Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцу было отказано в удовлетворении заявления опломбировать новый водомер.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Романова С.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Простовой С.В.,
судей Минасян О.К., Хаянян Т.А.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в лице филиала "Шахтинский" о признании действий незаконными, обязании опломбировать прибор учета и произвести перерасчет оплаты за воду по апелляционной жалобе ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в лице филиала "Шахтинский" на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 07 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Простовой С.В., судебная коллегия
К. обратилась в суд с настоящим иском к ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в лице филиала "Шахтинский", в обоснование указав, что является собственником жилого дома АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. С 1998 г. в жилом доме установлен прибор учета воды, который неоднократно переустанавливался по окончании срока поверки. 14.10.2016 истец обратилась к ответчику с просьбой опломбировать новый водомер, установленный на прежнем месте, однако ей было отказано, в связи с тем, что водомер должен устанавливаться в колодце, на границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в соответствии с п. 4 Правил организации коммерческого учета вод, сточных вод. Однако в документах, на которые ссылается ответчик, нет указания на установку счетчика воды в яме (колодце), поскольку нарушение правил и условий эксплуатации, указанных заводом-изготовителем приведет к выходу из строя технического изделия или как минимум искажению его метрологических показаний. В СНиП 2-04-01-85 (пункт 11.5), на которые ссылается ответчик, указано, что счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой воздуха не ниже 5 градусов. Выполнить в яме указанные условия невозможно, колодец периодически заполняется грунтовыми, дождевыми и талыми водами. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просила суд признать отказ ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в лице филиала "Шахтинский" в опломбировке прибора учета незаконным; обязать ответчика произвести опломбировку прибора учета потребления воды, установленного в помещении; обязать начислять оплату за потребленную воду с 13.01.2017 до момента опломбировки прибора учета, исходя из среднемесячного объема потребления воды; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме 1 200 руб., расходы за составление справки из БТИ в сумме 2 862 руб.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 07 апреля 2017 года исковые требования К. удовлетворены частично.
Суд признал отказ ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в лице филиала "Шахтинский" в опломбировке прибора учета незаконным, обязал ответчика произвести опломбировку прибора учета потребления воды, установленного в жилом доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, обязал ответчика начислять оплату за потребленную воду с 13.01.2017 до момента опломбировки прибора учета, исходя из среднемесячного объема потребления воды, взыскал с ответчика в пользу истца расходы за составление справки из БТИ в сумме 2 862 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказал. С ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в лице филиала "Шахтинский" также взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 700 руб.
Не согласившись с указанным решением, ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в лице представителя Е. подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством, местом установки прибора учета должна являться граница балансовой принадлежности или эксплуатационной ответственности, но не квартира абонента. При этом введение в эксплуатацию прибора учета не на границе балансовой принадлежности в целях несанкционированного подключения оборудования до прибора учета и безучетного потребления воды является недопустимым, поскольку потребитель должен оплачивать весь объем коммунальных услуг, в том числе технологические потери коммунальных ресурсов, происходящие внутри сетей, принадлежащих потребителю. Автор жалобы указывает, что установка приборов учета исключительно в смотровых колодцах предусмотрена техническими условиями на подключение к городским разводящим сетям.
В возражениях на апелляционную жалобу К. просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции явились К. и ее представитель по доверенности от 31.01.2017 г. З., просившие об оставлении решения суда без изменения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие апеллянта, третьего лица ООО "Центр коммунальных услуг", извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления (л.д. 94, 99-101).
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц. судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены обжалуемого решения суда.
В силу ч. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии с пп. "т", "у" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству РФ об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Основаниями для отказа ввода установленного прибора учета в эксплуатацию могут являться (п. п. 81 (4), 81 (5) Правил): неработоспособность прибора учета; несоответствие прибора учета установленным требованиям; ненадлежащее качество установки прибора учета, в том числе несоответствие установленного прибора учета комплектации и схеме монтажа, указанным в технической документации на него.
В ст. 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" предусмотрены обязательные условия, при соблюдении которых допускаются к применению средства измерений. К их числу законодатель отнес применение приборов утвержденного типа, прошедших проверку, наличие обязательных требований к условиям их эксплуатации. Сведения о типе прибора, его проверке, условиях эксплуатации содержатся в паспортных данных на прибор.
В силу пп. "а" п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении за расчетный период, осуществляется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев (если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то, начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
В соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 776, выдача технических условий на установку прибора учета, которые, прежде всего, должны содержать требования к месту размещения узла учета и требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета, возложена на организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными нормами права и исходил из того, что отказ ответчика в опломбировке прибора учета воды в связи с тем, что прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности сетей, является незаконным.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-11580/2017
Требование: О признании действий незаконными, обязании опломбировать прибор учета и произвести перерасчет платы за воду.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцу было отказано в удовлетворении заявления опломбировать новый водомер.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. по делу N 33-11580/2017
Судья Романова С.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Простовой С.В.,
судей Минасян О.К., Хаянян Т.А.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в лице филиала "Шахтинский" о признании действий незаконными, обязании опломбировать прибор учета и произвести перерасчет оплаты за воду по апелляционной жалобе ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в лице филиала "Шахтинский" на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 07 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Простовой С.В., судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с настоящим иском к ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в лице филиала "Шахтинский", в обоснование указав, что является собственником жилого дома АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. С 1998 г. в жилом доме установлен прибор учета воды, который неоднократно переустанавливался по окончании срока поверки. 14.10.2016 истец обратилась к ответчику с просьбой опломбировать новый водомер, установленный на прежнем месте, однако ей было отказано, в связи с тем, что водомер должен устанавливаться в колодце, на границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в соответствии с п. 4 Правил организации коммерческого учета вод, сточных вод. Однако в документах, на которые ссылается ответчик, нет указания на установку счетчика воды в яме (колодце), поскольку нарушение правил и условий эксплуатации, указанных заводом-изготовителем приведет к выходу из строя технического изделия или как минимум искажению его метрологических показаний. В СНиП 2-04-01-85 (пункт 11.5), на которые ссылается ответчик, указано, что счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой воздуха не ниже 5 градусов. Выполнить в яме указанные условия невозможно, колодец периодически заполняется грунтовыми, дождевыми и талыми водами. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просила суд признать отказ ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в лице филиала "Шахтинский" в опломбировке прибора учета незаконным; обязать ответчика произвести опломбировку прибора учета потребления воды, установленного в помещении; обязать начислять оплату за потребленную воду с 13.01.2017 до момента опломбировки прибора учета, исходя из среднемесячного объема потребления воды; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме 1 200 руб., расходы за составление справки из БТИ в сумме 2 862 руб.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 07 апреля 2017 года исковые требования К. удовлетворены частично.
Суд признал отказ ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в лице филиала "Шахтинский" в опломбировке прибора учета незаконным, обязал ответчика произвести опломбировку прибора учета потребления воды, установленного в жилом доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, обязал ответчика начислять оплату за потребленную воду с 13.01.2017 до момента опломбировки прибора учета, исходя из среднемесячного объема потребления воды, взыскал с ответчика в пользу истца расходы за составление справки из БТИ в сумме 2 862 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказал. С ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в лице филиала "Шахтинский" также взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 700 руб.
Не согласившись с указанным решением, ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" в лице представителя Е. подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством, местом установки прибора учета должна являться граница балансовой принадлежности или эксплуатационной ответственности, но не квартира абонента. При этом введение в эксплуатацию прибора учета не на границе балансовой принадлежности в целях несанкционированного подключения оборудования до прибора учета и безучетного потребления воды является недопустимым, поскольку потребитель должен оплачивать весь объем коммунальных услуг, в том числе технологические потери коммунальных ресурсов, происходящие внутри сетей, принадлежащих потребителю. Автор жалобы указывает, что установка приборов учета исключительно в смотровых колодцах предусмотрена техническими условиями на подключение к городским разводящим сетям.
В возражениях на апелляционную жалобу К. просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции явились К. и ее представитель по доверенности от 31.01.2017 г. З., просившие об оставлении решения суда без изменения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие апеллянта, третьего лица ООО "Центр коммунальных услуг", извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления (л.д. 94, 99-101).
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц. судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены обжалуемого решения суда.
В силу ч. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии с пп. "т", "у" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству РФ об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Основаниями для отказа ввода установленного прибора учета в эксплуатацию могут являться (п. п. 81 (4), 81 (5) Правил): неработоспособность прибора учета; несоответствие прибора учета установленным требованиям; ненадлежащее качество установки прибора учета, в том числе несоответствие установленного прибора учета комплектации и схеме монтажа, указанным в технической документации на него.
В ст. 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" предусмотрены обязательные условия, при соблюдении которых допускаются к применению средства измерений. К их числу законодатель отнес применение приборов утвержденного типа, прошедших проверку, наличие обязательных требований к условиям их эксплуатации. Сведения о типе прибора, его проверке, условиях эксплуатации содержатся в паспортных данных на прибор.
В силу пп. "а" п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении за расчетный период, осуществляется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев (если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то, начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
В соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 776, выдача технических условий на установку прибора учета, которые, прежде всего, должны содержать требования к месту размещения узла учета и требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета, возложена на организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными нормами права и исходил из того, что отказ ответчика в опломбировке прибора учета воды в связи с тем, что прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности сетей, является незаконным.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)