Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2017 ПО ДЕЛУ N А05-13745/2016

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2017 г. по делу N А05-13745/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 июня 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Роговой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 9 марта 2017 года по делу N А05-13745/2016 (судья Максимова С.А.),
установил:

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Устьянский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Устьянский муниципальный район" (место нахождения: 165210, Архангельская обл., рп. Октябрьский, ул. Комсомольская, д. 7; ОГРН 1022901534974, ИНН 2922001477; далее - МО "Устьянский муниципальный район") и муниципальному образованию "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области в лице администрации муниципального образования "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области (место нахождения: 165210, рп. Октябрьский, Архангельская обл., ул. Комсомольская, д. 13; ОГРН 1052907034674, ИНН 2922006965; далее - МО "Октябрьское") о взыскании 849 274 руб. 78 коп. излишне перечисленной суммы субсидии за 2013 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Росток" (место нахождения: 163046, г. Архангельск, пр. Советских Космонавтов, д. 52, корп. 2, пом. 1; ОГРН 1022900520642, ИНН 2901076760).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить исковые требования. В обоснование жалобы указывает, что при проведении капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: рп. Октябрьский, ул. Зеленая, д. 38, корп. "а", не достигнута цель предоставления финансовой поддержки в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", капитальный ремонт не выполнен.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
МО "Устьянский муниципальный район" в отзыве на жалобу возражало относительно ее удовлетворения, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия его представителя.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) в редакции, действовавшей в 2013 году, установлено, что предоставление финансовой поддержки за счет средств указанного Фонда (далее - Фонд) - предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 указанного Закона Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 данного Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно положениям части 1 статьи 15 Федерального закона N 185-ФЗ региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, в соответствии с пунктом 1 части 2 указанной статьи региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на проведение капитального ремонта и которые включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы.
Частью 1 статьи 18 названного Закона определено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Субъектом Российской Федерации может быть установлен минимальный размер софинансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
В целях реализации на территории Архангельской области Федерального закона N 185-ФЗ постановлением правительства Архангельской области от 04.06.2013 N 242-пп утверждена адресная программа проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Архангельской области на 2013 год (далее - Программа на 2013 год).
В соответствии с разделом 7 Программы участником программы являлось, в том числе МО "Октябрьское".
В соответствии с пунктом 29 приложения 1 к Программе на 2013 год в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в 2013 году, в том числе, был включен деревянный жилой дом, введенный в эксплуатацию в 1987 году, расположенный по адресу: рабочий поселок Октябрьский, ул. Зеленая, дом 38, корпус "а".
Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2013 году был утвержден постановлением правительства Архангельской области от 23.07.2013 N 333-пп.
В соответствии с нормами указанных выше нормативных актов, Министерство и МО "Устьянский муниципальный район" заключили договор N 9Ф-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 18.07.2013 (далее - договор N 9Ф-13).
Предметом указанного договора (с учетом дополнительного соглашения от 18.07.2013 N 1) явился порядок взаимодействия сторон в целях исполнения решения Фонда от 04.07.2013 N 428 о рассмотрении заявки Архангельской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение ремонта многоквартирных домов (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора N 9Ф-13 Министерство обязалось: предоставить на безвозвратной и безвозмездной основе финансовую поддержку в 2013 году, в том числе, МО "Октябрьское": 5 639 243 руб. 98 коп. - средства областного бюджета, полученные за счет средств Фонда, 3 886 261 руб. 29 коп. - средства областного бюджета.
Указанные средства в соответствии с пунктом 2.3.1 договора N 9Ф-13 МО "Устьянский муниципальный район" обязалось перечислить в бюджет МО "Октябрьское".
Приложением 1 к дополнительному соглашению от 18.07.2013 N 1 к договору N 9Ф-13 определено, что в перечень многоквартирных домов, получивших в 2013 году финансовую поддержку в рамках адресной программы, включен деревянный жилой дом, введенный в эксплуатацию в 1987 году, расположенный по адресу: рабочий поселок Октябрьский, ул. Зеленая, дом 38, корпус "а".
Кроме того, Министерство и МО "Октябрьское" заключили договор от 18.07.2013 N 9Ф-2-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - договор N 9Ф-2-13).
Предметом указанного договора (с учетом дополнительного соглашения от 18.07.2013 N 1) явился порядок взаимодействия сторон в целях исполнения решения Фонда от 04.07.2013 N 428 о рассмотрении заявки Архангельской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение ремонта многоквартирных домов (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора N 9Ф-2-13 Министерство обязалось: предоставить на безвозвратной и безвозмездной основе финансовую поддержку в 2013 году в сумме 9 525 505 руб. 27 коп., из них:
5 639 243 руб. 98 коп. - средства областного бюджета, полученные за счет средств Фонда, 3 886 261 руб. 29 коп. - средства областного бюджета.
Указанные средства, а также 736 445 руб. 92 коп. средств местного бюджета в соответствии с пунктом 2.3.1 договора N 9Ф-2-13 муниципальное образование обязалось распределить между многоквартирными домами, которые включены в Программу на 2013 год.
Средства областного бюджета, полученные за счет средств Фонда, в сумме 5 639 243 руб. 98 коп., а также средства областного бюджета в сумме 3 886 261 руб. 29 коп., предусмотренные Программой на 2013 год и указанными выше договорами, были перечислены Министерством в бюджет МО "Устьянский муниципальный район" 05.08.2013.
Вместе с тем, постановлением правительства Архангельской области от 18.03.2014 N 105-пп утверждены изменения в Программу на 2013 год, в соответствии с которыми, в том числе, многоквартирный дом, расположенный по адресу: рабочий поселок Октябрьский, ул. Зеленая, д. 38, корп. "а", был исключен из данной Программы, соответственно, изменены суммы финансовой поддержки за счет средств Фонда и областного бюджета.
В связи с исключением указанного многоквартирного дома, из Программы на 2013 год, соглашениями, заключенными между сторонами 27.03.2014, были внесены соответствующие изменения в договоры N 9Ф-13 и N 9Ф-2-13.
На основании изложенного, Министерство направило в адрес глав МО "Устьянский муниципальный район" и МО "Октябрьское" письмо от 27.03.2014 N 203/09-11/1582 с просьбой в срок до 25.04.2014 обеспечить возврат средств Фонда в сумме 1 232 358 руб. 65 коп. и средств областного бюджета в сумме 849 274 руб. 78 коп. в областной бюджет, а также письмо от 02.12.2014 N 203/09-11/7086 с просьбой в срок до 20.12.2014 обеспечить возврат 849 274 руб. 78 коп. в областной бюджет.
МО "Устьянский муниципальный район" 28.05.2014 возвратило в областной бюджет 1 232 358 руб. 65 коп.
Письмом от 31.12.2014 N 2471 МО "Октябрьское" сообщило, что не может обеспечить возврат 849 274 руб. 78 коп. в областной бюджет, поскольку подрядная и управляющая организация добровольно не принимают мер по возврату указанных средств в местный бюджет.
Министерство 26.10.2016 направило в адрес ответчиков требование от 25.10.2016 N 203/08-09/7864 о возврате средств областного бюджета, в соответствии с которым ответчикам вменено в обязанность в течение 15 дней со дня получения требования произвести возврат средств областного бюджета в размере 849 274 руб. 78 коп.
Поскольку данное требование не исполнено, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым решением суда.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств дела и норм права.
В силу части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Цели расходования средств региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов установлены частью 5 статьи 15 Федерального закона N 185-ФЗ, в частности установлено, что направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 данного Закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, проведение энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 8 БК РФ отнесено к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации.
В соответствии пунктом 16 Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2013 году органы местного самоуправления муниципальных образований несут ответственность за нецелевое использование субсидий.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае истцом не доказано нецелевое расходование ответчиками средств субсидии.
В соответствии с частью 8 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ, с постановлением правительства Архангельской области от 21.06.2011 N 201-пп, утвердившим Порядок привлечения товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами либо выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах управляющими организациями подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в Архангельской области с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ, управляющей компанией 12.09.2013 по результатам открытого конкурса с ООО "Росток" заключен договор N 1 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: рабочий поселок Октябрьский, ул. Зеленая, д. 38, корп. "а" (далее - МКД).
Общая стоимость по договору определена 2 918 000 руб.
ООО "Росток" согласно договору от 12.09.2013 взяло на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту МКД в соответствии с технической и сметной документацией. Срок выполнения работ по договору - не позднее 31.12.2013.
Окончательно выполненные ООО "Росток" работы по договору N 1 приняты актом приемки в эксплуатацию законченного капитального ремонта МКД от 30.12.2013.
Указанный акт подписан комиссией, состоящей из представителей органов местного самоуправления - МО "Октябрьское", собственников помещений, подрядчика, технического надзора - общество с ограниченной ответственностью "Проектно-строительное предприятие "Стройинвест", утвержден на общем собрании собственников помещений МКД (протокол от 10.12.2013 N 8).
В указанном акте, а также в актах о приемке выполненных работ от 30.10.2013 N 1, от 16.12.2013 N 2, 3, 4, от 25.12.2013 N 5, от 24.12.2013 N 6, 7, 8, от 30.12.2013 N 9, 10, от 31.12.2013 N 11, 12, подписанных без каких-либо оговорок об отказе какой-либо из сторон договора и иных лиц подписывать их.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 22.06.2015 по делу N А05-4036/2015, рассмотренному с участием тех же лиц, которые участвуют в настоящем деле.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ указанные обстоятельства не доказываются вновь в рамках настоящего дела.
Более того, в нарушение положений частей 1.1, 1.2 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ в данном случае проверка использования средств Фонда федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, не проводилась. Не проводилась соответствующая проверка использования средств областного бюджета и Министерством.
Представленные документы, в том числе пояснительная записка государственной жилищной инспекции от 24.02.2014 N 402-01-04/37 по обследованию МКД, письмо ООО "Жилуправление" от 30.01.2014 не могут свидетельствовать о нецелевом расходовании средств областного бюджета, в отсутствие каких-либо актов фиксации такого нецелевого расходования.
Довод истца о принятии правительством Архангельской области постановления от 18.03.2014 N 105-пп "О внесении изменений в Адресную программу проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Архангельской области на 2013 год", которым внесены изменения в постановление правительства Архангельской области N 242-пп путем уменьшения объема финансирования программы в прошедшем 2013 году, в связи с чем областная адресная программа проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Архангельской области на 2013 год изложена в новой редакции, исключившей указанный МКД из программы, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Статьей 12 и пунктами 1 и 3 статьи 242 БК РФ установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, при этом операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 статьи 242 указанного Кодекса.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
В соответствии с требованиями федерального закона правительство Архангельской области было вправе своевременно, т.е. в пределах финансового года, вносить какие-либо изменения в нормативные правовые акты, которыми регулируется предоставление бюджетных средств.
Между тем, постановление N 105-пп издано правительством Архангельской области 18.03.2014, т.е. по истечении финансового года, завершенного 31.12.2013, и им внесены изменения в постановление, которое прекратило свое действие по окончании финансового 2013 года, что противоречило положениям пункта 1 статьи 5, статьям 8, 12, 65 и пунктам 1 и 3 статьи 242 БК РФ, из содержания которых следует, что бюджетные обязательства субъекта, порядок их исполнения, не могут быть изменены по завершении финансового года, на который принят соответствующий бюджет.
Кроме того, постановлением правительства Архангельской области от 12.05.2015 N 171-пп "О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Архангельской области об адресных программах проведения капитального ремонта многоквартирных домов" указанное постановление N 105-пп признано утратившим силу.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 9 марта 2017 года по делу N А05-13745/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.РОМАНОВА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)