Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 23.12.2015 N Ф09-7877/15 ПО ДЕЛУ N А60-54087/2014

Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющей организации предписано провести корректировку размера платы за отопление исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2015 г. N Ф09-7877/15

Дело N А60-54087/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Гусева О.Г., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ИНН: 6671151256, ОГРН: 1046603999420; далее - общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района", управляющая организация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.04.2015 по делу N А60-54087/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" - Назаренко Е.А. (доверенность от 09.01.2014), Горохов Ю.Н. (доверенность от 01.01.2014);
- Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - департамент, правопреемник Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - инспекция, управление)) - Иощенко А.А. (доверенность от 15.06.2015 N 29-04-10-26).

Общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции от 10.10.2014 N 29-11-03-89/102 об устранении выявленных нарушений в части проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 г. собственникам жилых помещений в многоквартирном доме N 11, расположенному по адресу: ул. Автомагистральная, г. Екатеринбург.
Решением суда от 02.04.2015 (судья Мартемьянов В.Б.) в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 (судьи Муравьева Е.Ю., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования о признании недействительным предписания удовлетворить. По мнению заявителя жалобы, судами не учтено, что оспариваемое предписание является неконкретизированным, из его текста невозможно установить о каких суммах идет речь, не указан адрес конкретного дома, где надлежит произвести корректировку, однако, вопрос об исполнимости предписания судами не исследован. Управляющая организация отмечает, что в связи некорректной работой общедомового прибора учета тепловой энергии рассчитать фактический среднемесячный объем потребленной тепловой энергии на нужды отопления не представлялось возможным; корректировка платы за отопление не может быть проведена, так как отсутствует показатель Vt (формула N 8), необходимый для начисления платы по формуле N 7 перед проведением корректировки.

При рассмотрении спора судами установлено, что управлением проведена внеплановая документарная проверка общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района", осуществляющего предоставление коммунальных услуг потребителям по адресу: ул. Автомагистральная, д. 11, г. Екатеринбург.
В ходе проверки установлено, что обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" начисление размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 годы производилось в порядке, предусмотренном подп. "а" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и формулой 1 (подп. 1 п. 1) приложения N 2 к данным Правилам, исходя из норматива потребления, утвержденного постановлением Главы г. Екатеринбурга от 23.12.2005 N 1276 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в городе Екатеринбурге".
При этом управлением сделан вывод о нарушении обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление", а также о непроведении корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии за 2012, 2013 гг.
По результатам проверки составлен акт проверки от 10.10.2014 N 29-11-02-102.
Обществу "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" выдано предписание от 10.10.2014 N 29-11-03-89/102, согласно п. 1 которого общество в срок до 15.12.2014 должно провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 гг. по многоквартирному дому N 11, расположенному по адресу: ул. Автомагистральная, г. Екатеринбург; обеспечить надлежащее техническое состояние и постоянную работоспособность общедомового прибора учета тепловой энергии.
Считая указанное предписание незаконным, общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании п. 1 предписания незаконным.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При рассмотрении судом дел о признании недействительными предписаний государственных органов в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, издавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания положениям законодательных и иных нормативных актов, нарушение прав заявителя оспариваемым предписанием.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012 - 2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012 - 2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил N 307).
При рассмотрении материалов дела судами установлено, что общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме N 11, расположенном по адресу: ул. Автомагистральная, г. Екатеринбург, где установлен и допущен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии с 10.10.2010, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию.
На основании указанных обстоятельств и приведенных норм права суды пришли к правомерному выводу о том, что общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" обязано производить расчет платы за коммунальную услугу в соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307, а также проводить корректировку платы за отопление 1 раз в год.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что управляющая организация не провела корректировку платы за 2012, 2013 гг., в результате чего собственникам жилых помещений излишне начислена плата за коммунальную услугу "отопление", при этом общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" рассчитывалось с обществом с ограниченной ответственностью "СТК" (далее - общество "СТК") за тепловую энергию исходя из фактического объема потребления тепловой энергии за услуги отопления и ГВС.
Как отмечено в акте проверки, за 2012 - 2013 гг. управляющая организация не представила акты о неисправности узла учета тепловой энергии в проверенном жилом доме.
В соответствии с п. 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (п. 6 Правил N 1034).
В силу п. 31 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Действующими в спорный период Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936, определяющими допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, порядок его эксплуатации, предусматривалось, что узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях: несанкционированного вмешательства в его работу; нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей; механического повреждения приборов и элементов узла учета; работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разделе 5; врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла у учета (п. 9.10 Правил).
Надлежащих доказательств, подтверждающих некорректное определение общедомовым прибором учета потребленного объема тепловой энергии, общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" не представило.
Кроме того, п. 21 и 22 Правил N 307 не освобождают исполнителя от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" в случае: неисправности прибора учета в отдельные месяцы; несвоевременного представления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию; непроведения работ по электросбережению и т.д.
В акте от 10.10.2014 инспекцией установлено, что общество за 2012 год начисляло собственникам многоквартирного дома плату за услугу "отопление" исходя из норматива потребления 0,033 Гкал / кв. метр в сумме 2 887 839,24 руб. за 2626,86 Гкал.
За 2013 год общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" начисляло собственникам многоквартирного дома плату за услугу "отопление" исходя из норматива потребления 0,033 Гкал / кв. метр в сумме 3 415 443,45 руб. за 2672,58 Гкал.
В ходе проверки инспекцией установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждено, что ресурсоснабжающая организация общество "СТК" выставляло обществу "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" счета за тепловой ресурс, исходя из фактического объема потребления.
В акте проверки приведены расчеты, из которых следует, что корректировка за 2012 год по всему дому составляет "минус" 584 863,84 руб.
По аналогичным расчетам инспекцией установлено в акте, что корректировка в 2013 году по всему дому составляет "минус" 860 252,76 руб.
Указанные обстоятельства, установленные инспекцией из представленных обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" документов для документальной проверки, послужили фактическим основанием для выдачи предписания.
Оснований не доверять расчетам инспекции, базирующимся на первичных данных учета тепловой энергии и применении формул Правил N 307, у суда не имеется.
Правовыми основаниями выдачи предписания явились положения ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. "б" п. 21, подп. 2 и 3 п. 2 Приложения N 2 Правил N 307.
Доказательства проведения корректировки платы за услугу "отопление" за 2012, 2013 гг. обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" не представлены.
Таким образом, выводы инспекции о нарушении в 2012 и 2013 году обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" порядка начисления платы за услугу "отопление" собственникам/нанимателям жилых помещений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Автомагистральная, 11, предусмотренный подп. "б" п. 21, а также подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307, являются документально подтвержденными.
В предписании от 10.10.2014 установлен достаточный срок для устранения обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" выявленных нарушений - до 15.12.2014, то есть два месяца с даты выдачи предписания.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства и отсутствии совокупности оснований, предусмотренных ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания предписания недействительным.
Ссылки общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" на то, что предписание является неисполнимым, так как не указан адрес дома, по которому необходимо провести корректировку, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к акту проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатом проверки документы или их копии.
В оспариваемом предписании указано, что оно выдано по результатам проверки, проведенной на основании приказа от 03.09.2014 N 29-11-01-102 и акта проверки от 10.10.2014 N 29-11-02-102. В приказе о проведении проверки отражено, что проверка проводится в отношении общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации и принятия необходимых мер по их устранению на основании обращения жителя, проживающего по адресу: г. Екатеринбург, ул. Автомагистральная, 11. В акте указано, что предметом проверки являлось исследование порядка начисления платы за услугу отопление собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, проживающим по адресу: г. Екатеринбург, ул. Автомагистральная, 11. Таким образом, оспариваемое предписание, выданное на основании вышеуказанных приказа и акта проверки подлежит исполнению именно в отношении многоквартирного жилого дома N 11, расположенного по улице Автомагистральная в г. Екатеринбурге.
Доводы управляющей организации о неисправности общедомового прибора учета в проверяемый период рассмотрены и отклонены судами, поскольку, как уже указывалось выше, достаточных доказательств неисправности прибора не представлено. Кроме того, неисправность общедомового прибора учета не освобождает управляющую компанию от обязанности проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление".
Довод заявителя жалобы о том, что суды не указали мотивы, по которым его доводы о неверном использовании формул со стороны инспекции и недопустимости иного метода расчета не приняты, подлежит отклонению, поскольку все доводы сторон судами проанализированы, расчет инспекции признан отвечающим требованиям Правил N 307.
Доводы общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района", изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств по делу и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.04.2015 по делу N А60-54087/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Судьи
О.Г.ГУСЕВ
Е.А.ПОРОТНИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)