Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2016 года по делу N А07-10409/2016 (судья Крылова И.Н.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" Назарова Ю.Н. (доверенность от 01.01.2016).
Открытое акционерное общества "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным предписания от 18.02.2016 N ЦО-16-260-011, вынесенного Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомжилнадзор РБ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-49" (далее - третье лицо, ООО "ЖЭУ-9")
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.06.2016 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции в данном случае не приняты во внимание нормы ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс), - которыми должен был руководствоваться Госкомжилнадзор РБ, что последним сделано не было. Также податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность выводов арбитражного суда первой инстанции о том, что юридически, смена управляющей компании состоялась 19.11.2015, так как решение о расторжении договора управления и заключении данного договора с ООО "ЖЭУ-49" собственниками было принято лишь 01.01.2016. При этом такие обстоятельства, как: наличие у ООО "ЖЭУ-49" лицензии на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - МКД); факт исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 ЖК РФ на момент проведения проверки; наличие решения общего собрания собственников МКД о выборе ООО "ЖЭУ-49" в качестве управляющей организации; наличие документов, подтверждающих реализацию права по изменению способа управления (заключенные договоры управления с ООО "ЖЭУ-49"), - были установлены лишь при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, что также свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания Госкомжилнадзора РБ. Помимо данного, ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" ссылается на то, что оспариваемое предписание является неисполнимым.
Госкомжилнадзор РБ и третье лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, отзывы на апелляционную жалобу не представили и уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного и третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии в данном случае совокупности обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
как следует из имеющихся в деле доказательств, Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на основании распоряжения от 22.02.2016 N 404 в отношении открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой 18.02.2016 составлен акт N 16-404-260-001 и также 18.02.2016 вынесено предписание N ЦО-16-260-011, следующего содержания: существо выявленного нарушения: техническая и иная документация не переданы в ООО "ЖЭУ-49" (нарушение п. п. 18 - 21 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами". Открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" предписано устранить выявленные нарушения в срок 03.03.2016.
Имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства также свидетельствуют о том, что в адрес ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" 25.11.2015 обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-49" было направлено письмо с приложением протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 10 по ул. С. Агиша в г. Уфе, о выборе в качестве управляющей компании ООО "ЖЭУ-49" от 19.11.2015. Данный протокол обжалован не был.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416).
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч. 1 ст. 47 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Из условий ч. ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для собственников помещения в многоквартирном доме.
На основании вышеназванных норм права, избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирным домом может управлять только одна управляющая организация.
Часть 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ установлена возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Имеющийся в деле протокол общего собрания жильцов вышеупомянутого дома подтверждает факт расторжения договора с ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа".
В соответствии с п. 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее Правила N 416), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Согласно п. 19 Правил N 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 20 Правил N 416 предусмотрено, что техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 21 Правил N 416, в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
В силу условий п. 22 Правил N 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Письмами от 25.11.2015 третье лицо уведомило ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа", Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору и Управление по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о принятом решении собрания собственников от 19.11.2015 необходимости передачи технической документации и иных связанных с управлением домом документов, вновь избранной управляющей организации - ООО "ЖЭУ-49".
В нарушение вышеперечисленных требований Правил N 416, ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" передачу технической и иной связанной с управлением многоквартирным домом документации вновь избранной управляющей организации ООО "ЖЭУ-49", не обеспечило.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на ст. ст. 198, 200 ЖК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку соответствующие ссылки основаны на неправильном толковании данных норм, заявителем.
Также суд апелляционной инстанции не находит обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое им предписание является неисполнимым.
Предписание Госкомжилнадзора РБ содержит однозначные ссылки на п. п. 18 - 22 Правил N 416, регламентирующие совершение необходимых действий, открытым акционерным обществом "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей (платежное поручение от 13.07.2016 N 8394 на сумму 3000 рублей) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2016 года по делу N А07-10409/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 13.07.2016 N 8394 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2016 N 18АП-10017/2016 ПО ДЕЛУ N А07-10409/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. N 18АП-10017/2016
Дело N А07-10409/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2016 года по делу N А07-10409/2016 (судья Крылова И.Н.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" Назарова Ю.Н. (доверенность от 01.01.2016).
Открытое акционерное общества "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным предписания от 18.02.2016 N ЦО-16-260-011, вынесенного Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомжилнадзор РБ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-49" (далее - третье лицо, ООО "ЖЭУ-9")
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.06.2016 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции в данном случае не приняты во внимание нормы ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс), - которыми должен был руководствоваться Госкомжилнадзор РБ, что последним сделано не было. Также податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность выводов арбитражного суда первой инстанции о том, что юридически, смена управляющей компании состоялась 19.11.2015, так как решение о расторжении договора управления и заключении данного договора с ООО "ЖЭУ-49" собственниками было принято лишь 01.01.2016. При этом такие обстоятельства, как: наличие у ООО "ЖЭУ-49" лицензии на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - МКД); факт исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 ЖК РФ на момент проведения проверки; наличие решения общего собрания собственников МКД о выборе ООО "ЖЭУ-49" в качестве управляющей организации; наличие документов, подтверждающих реализацию права по изменению способа управления (заключенные договоры управления с ООО "ЖЭУ-49"), - были установлены лишь при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, что также свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания Госкомжилнадзора РБ. Помимо данного, ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" ссылается на то, что оспариваемое предписание является неисполнимым.
Госкомжилнадзор РБ и третье лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, отзывы на апелляционную жалобу не представили и уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного и третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии в данном случае совокупности обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
как следует из имеющихся в деле доказательств, Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на основании распоряжения от 22.02.2016 N 404 в отношении открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой 18.02.2016 составлен акт N 16-404-260-001 и также 18.02.2016 вынесено предписание N ЦО-16-260-011, следующего содержания: существо выявленного нарушения: техническая и иная документация не переданы в ООО "ЖЭУ-49" (нарушение п. п. 18 - 21 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами". Открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" предписано устранить выявленные нарушения в срок 03.03.2016.
Имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства также свидетельствуют о том, что в адрес ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" 25.11.2015 обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-49" было направлено письмо с приложением протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 10 по ул. С. Агиша в г. Уфе, о выборе в качестве управляющей компании ООО "ЖЭУ-49" от 19.11.2015. Данный протокол обжалован не был.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416).
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч. 1 ст. 47 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Из условий ч. ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для собственников помещения в многоквартирном доме.
На основании вышеназванных норм права, избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирным домом может управлять только одна управляющая организация.
Часть 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ установлена возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Имеющийся в деле протокол общего собрания жильцов вышеупомянутого дома подтверждает факт расторжения договора с ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа".
В соответствии с п. 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее Правила N 416), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Согласно п. 19 Правил N 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 20 Правил N 416 предусмотрено, что техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 21 Правил N 416, в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
В силу условий п. 22 Правил N 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Письмами от 25.11.2015 третье лицо уведомило ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа", Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору и Управление по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о принятом решении собрания собственников от 19.11.2015 необходимости передачи технической документации и иных связанных с управлением домом документов, вновь избранной управляющей организации - ООО "ЖЭУ-49".
В нарушение вышеперечисленных требований Правил N 416, ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" передачу технической и иной связанной с управлением многоквартирным домом документации вновь избранной управляющей организации ООО "ЖЭУ-49", не обеспечило.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на ст. ст. 198, 200 ЖК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку соответствующие ссылки основаны на неправильном толковании данных норм, заявителем.
Также суд апелляционной инстанции не находит обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое им предписание является неисполнимым.
Предписание Госкомжилнадзора РБ содержит однозначные ссылки на п. п. 18 - 22 Правил N 416, регламентирующие совершение необходимых действий, открытым акционерным обществом "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа" в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей (платежное поручение от 13.07.2016 N 8394 на сумму 3000 рублей) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2016 года по делу N А07-10409/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 13.07.2016 N 8394 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)