Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, рассмотрел в порядке упрощенного производства дело N А60-31392/2016
по заявлению Товарищества собственников жилья "ДОМ-2000" (ИНН 6664078809, ОГРН 1036605189719)
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944)
об оспаривании постановления N 185 от 17.06.2016 г. по делу об административном правонарушении,
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Товарищество собственников жилья "ДОМ-2000" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области об оспаривании постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области по делу об административном правонарушении N 185 от 17.06.2016 г. по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Заинтересованное лицо представило отзыв и материалы проверки, в удовлетворении требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
В период с 06.05.2016 по 03.06.2016 Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - Заинтересованное лицо, Комиссия) на основании распоряжения от 29.04.2016 N 72, а также на основании обращения гражданина (вх. N 3691 от 15.04.2016) в отношении Товарищества собственников жилья "Дом-2000" (далее - ТСЖ "Дом-2000", Заявитель) проведена внеплановая документарная проверка соблюдения установленного порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов).
В ходе проверки установлено и зафиксировано в Акте проверки N 72 от 03.06.2016 следующее.
ТСЖ "Дом-2000" (Потребитель) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 41066-ВоТГК от 01.01.2015, согласно которому открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК") (Теплоснабжающая организация) обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения ("энергетические ресурсы"), а Потребитель обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы.
ОАО "Волжская ТГК" 15.07.2015 сменило наименование на Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс").
На 2015 год тарифы на тепловую энергию для ОАО "Волжская ТГК" утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 15.12.2014 N 205-ПК (с изменениями) с календарной разбивкой в следующих размерах:
- - на период с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 1 211,12 руб./Гкал (без НДС), население - 1 429,12 руб./Гкал (с НДС);
- - на период с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1 338,29 руб./Гкал (без НДС), население - 1 579,18 руб./Гкал (с НДС).
На 2016 год тарифы на тепловую энергию для ПАО "Т Плюс" утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 197-ПК (с изменениями) с календарной разбивкой в следующих размерах:
- на период с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1 338,29 руб./Гкал (без НДС), население - 1 579,18 руб./Гкал (с НДС).
- на период с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1 431,97 руб./Гкал (без НДС), население - 1 689,72 руб./Гкал (с НДС).
В счетах-фактурах и счетах, предъявленных ПАО "Т Плюс" (ранее - ОАО "Волжская ТГК") в адрес ТСЖ "Дом-2000", тарифы на тепловую энергию соответствуют утвержденным.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, исходя из объемов потребления, определенных по показаниям приборов учета или (в их отсутствие) по нормативам потребления.
Согласно п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) в платежном документе (квитанции) в обязательном порядке должны указываться: наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов, объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении (либо норматив потребления).
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено применение в платежных документах, предъявляемых гражданам, расчетных ставок платы, в том числе в расчете на 1 человека, на 1 кв. м а также применения тарифов для получения таких ставок с нарушением порядка ценообразования.
В квитанциях, предъявленных ТСЖ "Дом-2000" гражданам за период с сентября 2015 года по март 2016 года, выявлено следующее.
В нарушение ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 38, пп. "в" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, п. 1, ст 8 Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22.10.2012 (с изменениями) "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", постановления РЭК Свердловской области от 15.12.2014 N 205-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области", постановления РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 197-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2016 - 2018 годы", ТСЖ "Дом-2000" в период с 26.09.2015 по 30.03.2016 производило начисления платы гражданам за отопление по не утвержденным в установленном порядке тарифам (ставкам платы), не подлежащим применению, в размере от 47,16 руб. / кв. м до 52,1129 руб. / кв. м.
Например, ТСЖ "Дом-2000" начислено:
- гр. Иванову В.Н. (<...>) в квитанции за октябрь 2015 года за отопление (указано как членский взнос на отопление) квартиры площадью 55,7 кв. м по не утвержденному тарифу (ставке платы) в размере 47,16 руб. / кв. м на сумму 2626,81 руб. Сумма нарушения по данной квитанции за отопление составила 2626,81 руб.
- гр. Мартынову Н.Н. (<...>) в квитанции за февраль 2016 года за отопление (указано как членский взнос на отопление) квартиры площадью 55,8 кв. м по не утвержденному тарифу (ставке платы) в размере 52,1129 руб. / кв. м на сумму 2907,90 руб. Сумма нарушения по данной квитанции за отопление составила 2907,90 руб.
- Всего при выборочной проверке квитанций сумма нарушения, сложившаяся в результате применения ТСЖ "Дом-2000" не утвержденных в установленном порядке тарифов (ставок платы) при начислении платы гражданам за отопление в период с 26.09.2015 по 30.03.2016 составила 287 110,83 руб.
Расчет сумм нарушения приведен в Приложении N 2 к акту N 72 от 03.06.2016 г.
В некоторых квитанциях граждан за март 2016 года, ТСЖ "Дом-2000" при начислениях за отопление не указываются объем и тариф, а указывается только начисленная сумма к оплате, в связи с чем, проверить правильность применения тарифа по этим квитанциям не представляется возможным.
Применение ТСЖ "Дом-2000" в период с 26.09.2015 по 30.03.2016 при начислениях платы гражданам за отопление не утвержденных в установленном порядке тарифов (ставок платы), не подлежащих применению, в размере от 47,16 руб. / кв. м до 52,1129 руб. / кв. м, является нарушением порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения как "иное нарушение порядка ценообразования", ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Поставщиком горячего водоснабжения для ТСЖ "Дом-2000" является ПАО "Т Плюс" (ранее - ОАО "Волжская ТГК"). Система горячего водоснабжения в доме по адресу: г. Екатеринбург ул. Родонитовая, д. 24, централизованная открытая.
На 2015 год тарифы на горячую воду в открытых системах горячего водоснабжения для ОАО "Волжская ТГК" утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 15.12.2014 N 210-ПК (в редакции от 26.12.2014) с календарной разбивкой в следующих размерах:
на период с 01.01.2015 по 30.06.2015
- - компонент на тепловую энергию - 1211,12 руб./Гкал (без НДС), население - 1 429,12 руб./Гкал (с НДС);
- - компонент на теплоноситель - 17,18 руб. / куб. м (без НДС), население - 20,27 руб. / куб. м (с НДС);
- на период с 01.07.2015 по 31.12.2015
- - компонент на тепловую энергию - 1 338,29 руб./Гкал (без НДС), население - 1 579,18 руб./Гкал (с НДС);
- - компонент на теплоноситель - 19,95 руб. / куб. м (без НДС), население - 23,54 руб. / куб. м (с НДС).
На 2016 год тарифы на горячую воду в открытых системах горячего водоснабжения для ПАО "Т Плюс" утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 206-ПК (в редакции от 18.12.2015) с календарной разбивкой в следующих размерах:
на период с 01.01.2016 по 30.06.2016
- - компонент на тепловую энергию - 1 338,29 руб./Гкал (без НДС), население - 1 579,18 руб./Гкал (с НДС);
- - компонент на теплоноситель - 19,95 руб. / куб. м (без НДС), население - 23,54 руб. / куб. м (с НДС);
- на период с 01.07.2016 по 31.12.2016
- - компонент на тепловую энергию - 1 431,97 руб./Гкал (без НДС), население - 1 689,72 руб./Гкал (с НДС);
- - компонент на теплоноситель - 22,95 руб. / куб. м (без НДС), население - 27,08 руб. / куб. м (с НДС).
При проверке квитанций, предъявленных ТСЖ "Дом-2000" гражданам, установлено следующее.
В нарушение ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 38, пп. "в" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", постановления РЭК Свердловской области от 15.12.2014 N 210-ПК "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям в Свердловской области с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), на 2015 год" (в редакции от 26.12.2014), постановления РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 206-ПК "Об установлении теплоснабжающим организациям Свердловской области долгосрочных тарифов на теплоноситель и (или) горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования на 2016 - 2018 годы" (в редакции от 18.12.2015), ТСЖ "Дом-2000" в период с 26.06.2015 по 30.03.2016 (квитанции за июнь 2015 года - март 2016 года) производило начисления платы гражданам за горячее водоснабжение по не утвержденным в установленном порядке тарифам (ставкам платы), не подлежащим применению, в размере от 88,58 руб. / куб. м до 107,10 руб. / куб. м.
Например, ТСЖ "Дом-2000" начислено:
- гр. Шакиной Е.Г. (<...>) в квитанции за июль 2015 года за горячую воду (указано как членский взнос на ГВС) в количестве 5,00 куб. м по тарифу (ставке платы) в размере 107,10 руб. / куб. м, не утвержденному в установленном порядке и не подлежащему применению на сумму 535,50 руб. вместо применения утвержденного двухкомпонентного тарифа. Сумма нарушения, сложившаяся в результате применения не утвержденного тарифа (ставке платы) на горячую воду составила 535,50 руб.
- гр. Набатчиковой Л.Г. (<...>) в квитанции за январь 2016 года за горячую воду (указано как членский взнос на ГВС) в количестве 7,00 куб. м по тарифу (ставке платы) в размере 99,0248 руб. / куб. м не утвержденному в установленном порядке и не подлежащему применению на сумму 693,17 руб. вместо применения утвержденного двухкомпонентного тарифа. Сумма нарушения, сложившаяся в результате применения не утвержденного тарифа (ставке платы) на горячую воду составила 693,17 руб.
Всего при выборочной проверке квитанций, сумма нарушения, сложившаяся в результате применения ТСЖ "Дом-2000" не утвержденных в установленном порядке тарифов (ставок платы), при начислении платы гражданам за горячую воду в период с 26.09.2015 по 30.03.2016 составила 93 243,72 руб.
Расчет сумм нарушения приведен в Приложении N 1 к акту N 72 от 03.06.2016 г.
Применение ТСЖ "Дом-2000" в период с 26.09.2015 по 30.03.2016 при начислениях платы гражданам за горячую воду не утвержденных в установленном порядке тарифов (ставок платы), не подлежащих применению в размере от 88,58 руб. / куб. м до 107,10 руб. / куб. м, является нарушением порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения как "иное нарушение порядка ценообразования", ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
17.06.2016 РЭК Свердловской области вынесло постановление по делу об административном правонарушении N 185, в соответствии с которым ТСЖ "Дом-2000" на основании ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением по делу об административном правонарушении, ТСЖ "Дом-2000" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области.
В силу ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Осуществление ТСЖ "Дом-2000":
- начисление не предусмотренного действующим законодательством в платежных документах, предъявляемых гражданам, расчетных ставок платы, в том числе в расчете на 1 человека, на 1 кв. м
- в период с 26.06.2015 по 30.03.2016 (квитанции за июнь 2015 года - март 2016 года) начисления платы гражданам за горячее водоснабжение по не утвержденным в установленном порядке тарифам (ставкам платы), не подлежащим применению, в размере от 88,58 руб. / куб. м до 107,10 руб. / куб. м, является нарушением порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения как "иное нарушение установленного порядка ценообразования", ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общая сумма нарушений, сложившаяся в результате применения ТСЖ "Дом-2000" не утвержденных в установленном порядке тарифов (ставок платы) при начислении платы гражданам за горячую воду и отопление в период с 26.06.2015 по 30.03.2016 составила 380 354,55 руб.
Факт правонарушения подтверждается материалами дела. Доказательств обратного обществом не представлено.
Довод общества о том, что применение расчетной ставки платы не является нарушением порядка ценообразования, является необоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти для ресурсоснабжающих организаций, исходя из объемов потребления, определенных по показаниям приборов учета или (в их отсутствие) по нормативам потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг; устанавливают их права и обязанности; устанавливают их ответственность; устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
Расчет размера платы на жилищно-коммунальные услуги является процессом ценообразования, поскольку при исчислении стоимости услуги его исполнителем производится применение установленных методов, формул, их составляющих, производится расчет суммы стоимости оказанных услуг. Расчет приводится в платежном документе - квитанции (счете-извещении), предъявляемом потребителю коммунальных услуг.
Согласно п. 69 Правил в платежном документе (квитанции) в обязательном порядке должны указываться:
- - наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги;
- - размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса;
- - единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
- - объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении (либо норматив потребления).
Действующее законодательство не допускает применение в платежных документах, предъявляемых гражданам, расчетных ставок платы за коммунальные услуги, в том числе в расчете на 1 человека или на 1 м2 площади.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами проверки установлено, что у общества имелась возможность для соблюдения требований законодательства в сфере регулируемого ценообразования, однако, исходя из обстоятельств административного правонарушения, заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований, не была проявлена должная степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения правил и норм действующего законодательства. Заявитель должен был выполнить обязанность по соблюдению установленного порядка ценообразования при начислении платы гражданам за отопление и горячую воду, мог ее выполнить, но не выполнил.
Вопрос вины общества исследован административным органом, вина доказана, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 17.06.2016 N 185 заявителю назначен административный штраф в размере 50000 рублей, назначенное наказание является ниже низшего предела. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ у суда не имеется.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.
Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.08.2016 ПО ДЕЛУ N А60-31392/2016
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2016 г. по делу N А60-31392/2016
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, рассмотрел в порядке упрощенного производства дело N А60-31392/2016
по заявлению Товарищества собственников жилья "ДОМ-2000" (ИНН 6664078809, ОГРН 1036605189719)
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944)
об оспаривании постановления N 185 от 17.06.2016 г. по делу об административном правонарушении,
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Товарищество собственников жилья "ДОМ-2000" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области об оспаривании постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области по делу об административном правонарушении N 185 от 17.06.2016 г. по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Заинтересованное лицо представило отзыв и материалы проверки, в удовлетворении требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
В период с 06.05.2016 по 03.06.2016 Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - Заинтересованное лицо, Комиссия) на основании распоряжения от 29.04.2016 N 72, а также на основании обращения гражданина (вх. N 3691 от 15.04.2016) в отношении Товарищества собственников жилья "Дом-2000" (далее - ТСЖ "Дом-2000", Заявитель) проведена внеплановая документарная проверка соблюдения установленного порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов).
В ходе проверки установлено и зафиксировано в Акте проверки N 72 от 03.06.2016 следующее.
ТСЖ "Дом-2000" (Потребитель) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 41066-ВоТГК от 01.01.2015, согласно которому открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК") (Теплоснабжающая организация) обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения ("энергетические ресурсы"), а Потребитель обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы.
ОАО "Волжская ТГК" 15.07.2015 сменило наименование на Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс").
На 2015 год тарифы на тепловую энергию для ОАО "Волжская ТГК" утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 15.12.2014 N 205-ПК (с изменениями) с календарной разбивкой в следующих размерах:
- - на период с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 1 211,12 руб./Гкал (без НДС), население - 1 429,12 руб./Гкал (с НДС);
- - на период с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1 338,29 руб./Гкал (без НДС), население - 1 579,18 руб./Гкал (с НДС).
На 2016 год тарифы на тепловую энергию для ПАО "Т Плюс" утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 197-ПК (с изменениями) с календарной разбивкой в следующих размерах:
- на период с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1 338,29 руб./Гкал (без НДС), население - 1 579,18 руб./Гкал (с НДС).
- на период с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1 431,97 руб./Гкал (без НДС), население - 1 689,72 руб./Гкал (с НДС).
В счетах-фактурах и счетах, предъявленных ПАО "Т Плюс" (ранее - ОАО "Волжская ТГК") в адрес ТСЖ "Дом-2000", тарифы на тепловую энергию соответствуют утвержденным.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, исходя из объемов потребления, определенных по показаниям приборов учета или (в их отсутствие) по нормативам потребления.
Согласно п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) в платежном документе (квитанции) в обязательном порядке должны указываться: наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов, объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении (либо норматив потребления).
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено применение в платежных документах, предъявляемых гражданам, расчетных ставок платы, в том числе в расчете на 1 человека, на 1 кв. м а также применения тарифов для получения таких ставок с нарушением порядка ценообразования.
В квитанциях, предъявленных ТСЖ "Дом-2000" гражданам за период с сентября 2015 года по март 2016 года, выявлено следующее.
В нарушение ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 38, пп. "в" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, п. 1, ст 8 Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22.10.2012 (с изменениями) "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", постановления РЭК Свердловской области от 15.12.2014 N 205-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области", постановления РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 197-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2016 - 2018 годы", ТСЖ "Дом-2000" в период с 26.09.2015 по 30.03.2016 производило начисления платы гражданам за отопление по не утвержденным в установленном порядке тарифам (ставкам платы), не подлежащим применению, в размере от 47,16 руб. / кв. м до 52,1129 руб. / кв. м.
Например, ТСЖ "Дом-2000" начислено:
- гр. Иванову В.Н. (<...>) в квитанции за октябрь 2015 года за отопление (указано как членский взнос на отопление) квартиры площадью 55,7 кв. м по не утвержденному тарифу (ставке платы) в размере 47,16 руб. / кв. м на сумму 2626,81 руб. Сумма нарушения по данной квитанции за отопление составила 2626,81 руб.
- гр. Мартынову Н.Н. (<...>) в квитанции за февраль 2016 года за отопление (указано как членский взнос на отопление) квартиры площадью 55,8 кв. м по не утвержденному тарифу (ставке платы) в размере 52,1129 руб. / кв. м на сумму 2907,90 руб. Сумма нарушения по данной квитанции за отопление составила 2907,90 руб.
- Всего при выборочной проверке квитанций сумма нарушения, сложившаяся в результате применения ТСЖ "Дом-2000" не утвержденных в установленном порядке тарифов (ставок платы) при начислении платы гражданам за отопление в период с 26.09.2015 по 30.03.2016 составила 287 110,83 руб.
Расчет сумм нарушения приведен в Приложении N 2 к акту N 72 от 03.06.2016 г.
В некоторых квитанциях граждан за март 2016 года, ТСЖ "Дом-2000" при начислениях за отопление не указываются объем и тариф, а указывается только начисленная сумма к оплате, в связи с чем, проверить правильность применения тарифа по этим квитанциям не представляется возможным.
Применение ТСЖ "Дом-2000" в период с 26.09.2015 по 30.03.2016 при начислениях платы гражданам за отопление не утвержденных в установленном порядке тарифов (ставок платы), не подлежащих применению, в размере от 47,16 руб. / кв. м до 52,1129 руб. / кв. м, является нарушением порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения как "иное нарушение порядка ценообразования", ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Поставщиком горячего водоснабжения для ТСЖ "Дом-2000" является ПАО "Т Плюс" (ранее - ОАО "Волжская ТГК"). Система горячего водоснабжения в доме по адресу: г. Екатеринбург ул. Родонитовая, д. 24, централизованная открытая.
На 2015 год тарифы на горячую воду в открытых системах горячего водоснабжения для ОАО "Волжская ТГК" утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 15.12.2014 N 210-ПК (в редакции от 26.12.2014) с календарной разбивкой в следующих размерах:
на период с 01.01.2015 по 30.06.2015
- - компонент на тепловую энергию - 1211,12 руб./Гкал (без НДС), население - 1 429,12 руб./Гкал (с НДС);
- - компонент на теплоноситель - 17,18 руб. / куб. м (без НДС), население - 20,27 руб. / куб. м (с НДС);
- на период с 01.07.2015 по 31.12.2015
- - компонент на тепловую энергию - 1 338,29 руб./Гкал (без НДС), население - 1 579,18 руб./Гкал (с НДС);
- - компонент на теплоноситель - 19,95 руб. / куб. м (без НДС), население - 23,54 руб. / куб. м (с НДС).
На 2016 год тарифы на горячую воду в открытых системах горячего водоснабжения для ПАО "Т Плюс" утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 206-ПК (в редакции от 18.12.2015) с календарной разбивкой в следующих размерах:
на период с 01.01.2016 по 30.06.2016
- - компонент на тепловую энергию - 1 338,29 руб./Гкал (без НДС), население - 1 579,18 руб./Гкал (с НДС);
- - компонент на теплоноситель - 19,95 руб. / куб. м (без НДС), население - 23,54 руб. / куб. м (с НДС);
- на период с 01.07.2016 по 31.12.2016
- - компонент на тепловую энергию - 1 431,97 руб./Гкал (без НДС), население - 1 689,72 руб./Гкал (с НДС);
- - компонент на теплоноситель - 22,95 руб. / куб. м (без НДС), население - 27,08 руб. / куб. м (с НДС).
При проверке квитанций, предъявленных ТСЖ "Дом-2000" гражданам, установлено следующее.
В нарушение ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 38, пп. "в" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", постановления РЭК Свердловской области от 15.12.2014 N 210-ПК "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям в Свердловской области с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), на 2015 год" (в редакции от 26.12.2014), постановления РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 206-ПК "Об установлении теплоснабжающим организациям Свердловской области долгосрочных тарифов на теплоноситель и (или) горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования на 2016 - 2018 годы" (в редакции от 18.12.2015), ТСЖ "Дом-2000" в период с 26.06.2015 по 30.03.2016 (квитанции за июнь 2015 года - март 2016 года) производило начисления платы гражданам за горячее водоснабжение по не утвержденным в установленном порядке тарифам (ставкам платы), не подлежащим применению, в размере от 88,58 руб. / куб. м до 107,10 руб. / куб. м.
Например, ТСЖ "Дом-2000" начислено:
- гр. Шакиной Е.Г. (<...>) в квитанции за июль 2015 года за горячую воду (указано как членский взнос на ГВС) в количестве 5,00 куб. м по тарифу (ставке платы) в размере 107,10 руб. / куб. м, не утвержденному в установленном порядке и не подлежащему применению на сумму 535,50 руб. вместо применения утвержденного двухкомпонентного тарифа. Сумма нарушения, сложившаяся в результате применения не утвержденного тарифа (ставке платы) на горячую воду составила 535,50 руб.
- гр. Набатчиковой Л.Г. (<...>) в квитанции за январь 2016 года за горячую воду (указано как членский взнос на ГВС) в количестве 7,00 куб. м по тарифу (ставке платы) в размере 99,0248 руб. / куб. м не утвержденному в установленном порядке и не подлежащему применению на сумму 693,17 руб. вместо применения утвержденного двухкомпонентного тарифа. Сумма нарушения, сложившаяся в результате применения не утвержденного тарифа (ставке платы) на горячую воду составила 693,17 руб.
Всего при выборочной проверке квитанций, сумма нарушения, сложившаяся в результате применения ТСЖ "Дом-2000" не утвержденных в установленном порядке тарифов (ставок платы), при начислении платы гражданам за горячую воду в период с 26.09.2015 по 30.03.2016 составила 93 243,72 руб.
Расчет сумм нарушения приведен в Приложении N 1 к акту N 72 от 03.06.2016 г.
Применение ТСЖ "Дом-2000" в период с 26.09.2015 по 30.03.2016 при начислениях платы гражданам за горячую воду не утвержденных в установленном порядке тарифов (ставок платы), не подлежащих применению в размере от 88,58 руб. / куб. м до 107,10 руб. / куб. м, является нарушением порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения как "иное нарушение порядка ценообразования", ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
17.06.2016 РЭК Свердловской области вынесло постановление по делу об административном правонарушении N 185, в соответствии с которым ТСЖ "Дом-2000" на основании ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением по делу об административном правонарушении, ТСЖ "Дом-2000" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области.
В силу ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Осуществление ТСЖ "Дом-2000":
- начисление не предусмотренного действующим законодательством в платежных документах, предъявляемых гражданам, расчетных ставок платы, в том числе в расчете на 1 человека, на 1 кв. м
- в период с 26.06.2015 по 30.03.2016 (квитанции за июнь 2015 года - март 2016 года) начисления платы гражданам за горячее водоснабжение по не утвержденным в установленном порядке тарифам (ставкам платы), не подлежащим применению, в размере от 88,58 руб. / куб. м до 107,10 руб. / куб. м, является нарушением порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения как "иное нарушение установленного порядка ценообразования", ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общая сумма нарушений, сложившаяся в результате применения ТСЖ "Дом-2000" не утвержденных в установленном порядке тарифов (ставок платы) при начислении платы гражданам за горячую воду и отопление в период с 26.06.2015 по 30.03.2016 составила 380 354,55 руб.
Факт правонарушения подтверждается материалами дела. Доказательств обратного обществом не представлено.
Довод общества о том, что применение расчетной ставки платы не является нарушением порядка ценообразования, является необоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти для ресурсоснабжающих организаций, исходя из объемов потребления, определенных по показаниям приборов учета или (в их отсутствие) по нормативам потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг; устанавливают их права и обязанности; устанавливают их ответственность; устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
Расчет размера платы на жилищно-коммунальные услуги является процессом ценообразования, поскольку при исчислении стоимости услуги его исполнителем производится применение установленных методов, формул, их составляющих, производится расчет суммы стоимости оказанных услуг. Расчет приводится в платежном документе - квитанции (счете-извещении), предъявляемом потребителю коммунальных услуг.
Согласно п. 69 Правил в платежном документе (квитанции) в обязательном порядке должны указываться:
- - наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги;
- - размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса;
- - единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
- - объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении (либо норматив потребления).
Действующее законодательство не допускает применение в платежных документах, предъявляемых гражданам, расчетных ставок платы за коммунальные услуги, в том числе в расчете на 1 человека или на 1 м2 площади.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами проверки установлено, что у общества имелась возможность для соблюдения требований законодательства в сфере регулируемого ценообразования, однако, исходя из обстоятельств административного правонарушения, заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований, не была проявлена должная степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения правил и норм действующего законодательства. Заявитель должен был выполнить обязанность по соблюдению установленного порядка ценообразования при начислении платы гражданам за отопление и горячую воду, мог ее выполнить, но не выполнил.
Вопрос вины общества исследован административным органом, вина доказана, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 17.06.2016 N 185 заявителю назначен административный штраф в размере 50000 рублей, назначенное наказание является ниже низшего предела. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ у суда не имеется.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.
Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.В.КОЛОСОВА
Л.В.КОЛОСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)