Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы указывают, что при существующей незаконной системе взимания оплаты в летний период они оплачивали услуги по отоплению, которые не предоставлялись.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Понамарева Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Белодеденко И.Г., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов Ф.И.Н., Ф.Ф. на решение Солтонского районного суда Алтайского края от 10 мая 2017 года по делу
по иску Ф.И.Н., Ф.Ф. к обществу с ограниченной ответственностью "Энерго-ресурс" о признании незаконными муниципальных контрактов и расчетов за отопление, взыскании суммы переплаты за отопление и процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда и штрафа.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
установила:
Ф.И.Н. и Ф.Ф. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Энерго-ресурс" (с учетом уточненных требований) о признании незаконными муниципальных контрактов N *** от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, а также о взыскании ООО "Энерго-ресурс":
- - в пользу Ф.Ф. суммы переплаты за отопление за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 в размере 26405 рублей 11 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4132 рубля 98 копеек, штрафа в размере 50% от взысканной судом в ее пользу суммы, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей;
- - в пользу Ф.И.Н. суммы переплаты за отопление за период с 01.01.2016 по 30.09.2016 в размере 12408 рублей 63 копейки, штрафа в размере 50% от взысканной судом в его пользу суммы, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что право собственности на домовладение, расположенное в <адрес>, до 07 декабря 2015 года принадлежало Ф.Ф., с декабря 2015 года указанное домовладение находится в долевой собственности, в том числе и Ф.И.Н. На территории домовладения расположен частный дом общей площадью 67,3 квадратных метра, который оборудован централизованной системой теплоснабжения, поставку тепловой энергии осуществляет ООО "Энерго-ресурс". Муниципальные контракты, на основании которых производилась оплата за отопление в указанные в иске периоды, заключены с Ф.Ф., с Ф.И.Н. договор на поставку тепловой энергии не заключался. При начислении оплаты за отопление ООО "Энерго-ресурс" применяется формула N 2: P = S x N{\super T x T{\super T, что является незаконным, поскольку данная формула применима лишь при расчете оплаты за отопительный период, то есть при взимании оплаты за услугу с осени по весну. Вместе с тем, решением Солтонского районного Совета народных депутатов N 28 от 28 марта 2008 года, на территории Солтонского района с 01 апреля 2008 года установлен круглогодичный период расчета за теплопотребление по утвержденным нормативам. Поэтому, по мнению истцов, оплата за отопление в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 354 от 06 мая 2011 года должна начисляться по формуле 2(1): P = S x (N x K) x T, где K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество месяцев в году 7 мес. : 12 мес. = 0,583.
При существующей незаконной системе взимания оплаты в летние периоды (май, июнь, июль, август, сентябрь) истцы оплачивали услуги, которые не предоставлялись, и ответчик незаконно обогащался. За предоставленную услугу по отоплению жилого дома в период с 01 января 2014 года по 30 сентября 2016 года общая сумма переплаты составила 38491 рубль 57 копеек. Так как до 07 декабря 2015 года собственником жилья являлась Ф.Ф., то оплату услуги ЖКХ производила она.
Решением Солтонского районного суда Алтайского края от 10 мая 2017 года в удовлетворении исковых требований Ф.И.Н. и Ф.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Полагают, что принятый во внимание расчет норматива потребления 1 кв. метра общей площади, подписанный главным специалистом комитета Ш.Л.С., не отвечает требованиям, предъявляемым к документам, а потому не является допустимым доказательством. Более того, этот расчет производился для отопительных котлов, действовавших в 2008 году, и принадлежащих иной организации. Котельная в период эксплуатации подвергалась ежегодному ремонту и модернизации, что не могло не отразиться на ее энергоэффективности. Письменное ходатайство об исключении данного расчета из числа допустимых доказательств суд во внимание не принял.
Данный расчет готовился к введению в действие нового закона, а именно утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и произведен для использования только формулы N 2 (1), предназначенной для расчета оплаты в течение года равными платежами, и какого-либо отношения к Постановлению Правительства N 307 не имеет.
До вступления в силу указанного закона, решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 113 от 14 сентября 2012 года был продлен порядок расчетов за отопление по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006. С целью уменьшения финансовой нагрузки на потребителей коммунальной услуги субъектам РФ было разрешено производить выплаты не помесячно в течение отопительного периода, а равными платежами в течение года и использовать формулу N 2. Однако суд не принял во внимание, что данная формула законодателем разработана исключительно для начисления оплаты только в течение отопительного периода, а для уменьшения финансовой нагрузки оплату распределять равномерными платежами в течение года с последующей корректировкой по итогам года.
Норматив в размере 0,033 Г/Ккал истцами не оспаривается, хотя он является максимальным не только на территории Алтайского края, но и на территории Российской Федерации. Истцы полагают, что формула N 2 Правил N 307 для начисления оплаты может быть применена только 7 раз в году по числу месяцев отопительного периода, а сумма платежей обязана делиться на 12 месяцев. Выводы суда о том, что если бы оплата происходила в отопительный период, то норматив бы составлял 0,057 Г/Ккал в месяц, что значительно выше нормативов на территории Российской Федерации, считают не основанными на законе.
По мнению истцов, судом не принято во внимание, что норматив в размере 0,033 Г/Калл разработан для формулы N 2(1) Правил N 354, вместе с тем, ООО "Энерго-ресурс" применяет указанный норматив для начисления оплаты в течение 12 месяцев календарного года, что приводит к значительной переплате и к обману потребителей.
Правильность расчетов судом не проверена; п. а ст. 1 Постановления Правительства РФ N 857 от 27.08.2012, позволяющий органам государственной власти субъектов РФ принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяца календарного года, истолковал ошибочно. ООО "Солтон-энерго" использовать формулу N 2 Правил N 307 в течение календарного года никто правом не наделял; в данном Постановлении речь идет не о введении нового порядка начисления, а нового порядка оплаты за отопление.
Судом не выяснено, в чем выразилось снижение финансовой нагрузки на потребителей; а также не учтен фактический размер оплаты, которую производят жители села Солтон Солтонского района за отопление.
Свидетели Х.Л.П., К.Д.А. - заинтересованные лица, в связи с чем показания данных свидетелей нельзя признать объективными. Кроме того, Ф.И.Н. возражал о вызове свидетеля К.Д.А., так как в решении этого вопроса должен участвовать специалист в области начисления оплаты услуг ЖКХ.
Представленные истцами результаты расчетов по формуле N 2 и формуле N 2(1) получились тождественными и незначительно отличаются от средней оплаты по Алтайскому краю и Российской Федерации, что подтверждает правильность расчетов.
В представленных возражениях представитель ответчика ООО "Энерго-ресурс" М. просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика М., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются как положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, так и "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг, "норматив потребления коммунальной услуги" - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Согласно пункту 36 Правил оказания коммунальных услуг, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
На основании абзаца третьего пункта 42(1) Правил, при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2, исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Pi = Si x Nт x Tт
где:
- Si общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- Nт норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
- Tт тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами размера платы за коммунальную услугу по отоплению") предусмотрено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года, определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах.
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. разрешено принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Разрешая спор, суд установил, что истцу Ф.Ф. до 06 декабря 2015 года, а истцу Ф.И.Н. и третьим лицам Ф.И.Г., Ф.А.И. с 07 декабря 2015 года на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный <адрес> оборудованный централизованной системой отопления, подачу тепловой энергии в который с 01 ноября 2014 года осуществляет ответчик - общество с ограниченной ответственностью "Энерго-ресурс". Указанное домовладение введено в эксплуатацию в 1995 году и не оборудовано прибором учета объема потребляемой тепловой энергии.
Решением Солтонского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 28 марта 2008 года N 28 утвержден норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, расположенных на территории Солтонского района, и составляет и составляет (для одноэтажных жилых домов до 1999 года постройки) 0,0330 Гкал на 1 кв. м.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 11 июня 2013 года N 72 "О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Алтайского края", установлен порядок расчета размеры платы за коммунальные услуги по отоплению в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением правительства российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг N 307), при использовании нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", в случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., рассчитанных исходя из оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяется по формуле 2.
В соответствии с письмом администрации Солтонского района от 04 мая 2017 года N 333, на территории Солтонского района с 01 июня 2008 года решением Солтонского районного совета Народных депутатов от 28 марта 2008 года N 28 установлены нормативы потребления тепловой энергии в жилых домах, который был рассчитан на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306. При этом исходя из формулы расчета норматива следует, что количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период, делилась на двенадцать месяцев. В связи с чем, норматив рассчитан для оплаты население за теплоснабжение круглогодично.
С учетом приведенных положений закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в связи с отсутствием иного норматива, на территории муниципального образования Солтонский район Алтайского края, размер платы за отопление в Солтонском районе Алтайского края определяется по формуле путем перемножения трех показателей: норматива потребления тепловой энергии на отопление, действовавшего на 30 июня 2012 года, общей площади жилого помещения и тарифа на тепловую энергию.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, отклоняя доводы истцов, приведенные в апелляционной жалобе, о незаконности произведенных ответчиком расчетов, без учета понижающего коэффициента, как основанные на неправильном толковании норм материального закона.
Согласно указанным выше положениям закона и письма администрации Солтонского района от 4 мая 2017 года N 333, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) был определен по формуле пункта 13 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, действующим на момент установления нормативов потребления коммунальных услуг по тепловой энергии Солтонским районным Советом народных депутатов Алтайского края 28 марта 2008 года:
No = Qo / Sж x 12
из которой видно, что количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период, делилась на двенадцать месяцев.
Таким образом, указанная формула уже предусматривает составляющую объема тепловой энергии, равной нормативу потребления, в формуле расчета которого не подлежит использованию коэффициента периодичности платежа.
Поэтому, вопреки доводам жалобы, недопустимо искусственно использовать в расчете объема потребления тепловой энергии коэффициент периодичности платежа.
Поскольку норматив потребления коммунальных услуг по тепловой энергии, действующий на территории Солтонского района Алтайского края, установлен с учетом круглогодичной системы оплаты потребления тепловой энергии, начисление платы за отопление по формуле, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, без дополнительного учета коэффициента периодичности:
Pi = Si x Nт x Tт
права истцов не нарушают.
Расчет оплаты за потребленную тепловую энергию за указанные истцами периоды с ноября 2014 года по 31 декабрь 2016 год судом проверен, и установлено, что истцами в данный период оплата за отопление жилого дома начислялась в пределах указанных сумм, что соответствует действующему законодательству. Поэтому доводы жалобы в этой части судебная коллегия также отклоняет как несостоятельные.
Исследование вопроса о снижении финансовой нагрузки, а также об уровне платежей за потребляемую тепловую энергию относительно других районов Алтайского края и субъектов Российской Федерации, на что указывается в жалобе, в компетенцию суда в порядке искового производства не входит. Более того, как пояснил истец Ф.И.Н. в судебном заседании, и следует из апелляционной жалобы, установленные нормативы истцами не оспариваются.
Доводы истцов о том, что суд безосновательно принял во внимание показания свидетелей Х.Л.П. и К.Д.А., а также дал ненадлежащую оценку представленным в дело доказательствам, в том числе копии расчета норматива потребления, подписанную главным специалистом комитета Ш.Л.С., подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку все доказательства, представленные в дело, в том числе и истцом, оценены судом в совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 55, 59, 60 ГПК РФ, и с учетом обстоятельств дела, суд дал им надлежащую оценку согласно положениям ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска о признании незаконными муниципальных контрактов, должным образом мотивировано, с чем соглашается и судебная коллегия.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции об отказе истцу в иске основано на подлежащих применению нормах материального права, а выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств и не могут служить основаниями к отмене постановленного по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Солтонского районного суда Алтайского края от 10 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Ф.И.Н. и Ф.Ф. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6806/2017
Требование: О признании незаконными муниципальных контрактов и расчетов за отопление, взыскании суммы переплаты за отопление и процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда и штрафа.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы указывают, что при существующей незаконной системе взимания оплаты в летний период они оплачивали услуги по отоплению, которые не предоставлялись.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2017 г. по делу N 33-6806/17
Судья Понамарева Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Белодеденко И.Г., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов Ф.И.Н., Ф.Ф. на решение Солтонского районного суда Алтайского края от 10 мая 2017 года по делу
по иску Ф.И.Н., Ф.Ф. к обществу с ограниченной ответственностью "Энерго-ресурс" о признании незаконными муниципальных контрактов и расчетов за отопление, взыскании суммы переплаты за отопление и процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда и штрафа.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
установила:
Ф.И.Н. и Ф.Ф. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Энерго-ресурс" (с учетом уточненных требований) о признании незаконными муниципальных контрактов N *** от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, а также о взыскании ООО "Энерго-ресурс":
- - в пользу Ф.Ф. суммы переплаты за отопление за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 в размере 26405 рублей 11 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4132 рубля 98 копеек, штрафа в размере 50% от взысканной судом в ее пользу суммы, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей;
- - в пользу Ф.И.Н. суммы переплаты за отопление за период с 01.01.2016 по 30.09.2016 в размере 12408 рублей 63 копейки, штрафа в размере 50% от взысканной судом в его пользу суммы, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что право собственности на домовладение, расположенное в <адрес>, до 07 декабря 2015 года принадлежало Ф.Ф., с декабря 2015 года указанное домовладение находится в долевой собственности, в том числе и Ф.И.Н. На территории домовладения расположен частный дом общей площадью 67,3 квадратных метра, который оборудован централизованной системой теплоснабжения, поставку тепловой энергии осуществляет ООО "Энерго-ресурс". Муниципальные контракты, на основании которых производилась оплата за отопление в указанные в иске периоды, заключены с Ф.Ф., с Ф.И.Н. договор на поставку тепловой энергии не заключался. При начислении оплаты за отопление ООО "Энерго-ресурс" применяется формула N 2: P = S x N{\super T x T{\super T, что является незаконным, поскольку данная формула применима лишь при расчете оплаты за отопительный период, то есть при взимании оплаты за услугу с осени по весну. Вместе с тем, решением Солтонского районного Совета народных депутатов N 28 от 28 марта 2008 года, на территории Солтонского района с 01 апреля 2008 года установлен круглогодичный период расчета за теплопотребление по утвержденным нормативам. Поэтому, по мнению истцов, оплата за отопление в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 354 от 06 мая 2011 года должна начисляться по формуле 2(1): P = S x (N x K) x T, где K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество месяцев в году 7 мес. : 12 мес. = 0,583.
При существующей незаконной системе взимания оплаты в летние периоды (май, июнь, июль, август, сентябрь) истцы оплачивали услуги, которые не предоставлялись, и ответчик незаконно обогащался. За предоставленную услугу по отоплению жилого дома в период с 01 января 2014 года по 30 сентября 2016 года общая сумма переплаты составила 38491 рубль 57 копеек. Так как до 07 декабря 2015 года собственником жилья являлась Ф.Ф., то оплату услуги ЖКХ производила она.
Решением Солтонского районного суда Алтайского края от 10 мая 2017 года в удовлетворении исковых требований Ф.И.Н. и Ф.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Полагают, что принятый во внимание расчет норматива потребления 1 кв. метра общей площади, подписанный главным специалистом комитета Ш.Л.С., не отвечает требованиям, предъявляемым к документам, а потому не является допустимым доказательством. Более того, этот расчет производился для отопительных котлов, действовавших в 2008 году, и принадлежащих иной организации. Котельная в период эксплуатации подвергалась ежегодному ремонту и модернизации, что не могло не отразиться на ее энергоэффективности. Письменное ходатайство об исключении данного расчета из числа допустимых доказательств суд во внимание не принял.
Данный расчет готовился к введению в действие нового закона, а именно утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и произведен для использования только формулы N 2 (1), предназначенной для расчета оплаты в течение года равными платежами, и какого-либо отношения к Постановлению Правительства N 307 не имеет.
До вступления в силу указанного закона, решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 113 от 14 сентября 2012 года был продлен порядок расчетов за отопление по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006. С целью уменьшения финансовой нагрузки на потребителей коммунальной услуги субъектам РФ было разрешено производить выплаты не помесячно в течение отопительного периода, а равными платежами в течение года и использовать формулу N 2. Однако суд не принял во внимание, что данная формула законодателем разработана исключительно для начисления оплаты только в течение отопительного периода, а для уменьшения финансовой нагрузки оплату распределять равномерными платежами в течение года с последующей корректировкой по итогам года.
Норматив в размере 0,033 Г/Ккал истцами не оспаривается, хотя он является максимальным не только на территории Алтайского края, но и на территории Российской Федерации. Истцы полагают, что формула N 2 Правил N 307 для начисления оплаты может быть применена только 7 раз в году по числу месяцев отопительного периода, а сумма платежей обязана делиться на 12 месяцев. Выводы суда о том, что если бы оплата происходила в отопительный период, то норматив бы составлял 0,057 Г/Ккал в месяц, что значительно выше нормативов на территории Российской Федерации, считают не основанными на законе.
По мнению истцов, судом не принято во внимание, что норматив в размере 0,033 Г/Калл разработан для формулы N 2(1) Правил N 354, вместе с тем, ООО "Энерго-ресурс" применяет указанный норматив для начисления оплаты в течение 12 месяцев календарного года, что приводит к значительной переплате и к обману потребителей.
Правильность расчетов судом не проверена; п. а ст. 1 Постановления Правительства РФ N 857 от 27.08.2012, позволяющий органам государственной власти субъектов РФ принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяца календарного года, истолковал ошибочно. ООО "Солтон-энерго" использовать формулу N 2 Правил N 307 в течение календарного года никто правом не наделял; в данном Постановлении речь идет не о введении нового порядка начисления, а нового порядка оплаты за отопление.
Судом не выяснено, в чем выразилось снижение финансовой нагрузки на потребителей; а также не учтен фактический размер оплаты, которую производят жители села Солтон Солтонского района за отопление.
Свидетели Х.Л.П., К.Д.А. - заинтересованные лица, в связи с чем показания данных свидетелей нельзя признать объективными. Кроме того, Ф.И.Н. возражал о вызове свидетеля К.Д.А., так как в решении этого вопроса должен участвовать специалист в области начисления оплаты услуг ЖКХ.
Представленные истцами результаты расчетов по формуле N 2 и формуле N 2(1) получились тождественными и незначительно отличаются от средней оплаты по Алтайскому краю и Российской Федерации, что подтверждает правильность расчетов.
В представленных возражениях представитель ответчика ООО "Энерго-ресурс" М. просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика М., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются как положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, так и "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг, "норматив потребления коммунальной услуги" - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Согласно пункту 36 Правил оказания коммунальных услуг, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
На основании абзаца третьего пункта 42(1) Правил, при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2, исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Pi = Si x Nт x Tт
где:
- Si общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- Nт норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
- Tт тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами размера платы за коммунальную услугу по отоплению") предусмотрено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года, определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах.
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. разрешено принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Разрешая спор, суд установил, что истцу Ф.Ф. до 06 декабря 2015 года, а истцу Ф.И.Н. и третьим лицам Ф.И.Г., Ф.А.И. с 07 декабря 2015 года на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный <адрес> оборудованный централизованной системой отопления, подачу тепловой энергии в который с 01 ноября 2014 года осуществляет ответчик - общество с ограниченной ответственностью "Энерго-ресурс". Указанное домовладение введено в эксплуатацию в 1995 году и не оборудовано прибором учета объема потребляемой тепловой энергии.
Решением Солтонского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 28 марта 2008 года N 28 утвержден норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, расположенных на территории Солтонского района, и составляет и составляет (для одноэтажных жилых домов до 1999 года постройки) 0,0330 Гкал на 1 кв. м.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 11 июня 2013 года N 72 "О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Алтайского края", установлен порядок расчета размеры платы за коммунальные услуги по отоплению в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением правительства российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг N 307), при использовании нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", в случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., рассчитанных исходя из оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяется по формуле 2.
В соответствии с письмом администрации Солтонского района от 04 мая 2017 года N 333, на территории Солтонского района с 01 июня 2008 года решением Солтонского районного совета Народных депутатов от 28 марта 2008 года N 28 установлены нормативы потребления тепловой энергии в жилых домах, который был рассчитан на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306. При этом исходя из формулы расчета норматива следует, что количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период, делилась на двенадцать месяцев. В связи с чем, норматив рассчитан для оплаты население за теплоснабжение круглогодично.
С учетом приведенных положений закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в связи с отсутствием иного норматива, на территории муниципального образования Солтонский район Алтайского края, размер платы за отопление в Солтонском районе Алтайского края определяется по формуле путем перемножения трех показателей: норматива потребления тепловой энергии на отопление, действовавшего на 30 июня 2012 года, общей площади жилого помещения и тарифа на тепловую энергию.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, отклоняя доводы истцов, приведенные в апелляционной жалобе, о незаконности произведенных ответчиком расчетов, без учета понижающего коэффициента, как основанные на неправильном толковании норм материального закона.
Согласно указанным выше положениям закона и письма администрации Солтонского района от 4 мая 2017 года N 333, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) был определен по формуле пункта 13 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, действующим на момент установления нормативов потребления коммунальных услуг по тепловой энергии Солтонским районным Советом народных депутатов Алтайского края 28 марта 2008 года:
No = Qo / Sж x 12
из которой видно, что количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период, делилась на двенадцать месяцев.
Таким образом, указанная формула уже предусматривает составляющую объема тепловой энергии, равной нормативу потребления, в формуле расчета которого не подлежит использованию коэффициента периодичности платежа.
Поэтому, вопреки доводам жалобы, недопустимо искусственно использовать в расчете объема потребления тепловой энергии коэффициент периодичности платежа.
Поскольку норматив потребления коммунальных услуг по тепловой энергии, действующий на территории Солтонского района Алтайского края, установлен с учетом круглогодичной системы оплаты потребления тепловой энергии, начисление платы за отопление по формуле, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, без дополнительного учета коэффициента периодичности:
Pi = Si x Nт x Tт
права истцов не нарушают.
Расчет оплаты за потребленную тепловую энергию за указанные истцами периоды с ноября 2014 года по 31 декабрь 2016 год судом проверен, и установлено, что истцами в данный период оплата за отопление жилого дома начислялась в пределах указанных сумм, что соответствует действующему законодательству. Поэтому доводы жалобы в этой части судебная коллегия также отклоняет как несостоятельные.
Исследование вопроса о снижении финансовой нагрузки, а также об уровне платежей за потребляемую тепловую энергию относительно других районов Алтайского края и субъектов Российской Федерации, на что указывается в жалобе, в компетенцию суда в порядке искового производства не входит. Более того, как пояснил истец Ф.И.Н. в судебном заседании, и следует из апелляционной жалобы, установленные нормативы истцами не оспариваются.
Доводы истцов о том, что суд безосновательно принял во внимание показания свидетелей Х.Л.П. и К.Д.А., а также дал ненадлежащую оценку представленным в дело доказательствам, в том числе копии расчета норматива потребления, подписанную главным специалистом комитета Ш.Л.С., подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку все доказательства, представленные в дело, в том числе и истцом, оценены судом в совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 55, 59, 60 ГПК РФ, и с учетом обстоятельств дела, суд дал им надлежащую оценку согласно положениям ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска о признании незаконными муниципальных контрактов, должным образом мотивировано, с чем соглашается и судебная коллегия.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции об отказе истцу в иске основано на подлежащих применению нормах материального права, а выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств и не могут служить основаниями к отмене постановленного по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Солтонского районного суда Алтайского края от 10 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Ф.И.Н. и Ф.Ф. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)