Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 28.04.2016 ПО ДЕЛУ N А26-2099/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2016 г. по делу N А26-2099/2016


Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Л.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз"
к Администрации Пряжинского национального муниципального района
о признании пунктов 2, 3, 4, 6 предписания N 446 об устранении нарушений действующего законодательства от 19.01.2016 года недействительными
при участии представителей:
- заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", - Сериковой В.Ю., по доверенности от 11.01.2016;
- ответчика, Администрации Пряжинского национального муниципального района, - не явился;
- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" (ОГРН: 1071038000967, ИНН: 1021504593; далее - заявитель, Общество, ООО "Вега-Союз") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Пряжинского национального муниципального района (ОГРН: 1021001151302, ИНН: 1021180042; далее - ответчик, Администрация) о признании недействительными пунктов 2, 3, 4, 6 предписания N 446 об устранении нарушений действующего законодательства от 19.01.2016.
По мнению заявителя, при проведении проверки, по результатам которой принято оспариваемое предписание, Администрация нарушила положения Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), вследствие чего заявитель был лишен предусмотренного статьей 21 Закона N 294-ФЗ права непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения, знакомиться с материалами проверки и указывать в акте проверки о своем несогласии с выводами ответчика. ООО "Вега-Союз" приняло все зависящие от него меры, направленные на содержание переданного ему в управление общего имущества многоквартирного дома; работы по восстановлению кирпичной кладки низа стены у подъезда N 2 подлежат проведению по решению собственников многоквартирного дома; кроме того, заявитель полагает, что выявленные нарушения не создавали угрозы для жизни людей, Общество планировало выполнение работ в предусмотренные соответствующими планами сроки.
Ответчик, Администрация Пряжинского национального муниципального района, отзыв на заявление в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не направил суду.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя просила приобщить к материалам дела копию договора N 7-24-035 от 01 декабря 2014 года управления многоквартирным домом N 14 по ул. Центральной в п. Эссойла.
Суд приобщил указанный документ к материалам дела.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, вследствие чего судебное заседание проведено в его отсутствие.
При отсутствии возражений сторон относительно завершения стадии подготовки дела и перехода к судебному разбирательству в настоящем судебном заседании, на основании пункта 3 определения суда от 30 марта 2016 года, части 4 статьи 137 АПК РФ и пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" суд определил завершить подготовку дела к судебному разбирательству и открыл судебное заседание 27 апреля 2016 года.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в заявлении, и пояснила суду, что Общество исполнило предписание в части оспариваемых пунктов 2, 3 и 6.
Заслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
На основании распоряжения N 446 Главы Администрацией Пряжинского национального муниципального района от 23.12.2015 "О проведении внеплановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" Администрацией проведена проверка исполнения ООО "Вега-Союз" обязательных требований, установленных жилищным законодательством в отношении многоквартирного дома N 14 по ул. Центральной в п. Эссойла (далее - МКД).
По результатам проведенной проверки был составлен акт N 446 от 13.01.2016, согласно которому в ходе проведения Администрацией в многоквартирном доме N 14 по ул. Центральной в п. Эссойла Пряжинского района 1973 года постройки, общей площадью 770,60 кв. м, проверки выявлены следующие оспариваемые нарушения обязательных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома: скопление строительного мусора по всему подвальному помещению; разрезана проводка в подвальном помещении; отсутствует остекление на лестничной клетке в подъезде N 2; разрушена кирпичная кладки низа стены у подъезда N 2.
По результатам проверки в адрес ООО "Вега-Союз" вынесено предписание N 446 от 19.01.2016 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.03.2016, в котором указано на выявленные нарушения пунктов 4.7.1, 4.2.1.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15, 3.4.1, 3.7.1, 4.8.14, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, пунктов 10, 11, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, создающие неблагоприятные условия для проживания граждан.
В соответствии с указанным предписанием Обществу надлежит: убрать мусор в подвальном помещении (пункт 2); восстановить проводку в подвальном помещении (пункт 3); восстановить остекление на лестничной клетке в подъезде N 2 (пункт 4); восстановить кирпичную кладку низа стены у подъезда N 2 (пункт 6).
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", полагая, что ненормативный правовой акт Администрации, принятый по результатам внеплановой выездной проверки, в части пунктов 2, 3, 4 и 6 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При проверке оспариваемого предписания Администрации на соответствие законам и иным нормативно-правовым актам судом установлено следующее.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Внеплановая проверка была проведена органом муниципального жилищного контроля без предварительного уведомления Общества о проведении такой проверки в соответствии с требованиями пункта 26 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, части 4.2 и пункта 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 24 Административного регламента Администрации Пряжинского национального муниципального района исполнения муниципальной функции осуществления муниципального жилищного контроля, утвержденного постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 07.04.2015 N 434 (далее - Административный регламент) и опубликованного на официальном сайте Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия: http://pryazha.karelia.info/official/1262538332/1270036917/postanovleniya_2015/.
В силу подпункта 3 "е" пункта 24 Административного регламента поступление в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения обязательных требований порядка содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в доме является основанием для принятия решения о проведении внеплановой (документарной и (или) выездной) проверки. Полномочия главного специалиста отдела экономики Администрации Пряжинского национального муниципального района на проведение муниципального жилищного контроля были предусмотрены пунктом 2 Административного регламента.
Факт получения Распоряжения от 23.12.2015 N 446 о проведении проверки Общество не оспаривает. Акт проверки от 13.01.2016 N 446 с фототаблицей и предписание от 19.01.2016 N 446 также получены заявителем.
С учетом изложенного, суд установил, что при проведении внеплановой проверки не было допущено нарушений гарантированных законом процессуальных прав Общества, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Пунктом 2 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование.
Согласно пункту 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 11 названных правил определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на управляющие организации и лиц, выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. На них же, как следует из статьи 39 ЖК РФ и пункта 42 Правил N 491, возлагается ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязанностей.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Вышеназванные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда устанавливают, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна:
- обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья;
- вывешивать на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; городского (районного) жилищного управления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства; санитарно-эпидемиологической станции; аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах; органов Государственной жилищной инспекции;
- обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации;
- не допускается: захламлять и загрязнять подвальные помещения;
- при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций;
- обеспечить исправное состояние окон, дверей и световых фонарей.
Очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью.
Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости.
Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Материалами дела подтверждается, что функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту многоквартирного дома по вышеуказанному адресу в период проведения проверки были возложены на ООО "Вега-Союз", которое добровольно приняло на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным домом, а, следовательно, приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему техническому содержанию и ремонту общего имущества этого дома, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Общество как управляющая организация должно своевременно осуществлять все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги при содержании проверенного многоквартирного жилого дома.
Факт нарушения требований Правил N 170, Правил N 491 в части невыполнения работ по уборке строительного мусора по всему подвальному помещению; восстановлению проводки в подвальном помещении; восстановлению остекления на лестничной клетке в подъезде N 2 и кирпичной кладки низа стены у подъезда N 2. (пункты 2.3, 4 и 6 предписания) подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, и заявителем по существу не оспаривается.
Ссылка общества на то, что, в управлении Общества находится большое количество многоквартирных домов, выполнение работ осуществляется по плану, и работы, в связи с невыполнением которых на дату проверки выдано предписание, ООО "Вега-Союз" планировало выполнить, но в более поздние сроки, не освобождает заявителя как профессионального участника рынка услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту многоквартирных жилых домов от необходимости своевременно выполнять работы и доводить до собственников, не обладающих знаниями в этой сфере, сведения об объеме таких работ.
Вопреки доводам заявителя с момента заключения договора управления у Общества имелось достаточное время для определения объема работ, необходимого для приведения в надлежащее состояние общего имущества МКД.
При таких обстоятельствах заявление Общества не основано на законе и не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Л.А.ВАСИЛЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)