Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Общество полагало, что при расчете стоимости поставленного на принадлежащий ему объект ресурса подлежат применению льготные тарифы, установленные для категории потребителей "население".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е.Г.,
судей Лимонова И.В., Тимофеевой А.Д.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" (далее - предприятие "ЧКТС") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.04.2017 по делу N А76-28986/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Акционерное общество "Обувная фирма "Юничел" (далее - общество "Обувная фирма "Юничел") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к предприятию "ЧКТС" о взыскании 2 272 996 руб. 75 коп. неосновательного обогащения за период с марта 2014 г. по сентябрь 2016 г. и 346 715 руб. 75 коп. процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2014 по 16.09.2016 (с учетом уменьшения исковых требований, принятого судом в порядке ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.04.2017 (судья Аникин И.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 (судьи Лукьянова М.В., Деева Г.А., Фотина О.Б.) указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "ЧКТС" просит судебные акты по делу отменить. Кассатор полагает ошибочным вывод судов о том, что помещения в здании по ул. Молодогвардейцев, 49Б, в г. Челябинске используются в качестве жилых, для проживания населения, считает, что указанный вывод не может быть основан исключительно на свидетельстве о собственности на здание. По мнению заявителя жалобы, судами применены не подлежащие применению к спорным правоотношениям Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулирующих порядок начисления платы за коммунальные услуги при расчетах между конечными потребителями и исполнителями коммунальных услуг, а также п. 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания от 06.08.2004 N 20-э/2). Кассатор считает применение льготного тарифа для населения необоснованным по той причине, что потребителем тепловой энергии является общество "Обувная фирма "Юничел", то есть юридическое лицо, при этом договорные отношения с физическими лицам, проживающими в помещениях спорного общежития, у него отсутствуют, ссылается на то, что применение в отношении юридического лица льготного тарифа для населения является причиной возникновения на стороне ресурсоснабжающей организации выпадающих доходов, не подлежащих субсидированию, что в свою очередь влечет негативные последствия для всех потребителей энергии в г. Челябинске.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Обувная фирма "Юничел" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, обществу "Обувная фирма "Юничел" на праве собственности принадлежит 9-этажное здание общежития общей площадью 4895,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 49Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.05.2007.
Между предприятием "ЧКТС" (теплоснабжающая организация) и обществом "Обувная фирма "Юничел" (потребитель) заключен договор теплоснабжения 01.01.2012 N ТСН-1307, в приложении N 1 к которому сторонами согласованы объекты теплоснабжения, среди которых здание общежития по ул. Молодогвардейцев, 49Б, и тепловые нагрузки.
В период с марта 2014 г. по август 2016 г. предприятие "ЧКТС" поставляло на указанный объект общества "Обувная фирма "Юничел" тепловую энергию, что подтверждается подписанными сторонами актами приема-передачи, и выставляло последнему счета-фактуры на оплату энергии.
Объем поставленного ресурса в указанный период определялся предприятием "ЧКТС" на основании показаний приборов учета, стоимость исчислялась на основании тарифов, утвержденных регулирующим органом для "прочих" потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (в течение спорного периода: 1323,10 руб./Гкал, 1452,30 руб./Гкал, 1577,86 руб./Гкал, 1677,28 руб./Гкал).
Потребленная в период с марта 2014 г. по август 2016 г. на объекте по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 49Б, тепловая энергия оплачена обществом "Обувная фирма "Юничел" в полном объеме в соответствии с выставленными предприятием "ЧКТС" счетами-фактурами - в сумме 5 759 492 руб. 23 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Ссылаясь на то обстоятельство, что конечными потребителями тепловой энергии на спорном объекте являются жильцы общежития (граждане), и полагая исчисление стоимости потребленной ими тепловой энергии с применением указанного выше тарифа для "прочих потребителей" неправомерным, общество "Обувная фирма "Юничел" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском о взыскании с предприятия "ЧКТС" излишне перечисленных в счет оплаты тепловой энергии денежных средств в качестве неосновательного обогащения, а также начисленных за пользование чужими денежными средствами процентов.
Общество "Обувная фирма "Юничел" указало, что при расчете стоимости поставленного на спорный объект ресурса, по его мнению, подлежат применению льготные тарифы, установленные регулирующим органом для категории потребителей "население", в том числе: 934,43 руб./Гкал (утвержден постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 28.06.2013 N 21/187 на период с 01.07.2013 по 30.06.2014), 990,50 руб./Гкал (утвержден постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 27.06.2014 N 27/139 на период с 01.07.2014 по 31.12.2014, продлен постановлениями Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 23.12.2014 N 60/8 и N 60/9 до 30.06.2015); 1170,57 руб./Гкал (утвержден постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30.06.2015 N 29/1 с изменениями от 18.12.2015 N 63/11 на периоды с 01.07.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 30.06.2016); 1197,50 руб./Гкал (утвержден постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28.06.2016 N 28/1 на период с 01.07.2016 по 31.12.2016).
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из необоснованного начисления предприятием "ЧКТС" платы за поставленную в принадлежащее обществу "Обувная фирма "Юничел" здание общежития по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 49Б, тепловую энергию на основании тарифов для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, поскольку конечными потребителями ресурса является население - жильцы данного общежития.
Выводы судов являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и нормам действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В силу ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В ч. 4 ст. 154 названного Кодекса предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании п. 38 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Согласно п. 52 указанных Правил расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в действующей в спорный период редакции), в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 52 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, предусмотрено установление для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов).
Тарифные группы потребителей электрической (тепловой) энергии (мощности), их характеристики, особенности расчета тарифов для указанных групп определяются Методическими указаниями от 06.08.2004 N 20-э/2, в пункте 27 которых указано, что к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие энергию для коммунально-бытовых нужд, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая (тепловая) энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В силу Закона Челябинской области от 27.06.2013 N 1499 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области" право на льготный тариф имеют физические лица, проживающие на территории Челябинской области. Основанием для предоставления льгот являются принятые решения Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области льготных тарифах.
Указанными выше в настоящем постановлении актами регулирующих органов Челябинской области установлены льготные тарифы на тепловую энергию для категории потребителей "население" в течение всего спорного периода.
Проанализировав приведенные нормы права, исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что договор теплоснабжения 01.01.2012 N ТСН-1307 с предприятием "ЧКТС" заключен обществом "Обувная фирма "Юничел" как собственником здания, имеющего статус общежития и использующегося для постоянного проживания граждан на период их работы, службы или обучения, то есть относящегося по своему назначению к жилым зданиям, а целью его заключения является обеспечение тепловой энергией граждан, проживающих в данном общежитии, следовательно, общество "Обувная фирма "Юничел" при отсутствии иного выбранного способа управления фактически выступает в отношении данного общежития в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Обоснованно указав, что для отнесения к тарифной группе "население" необходимым фактором является использование тепловой (электрической) энергии для бытовых нужд в жилых помещениях, и приняв во внимание, что какая-либо дифференциация населения в зависимости от того обстоятельства, используются ли ими в качестве жилых помещений объекты государственного (муниципального) специализированного жилищного фонда либо частного жилищного фонда, применительно к вопросу об оплате коммунальных услуг, отсутствует, суды пришли к правильному выводу о том, что отнесение спорного здания к частному жилищному фонду не меняет его функционального назначения, принципиально значимого для определения подлежащего применению в расчетах за тепловую энергию тарифа.
Поскольку тепловая энергия поставлялась обществу "Обувная фирма "Юничел" для предоставления гражданам - непосредственным потребителям коммунальных услуг, а не в целях перепродажи, а общество "Обувная фирма "Юничел" для граждан, проживающих в здании общежития, в рассматриваемой ситуации (при отсутствии иного выбранного способа управления) является исполнителем коммунальных услуг, судами сделан правильный вывод о том, что к отношениям сторон подлежат применению нормы законодательства, применяемые в отношении граждан-потребителей, в частности, Правила N 354, а при расчетах за коммунальные ресурсы надлежит использовать тарифы, установленные для группы потребителей "население" (п. 1, 37, 38, 52 Правил N 354).
Поскольку стоимость тепловой энергии, поставленной в спорный период в принадлежащее обществу "Обувная фирма "Юничел" здание общежития по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 49Б, определена предприятием "ЧКТС" и предъявлена к оплате обществу "Обувная фирма "Юничел" с применением тарифа, установленного для иной категории потребителей, и указанная стоимость превышает стоимость тепловой энергии, определенную с применением надлежащего тарифа - для "населения", образовавшаяся переплата в сумме 2 272 996 руб. 75 коп. фактически составляет неосновательное обогащение предприятия "ЧКТС" и подлежит возвращению обществу "Обувная фирма "Юничел" в соответствии с положениями ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного исковые требования общества "Обувная фирма "Юничел" о взыскании с предприятия "ЧКТС" неосновательного обогащения правомерно удовлетворены судами в полном объеме.
Учитывая, что фактически имело место неисполнение предприятием "ЧКТС" денежного обязательства, требования общества "Обувная фирма "Юничел" о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами также обоснованно удовлетворены судами на основании положений ст. 395, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Расчет неосновательного обогащения и процентов, произведенный обществом "Обувная фирма "Юничел", судами проверен, признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства.
Доводы предприятия "ЧКТС" о недоказанности принадлежности помещений в спорном общежитии к жилым и их использования для проживания граждан ранее рассмотрены и отклонены судами с учетом того, что регистрация права собственности общества "Обувная фирма "Юничел" на спорный объект произведена именно как на здание общежития, при этом указанное обстоятельство документально предприятием "ЧКТС" не опровергнуто, в частности, в материалы дела не представлено доказательств изменения статуса данного объекта (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Ссылки кассатора в обоснование данного довода на судебные акты по другим делам отклоняются судом, поскольку указанные судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам, которые отличны от обстоятельств рассматриваемого дела.
Доводы предприятия "ЧКТС" о том, что к спорным правоотношениям не подлежат применению Правила N 354 и п. 27 Методических указаний от 06.08.2004 N 20-э/2, а также доводы об отсутствии достаточных оснований для применения при расчетах за электрическую энергию между сторонами по делу льготных тарифов для "населения" были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений ст. 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют в соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 названного Кодекса и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.04.2017 по делу N А76-28986/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 11.10.2017 N Ф09-5830/17 ПО ДЕЛУ N А76-28986/2016
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты за тепловую энергию.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Общество полагало, что при расчете стоимости поставленного на принадлежащий ему объект ресурса подлежат применению льготные тарифы, установленные для категории потребителей "население".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. N Ф09-5830/17
Дело N А76-28986/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е.Г.,
судей Лимонова И.В., Тимофеевой А.Д.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" (далее - предприятие "ЧКТС") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.04.2017 по делу N А76-28986/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Акционерное общество "Обувная фирма "Юничел" (далее - общество "Обувная фирма "Юничел") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к предприятию "ЧКТС" о взыскании 2 272 996 руб. 75 коп. неосновательного обогащения за период с марта 2014 г. по сентябрь 2016 г. и 346 715 руб. 75 коп. процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2014 по 16.09.2016 (с учетом уменьшения исковых требований, принятого судом в порядке ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.04.2017 (судья Аникин И.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 (судьи Лукьянова М.В., Деева Г.А., Фотина О.Б.) указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "ЧКТС" просит судебные акты по делу отменить. Кассатор полагает ошибочным вывод судов о том, что помещения в здании по ул. Молодогвардейцев, 49Б, в г. Челябинске используются в качестве жилых, для проживания населения, считает, что указанный вывод не может быть основан исключительно на свидетельстве о собственности на здание. По мнению заявителя жалобы, судами применены не подлежащие применению к спорным правоотношениям Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулирующих порядок начисления платы за коммунальные услуги при расчетах между конечными потребителями и исполнителями коммунальных услуг, а также п. 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания от 06.08.2004 N 20-э/2). Кассатор считает применение льготного тарифа для населения необоснованным по той причине, что потребителем тепловой энергии является общество "Обувная фирма "Юничел", то есть юридическое лицо, при этом договорные отношения с физическими лицам, проживающими в помещениях спорного общежития, у него отсутствуют, ссылается на то, что применение в отношении юридического лица льготного тарифа для населения является причиной возникновения на стороне ресурсоснабжающей организации выпадающих доходов, не подлежащих субсидированию, что в свою очередь влечет негативные последствия для всех потребителей энергии в г. Челябинске.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Обувная фирма "Юничел" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, обществу "Обувная фирма "Юничел" на праве собственности принадлежит 9-этажное здание общежития общей площадью 4895,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 49Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.05.2007.
Между предприятием "ЧКТС" (теплоснабжающая организация) и обществом "Обувная фирма "Юничел" (потребитель) заключен договор теплоснабжения 01.01.2012 N ТСН-1307, в приложении N 1 к которому сторонами согласованы объекты теплоснабжения, среди которых здание общежития по ул. Молодогвардейцев, 49Б, и тепловые нагрузки.
В период с марта 2014 г. по август 2016 г. предприятие "ЧКТС" поставляло на указанный объект общества "Обувная фирма "Юничел" тепловую энергию, что подтверждается подписанными сторонами актами приема-передачи, и выставляло последнему счета-фактуры на оплату энергии.
Объем поставленного ресурса в указанный период определялся предприятием "ЧКТС" на основании показаний приборов учета, стоимость исчислялась на основании тарифов, утвержденных регулирующим органом для "прочих" потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (в течение спорного периода: 1323,10 руб./Гкал, 1452,30 руб./Гкал, 1577,86 руб./Гкал, 1677,28 руб./Гкал).
Потребленная в период с марта 2014 г. по август 2016 г. на объекте по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 49Б, тепловая энергия оплачена обществом "Обувная фирма "Юничел" в полном объеме в соответствии с выставленными предприятием "ЧКТС" счетами-фактурами - в сумме 5 759 492 руб. 23 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Ссылаясь на то обстоятельство, что конечными потребителями тепловой энергии на спорном объекте являются жильцы общежития (граждане), и полагая исчисление стоимости потребленной ими тепловой энергии с применением указанного выше тарифа для "прочих потребителей" неправомерным, общество "Обувная фирма "Юничел" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском о взыскании с предприятия "ЧКТС" излишне перечисленных в счет оплаты тепловой энергии денежных средств в качестве неосновательного обогащения, а также начисленных за пользование чужими денежными средствами процентов.
Общество "Обувная фирма "Юничел" указало, что при расчете стоимости поставленного на спорный объект ресурса, по его мнению, подлежат применению льготные тарифы, установленные регулирующим органом для категории потребителей "население", в том числе: 934,43 руб./Гкал (утвержден постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 28.06.2013 N 21/187 на период с 01.07.2013 по 30.06.2014), 990,50 руб./Гкал (утвержден постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 27.06.2014 N 27/139 на период с 01.07.2014 по 31.12.2014, продлен постановлениями Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 23.12.2014 N 60/8 и N 60/9 до 30.06.2015); 1170,57 руб./Гкал (утвержден постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30.06.2015 N 29/1 с изменениями от 18.12.2015 N 63/11 на периоды с 01.07.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 30.06.2016); 1197,50 руб./Гкал (утвержден постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28.06.2016 N 28/1 на период с 01.07.2016 по 31.12.2016).
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из необоснованного начисления предприятием "ЧКТС" платы за поставленную в принадлежащее обществу "Обувная фирма "Юничел" здание общежития по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 49Б, тепловую энергию на основании тарифов для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, поскольку конечными потребителями ресурса является население - жильцы данного общежития.
Выводы судов являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и нормам действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В силу ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В ч. 4 ст. 154 названного Кодекса предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании п. 38 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Согласно п. 52 указанных Правил расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в действующей в спорный период редакции), в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 52 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, предусмотрено установление для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов).
Тарифные группы потребителей электрической (тепловой) энергии (мощности), их характеристики, особенности расчета тарифов для указанных групп определяются Методическими указаниями от 06.08.2004 N 20-э/2, в пункте 27 которых указано, что к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие энергию для коммунально-бытовых нужд, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая (тепловая) энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В силу Закона Челябинской области от 27.06.2013 N 1499 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области" право на льготный тариф имеют физические лица, проживающие на территории Челябинской области. Основанием для предоставления льгот являются принятые решения Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области льготных тарифах.
Указанными выше в настоящем постановлении актами регулирующих органов Челябинской области установлены льготные тарифы на тепловую энергию для категории потребителей "население" в течение всего спорного периода.
Проанализировав приведенные нормы права, исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что договор теплоснабжения 01.01.2012 N ТСН-1307 с предприятием "ЧКТС" заключен обществом "Обувная фирма "Юничел" как собственником здания, имеющего статус общежития и использующегося для постоянного проживания граждан на период их работы, службы или обучения, то есть относящегося по своему назначению к жилым зданиям, а целью его заключения является обеспечение тепловой энергией граждан, проживающих в данном общежитии, следовательно, общество "Обувная фирма "Юничел" при отсутствии иного выбранного способа управления фактически выступает в отношении данного общежития в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Обоснованно указав, что для отнесения к тарифной группе "население" необходимым фактором является использование тепловой (электрической) энергии для бытовых нужд в жилых помещениях, и приняв во внимание, что какая-либо дифференциация населения в зависимости от того обстоятельства, используются ли ими в качестве жилых помещений объекты государственного (муниципального) специализированного жилищного фонда либо частного жилищного фонда, применительно к вопросу об оплате коммунальных услуг, отсутствует, суды пришли к правильному выводу о том, что отнесение спорного здания к частному жилищному фонду не меняет его функционального назначения, принципиально значимого для определения подлежащего применению в расчетах за тепловую энергию тарифа.
Поскольку тепловая энергия поставлялась обществу "Обувная фирма "Юничел" для предоставления гражданам - непосредственным потребителям коммунальных услуг, а не в целях перепродажи, а общество "Обувная фирма "Юничел" для граждан, проживающих в здании общежития, в рассматриваемой ситуации (при отсутствии иного выбранного способа управления) является исполнителем коммунальных услуг, судами сделан правильный вывод о том, что к отношениям сторон подлежат применению нормы законодательства, применяемые в отношении граждан-потребителей, в частности, Правила N 354, а при расчетах за коммунальные ресурсы надлежит использовать тарифы, установленные для группы потребителей "население" (п. 1, 37, 38, 52 Правил N 354).
Поскольку стоимость тепловой энергии, поставленной в спорный период в принадлежащее обществу "Обувная фирма "Юничел" здание общежития по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 49Б, определена предприятием "ЧКТС" и предъявлена к оплате обществу "Обувная фирма "Юничел" с применением тарифа, установленного для иной категории потребителей, и указанная стоимость превышает стоимость тепловой энергии, определенную с применением надлежащего тарифа - для "населения", образовавшаяся переплата в сумме 2 272 996 руб. 75 коп. фактически составляет неосновательное обогащение предприятия "ЧКТС" и подлежит возвращению обществу "Обувная фирма "Юничел" в соответствии с положениями ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного исковые требования общества "Обувная фирма "Юничел" о взыскании с предприятия "ЧКТС" неосновательного обогащения правомерно удовлетворены судами в полном объеме.
Учитывая, что фактически имело место неисполнение предприятием "ЧКТС" денежного обязательства, требования общества "Обувная фирма "Юничел" о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами также обоснованно удовлетворены судами на основании положений ст. 395, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Расчет неосновательного обогащения и процентов, произведенный обществом "Обувная фирма "Юничел", судами проверен, признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства.
Доводы предприятия "ЧКТС" о недоказанности принадлежности помещений в спорном общежитии к жилым и их использования для проживания граждан ранее рассмотрены и отклонены судами с учетом того, что регистрация права собственности общества "Обувная фирма "Юничел" на спорный объект произведена именно как на здание общежития, при этом указанное обстоятельство документально предприятием "ЧКТС" не опровергнуто, в частности, в материалы дела не представлено доказательств изменения статуса данного объекта (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Ссылки кассатора в обоснование данного довода на судебные акты по другим делам отклоняются судом, поскольку указанные судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам, которые отличны от обстоятельств рассматриваемого дела.
Доводы предприятия "ЧКТС" о том, что к спорным правоотношениям не подлежат применению Правила N 354 и п. 27 Методических указаний от 06.08.2004 N 20-э/2, а также доводы об отсутствии достаточных оснований для применения при расчетах за электрическую энергию между сторонами по делу льготных тарифов для "населения" были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений ст. 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют в соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 названного Кодекса и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.04.2017 по делу N А76-28986/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.СИРОТА
Судьи
И.В.ЛИМОНОВ
А.Д.ТИМОФЕЕВА
Е.Г.СИРОТА
Судьи
И.В.ЛИМОНОВ
А.Д.ТИМОФЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)