Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Козловой Т.Д., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
- от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Аксенова И.М., представитель по доверенности от 26.12.2014 N 51/657;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Амурлифт-ДВ": не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Амурлифт-ДВ"
на решение от 06.05.2016
по делу N А73-2142/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Усенко Ж.А,
по иску акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Амурлифт-ДВ"
об обязании ответчика обеспечить допуск представителей истца к месту установки ОДПУ на предмет установления технической возможности и проведения работ по установке ОДПУ
акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК") обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском об обязании общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Амурлифт-ДВ" (далее - ООО "УК "Амурлифт-ДВ") в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить допуск представителей истца к месту установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по ул. Гагарина, 15 в г. Комсомольске-на-Амуре на предмет установления технической возможности и проведения работ по установке общедомового прибора учета тепловой энергии.
Решением суда от 06.05.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "УК "Амурлифт-ДВ" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы процессуального права, а также не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель АО "ДГК" отклонила доводы жалобы как несостоятельные, поддержала позицию, изложенную в отзыве, просила оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав в судебном заседании представителя истца, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
В многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Гагарина, 15 общедомовой прибор учета теплоэнергии (ОДПУ) не установлен.
28.07.2015 истец направил в адрес ответчика уведомление N 2911 об обеспечении допуска на объект, расположенный по указанному адресу в период с 01.08.2015 по 01.10.2015 для решения вопроса о технической возможности установления общедомового прибора учета, заключения договора, регулирующего условия установки прибора учета и оплате расходов по установке прибора учета, а также направил проект договора.
Уведомление и проект договора получены ответчиком 28.07.2015, однако письмом от 05.08.2015 ответчик отказался заключать договор со ссылкой на то, что обязанность по установке общедомовых приборов учета и, соответственно, расходов по их установке несут собственники помещений, а не управляющие компании.
05.08.2015 представителями сторон составлен акт недопуска персонала СП "Комсомольские тепловые сети" к месту установки ОДПУ в жилом доме по ул. Гагарина, 15 в г. Комсомольске-на-Амуре.
Ссылаясь на невозможность исполнить свои обязанности по установке ОДПУ на спорном объекте, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы ответчика в силу следующего.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Статьей 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В статье 161 ЖК РФ указаны способы управления многоквартирным домом и общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать, в том числе, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в число которых входит управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 162 ЖК РФ в заключаемом с управляющей организацией договоре управления многоквартирным домом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора и именно по заданию этой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), а не отдельных собственников, управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из приведенных норм следует, что с момента выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией именно она, в силу закона является полномочным представителем (статья 182 Гражданского кодекса Российской Федерации) собственников помещений в многоквартирном доме во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями во всех правоотношениях, охватываемых понятием - управление многоквартирным домом, в которое входит и оборудование такого дома приборами учета.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 01.06.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В статье 2 Закона об энергосбережении наряду с другими используемыми в нем основными понятиями введено понятие лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, - это лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Договор, регулирующий условия установки прибора учета и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи (обязанностей по установке приборов учета) должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
До 01.07.2013 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета присоединенных к их сетям объектов, которые в нарушение требований частей 3 - 61 настоящей статьи не были оснащены приборами учета в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок указанных обязанностей, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
По смыслу приведенных норм Закона об энергосбережении лицами, обязанными установить приборы учета до 01.06.2012, являются либо граждане - собственники помещений в многоквартирном доме либо лица, ответственные за содержание многоквартирного дома (управляющие организации). Определение ответственного лица зависит от выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом.
Поскольку в рассматриваемом деле ответчик является управляющей организации, обязанность установки приборов учета возложена на него.
При этом, ответчик не только не исполнил свои обязанности по установке ОДПУ, но и не допускает к этим работам представителей ресурсоснабжающей организации, что подтверждается актом от 05.08.2015, подписанным со стороны ООО "УК "Амурлифт-ДВ" директором Колобовым Ю.В.
В этой связи суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленный иск.
Доводы заявителя жалобы о том, что управляющая компания не вправе подписывать договоры на установку ОДПУ без разрешения собственников, которыми такое решение не принималось, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами, в таком случае обязанность по установке прибора учет возлагается на организации, которые осуществляют снабжение многоквартирного жилого дома водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Именно это и послужило основанием для удовлетворения заявленного иска.
Ссылки заявителя жалобы на протокол внеочередного собрания собственников от 30.04.2016, на котором было принято решение о поручении разработки проекта, приобретении и установке ОДПУ самостоятельно, силами управляющей компании ООО "УК "Амурлифт", или с привлечением третьих лиц, а также определены порядок и способ оплаты на приобретение и выполнение указанных работ, не могут быть приняты судом во внимание.
Во-первых, указанный протокол не был представлен в суд первой инстанции, в связи с чем не может быть оценен в качестве доказательства по делу судом апелляционной инстанции в силу пунктов 1, 2, 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Во-вторых, сроки, установленные Законом об энергосбережении для принятия собственниками такого решения, истекли 01.06.2012, в связи с чем, после указанной даты обязанность по установке прибора учета, в силу закона, возникает у ресурсоснабжающей организации. Следовательно, при наличии препятствий со стороны управляющей компании в реализации своих обязанностей, иск ресурсоснабжающей организации об обязании обеспечить допуск к месту установки общедомового прибора учета тепловой энергии является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Расходы по уплате государственной пошлины по жалобе относятся на заявителя, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.05.2016 по делу N А73-2142/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2016 N 06АП-3493/2016 ПО ДЕЛУ N А73-2142/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. N 06АП-3493/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Козловой Т.Д., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
- от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Аксенова И.М., представитель по доверенности от 26.12.2014 N 51/657;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Амурлифт-ДВ": не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Амурлифт-ДВ"
на решение от 06.05.2016
по делу N А73-2142/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Усенко Ж.А,
по иску акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Амурлифт-ДВ"
об обязании ответчика обеспечить допуск представителей истца к месту установки ОДПУ на предмет установления технической возможности и проведения работ по установке ОДПУ
установил:
акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК") обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском об обязании общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Амурлифт-ДВ" (далее - ООО "УК "Амурлифт-ДВ") в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить допуск представителей истца к месту установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по ул. Гагарина, 15 в г. Комсомольске-на-Амуре на предмет установления технической возможности и проведения работ по установке общедомового прибора учета тепловой энергии.
Решением суда от 06.05.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "УК "Амурлифт-ДВ" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы процессуального права, а также не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель АО "ДГК" отклонила доводы жалобы как несостоятельные, поддержала позицию, изложенную в отзыве, просила оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав в судебном заседании представителя истца, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
В многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Гагарина, 15 общедомовой прибор учета теплоэнергии (ОДПУ) не установлен.
28.07.2015 истец направил в адрес ответчика уведомление N 2911 об обеспечении допуска на объект, расположенный по указанному адресу в период с 01.08.2015 по 01.10.2015 для решения вопроса о технической возможности установления общедомового прибора учета, заключения договора, регулирующего условия установки прибора учета и оплате расходов по установке прибора учета, а также направил проект договора.
Уведомление и проект договора получены ответчиком 28.07.2015, однако письмом от 05.08.2015 ответчик отказался заключать договор со ссылкой на то, что обязанность по установке общедомовых приборов учета и, соответственно, расходов по их установке несут собственники помещений, а не управляющие компании.
05.08.2015 представителями сторон составлен акт недопуска персонала СП "Комсомольские тепловые сети" к месту установки ОДПУ в жилом доме по ул. Гагарина, 15 в г. Комсомольске-на-Амуре.
Ссылаясь на невозможность исполнить свои обязанности по установке ОДПУ на спорном объекте, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы ответчика в силу следующего.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Статьей 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В статье 161 ЖК РФ указаны способы управления многоквартирным домом и общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать, в том числе, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в число которых входит управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 162 ЖК РФ в заключаемом с управляющей организацией договоре управления многоквартирным домом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора и именно по заданию этой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), а не отдельных собственников, управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из приведенных норм следует, что с момента выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией именно она, в силу закона является полномочным представителем (статья 182 Гражданского кодекса Российской Федерации) собственников помещений в многоквартирном доме во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями во всех правоотношениях, охватываемых понятием - управление многоквартирным домом, в которое входит и оборудование такого дома приборами учета.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 01.06.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В статье 2 Закона об энергосбережении наряду с другими используемыми в нем основными понятиями введено понятие лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, - это лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Договор, регулирующий условия установки прибора учета и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи (обязанностей по установке приборов учета) должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
До 01.07.2013 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета присоединенных к их сетям объектов, которые в нарушение требований частей 3 - 61 настоящей статьи не были оснащены приборами учета в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок указанных обязанностей, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
По смыслу приведенных норм Закона об энергосбережении лицами, обязанными установить приборы учета до 01.06.2012, являются либо граждане - собственники помещений в многоквартирном доме либо лица, ответственные за содержание многоквартирного дома (управляющие организации). Определение ответственного лица зависит от выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом.
Поскольку в рассматриваемом деле ответчик является управляющей организации, обязанность установки приборов учета возложена на него.
При этом, ответчик не только не исполнил свои обязанности по установке ОДПУ, но и не допускает к этим работам представителей ресурсоснабжающей организации, что подтверждается актом от 05.08.2015, подписанным со стороны ООО "УК "Амурлифт-ДВ" директором Колобовым Ю.В.
В этой связи суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленный иск.
Доводы заявителя жалобы о том, что управляющая компания не вправе подписывать договоры на установку ОДПУ без разрешения собственников, которыми такое решение не принималось, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами, в таком случае обязанность по установке прибора учет возлагается на организации, которые осуществляют снабжение многоквартирного жилого дома водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Именно это и послужило основанием для удовлетворения заявленного иска.
Ссылки заявителя жалобы на протокол внеочередного собрания собственников от 30.04.2016, на котором было принято решение о поручении разработки проекта, приобретении и установке ОДПУ самостоятельно, силами управляющей компании ООО "УК "Амурлифт", или с привлечением третьих лиц, а также определены порядок и способ оплаты на приобретение и выполнение указанных работ, не могут быть приняты судом во внимание.
Во-первых, указанный протокол не был представлен в суд первой инстанции, в связи с чем не может быть оценен в качестве доказательства по делу судом апелляционной инстанции в силу пунктов 1, 2, 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Во-вторых, сроки, установленные Законом об энергосбережении для принятия собственниками такого решения, истекли 01.06.2012, в связи с чем, после указанной даты обязанность по установке прибора учета, в силу закона, возникает у ресурсоснабжающей организации. Следовательно, при наличии препятствий со стороны управляющей компании в реализации своих обязанностей, иск ресурсоснабжающей организации об обязании обеспечить допуск к месту установки общедомового прибора учета тепловой энергии является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Расходы по уплате государственной пошлины по жалобе относятся на заявителя, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.05.2016 по делу N А73-2142/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.И.МИХАЙЛОВА
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
Т.Д.КОЗЛОВА
А.А.ТИХОНЕНКО
Т.Д.КОЗЛОВА
А.А.ТИХОНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)