Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016
текст постановления изготовлен в полном объеме 15 июня 2016
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной,
судей: С.В. Кривошеиной, Л.Е. Ходыревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Сергеев А.С. - доверенность от 11.01.16
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 27 апреля 2016 года по делу N А67-474/2016 (судья Л.М. Ломиворотов)
по заявлению акционерного общества "ТомскРТС" (ИНН 7017351521, ОГРН 1145543013880; 634041, г. Томск, пр. Кирова, 36) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041 ОГРН 1027000907944; 634041, г. Томск, пр. Кирова, 41) о признании незаконным и отмене постановления от 01.12.2015 N 237 о назначении административного наказания,
установил:
Акционерное общество "ТомскРТС" (далее - заявитель, АО "ТомскРТС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 01.12.2015 N 237 о назначении административного наказания по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.04.2016 заявленные требования удовлетворены: постановление от 01.12.2015 N 237 о назначении административного наказания, вынесенное Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в отношении АО "ТомскРТС" признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает отсутствие повторности привлечения заявителя к административной ответственности.
Административный орган о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 27/2 находится в управлении ТСЖ "Уют-2008" на основании решения, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 07.09.2008.
Горячее водоснабжение указанного многоквартирного дома осуществляется от участка сети "ТК 411 тепломагистрали N ТМ-4 участка тепловой сети ТМ-4 от Н.Колл.- ТК-415.
В соответствии со Сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей МО "Город Томск" на 2015 год регламентные ремонтные работы на указанном участке тепломагистрали, от которой подключен д. N 27/2 по ул. Елизаровых в г. Томске, должны были быть выполнены в период с 11.08.2015 по 01.09.2015.
В связи с обращением в Департамент гражданина, проживающего по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. <...> по вопросу ненадлежащего предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и на основании распоряжения от 14.09.2015 N У-4558 в период с 15.09.2015 по 12.10.2015 Департаментом проведена внеплановая документарная проверка АО "ТомскРТС" в целях защиты прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению коммунальных услуг, в ходе которой установлено, что в нарушение установленных сроков горячее водоснабжение у граждан-потребителей коммунальных услуг в жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 27/2, отсутствовало в период с 04.09.2015 по 11.09.2015, что составляет 7 календарных дней.
По результатам проверки составлен акт проверки N У-4558 от 12.10.2015 с указанием на выявленные нарушения.
13.10.2015 Департаментом вынесено определение о возбуждении в отношении Общества дела N У-4558/1 об административном правонарушении, предусмотренном статей 7.23 КоАП и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования 23.11.2015 государственным жилищным инспектором Томской области Абсалямовой Н.И. в отношении АО "ТомскРТС" составлен протокол N У-4558 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, с указанием на нарушение нормативов предоставления коммунальных услуг, установленных пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктов "б", "в", "г" пункта 3 части II, пункта 4 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Постановлением о назначении административного наказания от 01.12.2015 N 237 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и наложен административный штраф в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, АО "ТомскРТС" обратилось в Арбитражный суд Томской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия события и состава вмененного административного правонарушения. Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии существенного нарушения процессуальных требований при производстве по административному делу, установленных КоАП РФ, а именно нарушение общих правил назначения административного наказания и принципа недопустимости привлечения к ответственности дважды за одно и то же правонарушение, закрепленного в статье 4.1 КоАП РФ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются права населения, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить населению услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, в результате реализации предоставленных ему полномочий допустившее виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Согласно оспариваемому постановлению, основанием для привлечения Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ явилось нарушение порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. <...>, выразившихся в подключении дома к горячему водоснабжению 11.09.2015, вместо утвержденного по графику срока - 04.09.2015, вследствие несвоевременного завершения работ на инженерных коммуникациях участка сети ТК 411 тепломагистрали N ТМ-4 (участок тепловой сети ТМ-4 от Н. Колл. - ТК-415).
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации к числу коммунальных услуг относятся услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, применяются правила, предусмотренные статей 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг; "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил N 354 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного жилого дома (дома, в которых отбирались пробы, являются многоквартирными).
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В пункте 4 Правил N 354 определены виды предоставляемых коммунальных услуг, в том числе горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт нарушения Обществом требований, установленных статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктами "б", "в", "г" пункта 3 Правил N 354, пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации в части нарушения режима предоставления коммунальных услуг (горячего водоснабжения) подтверждается материалами дела: сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии тепловых сетей МО "Город Томск" на 2015 год, согласно которому работы по ремонту на участке сети теплоснабжения ТМ-4 (участок тепловой сети от Н.Колл. - ТК-415) должны были осуществляться АО "ТомскРТС" в период с 11.08.2015 по 01.09.2015, фактически дом по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 27/ подключен к горячему водоснабжению только 11.09.2015, протоколом N У-4558 об административном правонарушении от 23.11.2015, актом гидравлического испытания от 03.09.2015, иными материалами дела N У-4558 об административном правонарушении, и не оспаривается Обществом.
При таких обстоятельствах, событие административного правонарушения доказано заинтересованным лицом, действия заявителя образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
В силу пункта 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя выражается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению нормативов обеспечения населения коммунальными ресурсами, при наличии возможности для соблюдения вышеуказанных правил и норм, иного из материалов дела не следует.
Таким образом, установив вину Общества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "ТомскРТС" состава вмененного административного правонарушения.
Вместе с тем, суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое постановление, пришел к выводу о привлечении Общества к административной ответственности дважды за одно и тоже правонарушение, что недопустимо в силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями частей 1, 5 статьи 4.1 КоАП РФ "Общие правила назначения административного наказания" административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В силу частей 1, 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В соответствии разъяснениями, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
Основываясь на понятии правонарушения и его признаков, следующих из статьи 2.1 КоАП РФ, разрешение вопроса о том, одно или несколько административных правонарушений совершено лицом, привлекаемым к административной ответственности, зависит от конкретного состава совершенного административного правонарушения, результатов исследования объекта и события административного правонарушения, в том числе, установления времени и места совершения и выявления (обнаружения) правонарушения.
Судом первой инстанции установлено и Департаментом не опровергнуто, что потребители, проживающие в домах, расположенных по адресам: г. Томск, ул. Елизаровых, 27/2 и ул. Елизаровых, 18 получают коммунальный ресурс посредством одного участка сети теплоснабжения тепломагистрали ТМ-4 (участок тепловой сети от "Нового Коллектора до ТК - 415").
Постановлением Департамента от 13.11.2015 N 222 Общество уже привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, за нарушение срока возобновления подачи горячего водоснабжения в дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, 18, в связи с нарушением сроков производства ремонтных работ тепловых сетей на участке сети теплоснабжения тепломагистрали ТМ-4 (участок тепловой сети от "Н. Колл. до ТК - 415) в виде штрафа в размере 9 000 руб.; указанное постановление Обществом в установленном порядке не оспаривалось.
Вмененное Обществу правонарушение допущено в результате совершения одного действия - несвоевременного выполнения плановых ремонтных работ на одном участке сети - "ТМ-4 от "Н. Колл. до ТК - 415", что привело к несвоевременному возобновлению подачи горячего водоснабжения во все объекты, запитанные от данного участка.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что продолжение производства работ на участке тепловой сети по истечении согласованного срока их завершения не должно было оказать влияние на своевременное возобновление горячего водоснабжения в одном или нескольких домах, расположенных на одном участке и запитанных от него; в ходе производства по делу об административном правонарушении такие обстоятельства административным органом не устанавливались; в свою очередь, доводы Общества о том, что аварийный участок теплотрассы является единым составляющим и невозможно обеспечить подачу горячего водоснабжения потребителям многоквартирных домов, находящимся на протяжении всего участка теплотрассы, при повреждении какой-то из его части, административным органом не опровергнуты.
В этой связи, доводы Департамента о необходимости квалификации совершенных административных правонарушений (по настоящему постановлению, и по постановлению от 13.11.2015 N 222) как самостоятельных, поскольку объектом каждого правонарушения является задержка в обеспечении потребителей коммунальным ресурсом (горячее водоснабжение) в конкретный жилой дом (по ул. Елизаровых, 27/2 и по ул. Елизаровых, 18), отклоняется апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм КоАП РФ и противоречащие обстоятельствам вмененных правонарушений (вмененные заявителю правонарушения образованы одними фактическими обстоятельствами, вследствие несвоевременного аварийного ремонта участков сети горячего водоснабжения, вытекают из одного действия, имеют одни признаки объективной стороны состава правонарушения).
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии основания для применения части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, а именно наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования АО "ТомскРТС" о признании незаконным и отмене постановления N 237 от 01.12.2015.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 27 апреля 2016 года по делу N А67-474/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.Н.ХАЙКИНА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2016 N 07АП-4571/2016 ПО ДЕЛУ N А67-474/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2016 г. по делу N А67-474/2016
резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016
текст постановления изготовлен в полном объеме 15 июня 2016
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной,
судей: С.В. Кривошеиной, Л.Е. Ходыревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Сергеев А.С. - доверенность от 11.01.16
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 27 апреля 2016 года по делу N А67-474/2016 (судья Л.М. Ломиворотов)
по заявлению акционерного общества "ТомскРТС" (ИНН 7017351521, ОГРН 1145543013880; 634041, г. Томск, пр. Кирова, 36) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041 ОГРН 1027000907944; 634041, г. Томск, пр. Кирова, 41) о признании незаконным и отмене постановления от 01.12.2015 N 237 о назначении административного наказания,
установил:
Акционерное общество "ТомскРТС" (далее - заявитель, АО "ТомскРТС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 01.12.2015 N 237 о назначении административного наказания по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.04.2016 заявленные требования удовлетворены: постановление от 01.12.2015 N 237 о назначении административного наказания, вынесенное Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в отношении АО "ТомскРТС" признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает отсутствие повторности привлечения заявителя к административной ответственности.
Административный орган о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 27/2 находится в управлении ТСЖ "Уют-2008" на основании решения, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 07.09.2008.
Горячее водоснабжение указанного многоквартирного дома осуществляется от участка сети "ТК 411 тепломагистрали N ТМ-4 участка тепловой сети ТМ-4 от Н.Колл.- ТК-415.
В соответствии со Сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей МО "Город Томск" на 2015 год регламентные ремонтные работы на указанном участке тепломагистрали, от которой подключен д. N 27/2 по ул. Елизаровых в г. Томске, должны были быть выполнены в период с 11.08.2015 по 01.09.2015.
В связи с обращением в Департамент гражданина, проживающего по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. <...> по вопросу ненадлежащего предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и на основании распоряжения от 14.09.2015 N У-4558 в период с 15.09.2015 по 12.10.2015 Департаментом проведена внеплановая документарная проверка АО "ТомскРТС" в целях защиты прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению коммунальных услуг, в ходе которой установлено, что в нарушение установленных сроков горячее водоснабжение у граждан-потребителей коммунальных услуг в жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 27/2, отсутствовало в период с 04.09.2015 по 11.09.2015, что составляет 7 календарных дней.
По результатам проверки составлен акт проверки N У-4558 от 12.10.2015 с указанием на выявленные нарушения.
13.10.2015 Департаментом вынесено определение о возбуждении в отношении Общества дела N У-4558/1 об административном правонарушении, предусмотренном статей 7.23 КоАП и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования 23.11.2015 государственным жилищным инспектором Томской области Абсалямовой Н.И. в отношении АО "ТомскРТС" составлен протокол N У-4558 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, с указанием на нарушение нормативов предоставления коммунальных услуг, установленных пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктов "б", "в", "г" пункта 3 части II, пункта 4 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Постановлением о назначении административного наказания от 01.12.2015 N 237 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и наложен административный штраф в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, АО "ТомскРТС" обратилось в Арбитражный суд Томской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия события и состава вмененного административного правонарушения. Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии существенного нарушения процессуальных требований при производстве по административному делу, установленных КоАП РФ, а именно нарушение общих правил назначения административного наказания и принципа недопустимости привлечения к ответственности дважды за одно и то же правонарушение, закрепленного в статье 4.1 КоАП РФ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются права населения, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить населению услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, в результате реализации предоставленных ему полномочий допустившее виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Согласно оспариваемому постановлению, основанием для привлечения Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ явилось нарушение порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. <...>, выразившихся в подключении дома к горячему водоснабжению 11.09.2015, вместо утвержденного по графику срока - 04.09.2015, вследствие несвоевременного завершения работ на инженерных коммуникациях участка сети ТК 411 тепломагистрали N ТМ-4 (участок тепловой сети ТМ-4 от Н. Колл. - ТК-415).
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации к числу коммунальных услуг относятся услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, применяются правила, предусмотренные статей 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг; "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил N 354 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного жилого дома (дома, в которых отбирались пробы, являются многоквартирными).
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В пункте 4 Правил N 354 определены виды предоставляемых коммунальных услуг, в том числе горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт нарушения Обществом требований, установленных статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктами "б", "в", "г" пункта 3 Правил N 354, пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации в части нарушения режима предоставления коммунальных услуг (горячего водоснабжения) подтверждается материалами дела: сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии тепловых сетей МО "Город Томск" на 2015 год, согласно которому работы по ремонту на участке сети теплоснабжения ТМ-4 (участок тепловой сети от Н.Колл. - ТК-415) должны были осуществляться АО "ТомскРТС" в период с 11.08.2015 по 01.09.2015, фактически дом по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 27/ подключен к горячему водоснабжению только 11.09.2015, протоколом N У-4558 об административном правонарушении от 23.11.2015, актом гидравлического испытания от 03.09.2015, иными материалами дела N У-4558 об административном правонарушении, и не оспаривается Обществом.
При таких обстоятельствах, событие административного правонарушения доказано заинтересованным лицом, действия заявителя образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
В силу пункта 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя выражается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению нормативов обеспечения населения коммунальными ресурсами, при наличии возможности для соблюдения вышеуказанных правил и норм, иного из материалов дела не следует.
Таким образом, установив вину Общества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "ТомскРТС" состава вмененного административного правонарушения.
Вместе с тем, суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое постановление, пришел к выводу о привлечении Общества к административной ответственности дважды за одно и тоже правонарушение, что недопустимо в силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями частей 1, 5 статьи 4.1 КоАП РФ "Общие правила назначения административного наказания" административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В силу частей 1, 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В соответствии разъяснениями, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
Основываясь на понятии правонарушения и его признаков, следующих из статьи 2.1 КоАП РФ, разрешение вопроса о том, одно или несколько административных правонарушений совершено лицом, привлекаемым к административной ответственности, зависит от конкретного состава совершенного административного правонарушения, результатов исследования объекта и события административного правонарушения, в том числе, установления времени и места совершения и выявления (обнаружения) правонарушения.
Судом первой инстанции установлено и Департаментом не опровергнуто, что потребители, проживающие в домах, расположенных по адресам: г. Томск, ул. Елизаровых, 27/2 и ул. Елизаровых, 18 получают коммунальный ресурс посредством одного участка сети теплоснабжения тепломагистрали ТМ-4 (участок тепловой сети от "Нового Коллектора до ТК - 415").
Постановлением Департамента от 13.11.2015 N 222 Общество уже привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, за нарушение срока возобновления подачи горячего водоснабжения в дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, 18, в связи с нарушением сроков производства ремонтных работ тепловых сетей на участке сети теплоснабжения тепломагистрали ТМ-4 (участок тепловой сети от "Н. Колл. до ТК - 415) в виде штрафа в размере 9 000 руб.; указанное постановление Обществом в установленном порядке не оспаривалось.
Вмененное Обществу правонарушение допущено в результате совершения одного действия - несвоевременного выполнения плановых ремонтных работ на одном участке сети - "ТМ-4 от "Н. Колл. до ТК - 415", что привело к несвоевременному возобновлению подачи горячего водоснабжения во все объекты, запитанные от данного участка.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что продолжение производства работ на участке тепловой сети по истечении согласованного срока их завершения не должно было оказать влияние на своевременное возобновление горячего водоснабжения в одном или нескольких домах, расположенных на одном участке и запитанных от него; в ходе производства по делу об административном правонарушении такие обстоятельства административным органом не устанавливались; в свою очередь, доводы Общества о том, что аварийный участок теплотрассы является единым составляющим и невозможно обеспечить подачу горячего водоснабжения потребителям многоквартирных домов, находящимся на протяжении всего участка теплотрассы, при повреждении какой-то из его части, административным органом не опровергнуты.
В этой связи, доводы Департамента о необходимости квалификации совершенных административных правонарушений (по настоящему постановлению, и по постановлению от 13.11.2015 N 222) как самостоятельных, поскольку объектом каждого правонарушения является задержка в обеспечении потребителей коммунальным ресурсом (горячее водоснабжение) в конкретный жилой дом (по ул. Елизаровых, 27/2 и по ул. Елизаровых, 18), отклоняется апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм КоАП РФ и противоречащие обстоятельствам вмененных правонарушений (вмененные заявителю правонарушения образованы одними фактическими обстоятельствами, вследствие несвоевременного аварийного ремонта участков сети горячего водоснабжения, вытекают из одного действия, имеют одни признаки объективной стороны состава правонарушения).
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии основания для применения части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, а именно наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования АО "ТомскРТС" о признании незаконным и отмене постановления N 237 от 01.12.2015.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 27 апреля 2016 года по делу N А67-474/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.Н.ХАЙКИНА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)