Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть оглашена 15 мая 2017 года
Полный текст изготовлен 19 мая 2017 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Котляровой Е.Л.,
судей Вахитова Р.С.,
Калашниковой К.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безродной Ю.С.
при участии представителей сторон:
- представитель Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север", Малахов Виталий Игоревич, по доверенности N 23 от 12.05.2017 года, личность установлена паспортом гражданина Российской Федерации;
- представитель Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя, Пома Алексей Иванович, по доверенности N б/н от 05.04.2017 года, личность установлена паспортом гражданина Российской Федерации;
- рассмотрев апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 марта 2017 года по делу N А84-4505/2016 (судья Колупаева Е.В.) по заявлению Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" (299002, г. Севастополь, ул. Михайловская, 13-а, далее - заявитель, управляющая компания, ГУПС "УК "Север") к начальнику Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя Чагиной Г.И. (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, 2, далее - должностное лицо) при участии: заинтересованного лица - Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, 2, далее - административный орган, Госжилнадзор Севастополя) третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованных лиц - Овечко Нины Александровны (г. Севастополь, далее - третье лицо) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.10.2016, прекращении производства по делу об административном правонарушении,
установил:
решением Арбитражного суда города Севастополя от 30 марта 2017 года прекращено производство в части требований Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении заявителя.
В удовлетворении остальных требований Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" к начальнику Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя Чагиной Г.И., Главному управлению государственного жилищного надзора города Севастополя отказано.
Не согласившись с принятым решением Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Управляющая компания "Север" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Так, податель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не применен нормативный акт, который подлежит применению к сложившимся правоотношениям, а именно постановление правительства города Севастополя N 1304-ПП от 25 декабря 2015 года.
Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не исследовано, наличие или отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки заявителя.
Таким образом, податель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального права, а также при неполном исследовании всех обстоятельств имеющих значение для дела.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2017 года апелляционная жалоба Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 марта 2017 года по делу N А84-4505/2016 принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению на 15 мая 2017 года.
15 мая 2017 года в судебное заседание явились представитель Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" и представитель Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя.
В судебном заседании представитель Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" (далее - ГУПС "УК Север) поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и просил решение суда первой инстанции отменить, представитель Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя возражал и просил решение суда первой инстанции оставить без удовлетворения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда города Севастополя проверена Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя N 1156/ССЮ от 04 октября 2016 года, с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданки Овечко Н.А. по вопросу неудовлетворительного содержания общего имущества многоквартирного дома N 12а по ул. Энергетиков в городе Севастополе, распоряжением Госжилнадзора Севастополя от 04.10.2016 N 1156/ССЮ назначена внеплановая выездная проверка в отношении ГУПС "УК "Север" (т. 1, л.д, 47)
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки от 06.10.2016 N 1156, в котором установлено, что входные двери в подвал незакрыты, замки в дверях подвала отсутствуют, не обеспечена чистота в подвале, подвалы дома захламлены, не обеспечена защита подвальных помещений от проникновения животных, не обеспечено исправное состояние кровли и водоотвода дома N 12а по ул. Энергетиков, чем нарушены пункты 3.4.1, 3.4.5, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.6, 4.6.1.7, 4.6.1.26 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (т. 1, л.д. 53-61).
06.10.2016 административным органом выдано заявителю предписание N 256/1 по результатам внеплановой выездной проверки от 07.10.2016, которым предписано заявителю устранить выявленные нарушения по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 12а по ул. Энергетиков в городе Севастополе (т. 1, л.д. 62-63).
Усмотрев в действиях управляющей компании признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.22 КоАП РФ, 07.10.2016 старшим инспектором отдела лицензирования Госжилнадзора Севастополя в отношении заявителя составлен протокол N 659/1 об административном правонарушении (т. 1, л.д. 64).
18.10.2016 начальник Госжилнадзора Севастополя Чагина Г.И., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя, вынесла постановление, которым ГУПС "УК "Север" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (т. 1, л.д. 65).
Полагая, что вынесенное административным органом постановление по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене, управляющая компания обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.10.2016.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, достигается путем управления многоквартирным домом. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Статьей 23.55 КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.1, частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.
В соответствии с Уставом города Севастополя и Законом города Севастополя N 6-ЗС от 30 апреля 2014 года "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя" (статьи 9, 10) исполнительные органы формируются Правительством Севастополя и действуют на основании положения о них, которые утверждаются Правительством Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 31 декабря 2014 года N 703 утверждено положение о Государственном жилищном надзоре города Севастополя (далее - Положение), (приложение к Постановлению Правительства Севастополя от 05.06.2014 N 39).
Согласно указанному Положению, Государственный жилищный надзор города Севастополя является государственным органом исполнительной власти города Севастополя (на правах Главного управления), уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль на территории города Севастополя.
Согласно п. 3.1 Положения к функциям Госжилнадзора относится, среди прочего, осуществление регионального государственного жилищного надзора посредством организации и проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к управлению многоквартирными домами.
В соответствии с указом Губернатора Севастополя от 10 июля 2015 года N 74-УГ, Государственный жилищный надзор города Севастополя переименован в Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя, в связи с чем, согласно пункту 1 постановления Правительства Севастополя N 718-ПП от 07 августа 2015 года, в Положение внесены соответствующие изменения.
Постановлением Правительства N 221-ПП от 23 марта 2016 года была утверждена новая редакция Положения о Главном управлении государственного жилищного надзор города Севастополя Постановлением Правительства Севастополя от 23 марта 2016 года N 221-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 05 июня 2014 года N 39 "Об утверждении положения о Главном управлении государственного жилищного надзора города Севастополя" внесены соответствующие изменения в Положение.
Согласно указанному Положению (в редакции Постановления Правительства N 221-ПП), Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя (Госжилнадзор Севастополя) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.
В соответствии с п. 10.9.8 Положения к функциям Госжилнадзора относится, среди прочего, осуществление регионального государственного жилищного надзора за обязательными требованиями и таким образом имеет право на проведение соответствующих проверок и принятие мер к привлечению лиц, виновных в совершении административных правонарушений, к ответственности, а согласно положениям части 1 статьи 23.55 КоАП РФ уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в числе прочих статьей 7.22 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. (часть 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, выявление в системе информации о фактах нарушения требований, в частности выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме.
Довод подателя апелляционной жалобы об обязанности административного органа согласовывать проведение внеплановых проверочных мероприятий с органами прокуратуры суд апелляционной инстанции считает несостоятельным по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции основанием для проведения внеплановой выездной проверки Предприятия послужило поступившее 22.09.2016 вх. N 2024 года обращение гражданки Овечко Н.А.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. (часть 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ)
Административным органом в качестве основания для проведения проверки указана как статья 20 ЖК РФ, так и подпункт "в" пункта 2 части второй 2 статьи 10 ФЗ N 294-ФЗ (нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), которые не предполагает согласование внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.
Также судом первой инстанции установлено, что на основании Распоряжения Правительства Севастополя от 26.02.2016 N 89-РП "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя" дом 12а по улице Энергетиков расположен в зоне обслуживания ГУПС "УК "Север".
Таким образом, на основании данного распоряжения у заявителя возникла обязанность по соблюдению вышеизложенных стандартов и правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, в том числе по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме 12а по улице Энергетиков и обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан в этом доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество, принадлежащее на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество), должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены "Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Перечень).
Пунктом 2 Перечня предусмотрены работы, выполняемые в зданиях с подвалами:
- - проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения;
- - проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями;
- - контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей.
Согласно пункту 7 Перечня установлены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, в том числе:
- - выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока;
- - проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах;
- - при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 18 Перечня к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относятся:
- - контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации;
- - контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации;
- - проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов;
- - промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416), которые согласно подпункту "в" пункта 1 этих правил устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, в том числе в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пунктам 2, 3 Правил N 416 под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ. Управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - минимальный перечень).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта, как организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденных решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме; осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества; ведение претензионной, исковой работы при выявлении нарушений исполнителями услуг и работ обязательств, вытекающих из договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из постановления Госжилнадзора Севастополя, в рассматриваемом случае, в управляющей компании вменяется нарушение обязательных требований жилищного законодательства, установленных пунктами 3.4.1, 3.4.5, 4.6.1.1, 4.6.1.6, 4.6.1.26 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Наличие выявленных должностными лицами административного органа неисправностей в многоквартирном доме 12а по улице Энергетиков подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки органом государственного контроля(надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 06.10.2016 N 1156, фототаблицей к указанному акту, предписанием по результатам внеплановой выездной проверки от 06.10.2016 N 258/1 и результатами его выполнения, протоколом об административном правонарушении от 07.10.2016 N 659/1, пояснениями Овечко Н.А..
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что выявленные административным органом нарушения не образуют событие административного правонарушения, и конкретно не указано в чем состоит правонарушение, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку как верно указал суд первой инстанции в оспариваемом постановлении приведен четкий перечень выявленных нарушений по содержанию многоквартирного дома N 12а по улице Энергетиков, которые образуют событие административного правонарушения.
Также, отсутствие в лицензии N 104 от 11.08.2016 дома N 12а по улице Энергетиков не является основанием для освобождения заявителя от административной ответственности за нарушение требований жилищного законодательства, поскольку на основании Распоряжения Правительства Севастополя от 26.02.2016 N 89-РП "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя" указанный многоквартирный дом расположен в зоне обслуживания управляющей компании.
Дополнительно, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что административным органом правильно квалифицированы деяния заявителя как такие, что составляют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также критически относится к ссылке заявителя относительно того, что заявитель осуществляет выполнение порученного ему перечня и объема работ, определенных Постановлением Правительства Севастополя N 1304-ПП от 25.12.2015, согласно которому в состав вышеуказанных услуг и в тариф платы за содержание жилья не входят работы, которые административный орган обязал выполнить заявителя обжалуемым предписанием, по следующим основаниям.
Пункт 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановление Правительства Севастополя N 1304-ПП от 25 декабря 2015 года "Об утверждении платы за содержание жилого помещения на 2016 год", на которое заявитель ссылается в обоснование своей позиции об отсутствии обязанности выполнять работы по содержанию общего имущества, и не исключает обязанности заявителя как управляющей компании соблюдать нормы действующего жилищного законодательства, устанавливающие требования к содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Кроме того, в соответствии с Приложением N 2 постановления Правительства Севастополя N 1304-ПП от 25 декабря 2015 года, в перечень работ (услуг) по обслуживанию девятиэтажных домов входит ремонт общего имущества в многоквартирном доме (включая в себя работы (услуги) по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме) (п. 3 Приложения).
Поскольку событие правонарушения и вина Предприятия правомерно установлены судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности и обоснованности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Выводы суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 марта 2017 года по делу N А84-4505/2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу Государственного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2017 N 21АП-860/2017 ПО ДЕЛУ N А84-4505/2016
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2017 г. по делу N А84-4505/2016
Резолютивная часть оглашена 15 мая 2017 года
Полный текст изготовлен 19 мая 2017 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Котляровой Е.Л.,
судей Вахитова Р.С.,
Калашниковой К.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безродной Ю.С.
при участии представителей сторон:
- представитель Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север", Малахов Виталий Игоревич, по доверенности N 23 от 12.05.2017 года, личность установлена паспортом гражданина Российской Федерации;
- представитель Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя, Пома Алексей Иванович, по доверенности N б/н от 05.04.2017 года, личность установлена паспортом гражданина Российской Федерации;
- рассмотрев апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 марта 2017 года по делу N А84-4505/2016 (судья Колупаева Е.В.) по заявлению Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" (299002, г. Севастополь, ул. Михайловская, 13-а, далее - заявитель, управляющая компания, ГУПС "УК "Север") к начальнику Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя Чагиной Г.И. (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, 2, далее - должностное лицо) при участии: заинтересованного лица - Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, 2, далее - административный орган, Госжилнадзор Севастополя) третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованных лиц - Овечко Нины Александровны (г. Севастополь, далее - третье лицо) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.10.2016, прекращении производства по делу об административном правонарушении,
установил:
решением Арбитражного суда города Севастополя от 30 марта 2017 года прекращено производство в части требований Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении заявителя.
В удовлетворении остальных требований Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" к начальнику Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя Чагиной Г.И., Главному управлению государственного жилищного надзора города Севастополя отказано.
Не согласившись с принятым решением Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Управляющая компания "Север" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Так, податель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не применен нормативный акт, который подлежит применению к сложившимся правоотношениям, а именно постановление правительства города Севастополя N 1304-ПП от 25 декабря 2015 года.
Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не исследовано, наличие или отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки заявителя.
Таким образом, податель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального права, а также при неполном исследовании всех обстоятельств имеющих значение для дела.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2017 года апелляционная жалоба Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 марта 2017 года по делу N А84-4505/2016 принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению на 15 мая 2017 года.
15 мая 2017 года в судебное заседание явились представитель Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" и представитель Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя.
В судебном заседании представитель Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" (далее - ГУПС "УК Север) поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и просил решение суда первой инстанции отменить, представитель Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя возражал и просил решение суда первой инстанции оставить без удовлетворения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда города Севастополя проверена Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя N 1156/ССЮ от 04 октября 2016 года, с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданки Овечко Н.А. по вопросу неудовлетворительного содержания общего имущества многоквартирного дома N 12а по ул. Энергетиков в городе Севастополе, распоряжением Госжилнадзора Севастополя от 04.10.2016 N 1156/ССЮ назначена внеплановая выездная проверка в отношении ГУПС "УК "Север" (т. 1, л.д, 47)
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки от 06.10.2016 N 1156, в котором установлено, что входные двери в подвал незакрыты, замки в дверях подвала отсутствуют, не обеспечена чистота в подвале, подвалы дома захламлены, не обеспечена защита подвальных помещений от проникновения животных, не обеспечено исправное состояние кровли и водоотвода дома N 12а по ул. Энергетиков, чем нарушены пункты 3.4.1, 3.4.5, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.6, 4.6.1.7, 4.6.1.26 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (т. 1, л.д. 53-61).
06.10.2016 административным органом выдано заявителю предписание N 256/1 по результатам внеплановой выездной проверки от 07.10.2016, которым предписано заявителю устранить выявленные нарушения по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 12а по ул. Энергетиков в городе Севастополе (т. 1, л.д. 62-63).
Усмотрев в действиях управляющей компании признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.22 КоАП РФ, 07.10.2016 старшим инспектором отдела лицензирования Госжилнадзора Севастополя в отношении заявителя составлен протокол N 659/1 об административном правонарушении (т. 1, л.д. 64).
18.10.2016 начальник Госжилнадзора Севастополя Чагина Г.И., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя, вынесла постановление, которым ГУПС "УК "Север" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (т. 1, л.д. 65).
Полагая, что вынесенное административным органом постановление по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене, управляющая компания обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.10.2016.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, достигается путем управления многоквартирным домом. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Статьей 23.55 КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.1, частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.
В соответствии с Уставом города Севастополя и Законом города Севастополя N 6-ЗС от 30 апреля 2014 года "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя" (статьи 9, 10) исполнительные органы формируются Правительством Севастополя и действуют на основании положения о них, которые утверждаются Правительством Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 31 декабря 2014 года N 703 утверждено положение о Государственном жилищном надзоре города Севастополя (далее - Положение), (приложение к Постановлению Правительства Севастополя от 05.06.2014 N 39).
Согласно указанному Положению, Государственный жилищный надзор города Севастополя является государственным органом исполнительной власти города Севастополя (на правах Главного управления), уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль на территории города Севастополя.
Согласно п. 3.1 Положения к функциям Госжилнадзора относится, среди прочего, осуществление регионального государственного жилищного надзора посредством организации и проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к управлению многоквартирными домами.
В соответствии с указом Губернатора Севастополя от 10 июля 2015 года N 74-УГ, Государственный жилищный надзор города Севастополя переименован в Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя, в связи с чем, согласно пункту 1 постановления Правительства Севастополя N 718-ПП от 07 августа 2015 года, в Положение внесены соответствующие изменения.
Постановлением Правительства N 221-ПП от 23 марта 2016 года была утверждена новая редакция Положения о Главном управлении государственного жилищного надзор города Севастополя Постановлением Правительства Севастополя от 23 марта 2016 года N 221-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 05 июня 2014 года N 39 "Об утверждении положения о Главном управлении государственного жилищного надзора города Севастополя" внесены соответствующие изменения в Положение.
Согласно указанному Положению (в редакции Постановления Правительства N 221-ПП), Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя (Госжилнадзор Севастополя) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.
В соответствии с п. 10.9.8 Положения к функциям Госжилнадзора относится, среди прочего, осуществление регионального государственного жилищного надзора за обязательными требованиями и таким образом имеет право на проведение соответствующих проверок и принятие мер к привлечению лиц, виновных в совершении административных правонарушений, к ответственности, а согласно положениям части 1 статьи 23.55 КоАП РФ уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в числе прочих статьей 7.22 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. (часть 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, выявление в системе информации о фактах нарушения требований, в частности выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме.
Довод подателя апелляционной жалобы об обязанности административного органа согласовывать проведение внеплановых проверочных мероприятий с органами прокуратуры суд апелляционной инстанции считает несостоятельным по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции основанием для проведения внеплановой выездной проверки Предприятия послужило поступившее 22.09.2016 вх. N 2024 года обращение гражданки Овечко Н.А.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. (часть 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ)
Административным органом в качестве основания для проведения проверки указана как статья 20 ЖК РФ, так и подпункт "в" пункта 2 части второй 2 статьи 10 ФЗ N 294-ФЗ (нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), которые не предполагает согласование внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.
Также судом первой инстанции установлено, что на основании Распоряжения Правительства Севастополя от 26.02.2016 N 89-РП "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя" дом 12а по улице Энергетиков расположен в зоне обслуживания ГУПС "УК "Север".
Таким образом, на основании данного распоряжения у заявителя возникла обязанность по соблюдению вышеизложенных стандартов и правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, в том числе по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме 12а по улице Энергетиков и обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан в этом доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество, принадлежащее на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество), должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены "Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Перечень).
Пунктом 2 Перечня предусмотрены работы, выполняемые в зданиях с подвалами:
- - проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения;
- - проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями;
- - контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей.
Согласно пункту 7 Перечня установлены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, в том числе:
- - выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока;
- - проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах;
- - при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 18 Перечня к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относятся:
- - контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации;
- - контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации;
- - проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов;
- - промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416), которые согласно подпункту "в" пункта 1 этих правил устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, в том числе в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пунктам 2, 3 Правил N 416 под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ. Управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - минимальный перечень).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта, как организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденных решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме; осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества; ведение претензионной, исковой работы при выявлении нарушений исполнителями услуг и работ обязательств, вытекающих из договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из постановления Госжилнадзора Севастополя, в рассматриваемом случае, в управляющей компании вменяется нарушение обязательных требований жилищного законодательства, установленных пунктами 3.4.1, 3.4.5, 4.6.1.1, 4.6.1.6, 4.6.1.26 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Наличие выявленных должностными лицами административного органа неисправностей в многоквартирном доме 12а по улице Энергетиков подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки органом государственного контроля(надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 06.10.2016 N 1156, фототаблицей к указанному акту, предписанием по результатам внеплановой выездной проверки от 06.10.2016 N 258/1 и результатами его выполнения, протоколом об административном правонарушении от 07.10.2016 N 659/1, пояснениями Овечко Н.А..
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что выявленные административным органом нарушения не образуют событие административного правонарушения, и конкретно не указано в чем состоит правонарушение, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку как верно указал суд первой инстанции в оспариваемом постановлении приведен четкий перечень выявленных нарушений по содержанию многоквартирного дома N 12а по улице Энергетиков, которые образуют событие административного правонарушения.
Также, отсутствие в лицензии N 104 от 11.08.2016 дома N 12а по улице Энергетиков не является основанием для освобождения заявителя от административной ответственности за нарушение требований жилищного законодательства, поскольку на основании Распоряжения Правительства Севастополя от 26.02.2016 N 89-РП "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя" указанный многоквартирный дом расположен в зоне обслуживания управляющей компании.
Дополнительно, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что административным органом правильно квалифицированы деяния заявителя как такие, что составляют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также критически относится к ссылке заявителя относительно того, что заявитель осуществляет выполнение порученного ему перечня и объема работ, определенных Постановлением Правительства Севастополя N 1304-ПП от 25.12.2015, согласно которому в состав вышеуказанных услуг и в тариф платы за содержание жилья не входят работы, которые административный орган обязал выполнить заявителя обжалуемым предписанием, по следующим основаниям.
Пункт 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановление Правительства Севастополя N 1304-ПП от 25 декабря 2015 года "Об утверждении платы за содержание жилого помещения на 2016 год", на которое заявитель ссылается в обоснование своей позиции об отсутствии обязанности выполнять работы по содержанию общего имущества, и не исключает обязанности заявителя как управляющей компании соблюдать нормы действующего жилищного законодательства, устанавливающие требования к содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Кроме того, в соответствии с Приложением N 2 постановления Правительства Севастополя N 1304-ПП от 25 декабря 2015 года, в перечень работ (услуг) по обслуживанию девятиэтажных домов входит ремонт общего имущества в многоквартирном доме (включая в себя работы (услуги) по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме) (п. 3 Приложения).
Поскольку событие правонарушения и вина Предприятия правомерно установлены судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности и обоснованности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Выводы суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 марта 2017 года по делу N А84-4505/2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу Государственного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Л.КОТЛЯРОВА
Судьи
Р.С.ВАХИТОВ
К.Г.КАЛАШНИКОВА
Е.Л.КОТЛЯРОВА
Судьи
Р.С.ВАХИТОВ
К.Г.КАЛАШНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)