Судебные решения, арбитраж
Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обстоятельства: ТСЖ ссылается на то, что оставление без ответа его обращения, непринятие мер по внесению предложений в правительство области о включении объекта - не завершенного строительством жилого дома в перечень проблемных объектов нарушают права граждан и ТСЖ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Дурнова Н.Г.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Вачковой И.Г.,
судей - Черкуновой Л.В., Евдокименко А.А.,
при секретаре - Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЖСК "Татищев-2" к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным бездействия,
по апелляционной жалобе ЖСК "Татищев-2" на решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 августа 2017 года, которым в удовлетворении административных исковых требований ЖСК "Татищев-2" о признании незаконным бездействия Министерства строительства Самарской области в части непринятия мер по включению объекта незавершенного строительством в Перечень проблемных объектов, с возложением обязанности включить объект незавершенного строительством 6-секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного <адрес> в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 329 - отказано.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя ЖСК "Татищев-2" - М. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства строительства Самарской области - Р. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ЖСК "Татищев-2" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области, в котором с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие административного ответчика в части непринятия мер по включению объекта незавершенного строительством 6-секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного <адрес> в Перечень проблемных объектов, для строительства, которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.07 2011 N 329 "Об утверждении Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области и Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области", а также в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца обязать Министерство строительства Самарской области включить вышеназванный объект незавершенного строительством объекта в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, восстановив срок для подачи настоящего административного искового заявления, признав причины пропуска уважительными.
В обоснование заявленных требований указано, что 17.01.2017 и повторно 21.06.2017 административный истец обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении указанного незавершенного строительством объекта в Перечень проблемных объектов. В ответе на обращение от 21.06.2017 административный ответчик письмом от 04.07.2017 (исх. N 3/2972) отказал во внесении в Правительство Самарской области предложений о включении в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области указанного незавершенного строительством объекта. Ответ на обращение от 17.01.2917 административным ответчиком не дан. Административный истец полагает, что в результате бездействия административного ответчика, нарушены его права, поскольку ЖСК "Татищев-2" привлекал денежные средства граждан для долевого строительства многоквартирного дома с возникновением у них права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, что подтверждается реестром договоров паенакоплений членов ЖСК. Соответственно, члены ЖСК, внесшие в качестве пая денежные средства на строительство жилого дома относятся к участникам долевого строительства, которое прекращено в 2014 г. вследствие преступления, что подтверждается наличием возбужденного уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. Объект незавершенного строительством, застройщиком которого является административный истец, относится к категории проблемных. Граждане, чьи денежные средства привлечены ЖСК "Татищев-2" нуждаются в оказании поддержки в завершении строительства, имеют право на включение указанного объекта недвижимости в Перечень проблемных объектов. В связи с этим, оставление без ответа обращения ЖСК "Татищев-2", непринятие мер по внесению предложений в Правительство Самарской области о включении указанного объекта незавершенного строительством жилого дома в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, нарушает права указанных граждан и административного истца.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ЖСК "Татищев-2", в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного, указав, что оно не соответствует положениям ст. ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель ЖСК "Татищев-2" - М. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель Министерства строительства Самарской области - Р. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с этим уполномоченным органом на территории Самарской области является Министерство строительства Самарской области (ст. 2 Закона Самарской области от 16.03.2007 N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области").
Из материалов дела следует, что 17.01.2017 ЖСК "Татищев-2" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением, указав, что ЖСК учрежден предпринимателем Е., 16.07.2013 мэрией г.о. Тольятти ЖСК выдано разрешение на строительство 6-секционный панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного <адрес> сроком до 08.12.2014. В 2014 году между ЖСК и гражданами заключены договоры купли-продажи пая в общем паевом фонде. С марта 2014 года строительство заморожено на уровне второго этажа. По признакам состава преступления ч. 3 ст. 159 УК РФ в отношении неустановленных лиц возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств ЖСК. 02.10.2016 пайщики ЖСК, признанные потерпевшими по уголовному делу, провели внеочередное очное собрание, на котором принято решение о досрочном прекращении полномочий прежнего правления ЖСК, избран новый состав правления и председатель. Ссылаясь на указанные обстоятельства ЖСК просило Министерство строительства Самарской области включить стройплощадку ЖСК в реестр проблемных объектов, включить сведения о пайщиках ЖСК, признанных потерпевшими по уголовному делу в соответствующий реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Установлено, что ответ на указанное обращение не дан.
21.06.2017 ЖСК "Татищев-2" повторно обратилось с аналогичным заявлением в Министерство строительства Самарской области.
Повторное обращение ЖСК "Татищев-2" рассмотрено, о чем имеется письменный ответ N 3/2972 от 04.07.2017, которым заявителю сообщено, что участники строительства многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствуют критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 20.09.2013 N 403. Дополнительно сообщено, что ЖСК в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности является застройщиком и обеспечивает строительство многоквартирного дома в соответствии с выданным разрешением на строительство.
Восстанавливая административному истцу срок на обращение в суд с заявленными требованиями, суд первой инстанции исходил из того, что ответ на обращение от 17.01.2017 административным ответчиком истцу не направлен.
Учитывая, что заявления административного истца от 17.01.2017 и 21.06.2017 носят аналогичный характер, заявление от 21.06.2017 рассмотрено административным ответчиком, в пределах предоставленных полномочий, в установленные законом сроки и порядке, на обращения дан ответ, права административного истца по рассмотрению обращений не нарушены, суд пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что административным ответчикам допущено незаконное бездействие.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции также пришел к выводу, что Министерством строительства Самарской области бездействие в части непринятия мер по включению объекта незавершенного строительством 6-секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного <адрес> в Перечень проблемных объектов, не допущено, права и законные интересы административного истца не нарушены.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют материалам дела и не противоречат закону, регулирующему спорные правоотношения.
В соответствии с приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
- - неисполнение застройщиком обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
- - привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- - надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
- - неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства;
- - отсутствие правопреемника застройщика, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
- - необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика, не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
- - отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Решение о включении гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании заявления пострадавшего гражданина с приложением копий документа, удостоверяющего личность; договора долевого участия; платежных документов; вступившего в законную силу решения суда о включении требований дольщика в реестр требований кредиторов (при наличии).
Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 329 утвержден Порядок формирования Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области.
Согласно указанного Порядка, проблемный объект - многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости, строящийся (создаваемый) с привлечением денежных средств граждан, перед которыми застройщик более шести месяцев не исполняет обязательства, взятые на себя по договору участия в долевом строительстве, в части срока передачи объекта долевого строительства, а также если строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство или остановлено на срок более шести месяцев.
К проблемным объектам не относятся:
- введенные в эксплуатацию многоквартирные дома, в которых имеются жилые помещения, на которые предъявлены права требования двух и более лиц;
- многоквартирные дома, для строительства которых привлечены денежные средства граждан по договорам, не предусмотренным Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", заключенным после вступления в силу настоящего Постановления.
Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что ЖСК "Татищев-2" является действующей организацией, процедура банкротства в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не проводится.
07.11.2016 Министерством строительства Самарской области на основании заявления ЖСК "Татищев-2" продлено действие разрешения на строительство N 63-302000-57-2016 до 08.05.2018.
Таким образом, ЖСК в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным ему разрешением на строительство.
Отсутствие денежных средств у ЖСК не является основанием для включения спорного объекта незавершенного строительством в Перечень проблемных объектов.
Поскольку, Министерством строительства Самарской области незаконного бездействия не допущено, правовые последствия, перечисленные в ст. 218 КАС РФ для административного истца не наступили, то в удовлетворении заявления обоснованно отказано. Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности действий Министерства строительства Самарской области по не включению незавершенного строительством объекта в Перечень проблемных объектов, не могут быть приняты во внимание, как находящиеся за рамками предмета рассмотрения настоящей апелляционной жалобы на судебное постановление по административному делу об оспаривании бездействия Министерству строительства Самарской области.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в абз. 1 п. 62 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что доводы автора жалобы не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 310 КАС РФ, а потому оснований для отмены оспариваемого решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЖСК "Татищев-2" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-14158/2017
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа в части непринятия мер по включению объекта - не завершенного строительством жилого дома в перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан.Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обстоятельства: ТСЖ ссылается на то, что оставление без ответа его обращения, непринятие мер по внесению предложений в правительство области о включении объекта - не завершенного строительством жилого дома в перечень проблемных объектов нарушают права граждан и ТСЖ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 ноября 2017 г. по делу N 33а-14158/2017
Судья: Дурнова Н.Г.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Вачковой И.Г.,
судей - Черкуновой Л.В., Евдокименко А.А.,
при секретаре - Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЖСК "Татищев-2" к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным бездействия,
по апелляционной жалобе ЖСК "Татищев-2" на решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 августа 2017 года, которым в удовлетворении административных исковых требований ЖСК "Татищев-2" о признании незаконным бездействия Министерства строительства Самарской области в части непринятия мер по включению объекта незавершенного строительством в Перечень проблемных объектов, с возложением обязанности включить объект незавершенного строительством 6-секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного <адрес> в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 329 - отказано.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя ЖСК "Татищев-2" - М. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства строительства Самарской области - Р. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ЖСК "Татищев-2" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области, в котором с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие административного ответчика в части непринятия мер по включению объекта незавершенного строительством 6-секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного <адрес> в Перечень проблемных объектов, для строительства, которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.07 2011 N 329 "Об утверждении Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области и Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области", а также в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца обязать Министерство строительства Самарской области включить вышеназванный объект незавершенного строительством объекта в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, восстановив срок для подачи настоящего административного искового заявления, признав причины пропуска уважительными.
В обоснование заявленных требований указано, что 17.01.2017 и повторно 21.06.2017 административный истец обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении указанного незавершенного строительством объекта в Перечень проблемных объектов. В ответе на обращение от 21.06.2017 административный ответчик письмом от 04.07.2017 (исх. N 3/2972) отказал во внесении в Правительство Самарской области предложений о включении в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области указанного незавершенного строительством объекта. Ответ на обращение от 17.01.2917 административным ответчиком не дан. Административный истец полагает, что в результате бездействия административного ответчика, нарушены его права, поскольку ЖСК "Татищев-2" привлекал денежные средства граждан для долевого строительства многоквартирного дома с возникновением у них права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, что подтверждается реестром договоров паенакоплений членов ЖСК. Соответственно, члены ЖСК, внесшие в качестве пая денежные средства на строительство жилого дома относятся к участникам долевого строительства, которое прекращено в 2014 г. вследствие преступления, что подтверждается наличием возбужденного уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. Объект незавершенного строительством, застройщиком которого является административный истец, относится к категории проблемных. Граждане, чьи денежные средства привлечены ЖСК "Татищев-2" нуждаются в оказании поддержки в завершении строительства, имеют право на включение указанного объекта недвижимости в Перечень проблемных объектов. В связи с этим, оставление без ответа обращения ЖСК "Татищев-2", непринятие мер по внесению предложений в Правительство Самарской области о включении указанного объекта незавершенного строительством жилого дома в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, нарушает права указанных граждан и административного истца.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ЖСК "Татищев-2", в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного, указав, что оно не соответствует положениям ст. ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель ЖСК "Татищев-2" - М. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель Министерства строительства Самарской области - Р. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с этим уполномоченным органом на территории Самарской области является Министерство строительства Самарской области (ст. 2 Закона Самарской области от 16.03.2007 N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области").
Из материалов дела следует, что 17.01.2017 ЖСК "Татищев-2" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением, указав, что ЖСК учрежден предпринимателем Е., 16.07.2013 мэрией г.о. Тольятти ЖСК выдано разрешение на строительство 6-секционный панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного <адрес> сроком до 08.12.2014. В 2014 году между ЖСК и гражданами заключены договоры купли-продажи пая в общем паевом фонде. С марта 2014 года строительство заморожено на уровне второго этажа. По признакам состава преступления ч. 3 ст. 159 УК РФ в отношении неустановленных лиц возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств ЖСК. 02.10.2016 пайщики ЖСК, признанные потерпевшими по уголовному делу, провели внеочередное очное собрание, на котором принято решение о досрочном прекращении полномочий прежнего правления ЖСК, избран новый состав правления и председатель. Ссылаясь на указанные обстоятельства ЖСК просило Министерство строительства Самарской области включить стройплощадку ЖСК в реестр проблемных объектов, включить сведения о пайщиках ЖСК, признанных потерпевшими по уголовному делу в соответствующий реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Установлено, что ответ на указанное обращение не дан.
21.06.2017 ЖСК "Татищев-2" повторно обратилось с аналогичным заявлением в Министерство строительства Самарской области.
Повторное обращение ЖСК "Татищев-2" рассмотрено, о чем имеется письменный ответ N 3/2972 от 04.07.2017, которым заявителю сообщено, что участники строительства многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствуют критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 20.09.2013 N 403. Дополнительно сообщено, что ЖСК в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности является застройщиком и обеспечивает строительство многоквартирного дома в соответствии с выданным разрешением на строительство.
Восстанавливая административному истцу срок на обращение в суд с заявленными требованиями, суд первой инстанции исходил из того, что ответ на обращение от 17.01.2017 административным ответчиком истцу не направлен.
Учитывая, что заявления административного истца от 17.01.2017 и 21.06.2017 носят аналогичный характер, заявление от 21.06.2017 рассмотрено административным ответчиком, в пределах предоставленных полномочий, в установленные законом сроки и порядке, на обращения дан ответ, права административного истца по рассмотрению обращений не нарушены, суд пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что административным ответчикам допущено незаконное бездействие.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции также пришел к выводу, что Министерством строительства Самарской области бездействие в части непринятия мер по включению объекта незавершенного строительством 6-секционного панельного жилого дома с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, расположенного <адрес> в Перечень проблемных объектов, не допущено, права и законные интересы административного истца не нарушены.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют материалам дела и не противоречат закону, регулирующему спорные правоотношения.
В соответствии с приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
- - неисполнение застройщиком обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
- - привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- - надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
- - неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства;
- - отсутствие правопреемника застройщика, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
- - необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика, не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
- - отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Решение о включении гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании заявления пострадавшего гражданина с приложением копий документа, удостоверяющего личность; договора долевого участия; платежных документов; вступившего в законную силу решения суда о включении требований дольщика в реестр требований кредиторов (при наличии).
Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 329 утвержден Порядок формирования Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области.
Согласно указанного Порядка, проблемный объект - многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости, строящийся (создаваемый) с привлечением денежных средств граждан, перед которыми застройщик более шести месяцев не исполняет обязательства, взятые на себя по договору участия в долевом строительстве, в части срока передачи объекта долевого строительства, а также если строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство или остановлено на срок более шести месяцев.
К проблемным объектам не относятся:
- введенные в эксплуатацию многоквартирные дома, в которых имеются жилые помещения, на которые предъявлены права требования двух и более лиц;
- многоквартирные дома, для строительства которых привлечены денежные средства граждан по договорам, не предусмотренным Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", заключенным после вступления в силу настоящего Постановления.
Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что ЖСК "Татищев-2" является действующей организацией, процедура банкротства в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не проводится.
07.11.2016 Министерством строительства Самарской области на основании заявления ЖСК "Татищев-2" продлено действие разрешения на строительство N 63-302000-57-2016 до 08.05.2018.
Таким образом, ЖСК в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным ему разрешением на строительство.
Отсутствие денежных средств у ЖСК не является основанием для включения спорного объекта незавершенного строительством в Перечень проблемных объектов.
Поскольку, Министерством строительства Самарской области незаконного бездействия не допущено, правовые последствия, перечисленные в ст. 218 КАС РФ для административного истца не наступили, то в удовлетворении заявления обоснованно отказано. Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности действий Министерства строительства Самарской области по не включению незавершенного строительством объекта в Перечень проблемных объектов, не могут быть приняты во внимание, как находящиеся за рамками предмета рассмотрения настоящей апелляционной жалобы на судебное постановление по административному делу об оспаривании бездействия Министерству строительства Самарской области.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в абз. 1 п. 62 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что доводы автора жалобы не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 310 КАС РФ, а потому оснований для отмены оспариваемого решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЖСК "Татищев-2" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)