Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2016 N 08АП-15175/2015 ПО ДЕЛУ N А81-3711/2015

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. N 08АП-15175/2015

Дело N А81-3711/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Веревкина А.В., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15175/2015) общества с ограниченной ответственностью "ЯмалСтройСервис" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 ноября 2015 года по делу N А81-3711/2015 (судья Канева И.Д.), по иску открытого акционерного общества "Тепло-Энергетик" (ИНН: 8902010724, ОГРН: 1048900102052) к обществу с ограниченной ответственностью "ЯмалСтройСервис" (ИНН: 8902012802, ОГРН: 1078901003510) о взыскании 1 545 409 руб. 44 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ЯмалСтройСервис" - представитель не явился, извещено;
- от открытого акционерного общества "Тепло-Энергетик" - представитель не явился, извещено;
- установил:

открытое акционерное общество "Тепло-Энергетик" (далее - ОАО "Тепло-Энергетик", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "ЯмалСтройСервис" (далее - ООО "ЯмалСтройСервис", ответчик) о взыскании долга за водоснабжение на общедомовые нужды за период с 01.07.2014 по 30.06.2015 в сумме 1 545 409 руб. 44 коп.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неоднократно уточнял исковые требования, в последнем из которых просил взыскать с ответчика 1 532 122 руб. 07 коп., из которых:
- 234 040 руб. 51 коп. за водоснабжение на общедомовые нужды по жилым помещениям,
- 75 096 руб. 50 коп. за водоснабжение на общедомовые нужды по нежилым помещениям,
- 1 222 985 руб. 14 коп. за сверхнормативное потребление водоснабжения на общедомовые нужды в многоквартирных домах.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.11.2015 по делу N А81-3711/2015 исковые требования удовлетворены. С ООО "ЯмалСтройСервис" в пользу ОАО "Тепло-Энергетик" взыскано 1 560 443 руб. 07 коп., из которых: 234 040 руб. 51 коп. долг по оплате водоснабжения на общедомовые нужды по жилым помещениям, 75 096 руб. 50 коп. долг по оплате водоснабжения на общедомовые нужды по нежилым помещениям, 1 222 985 руб. 14 коп. долг по оплате сверхнормативного потребления воды на общедомовые нужды и 28 321 руб. расходов по уплате государственной пошлины. ОАО "Тепло-Энергетик" из федерального бюджета возвращено 133 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 2013 от 17.07.2015.
Возражая против принятого судебного акта, ООО "ЯмалСтройСервис" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.11.2015 по делу N А81-3711/2015 изменить, взыскав с ответчика в пользу истца задолженность в размере 794 708 руб. 73 коп.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на необоснованность примененного истцом тарифа "Иные потребители" при расчете стоимости сверхнормативного потребления.
От ОАО "Тепло-Энергетик" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, считает его подлежащим изменению.
Из материалов дела усматривается, что ООО "ЯмалСтройСервис" является управляющей организацией в отношении 62 многоквартирных домов, расположенных в городе Лабытнанги.
Договор на оказание услуг водоснабжения и водоотведения в многоквартирных жилых домах между ОАО "Тепло-Энергетик" и ООО "ЯмалСтройСервис" не заключен.
Как указывает истец, в период с 01.07.2014 по 30.06.2015 ОАО ОАО "Тепло-Энергетик" поставляло в дома, обслуживаемые ответчиком на границе балансовой принадлежности, холодную воду для хозяйственно-бытовых нужд для обеспечения потребителей (граждан и иных собственников жилых и нежилых помещений) коммунальными услугами и принимало сточные воды.
Невыполнение ответчиком обязательства по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды многоквартирных домов явилось основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
По смыслу пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), управляющая компания, которая имеет договоры с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Ответчик не оспаривает тот факт, что является управляющей компанией в отношении спорных многоквартирных домов.
Следовательно, у ООО "ЯмалСтройСервис" в отношении находящихся у него в управлении многоквартирных домов имеется статус исполнителя коммунальных услуг.
Во исполнение пункта 31 Правил N 354 ООО "ЯмалСтройСервис", являясь исполнителем коммунальных услуг для собственников (пользователей) жилых и нежилых помещений, приобретает у ОАО "Тепло-Энергетик" холодную воду для собственных нужд и в целях оказания коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды.
В пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные, подлежащие регулированию нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре энергоснабжения.
Согласно части 1 статьи 539 по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (часть 3 статьи 539 ГК РФ).
В силу статьи 544 ГК РФ оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из части 4 статьи 154 ЖК РФ следует, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Таким образом, оплата коммунальных ресурсов, расходуемых на общедомовые нужды, должна осуществляться исполнителем коммунальных услуг - ООО "ЯмалСтройСервис".
Согласно пункту 44 Правил N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В абзаце 3 указанного пункта было установлено, что в случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Решения о распределении потребления водоснабжения на общедомовые нужды в размере превышения потребления исходя из нормативов на ОДН собственниками многоквартирных домов, принятых на обслуживание управляющей организацией (ответчика) не принимались, в связи с чем у исполнителя коммунальных услуг имеется обязанность по оплате сверхнормативного ОДН.
Поскольку распределение между гражданами и пользователями нежилых помещений превышающий объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, возможно только в случае имеющегося по данному вопросу решения собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, а доказательств наличия такого решения не представлено, то обязанность по оплате сверхнормативно потребленного ресурса должна быть возложена на управляющую организацию.
Следовательно, ООО "ЯмалСтройСервис" является лицом, обязанным вносить плату за коммунальные ресурсы, расходуемые на общедомовые нужды, а также за сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов на общедомовые нужды.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
- - исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления;
- - по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
При отсутствии в домах коллективного (общедомового) прибора учета для расчета объемов потребленного ответчиком коммунального ресурса истцом применен норматив потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденный постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 1111-П от 24.12.2012 и постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 383 от 30.05.2013 "О внесении изменений в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 1111-П от 24.12.2012".
Исходя из указанного норматива истцом установлен факт потребления коммунального ресурса:
- на общедомовые нужды по жилым помещениям в объеме 10 323 м3,
- на общедомовые нужды по нежилым помещениям в объеме 662,58 м3,
- сверхнормативное потребление водоснабжения на общедомовые нужды в многоквартирных домах в объеме 10 790,48 м3.
Истцом расчет указанных объемов не оспорен, контррасчет не представлен.
В силу подпункта "а" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальной услуги пользователям нежилых помещений (включая подлежащий оплате этими лицами объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды), рассчитывается исходя из тарифов для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению (подпункта "б" пункта 22 Правил N 154).
Приказом департамента цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.12.2013 N 370-т "Об установлении ОАО "Тепло-Энергетик" тарифов на техническую воду для расчетов с потребителями муниципального образования город Лабытнанги на 2014 год" установлены следующие тарифы:
- - по группе "Население" - 45 руб. (с НДС) с 01.07.2014 по 31.12.2014;
- - по группе "Иные потребители" - 113 руб. 34 коп. (с НДС) с 01.07.2014 по 31.12.2014.
Соответственно, истец определил стоимость поставленного коммунального ресурса:
- в сумме 464 543 руб. 63 коп. на общедомовые нужды по жилым помещениям исходя из тарифа в размере 45 руб. для группы потребителей "Население", задолженность по которому с учетом частичной оплаты составила 234 040 руб. 51 коп.
- в сумме 75 096 руб. 50 коп. на общедомовые нужды по нежилым помещениям исходя из тарифа в размере 113 руб. 34 коп. для группы потребителей "Иные потребители", которые не оплачены ответчиком.
Таким образом, общая сумма задолженности по оплате коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды по жилым и нежилым помещениям составила 309 137 руб. 01 коп. (234 040 руб. 51 коп. + 75 096 руб. 50 коп.).
ООО "ЯмалСтройСервис" наличие данной задолженности и ее размер не оспаривает.
В свою очередь, при расчете стоимости сверхнормативного потребления водоснабжения на общедомовые нужды в многоквартирных домах в объеме 10 790,48 м3 истцом применен тариф 113 руб. 34 коп., установленный для группы потребителей "Иные потребители", в связи с чем задолженность составила 1 222 985 руб. 14 коп.
ООО "ЯмалСтройСервис" оспаривает обоснованность примененного тарифа, ссылаясь на необходимость применения тарифа для группы потребителей "Население".
Проанализировав в данной части доводы истца и возражения ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Поскольку, как указывалось выше, поставка коммунального ресурса осуществлялась на общедомовые нужда как по жилым, так и по нежилым помещениям, суд апелляционной инстанции считает правомерным распределить объем сверхнормативного потребления пропорционально объемам произведенного потребления по жилым и нежилым помещениям.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что ни истец, ни ответчик не обосновали факт сверхнормативного потребления исключительно по жилым или исключительно по нежилым помещениям, равно как и не доказали правомерность иного (а не пропорционального) распределения объема сверхнормативного потребления между указанными помещениями.
Таким образом, руководствуясь принципом пропорционального распределения, суд апелляционной инстанции произвел следующий расчет.
Общий объем потребленного коммунального ресурса по жилым и нежилым помещениям составил 10 985,58 м3, что составляет 100%, из которых:
- - 10 323 м3 по жилым помещениям, что составляет 94% (10 323 м3 х 100%: 10 985,58 м3);
- - 662,58 м3 по нежилым помещениям, что составляет 6% (662,58 м3 х 100%: 10 985,58 м3).
В свою очередь, общий объем сверхнормативного потребления коммунального ресурса на жилые и нежилые помещения составляет 10 790,48 м3, что составляет 100%.
Соответственно, сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов на общедомовые нужды составило:
- по жилым помещениям 10 143,05 м3 (10 790,48 м3 х 94%),
- по нежилым помещениям 647,42 м3 (10 790,48 м3 х 6%).
Исходя из изложенного стоимости сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды:
- - по тарифу для группы "Население" (45 руб.) по объему ресурса 10 143,05 м3 составила 456 437 руб. 25 коп.;
- - по тарифу для группы "Иные потребители" (113 руб. 34 коп.) по объему ресурса 647,42 м3 составила 73 378 руб. 58 коп.
Общая стоимость сверхнормативного потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды составила 529 815 руб. 83 коп. (456 437 руб. 25 коп. + 73 378 руб. 58 коп.).
Доказательств оплаты данной стоимости ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает подлежащим удовлетворению требование ОАО "Тепло-Энергетик" о взыскании с ООО "ЯмалСтройСервис" задолженности в размере 838 952 руб. 84 коп., из которых:
- 234 040 руб. 51 коп. за потребление коммунального ресурса на общедомовые нужды по жилым помещениям,
- 75 096 руб. 50 коп. за потребление коммунального ресурса на общедомовые нужды по нежилым помещениям,
- 529 815 руб. 83 коп. за сверхнормативное потребление коммунального ресурса на общедомовые нужды.
В удовлетворении остальной суммы иска следует отказать по вышеизложенным основаниям.
Выводы суда основаны на сложившейся судебной практике (в частности, дело N А81-5900/2014).
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.11.2015 по делу N А81-3711/2015 подлежит изменению, апелляционная жалоба ООО "ЯмалСтройСервис" - частичному удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ распределяются между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269,пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 ноября 2015 года по делу N А81-3711/2015 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЯмалСтройСервис" (ИНН: 8902012802, ОГРН: 1078901003510) в пользу открытого акционерного общества "Тепло-Энергетик" (ИНН: 8902010724, ОГРН: 1048900102052) 838 952 руб. 84 коп. задолженности, 15 508 руб. 02 коп. расходов по уплаченной государственной пошлине по иску.
В удовлетворении остальной суммы иска отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тепло-Энергетик" (ИНН: 8902010724, ОГРН: 1048900102052) из федерального бюджета 132 руб. 78 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 2013 от 17.07.2015.".
Взыскать с открытого акционерного общества "Тепло-Энергетик" (ИНН: 8902010724, ОГРН: 1048900102052) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЯмалСтройСервис" (ИНН: 8902012802, ОГРН: 1078901003510) 942 руб. 03 коп. расходов по уплаченной государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ
Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
Т.А.ЗИНОВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)