Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2017 N 15АП-15572/2017 ПО ДЕЛУ N А32-21739/2017

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2017 г. N 15АП-15572/2017

Дело N А32-21739/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Герасименко А.Н., Стрекачева А.Н.
при ведении протокола судебного заседания Бабаян В.Г.
при участии:
от Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю: представитель Баландина М.А. по доверенности от 08.06.2017 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Гулливер"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.07.2017 по делу N А32-21739/2017
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Гулливер"
к Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения,
принятое в составе судьи Лесных А.В.,
установил:

ЖСК "ГУЛЛИВЕР" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене решения N 36562 от 23.09.2016.
Решением от 25.07.2017 в удовлетворении требований отказано.
Решение мотивировано тем, что инспекция правомерно руководствовалась п. 3 ст. 394 НК РФ, ЖСК "ГУЛЛИВЕР" не имело право на применение налоговой ставки в размере 0, 045% в отношении спорного земельного участка.
Жилищно-строительный кооператив "ГУЛЛИВЕР" обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение отменить.
Податель жалобы полагает, что судом не учтено, что Решение Городского собрания города Сочи N 202 определен порядок исчисления налоговой ставки, а именно, ставка налога определяется в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 и равна 0,045%, инспекция необоснованно руководствовалась п. 3 ст. 394 НК РФ. Кроме того, ставка земельного налога в размере 0,3%, утвержденная новой редакцией Решения Городского собрания города Сочи N 202, вступила в силу с 01.01.2015 г.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка ЖСК "ГУЛЛИВЕР" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов по земельному налогу за 2014 год.
На основании проверки составлен акт N 88603 от 26.07.2016 г.
По результатам проверки вынесено решение N 36562 от 23.09.2016 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с названным решением налогового органа, ЖСК "ГУЛЛИВЕР" обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
Решением Управления от 27.01.2017 NN 22-12-106 решение налогового органа от 23.09.2016 N 36562 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением, ЖСК "ГУЛЛИВЕР" обратился в суд.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 394 НК РФ представительным органам муниципальных образований предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 394 НК РФ, в случае если налоговые ставки не определены нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ, которые не могут превышать пределы величины налоговых ставок 0,3% и 1,5%.

1) 0 процентов в отношении земельных участков:
- - занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и служащих для удовлетворения нужд города согласно утвержденному перечню земель (приложение 2 к решению);
- - занятых жилищным фондом товариществ собственников жилья, непосредственного управления, управляющих компаний, образованных из многоквартирного жилищного фонда (кроме случаев застройки земельного участка, реконструкции жилищного фонда с изменением площадей объектов и количества помещений, ставка налога в отношении которых определяется в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи);
- - доля земельного участка, приходящаяся на нежилые помещения в многоквартирных жилых домах, подлежит налогообложению земельным налогом по ставкам, установленным подпунктом 15 пункта 1 настоящей статьи;
2) 0,3 процента в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных (приобретенных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства;
3) 0,03 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
4) 0,045 процента в отношении земельных участков для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства, для размещения индивидуальной жилой застройки и (или) приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства;
5) 0,35 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения автостоянок;
6) 0,08 в отношении земельных участков, предоставленных:
- - для размещения гаражей, стоянок (автостоянок) коллективного пользования боксового типа, стоянок (автостоянок) закрытого типа, предоставленных физическим лицам, гаражным, гаражно-строительным и потребительским гаражно-строительным кооперативам, по которым налоговая база уменьшается в части (доли) земельного участка, приходящейся на строения (части строений) в общей площади сооружений кооперативов, принадлежащие физическим лицам, указанным в подпунктах 7 - 16 пункта 1 статьи 4 приложения 1 к решению;
- - для размещения и эксплуатации зданий и сооружений цирков;
7) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- абзац исключен. - Решение Городского Собрания Сочи от 29.11.2012 N 185;
- - под объектами телевидения в отношении земельных участков на землях населенных пунктов, используемых телевизионными компаниями для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
- - под объектами научных учреждений и организаций, финансируемых за счет бюджета города Сочи и (или) краевого бюджета, и (или) федерального бюджета, в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
8) 0,15 процента в отношении земельных участков, используемых учреждениями, финансируемыми за счет местного и (или) краевого, и (или) федерального бюджетов, осуществляющими ветеринарную деятельность, а также организациями и учреждениями, финансируемыми за счет федерального, местного и (или) краевого бюджетов, осуществляющими метрологическую деятельность и поверку средств измерений;
9) 0,1 процента в отношении земельных участков, используемых автомобильными школами Краснодарского краевого Совета Российской оборонной спортивно-технической организации, учебно-курсовыми комбинатами автомобильного транспорта для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
10) 0,5 процента в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, за исключением земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных и газонаполнительных станций;
11) 0,5 процента в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения учебно-производственных зданий (корпусов), производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;
12) 0,12 процента в отношении земельных участков, занятых спортивными зданиями, строениями, сооружениями, предоставляемых детским юношеским спортивным школам на безвозмездной основе по договорам, заключенным с администрацией города Сочи;
13) 0,1 процента в отношении земельных участков, предоставленных для строительства объектов образования (школ, детских садов);
14) 1,5 процента в отношении земельных участков, находящихся на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики;
15) 0,7 процента в отношении прочих земельных участков;
16) 0,45 процента в отношении земельных участков рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения для размещения объектов санаторно-курортных организаций и учреждений;
17) 0,3 процента в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Как следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, пер. Дагомысский, 6, с 12.09.2011 принадлежит на праве собственности ЖСК "ГУЛЛИВЕР", имеет кадастровый номер: 23:49:205023:35, категорию - Земельные участки, приобретенные в собственность под многоквартирный жилой дом, разрешенное использование - многоквартирный жилой дом, кадастровая стоимость 125 319 950,40 руб.
В ходе проверки установлено, что ЖСК "ГУЛЛИВЕР" исчислял земельный налог по ставке 0,045%.
Решением городского Собрания Сочи N 231 на 2014 год в отношении земельных участков для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства, для размещения индивидуальной жилой застройки и (или) приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства установлена ставка земельного налога 0,045 процента.
Указанным решением ставка земельного налога для земель, предназначенных для размещения "многоквартирных жилых домов" не установлена.
В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ).
Следовательно, исчисление земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:205023:35 с видом разрешенного использования "многоквартирный жилой дом" должно осуществляться по налоговой ставке (0,3%), установленной п. 1 ст. 394 НК РФ и повышающих коэффициентов, установленных п. 15 ст. 396 НК РФ.
Таким образом, инспекцией при расчете земельного налога за 2014 год по земельному участку с кадастровым номером 23:49:205023:35 правомерно применена налоговая ставка 0,3% с учетом повышающих коэффициентов и доначислен земельный налог в сумме 852 155,00 руб.
Доводы ЖСК "ГУЛЛИВЕР" о правомерности применения налоговой ставки в размере 0, 045% отклоняется по следующим основаниям:
Согласно Решению Городского Собрания города Сочи от 11.12.2007 года N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования города - курорта Сочи" (в редакции от 30.10.2014 года) налоговая ставка в размере 0,045% установлена в отношении земельных участков для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства, для размещения индивидуальной жилой застройки и (или) приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства.
Частью 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что под объектами индивидуального жилищного строительства понимает отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории); дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Строительство многоквартирного жилого дома, предназначенного для проживания множества семей, не отвечает критериям п. п. 4 п. 1 ст. 2 Решения городского собрания города Сочи N 231, таким образом, применение ставки земельного налога в размере 0, 045% установленной в отношении строительства многоквартирного жилого дома не правомерно.
Ссылки ЖСК "ГУЛЛИВЕР" п. п. 1 п. 1 ст. 2 Решения городского собрания города Сочи N 231 также необоснованны.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 2 Решения городского собрания города Сочи N 231 установлена ставка 0 процентов в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом товариществ собственников жилья, непосредственного управления, управляющих компаний, образованных из многоквартирного жилищного фонда (кроме случаев застройки земельного участка, реконструкции жилищного фонда с изменением площадей объектов и количества помещений, ставка налога в отношении которых определяется в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи).
В силу ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Установлено, что ЖСК "ГУЛЛИВЕР" образовано на основании решения 6 учредителей (л.д. 47), одним из членов кооператива Батаевой А.В. паевые взносы внесены в виде недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером 23:49:205023:35, на котором был построен многоквартирный дом.
Согласно ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Таким образом, податель жалобы не является ТСЖ, управляющей компанией, на него не распространяются п. п. 1 п. 1 ст. 2 Решения городского собрания города Сочи N 231.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований ЖСК "ГУЛЛИВЕР".
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2017 по делу N А32-21739/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
А.Н.ГЕРАСИМЕНКО
А.Н.СТРЕКАЧЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)