Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.03.2016 ПО ДЕЛУ N А57-20832/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2016 г. по делу N А57-20832/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "24" марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Клочковой Н.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации Муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 января 2016 года по делу N А57-20832/2015 (судья М.А. Волкова),
по иску Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района, г. Саратов (ОГРН 1036405320456),
к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1026402205246),
третьи лица:
Муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по управлению имуществом г. Саратова, г. Саратов,
о взыскании с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны Муниципального образования "Город Саратов" в пользу Ассоциации ТСЖ Ленинского района задолженности по оплате за тепловую энергию за нежилое помещение общей площадью 106 кв. м в многоквартирном доме N 4 по ул. Перспективной в городе Саратове, за период с 01.11.2014 по 30.04.2015, в размере 27248,69 руб.,
установил:

ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик) с исковым заявлением о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию за нежилое помещение общей площадью 106 кв. м в многоквартирном доме N 4 по ул. Перспективной в городе Саратове, за период с 01.11.2014 по 30.04.2015, в размере 27248,69 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 января 2016 года исковые требования удовлетворены.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель полагает решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком, не является собственником нежилого помещения, не наделен полномочиями в области коммунального хозяйства, платежные документы в его адрес не направлялись, комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" действует на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации и не может выйти за пределы своих полномочий, истец за получением субсидии не обращался.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-27286/2014 подтверждена установленная законом обязанность муниципального образования "Город Саратов" как собственника нежилого помещения общей площадью 106 кв. м в многоквартирном доме N 4 по ул. Перспективной в г. Саратове по внесению обязательных ежемесячных платежей за тепловую энергию (судом рассмотрен период по 31.10.2014).
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено что жилой дом N 4 по ул. Перспективной в г. Саратове, входит в состав Товарищества собственников жилья "Днепр 2004". Данный дом обслуживается АТСЖ Ленинского района в силу статьи 142 Жилищного Кодекса РФ и на основании Договора от 10.01.2006, в соответствии с которым ТСЖ "Днепр -2004" передает сроком на 5 лет объекты общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр -2004", в том числе и дом N 4 по ул. Перспективной.
В соответствии с Дополнительным соглашением от 30.12.2013 к договору от 10.01.2006, продлившим срок действия договора от 10.01.2006 и с условиями данного договора, АТСЖ вправе от своего имени, но в интересах ТСЖ "Днепр -2004" взыскивать задолженность по оплате за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, по плате за коммунальные услуги и пени за просрочку платежа.
Муниципальное образование "Город Саратов" (ответчик) - является собственником нежилого помещения: общей площадью 106 кв. м в доме N 4 по ул. Перспективной.
Однако за период с 01.11.2014 по 30.04.2015 ответчик оплату не производит, задолженность составила 27248,69 руб.
Истец считает, что ответчик обязан производить оплату оказанных услуг по отоплению нежилого помещения, принадлежащего МО "Город Саратов" на праве собственности. Ненадлежащее исполнение ответчиком, как собственником нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, входящем в состав ТСЖ "Днепр -2004", и находящемся в обслуживании АТСЖ Ленинского района, обязательств по оплате коммунальных платежей, послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности за тепловую энергию.
Таким образом, жилой дом N 4 по ул. Перспективной в г. Саратове входит в состав Товарищества собственников жилья "Днепр 2004".
Данный дом обслуживается Ассоциацией ТСЖ Ленинского района на основании договора, в соответствии с которым ТСЖ "Днепр 2004" передало Ассоциации объекты общего имущества многоквартирных домов, в том числе дома по указанному адресу, для обслуживания и эксплуатации, а также в силу положений статьи 142 Жилищного кодекса РФ и в соответствии с разделом VI Жилищного кодекса РФ ("Товарищество собственников жилья").
Ненадлежащее исполнение ответчиком как собственником помещений обязательств по внесению ежемесячных платежей по оплате тепловой энергии, послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт помещения и плату за коммунальные услуги.
Ассоциация ТСЖ Ленинского района - Абонент коммунальной услуги "тепловая энергия" - передает энергию, принятую от энергоснабжающей организации, другому лицу - Муниципальному образованию "Город Саратов" - на основании положений статьи 545 Гражданского кодекса РФ, о чем свидетельствуют расчетные ведомости, представленные в материалы дела.
Статьей 539 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом в силу статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги вносится собственником помещения в многоквартирном доме, то есть потребителем услуг, ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим, если иное не установлено договором.
В силу части 3 статьи 137 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья вправе в судебном порядке потребовать принудительного возмещения обязательных платежей в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей.
Истец просит взыскать с ответчика задолженность по обязательным ежемесячным платежам за тепловую энергию за период с 01.11.2014 по 30.04.2015 в сумме 27248 руб. 69 коп.
В силу того, что отопительная система и система горячего водоснабжения в нежилых помещениях являются частью общей коммуникационной системы жилого дома, работающей по замкнутому циклу, истец вынужден был подавать тепловую энергию собственнику нежилых помещений, а ответчик принимал ее.
Отопление рассчитано истцом исходя из объема поставленной Заказчику тепловой энергии, что подтверждается расчетом потребления тепловой энергии нежилыми помещениями, расположенными по адресу: по ул. Перспективной дом N 4 в г. Саратове.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, истец является исполнителем коммунальных услуг многоквартирного дома.
АТСЖ Ленинского района в соответствии с действующим жилищным законодательством и Уставом предоставляет необходимые коммунальные и эксплуатационные услуги по обслуживанию помещений в доме N 4 ул. Перспективной в г. Саратове, в том числе и принадлежащих ответчику.
Поставщиком услуги по поставке тепловой энергии по данному жилому фонду является ОАО "Волжская ТГК".
Суду первой инстанции представлены доказательства выставления счетов-фактур Истцу на оплату тепловой энергии в горячей воде (отопление) в спорный период, расчетные ведомости за спорный период, в которые включен дом N 4 по ул. Перспективной в г. Саратове.
Соразмерно доле нежилого помещения ответчика в общей площади помещений в жилом доме, задолженность последнего перед истцом за тепловую энергию за период с 01.11.2014 по 30.04.2015 составляет 27248 руб. 69 коп.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества соразмерно доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Заявленные ко взысканию денежные средства являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23.06.1998 года "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - Комитет по финансам: является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района задолженности по оплате за тепловую энергию за нежилое помещение общей площадью 106 кв. м в многоквартирном доме N 4 по ул. Перспективной в городе Саратове, за период с 01.11.2014 по 30.04.2015, в размере 27248,69 руб.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены апелляционной инстанцией в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Отсутствие платежных документов также не освобождает собственника от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 января 2016 года по делу N А57-20832/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
О.В.ЛЫТКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)