Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2017 N 09АП-26518/2017 ПО ДЕЛУ N А40-247155/16

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2017 г. по делу N А40-247155/16


Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Поповой Г.Н., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник Пресненского района"
и Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Бизнес-Консалтинг"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 18 апреля 2017 года по делу N А40-247155/16,
принятое судьей Вигдорчик Д.Г.
по иску Государственного бюджетного учреждения города Москвы
"Жилищник Пресненского района" (ИНН 7703820360, ОГРН 5147746268280)
и Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Бизнес-Консалтинг" (ИНН 7710588319, ОГРН 1057747281525)
к Индивидуальному предпринимателю Агроскину Вячеславу Григорьевичу (ИНН 771504053310, ОГРНИП 304770000204131)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца Летенко Т.В. по доверенности от 12.10.2016
от ответчика Борщева О.В. по доверенности от 24.01.2017

установил:

Государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Жилищник Пресненского района", Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Консалтинг" обратились в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Агроскину В.Г. (далее - ответчик) о взыскании в пользу ГБУ "Жилищник Пресненского района" денежную сумму в размере 738 319,58 руб. в счет основного долга за период с февраля 2015 г. по октябрь 2016 г., о взыскании в пользу ООО "Компания "Бизнес-Консалтинг" денежную сумму в размере 162 774,44 руб. в качестве пени за период с 01.02.2015 по 12.10.2016.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.04.2017 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу ГБУ города Москвы "Жилищник Пресненского района" взыскана задолженность в размере 376 623 руб. 76 коп., в пользу ООО "Бизнес-Консалтинг" взысканы пени в размере 68 167 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истцы обратились в суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить оспариваемый судебный акт в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В качестве доводов жалобы заявители ссылаются на то, что контррасчет ответчика является неверным, поскольку применен неверный объем потребления услуг "отопление" с пониженным коэффициентом, отсутствуют начисления услуги по вывозу ТБО, КГМ и прочих услуг
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика возражал против доводов жалобы, считает решение законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, ГБУ "Жилищник Пресненского района" в соответствии с Договором N 113/ГУП от 01.08.2012 предоставило ИП Агроскину В.Г. коммунальные и эксплуатационные услуги за период с февраля 2015 по октябрь 2016 на общую сумму 738 319,58 руб.
В связи с не своевременной оплатой оказанных услуг, ГБУ "Жилищник Пресненского района" за период с 01.02.2015 по 12.10.2016 начислена неустойка в размере 162 774,44 руб.
ГБУ "Жилищник Пресненского района" является управляющей компаний дома расположенного по адресу: г. Москва, Зоологическая ул., дом 26, стр. 2 на основании договора N 113/ГУП управление многоквартирным домом от 01.08.2012 заключенного с ИП Агроскин В.Г.
Согласно Договора, Управляющая организация по заданию Собственника обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в Многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Зоологическая улица, дом 26 стр. 2, предоставлять коммунальные услуги Собственнику (а также членам семьи собственника, нанимателям и членам семьи нанимателя, арендаторам, иным законным пользователям помещений), осуществлять иную направленную на достижение целей управления Многоквартирным домом деятельность.
В силу условий Договора, цена договора и размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества устанавливается в соответствии с долей в праве собственности на общее имущество, пропорциональной занимаемому Собственником помещению. Размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества может быть уменьшен в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Правилами Российской Федерации, в порядке, установленной правовыми актами города Москвы.
Размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений с учетом предложений Управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем на один год.
12.10.2016 между ГБУ "Жилищник Пресненского района" и ООО "Бизнес-Консалтинг" заключено соглашение N 5-Ц об уступке прав (цессии) к Договору N 1/2016 от 03.10.2016 г. на оказание юридических услуг, согласно которому ГБУ "Жилищник Пресненского района" уступило ООО "Бизнес-Консалтинг" право требования по договору N 113/ГУП от 01.08.2012 в части взыскания с ИП Агроскину В.Г. пени за период с 01.02.2015 по 12.10.2016 в размере 162 774,44 руб.
В связи с тем, что ответчик оказанные услуги не оплатил, ГБУ в адрес ответчика 05.11.2016 направлена претензия исх. N 1/251016 и уведомление об уступке прав требования. Претензия оставлена без удовлетворения. Что явилось основанием для предъявления настоящего искового требования.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, согласно ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
В силу п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
П. 1 ст. 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, законодатель устанавливает два варианта расчета: по общедомовому прибору учета либо по нормативу потребления коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 158 ЖК РФ Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно информации, размещенной на сайте reformagrh.ru, а также пояснениями ответчика, общие собрание в доме, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Зоологическая, дом 26 стр. 2 не проводилось.
В соответствии с положениями п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В соответствии с пп. "в" п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" от 14.02.2012 N 124 объем коммунального ресурса поставляемого в многоквартирный дом, в случае выхода прибора учета из строя определяется по формуле, предполагающий учет ИПУ, а при их отсутствии -использование норматива потребления соответствующего ресурса.
Постановлением Правительства г. Москвы от 11.01.1994 N 41 установлен норматив расходов тепловой энергии на отопление жилых помещений - 0,016 Гкал/кв. м.
Постановлением Правительства г. Москвы от 14.07.2015 N 435-ПП установлено, что указанный выше норматив является годовым и при определении объема потребленной тепловой энергии учитывается коэффициент 12/7 (12 - количество месяцев в году, 7 - количество месяцев отопительного периода).
В примечании к Постановлению Правительства Москвы от 14 июля 2015 N 435-ПП установлено, что объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года.
Таким образом, Постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений рассчитан не на отопительный период, а на весь календарный год, в связи с чем, объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется с учетом коэффициента 12/7.
Согласно пп. "г" п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 (действовавшего на момент возникновения настоящих правоотношений), при отсутствии индивидуальных приборов учета тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 2 и подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В случае отсутствия в жилом доме или в жилых помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Приложением N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление определяется путем умножения общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчеты за весь объем фактически потребленной тепловой энергии должен производить в течение отопительного сезона.
Представленный ответчиком контррасчет на основании ставок, утвержденных Постановлением Правительства Москвы N 280-ПП от 19.05.2015 "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения" и Постановлением Правительства Москвы N 889-ПП от 15.12.2015 "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения", был признан судом первой инстанции верным.
В соответствии с указанным расчетом, общая сумма задолженности за оказанные услуги с февраля 2015 г. по октябрь 2016 г. составляет 376 626,76 руб.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами жалобы по следующим основаниям.
Подпунктом 1 пункта 3 ст. 19 Федерального закона "О теплоснабжении" установлено, что осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в частности в случае отсутствия в точках учета приборов учета.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 указанного Закона теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Истец, как управляющая организация, обязан был установить приборы учета тепловой энергии, чего им не было сделано, поэтому он не вправе устанавливать повышающий коэффициент к тарифу, установленному госорганом.
Из представленного Истцом расчета не усматривается, на основании каких норм и каких коэффициентов Ответчику были рассчитаны услуги по отоплению в течение 8 мес. в год с неизменным ежемесячным расходом 15,66 Гкал.
Статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.
Тепловую энергию на отопление Ответчик фактически потребляет 7 месяцев в году. Следовательно, и расчеты за весь объем фактически потребленной тепловой энергии он должен производить в течение отопительного сезона.
Ссылка Истца на согласование в Приложении к Договору N 11З ГУП количества тепловой энергии, является не состоятельной, поскольку указанный договор расторгнут на основании уведомления о расторжении Договора, направленного Ответчиком заказным письмом с описью вложения в адрес Истца и полученное им 26.11.2014.
Из представленных ГБУ платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг указаны дополнительные услуги (Вывоз ТБО, Вывоз КГМ, Прочие услуги ГБУ), которые установлены Истцом самостоятельно.
Статья "Прочие услуги ГБУ", указанная в квитанции на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, включена на основании Приказов, издаваемых самим ГБУ "Жилищник Пресненского района".
В представленном Истцом Приказе N 04 от 14.01.2015 года в статью "Прочие услуги ГБУ" включены следующие услуги:
- - текущее обслуживание инженерных сетей центрального отопления, ГВС, ХВС, и водомерных узлов;
- - содержание, ремонт и поверка приборов и оборудования, входящих в систему автоматизированного учета ресурсов, не включенных в состав общего имущества МКД;
- - текущее обслуживание электрических вводно-распределительных устройств;
- - эксплуатация канализационных сетей от МКД до дворовых колодцев; - уборка снега после очистки кровли в зимний период;
- - содержание и техническое обслуживание объединенных диспетчерских служб.
Как правильно указал суд первой инстанции, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, плата за сбор и вывоз таких отходов, по общему правилу, входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, отсюда следует, что выполнение расчета платы за сбор и вывоз ТБО по самостоятельному тарифу является неправомерным.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, плата за сбор и вывоз таких отходов, по общему правилу, входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы Департамента городского имущества города Москвы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда от 16.12.2015.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 апреля 2017 года по делу N А40-247155/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Ю.ЛЕВИНА

Судьи
Г.Н.ПОПОВА
А.И.ПРОЦЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)