормативу, а именно на границе раздела ответственности температура горячего водоснабжения ниже +60-75°С.
Контрагентом общества по договору от 11.01.2009 N 9390 на подачу и потребление тепловой энергии в горячей воде является ресурсоснабжающая организация (АО "Сибирская энергетическая компания"), которая не обеспечивает температуру горячей воды на границе раздела ответственности. Вместе с тем, общество, имея достоверную информацию о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, не регистрировала на электронном и (или) бумажном носителе такие факты, не уведомила третье лицо по необеспечению температуры горячей воды на границе раздела ответственности, отсутствует предложение собственникам помещений по установке подогревательного устройства.
Кроме того, судом установлено, что предложение работы по монтажу системы циркуляции на доме оформлено протоколом общего собрания от 17.09.2014, обоснование стоимости работ по монтажу системы циркуляции и обсуждение по этому вопросу отсутствуют, иные предложения по нормализации качества предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению от общества собственникам не поступали и ими не рассматривались, отсутствуют доказательства о предложениях подрядным организациям на конкурсной основе по монтажу системы циркуляции.
Предложение работы по монтажу системы циркуляционного трубопровода на указанном доме было оформлено протоколом общего собрания от 17.09.2014. Согласно представленному протоколу, собственникам предложены работы по монтажу системы циркуляции на сумму 453 012 руб. 09 коп., обсуждение и обоснование стоимости работ по монтажу системы циркуляции отсутствует.
В период с 01.05.2015 от ООО УК "Октябрьская", осуществляющей предпринимательскую деятельность но управлению многоквартирными домами, предложения но нормализации качества предоставления коммунальной услуги но горячему водоснабжению собственникам помещений в многоквартирном доме не поступали, ими не рассматривались.
Доказательств обратного в материалы дела заявителем не представлено.
В соответствии пунктами 2.1.3, 2.1.5 Правил N 170 обслуживающая организация обязана по результатам сезонных осмотров предлагать собственникам работы по вопросам содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома. В нарушение указанных пунктов собственникам предложение по ремонту общего имущества не направлено, подрядные организации не предложены, обоснование стоимости работ по текущему ремонту не представлено.
В соответствии с договором управления управляющая организация обязана обеспечивать граждан благоприятными и безопасными условиями проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг надлежащего качества и в соответствии с пунктом 3.1.3 организовывать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц.
Сведения о наличии собственникам помещений в управляемом доме со стороны ООО УК "Октябрьская" предложений подрядных организаций на конкурсной основе по монтажу системы циркуляции в период с 01.05.2015 не представлены.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с позицией Жилищной инспекции и поддерживает довод суда первой инстанции о том, что ООО "УК "Октябрьская", осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 054-000088 от 29.04.2015 и являющимся ответственным за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское Плато, 5, на основании договора управления многоквартирным домом от 25.01.2010 N б/н, нарушены лицензионные требования, установленные абзацем "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности но управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Доводы заявителя, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 апреля 2016 г. по делу N А45-2984/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Ю.СБИТНЕВ
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2016 N 07АП-4873/2016 ПО ДЕЛУ N А45-2984/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2016 г. по делу N А45-2984/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. без использования средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - не явился;
- от заинтересованного лица - не явился;
- от третьего лица - не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьская" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 апреля 2016 г. по делу N А45-2984/2016 (судья Векшенков Д.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьская" (ОГРН 1065405003674, ИНН 5405307984)
к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области
третье лицо: акционерное общество "Сибирская энергетическая компания"
о признании недействительным предписания от 09.02.2016 N 05-03-016/1922,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьская" (Далее - Общество, ООО "УК "Октябрьская") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - Жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 09.02.2016 N 05-03-016/1922.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено акционерное общество "Сибирская энергетическая компания".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14 апреля 2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК "Октябрьская" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что со стороны ООО "УК "Октябрьская" принят полный комплекс мер, направленный на решение вопроса о предоставлении потребителям горячего водоснабжения надлежащего качества, неоднократно предлагалось собственникам МКД N 9 по ул. Ключ-Камышенское плато утвердить плату на приобретение и установку бойлера для подогрева горячей воды. Заявитель указывает, что им ведется работа с ресурсоснабжающей организацией по восстановлению подачи горячего водоснабжения надлежащего качества.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Жилищная инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов и указывает на их необоснованность, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Треть лицо - ОАО "СибЭко" в своем пояснении на апелляционную жалобу указывает, что проблема качества горячего водоснабжения носит не формальный, а технологический характер, и может быть решена путем монтажа линии циркуляции как до дома за счет средств муниципального, так и внутри дома за счет средств собственников.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением жителей многоквартирного дома N 5 по ул. Ключ-Камышенское плато в г. Новосибирске по ненадлежащему выполнению лицензионных требований при предоставлении коммунальных услуг потребителям, Жилищной инспекцией в отношении ООО "Управляющая компания "Октябрьская" проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению лицензионных требований. Итоги проверки зафиксированы в акте проверки от 09.02.2016 N 05-02-016/1922.
По результатам проверки Жилищной инспекцией выдано предписание от 09.02.2016 N 05-03-016/1922 по выявленным нарушениям при оказании коммунальных услуг, ООО "УК "Октябрьская" предложено выполнить мероприятия и работы по исполнению лицензионных требований в срок до 30.05.2016, а именно:
1. Подготовить предложения собственникам помещений по вопросу нормализации коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
2. Обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества гражданам, проживающим в квартирах N N 10, 40. Температура горячей воды в точке разбора для закрытых систем должна быть не менее +60°С.
Посчитав, что названным предписанием нарушаются права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании названного ненормативного правового акта недействительным.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания. Судом установлено, что при осуществлении управления многоквартирным домом заявителем допущены нарушения лицензионных требований, не обеспечено применение мер по устранению нарушений в предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителями дома.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В силу подпункта "б" пункта 4 Правил N 354, горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования); отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к данным Правилам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил N 354 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного жилого дома (дома, в которых отбирались пробы, являются многоквартирными).
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпункт "к" пункта 31 Правил N 354 устанавливает обязанности исполнителя: вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
В соответствии с пунктом 5 раздела II "Горячее водоснабжение" Приложения N 1 к Правилам N 354 установлена необходимость обеспечения соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Надлежащее содержание общего имущества в МКД является одной из ключевых целей управления МКД (часть 1 статьи 161 ЖК РФ). Правила осуществления деятельности по управлению МКД утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416. Согласно пункт 4 названных Правил управление МКД обеспечивается выполнением ряда стандартов, одним из которых является подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) МКД.
Согласно пункту 10 Положения о государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 15.04.2012 N 208-п (далее - Положение), в установленной сфере деятельности инспекция исполняет следующие полномочия: проводит проверки: использования и сохранности жилищного фонда, независимо от его формы собственности, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; технического состояния жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, своевременного выполнения работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; организации управления многоквартирным домом; выполнения принятых решений и предписаний по устранению выявленных нарушений.
Согласно материалам дела, что согласно пункту 3.1.3 договора управления многоквартирным домом N 5 по ул. Ключ-Камышенское плато от 25.01.2010, заключенного между заявителем и собственниками помещений, управляющая организация обязана самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов организовать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, организовать предоставление коммунальных услуг установленного уровня качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления.
Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 054-000088 от 29.04.2015 и является ответственным лицом за обеспечение благоприятными и безопасными условиями проживания граждан, а также качественное предоставление коммунальных услуг жителям дома N 5 по ул. Ключ-Камышенское плато, а также взимание платы по установленному собственниками тарифу с граждан - собственников и лиц, пользующихся помещениями в указанном доме.
В ходе проведенной проверки в квартирах N N 10 и 40 проведены измерения температуры горячего водоснабжения: температура горячей воды в точке водоразбора (ванная) квартир N N 10 и 40 составила +42,4°С и +53,6°С, соответственно, что не соответствует качеству коммунальных услуг, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг. При этом, температура горячей воды на вводе в дом за период с мая 2015 года по январь 2016 года составляла +48-58°С, что не соответствует нормативу, а именно на границе раздела ответственности температура горячего водоснабжения ниже +60-75°С.
Контрагентом общества по договору от 11.01.2009 N 9390 на подачу и потребление тепловой энергии в горячей воде является ресурсоснабжающая организация (АО "Сибирская энергетическая компания"), которая не обеспечивает температуру горячей воды на границе раздела ответственности. Вместе с тем, общество, имея достоверную информацию о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, не регистрировала на электронном и (или) бумажном носителе такие факты, не уведомила третье лицо по необеспечению температуры горячей воды на границе раздела ответственности, отсутствует предложение собственникам помещений по установке подогревательного устройства.
Кроме того, судом установлено, что предложение работы по монтажу системы циркуляции на доме оформлено протоколом общего собрания от 17.09.2014, обоснование стоимости работ по монтажу системы циркуляции и обсуждение по этому вопросу отсутствуют, иные предложения по нормализации качества предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению от общества собственникам не поступали и ими не рассматривались, отсутствуют доказательства о предложениях подрядным организациям на конкурсной основе по монтажу системы циркуляции.
Предложение работы по монтажу системы циркуляционного трубопровода на указанном доме было оформлено протоколом общего собрания от 17.09.2014. Согласно представленному протоколу, собственникам предложены работы по монтажу системы циркуляции на сумму 453 012 руб. 09 коп., обсуждение и обоснование стоимости работ по монтажу системы циркуляции отсутствует.
В период с 01.05.2015 от ООО УК "Октябрьская", осуществляющей предпринимательскую деятельность но управлению многоквартирными домами, предложения но нормализации качества предоставления коммунальной услуги но горячему водоснабжению собственникам помещений в многоквартирном доме не поступали, ими не рассматривались.
Доказательств обратного в материалы дела заявителем не представлено.
В соответствии пунктами 2.1.3, 2.1.5 Правил N 170 обслуживающая организация обязана по результатам сезонных осмотров предлагать собственникам работы по вопросам содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома. В нарушение указанных пунктов собственникам предложение по ремонту общего имущества не направлено, подрядные организации не предложены, обоснование стоимости работ по текущему ремонту не представлено.
В соответствии с договором управления управляющая организация обязана обеспечивать граждан благоприятными и безопасными условиями проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг надлежащего качества и в соответствии с пунктом 3.1.3 организовывать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц.
Сведения о наличии собственникам помещений в управляемом доме со стороны ООО УК "Октябрьская" предложений подрядных организаций на конкурсной основе по монтажу системы циркуляции в период с 01.05.2015 не представлены.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с позицией Жилищной инспекции и поддерживает довод суда первой инстанции о том, что ООО "УК "Октябрьская", осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 054-000088 от 29.04.2015 и являющимся ответственным за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское Плато, 5, на основании договора управления многоквартирным домом от 25.01.2010 N б/н, нарушены лицензионные требования, установленные абзацем "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности но управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Доводы заявителя, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 апреля 2016 г. по делу N А45-2984/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Ю.СБИТНЕВ
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)