Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Самариной К.К., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Эконова" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.06.2016 по делу N А20-1522/2016 по иску общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (ОГРН 1090726000650, ИНН 0726000716), г. Нальчик к обществу с ограниченной ответственностью "Эконова" (ОГРН 1150725001690, ИНН 0725017570), г. Нальчик об обязании прекратить действия по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, а также по начислению и взиманию платы за указанные действия, с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания "Жилсервис", г. Нальчик; общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания "Наш дом", г. Нальчик; общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Комфорт-сервис", г. Нальчик; управляющей компании жилым и нежилым фондом в форме общества с ограниченной ответственностью "Предгорный",
установил:
общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эконова" (далее - ответчик) об обязании общества "Эконова" прекратить действия по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, по начислению и взиманию платы за сбор, вывоз, утилизацию твердых бытовых отходов с мусорных площадок следующих многоквартирных жилых домов: ул. Атажукина, 4; ул. Ахохова, 96А; ул. Байсултанова, 3, 12, 14, 15А, 16, 25, 27А, 31; ул. Ватутина 1, 2, 5, 7, 7А, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 23А, 25, 29А, 30, 32, 32А, 32Б, 33, 34, 36, 38; ул. Головко, 3, 20; ул. Горького, 12, 22; ул. Захарова, 81, 82, 105; ул. Кабардинская, 5, 7, 9, 11, 13, 18, 52, 58, 66, 68, 70, 194; ул. Кешокова, 49, 55, 63, 79, 83; ул. Кирова, 1Б, 1В, 7, 9, 9А, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 19; ул. Красноармейская, 10, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 33, 37; пр-кт Кулиева, 2А, 6, 6А, 6Б, 13, 21, 21А; пр-кт Ленина, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 22, 24, 26, 28, 38, 42, 44, 46, 48, 50; ул. Лермонтова, 16, 25А, 27, 30, 32; ул. Московская, 2, 3, 4, 6, 10, 10 корп. 2, 14; ул. Нахушева, 89, 91, 93; ул. Ногмова, 27, 29, 31, 35; ул. Осетинская, 125; ул. Пачева, 3; ул. Площадь Коммунаров, 7, 15, 28; ул. Пушкина, 4, 6А, 6Б, 23, 27, 29, 36, 56, 58, 62; ул. Революционная, 27, 28, 29; ул. Санаторный проезд, 3; ул. Суворова, 8, 10, 12, 21; ул. Тарчокова, 50, 54А; ул. Толстого, 3, 36, 75, ул. Хуранова, 6; ул. Чехова, 37; пр-кт Шогенцукова, 5, 6, 8, 8А, 12, 19, 19А, 21, 21А, 22, 24, 25, 25А, 26, 27, 29, 29А, 31, 33, 34, 38, 40, 42, 44; ул. Шортанова, 109.
Решением от 23.06.2016 заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить принятый по делу судебный акт - решение от 23.06.2016, сославшись на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права. Также заявитель считает, что между ним и населением г. Нальчика действует публичный договор на вывоз ТБО, в связи с чем заявленные требования не подлежали удовлетворению. При этом указал, что истец не имеет возможности оказывать услуги по вывозу ТБО.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, многоквартирные дома ул. Ахохова, 96А; ул. Байсултанова, 3, 12, 14, 15А, 16, 25, 27А, 31; ул. Ватутина 1, 2, 5, 7, 7А, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 23А, 25, 29А, 30, 32, 32А, 32Б, 33, 34, 36, 38; ул. Головко, 3, 20; ул. Горького, 12, 22; ул. Захарова, 81, 82, 105; ул. Кабардинская, 5, 7, 9, 11, 13, 18, 52, 58, 66, 68, 70, 194; ул. Кешокова, 49, 55, 63, 79, 83; ул. Кирова, 1Б, 1В, 7, 9, 9А, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 19; ул. Красноармейская, 10, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 33, 37; пр-кт Кулиева, 2А, 6, 6А, 6Б, 13, 21, 21А; пр-кт Ленина, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 22, 24, 26, 28, 38, 42, 44, 46, 48, 50; ул. Лермонтова, 16, 25А, 27, 30, 32; ул. Московская, 2, 3, 4, 6, 10, 10 корп. 2, 14; ул. Нахушева, 89, 91, 93; ул. Ногмова, 27, 29, 31, 35; ул. Осетинская, 125; ул. Пачева, 3; ул. Площадь Коммунаров, 7, 15, 28; ул. Пушкина, 4, 6А, 6Б, 23, 27, 29, 36, 56, 58, 62; ул. Революционная, 27, 28, 29; ул. Санаторный проезд, 3; ул. Суворова, 8, 10, 12, 21; ул. Тарчокова, 50, 54А; ул. Толстого, 3, 36, 75, ул. Хуранова, 6; ул. Чехова, 37; пр-кт Шогенцукова, 5, 6, 8, 8А, 12, 19, 19А, 21, 21А, 22, 24, 25, 25А, 26, 27, 29, 29А, 31, 33, 34, 38, 40, 42, 44; ул. Шортанова, 109 в г. Нальчике находятся в непосредственном управлении третьих лиц по данному делу.
Истец, имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору вывозу и транспортировке отходов 1-4 класса опасности (N 07-0011 от 14.01.2016) заключил с третьими лицами (заказчиками) договоры оказания услуг по вывозу бытовых отходов: от 01.09.2015 с ООО "Наш дом"; от 01.09.2015 с ООО "Комфорт-Сервис"; от 22.09.2015 с ООО "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания "Жилсервис"; от 20.01.2016 с управляющей компании жилым и нежилым фондом в форме ООО "Предгорный".
Согласно указанным договорам истец (исполнитель) обязался регулярно производить вывоз твердых бытовых отходов с мусорных площадок собственников жилья в многоквартирных жилых домах, указанных в приложении N 1 к договорам.
В соответствии с пунктом 1.2 договоров заказчики обязались производить сбор денежных средств за услуги по вывозу твердых бытовых отходов у собственников жилья в многоквартирных жилых домах и передавать их исполнителю с приложением списка собственников производивших оплату не реже одного раза в неделю.
Считая, что ответчик без законных оснований занимается сбором, вывозом, утилизацией твердых бытовых отходов, начисляет и взимает плату за сбор, вывоз, утилизацию твердых бытовых отходов с мусорных площадок спорных многоквартирных жилых домов, в отношении которых истец оказывает такие услуги на основании договоров с третьими лицами, последний обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Пунктами 24 - 26 названного перечня предусмотрены работы по уборке контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", содержание общего имущества включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
На основании статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 11 Закон N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 52-ФЗ государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3.7.1 данных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Суд установил, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, надлежащее содержание площадок под установку контейнеров (включая обязанность по уборке самих площадок и прилегающих к ним территорий) входят в объем комплекса услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Общество "Гарант" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания "Жилсервис"; обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания "Наш дом"; обществом с ограниченной ответственностью управляющая компания "Комфорт-сервис"; управляющей компании жилым и нежилым фондом в форме общества с ограниченной ответственностью "Предгорный" договоры на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов с мусорных площадок спорных многоквартирных жилых домов, в отношении которых они являются управляющими компаниями.
Таким образом, в силу приведенных выше норм управляющие организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Отношения по вывозу бытовых отходов регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации "Возмездное оказание услуг". По смыслу норм указанной главы основанием для оказания услуг и их оплаты является соответствующий договор, заключенный между заказчиком и исполнителем.
Поскольку договоры на вывоз отходов заключены с истцом, действия ответчика по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, взиманию плату за сбор, вывоз, утилизацию твердых бытовых отходов с мусорных площадок спорных домов, в отношении которых истец является управляющей компанией, являются незаконными.
Ссылка об отсутствии у истца возможности оказывать услуги по вывозу и сбору ТБО не принимается апелляционным судом, поскольку истец, имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору вывозу и транспортировке отходов 1-4 класса опасности (N 07-0011 от 14.01.2016).
Доводы о заключении ответчиком с населением г. Нальчика публичного договора на вывоз ТБО не принимается апелляционным судом, поскольку указанного доказательства не представлено, при этом данный довод заявлен без учета действующих договоров между истцом и третьими лицами договоров на осуществление деятельности по сбору вывозу и транспортировке отходов, заключенных реально. В силу своего доминирующего положения ответчик обязан соблюдать, запреты, установленные Законом "О защите конкуренции", в том числе не допускать действий, которые имеют или преследуют своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В свою очередь, на основании пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям.
Поскольку ответчик не представил доказательств заключения договора на вывоз и сбор ТБО, на который ссылается в обоснование своих возражений, как основание для совершения законных действий по исполнению такого договора, постольку в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.06.2016 по делу N А20-1522/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2016 N 16АП-3327/2016 ПО ДЕЛУ N А20-1522/2016
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. по делу N А20-1522/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Самариной К.К., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Эконова" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.06.2016 по делу N А20-1522/2016 по иску общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (ОГРН 1090726000650, ИНН 0726000716), г. Нальчик к обществу с ограниченной ответственностью "Эконова" (ОГРН 1150725001690, ИНН 0725017570), г. Нальчик об обязании прекратить действия по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, а также по начислению и взиманию платы за указанные действия, с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания "Жилсервис", г. Нальчик; общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания "Наш дом", г. Нальчик; общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Комфорт-сервис", г. Нальчик; управляющей компании жилым и нежилым фондом в форме общества с ограниченной ответственностью "Предгорный",
установил:
общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эконова" (далее - ответчик) об обязании общества "Эконова" прекратить действия по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, по начислению и взиманию платы за сбор, вывоз, утилизацию твердых бытовых отходов с мусорных площадок следующих многоквартирных жилых домов: ул. Атажукина, 4; ул. Ахохова, 96А; ул. Байсултанова, 3, 12, 14, 15А, 16, 25, 27А, 31; ул. Ватутина 1, 2, 5, 7, 7А, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 23А, 25, 29А, 30, 32, 32А, 32Б, 33, 34, 36, 38; ул. Головко, 3, 20; ул. Горького, 12, 22; ул. Захарова, 81, 82, 105; ул. Кабардинская, 5, 7, 9, 11, 13, 18, 52, 58, 66, 68, 70, 194; ул. Кешокова, 49, 55, 63, 79, 83; ул. Кирова, 1Б, 1В, 7, 9, 9А, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 19; ул. Красноармейская, 10, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 33, 37; пр-кт Кулиева, 2А, 6, 6А, 6Б, 13, 21, 21А; пр-кт Ленина, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 22, 24, 26, 28, 38, 42, 44, 46, 48, 50; ул. Лермонтова, 16, 25А, 27, 30, 32; ул. Московская, 2, 3, 4, 6, 10, 10 корп. 2, 14; ул. Нахушева, 89, 91, 93; ул. Ногмова, 27, 29, 31, 35; ул. Осетинская, 125; ул. Пачева, 3; ул. Площадь Коммунаров, 7, 15, 28; ул. Пушкина, 4, 6А, 6Б, 23, 27, 29, 36, 56, 58, 62; ул. Революционная, 27, 28, 29; ул. Санаторный проезд, 3; ул. Суворова, 8, 10, 12, 21; ул. Тарчокова, 50, 54А; ул. Толстого, 3, 36, 75, ул. Хуранова, 6; ул. Чехова, 37; пр-кт Шогенцукова, 5, 6, 8, 8А, 12, 19, 19А, 21, 21А, 22, 24, 25, 25А, 26, 27, 29, 29А, 31, 33, 34, 38, 40, 42, 44; ул. Шортанова, 109.
Решением от 23.06.2016 заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить принятый по делу судебный акт - решение от 23.06.2016, сославшись на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права. Также заявитель считает, что между ним и населением г. Нальчика действует публичный договор на вывоз ТБО, в связи с чем заявленные требования не подлежали удовлетворению. При этом указал, что истец не имеет возможности оказывать услуги по вывозу ТБО.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, многоквартирные дома ул. Ахохова, 96А; ул. Байсултанова, 3, 12, 14, 15А, 16, 25, 27А, 31; ул. Ватутина 1, 2, 5, 7, 7А, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 23А, 25, 29А, 30, 32, 32А, 32Б, 33, 34, 36, 38; ул. Головко, 3, 20; ул. Горького, 12, 22; ул. Захарова, 81, 82, 105; ул. Кабардинская, 5, 7, 9, 11, 13, 18, 52, 58, 66, 68, 70, 194; ул. Кешокова, 49, 55, 63, 79, 83; ул. Кирова, 1Б, 1В, 7, 9, 9А, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 19; ул. Красноармейская, 10, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 33, 37; пр-кт Кулиева, 2А, 6, 6А, 6Б, 13, 21, 21А; пр-кт Ленина, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 22, 24, 26, 28, 38, 42, 44, 46, 48, 50; ул. Лермонтова, 16, 25А, 27, 30, 32; ул. Московская, 2, 3, 4, 6, 10, 10 корп. 2, 14; ул. Нахушева, 89, 91, 93; ул. Ногмова, 27, 29, 31, 35; ул. Осетинская, 125; ул. Пачева, 3; ул. Площадь Коммунаров, 7, 15, 28; ул. Пушкина, 4, 6А, 6Б, 23, 27, 29, 36, 56, 58, 62; ул. Революционная, 27, 28, 29; ул. Санаторный проезд, 3; ул. Суворова, 8, 10, 12, 21; ул. Тарчокова, 50, 54А; ул. Толстого, 3, 36, 75, ул. Хуранова, 6; ул. Чехова, 37; пр-кт Шогенцукова, 5, 6, 8, 8А, 12, 19, 19А, 21, 21А, 22, 24, 25, 25А, 26, 27, 29, 29А, 31, 33, 34, 38, 40, 42, 44; ул. Шортанова, 109 в г. Нальчике находятся в непосредственном управлении третьих лиц по данному делу.
Истец, имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору вывозу и транспортировке отходов 1-4 класса опасности (N 07-0011 от 14.01.2016) заключил с третьими лицами (заказчиками) договоры оказания услуг по вывозу бытовых отходов: от 01.09.2015 с ООО "Наш дом"; от 01.09.2015 с ООО "Комфорт-Сервис"; от 22.09.2015 с ООО "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания "Жилсервис"; от 20.01.2016 с управляющей компании жилым и нежилым фондом в форме ООО "Предгорный".
Согласно указанным договорам истец (исполнитель) обязался регулярно производить вывоз твердых бытовых отходов с мусорных площадок собственников жилья в многоквартирных жилых домах, указанных в приложении N 1 к договорам.
В соответствии с пунктом 1.2 договоров заказчики обязались производить сбор денежных средств за услуги по вывозу твердых бытовых отходов у собственников жилья в многоквартирных жилых домах и передавать их исполнителю с приложением списка собственников производивших оплату не реже одного раза в неделю.
Считая, что ответчик без законных оснований занимается сбором, вывозом, утилизацией твердых бытовых отходов, начисляет и взимает плату за сбор, вывоз, утилизацию твердых бытовых отходов с мусорных площадок спорных многоквартирных жилых домов, в отношении которых истец оказывает такие услуги на основании договоров с третьими лицами, последний обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Пунктами 24 - 26 названного перечня предусмотрены работы по уборке контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", содержание общего имущества включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
На основании статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 11 Закон N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 52-ФЗ государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3.7.1 данных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Суд установил, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, надлежащее содержание площадок под установку контейнеров (включая обязанность по уборке самих площадок и прилегающих к ним территорий) входят в объем комплекса услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Общество "Гарант" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания "Жилсервис"; обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания "Наш дом"; обществом с ограниченной ответственностью управляющая компания "Комфорт-сервис"; управляющей компании жилым и нежилым фондом в форме общества с ограниченной ответственностью "Предгорный" договоры на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов с мусорных площадок спорных многоквартирных жилых домов, в отношении которых они являются управляющими компаниями.
Таким образом, в силу приведенных выше норм управляющие организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Отношения по вывозу бытовых отходов регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации "Возмездное оказание услуг". По смыслу норм указанной главы основанием для оказания услуг и их оплаты является соответствующий договор, заключенный между заказчиком и исполнителем.
Поскольку договоры на вывоз отходов заключены с истцом, действия ответчика по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, взиманию плату за сбор, вывоз, утилизацию твердых бытовых отходов с мусорных площадок спорных домов, в отношении которых истец является управляющей компанией, являются незаконными.
Ссылка об отсутствии у истца возможности оказывать услуги по вывозу и сбору ТБО не принимается апелляционным судом, поскольку истец, имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору вывозу и транспортировке отходов 1-4 класса опасности (N 07-0011 от 14.01.2016).
Доводы о заключении ответчиком с населением г. Нальчика публичного договора на вывоз ТБО не принимается апелляционным судом, поскольку указанного доказательства не представлено, при этом данный довод заявлен без учета действующих договоров между истцом и третьими лицами договоров на осуществление деятельности по сбору вывозу и транспортировке отходов, заключенных реально. В силу своего доминирующего положения ответчик обязан соблюдать, запреты, установленные Законом "О защите конкуренции", в том числе не допускать действий, которые имеют или преследуют своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В свою очередь, на основании пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям.
Поскольку ответчик не представил доказательств заключения договора на вывоз и сбор ТБО, на который ссылается в обоснование своих возражений, как основание для совершения законных действий по исполнению такого договора, постольку в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.06.2016 по делу N А20-1522/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.Г.СОМОВ
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.Г.СОМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)