Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 26 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-6632/2017
на решение от 27.07.2017
судьи Сакун А.Н.
по делу N А24-1619/2017 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766) от 01.03.2017 N 2175ЛК/2-11ж,
третьи лица: Шолковый Александр Александрович, общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского",
- при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее по тексту - заявитель, общество, ПАО "Камчатскэнерго") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее по тексту - ГЖИ Камчатского края, инспекция) от 01.03.2017 N 2175ЛК/2-11ж.
Определением суда от 28.06.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Шолковый Александр Александрович (далее по тексту - Шолковый А.А.) и общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее по тексту - ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского").
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 27.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что инспекцией проведена проверка в отсутствие распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, что является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, в связи с чем результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения законодательства. Общество указывает, что фактически проверка по заявлению гражданина проведена инспекцией в декабре 2016 года, при этом приказ о ее проведении датирован 28.02.2017, и поступил в общество 28.03.2017. По факту доводов, указанных в заявлении Шолкового А.А. от 02.12.2016, отмечает, что задолженность в размере 2.084 рубля 62 копейки образовалась в результате перерасчета в результате счетной ошибки.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
Согласно приказу заместителя руководителя ГЖИ Камчатского края от 28.02.2017 N 85 (т. 1, л.д. 85) с целью проверки обращения гражданина Шолкового А.А. поступившего из прокуратуры Камчатского края (вх. NIII-464 от 09.02.2017) о нарушении обязательных требований законодательства по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Кроноцкого, д. 12/1, кв. 55, назначена внеплановая документарная проверка в отношении общества.
В ходе проведенной проверки инспекцией установлено, что многоквартирный дом находится в управлении ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", а ПАО "Камчатскэнерго" является ресурсоснабжающей организацией.
Согласно договору теплоснабжения от 06.03.2013 N 305 с условием уступки права требования платежей, а также договором оказания услуг от 05.03.2013 N 1/305 заключенным между вышеуказанной организацией и ПАО "Камчатскэнерго" расчет платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению гражданам-потребителям осуществляет ресурсоснабжающая организация.
Ресурсоснабжающая организация выставила собственнику квартиры квитанцию, в которой указана задолженность по отоплению и горячему водоснабжению по состоянию на 01.10.2016 в размере 2.084 рубля 62 копейки.
01.11.2016 гражданин Шолковый А.А. обратился в ПАО "Камчатскэнерго" с просьбой разъяснить причину возникновения вышеуказанного долга.
Согласно ответу ПАО "Камчатскэнерго" от 18.11.2016 N 12-6/8974 (т. 1, л.д. 80) задолженность образовалась в связи с перерасчетом начислений платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период с 01.03.2013 до 01.01.2016 по статье "добавление проживающего по регистрации Дембековой Ю.С.". Также к ответу была приложена карточка абонента N 331080605 (с 01.03.2013 по 30.11.2016) на имя Шолкового А.А., в которой указано в строке перерасчеты МАУ "РКЦ", услуга "тепло" (т. 1, л.д. 70-71).
На запрос инспекции ПАО "Камчатскэнерго" предоставлен аналогичный ответ, с указанием в части образования задолженности в связи с приведенным перерасчетом начислений платы за коммунальные услугу по горячему водоснабжению по статье "добавление проживающего по регистрации" за период с июля по октябрь 2015 года на сумму 2.091 рубль 89 копеек в сторону увеличения.
Вместе с тем из управляющей компании в инспекцию поступили документально подтвержденные сведения о том, что у собственника вышеуказанной квартиры установлен индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения, введенный в эксплуатацию 05.12.2011 (т. 1, л.д. 77-78). Количество прописанных граждан не влияет на установление размера платы по отоплению.
Результаты проверки отражены в акте от 28.03.2017 N 85/1-3Ю (т. 1, л.д. 90-91).
28.03.2017 инспекцией выдано предписание N 85/1-3ю, согласно которому общество обязано в срок до 27.04.2017 устранить допущенные нарушения действующего законодательства и снять излишне исчисленную задолженность потребителю квартиры N 55 дома N 12 по ул. Кроноцкой в г. Петропавловске-Камчатском по лицевому счету N 331080605.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено инспекцией при наличии к тому правовых оснований и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего:
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Статьей 20 ЖК РФ, определяющей предмет, порядок и условия осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля, установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе: к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Данная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (часть 1).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4).
В соответствии с пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", и устанавливавшего требования к организации и проведению государственного жилищного надзора, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 418-П утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Камчатского края, пунктом 1.1 которого установлено, что ГЖИ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.
В силу положений подпункта 10 пункта 2.2 названного Положения инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 этой же статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
Плата за горячее водоснабжение потребителям коммунальных услуг (собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме) производится в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, которым установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Плата за отопление начисляется в соответствии с абзацем 4 пункта 42 (1) Правил N 354, согласно которому, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки инспекцией установлено, что в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии на ГВС и отопление.
В квартире N 55 по ул. Кроноцкого, д. 12/1 в г. Петропавловске-Камчатском установлен индивидуальный прибор горячего водоснабжения, введенный в эксплуатацию 15.12.2011. Количество прописанных граждан не влияет на установление размера платы по отоплению.
При таких обстоятельствах, произведение заявителем перерасчета (доначисление платы) со ссылкой на "добавление проживающего по регистрации" не правомерно.
Доводы заявителя о том, что у инспекции отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку заявителем произведен перерасчет платы за ГВС, подлежит отклонению как не подтвержденный материалами дела.
Согласно счетам-квитанциям за август, сентябрь, октябрь 2015 года была начислена плата Шолковому А.А. за ГВС в сумме 10.569 рублей 51 копейка. В счете-квитанции за ноябрь 2015 года был сделан перерасчет - и на эту же сумму были уменьшены начисления, одновременно была дополнительно исчислена плата по фактически потребленному горячему водоснабжению (4 куб. м воды) и выставлена к уплате сумма 1.398 рублей 88 копеек. Поэтому доводы заявителя о излишнем перерасчете в ноябре 2015 года и необходимости доплаты в сумме 2.084 рубля 62 копейки несостоятельны.
Доводы общества о проведении проверки с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) уже были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены по следующим основаниям:
Перечень грубых нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки).
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе в том числе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
В соответствии с частью 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
К таким исключениям Закон N 294-ФЗ относит, в частности поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан.
В силу части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Как видно из материалов дела, проверка проводилась на основании обращения гражданина, в связи с чем, уведомлять общество о проведении внеплановой проверки не требовалось.
Тем не менее, инспекция посредством электронной связи направила в адрес ПАО "Камчатскэнерго" 23.03.2017 приказ от 28.02.2017 N 85 о проведении внепланового мероприятия и полученного обществом (т. 1, л.д. 87). Проверка проведена 28.03.2017, что подтверждается актом N 85/1-3ю (т. 1, л.д. 90-91).
Соответственно, общество было уведомлено о назначенной внеплановой документарной проверки надлежащим образом и при наличии соответствующего приказа, в связи с чем доводы заявителя о допущенных уполномоченным органом грубых нарушениях требований Закона N 294-ФЗ, признаются коллегией необоснованными.
Принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предписания, имели место, их наличие обществом не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у инспекции имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 27.07.2017 по делу N А24-1619/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одной тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 20458 от 15.08.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2017 N 05АП-6632/2017 ПО ДЕЛУ N А24-1619/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2017 г. по делу N А24-1619/2017
Резолютивная часть постановления оглашена 26 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-6632/2017
на решение от 27.07.2017
судьи Сакун А.Н.
по делу N А24-1619/2017 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766) от 01.03.2017 N 2175ЛК/2-11ж,
третьи лица: Шолковый Александр Александрович, общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского",
- при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
- установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее по тексту - заявитель, общество, ПАО "Камчатскэнерго") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее по тексту - ГЖИ Камчатского края, инспекция) от 01.03.2017 N 2175ЛК/2-11ж.
Определением суда от 28.06.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Шолковый Александр Александрович (далее по тексту - Шолковый А.А.) и общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее по тексту - ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского").
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 27.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что инспекцией проведена проверка в отсутствие распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, что является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, в связи с чем результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения законодательства. Общество указывает, что фактически проверка по заявлению гражданина проведена инспекцией в декабре 2016 года, при этом приказ о ее проведении датирован 28.02.2017, и поступил в общество 28.03.2017. По факту доводов, указанных в заявлении Шолкового А.А. от 02.12.2016, отмечает, что задолженность в размере 2.084 рубля 62 копейки образовалась в результате перерасчета в результате счетной ошибки.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
Согласно приказу заместителя руководителя ГЖИ Камчатского края от 28.02.2017 N 85 (т. 1, л.д. 85) с целью проверки обращения гражданина Шолкового А.А. поступившего из прокуратуры Камчатского края (вх. NIII-464 от 09.02.2017) о нарушении обязательных требований законодательства по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Кроноцкого, д. 12/1, кв. 55, назначена внеплановая документарная проверка в отношении общества.
В ходе проведенной проверки инспекцией установлено, что многоквартирный дом находится в управлении ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", а ПАО "Камчатскэнерго" является ресурсоснабжающей организацией.
Согласно договору теплоснабжения от 06.03.2013 N 305 с условием уступки права требования платежей, а также договором оказания услуг от 05.03.2013 N 1/305 заключенным между вышеуказанной организацией и ПАО "Камчатскэнерго" расчет платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению гражданам-потребителям осуществляет ресурсоснабжающая организация.
Ресурсоснабжающая организация выставила собственнику квартиры квитанцию, в которой указана задолженность по отоплению и горячему водоснабжению по состоянию на 01.10.2016 в размере 2.084 рубля 62 копейки.
01.11.2016 гражданин Шолковый А.А. обратился в ПАО "Камчатскэнерго" с просьбой разъяснить причину возникновения вышеуказанного долга.
Согласно ответу ПАО "Камчатскэнерго" от 18.11.2016 N 12-6/8974 (т. 1, л.д. 80) задолженность образовалась в связи с перерасчетом начислений платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период с 01.03.2013 до 01.01.2016 по статье "добавление проживающего по регистрации Дембековой Ю.С.". Также к ответу была приложена карточка абонента N 331080605 (с 01.03.2013 по 30.11.2016) на имя Шолкового А.А., в которой указано в строке перерасчеты МАУ "РКЦ", услуга "тепло" (т. 1, л.д. 70-71).
На запрос инспекции ПАО "Камчатскэнерго" предоставлен аналогичный ответ, с указанием в части образования задолженности в связи с приведенным перерасчетом начислений платы за коммунальные услугу по горячему водоснабжению по статье "добавление проживающего по регистрации" за период с июля по октябрь 2015 года на сумму 2.091 рубль 89 копеек в сторону увеличения.
Вместе с тем из управляющей компании в инспекцию поступили документально подтвержденные сведения о том, что у собственника вышеуказанной квартиры установлен индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения, введенный в эксплуатацию 05.12.2011 (т. 1, л.д. 77-78). Количество прописанных граждан не влияет на установление размера платы по отоплению.
Результаты проверки отражены в акте от 28.03.2017 N 85/1-3Ю (т. 1, л.д. 90-91).
28.03.2017 инспекцией выдано предписание N 85/1-3ю, согласно которому общество обязано в срок до 27.04.2017 устранить допущенные нарушения действующего законодательства и снять излишне исчисленную задолженность потребителю квартиры N 55 дома N 12 по ул. Кроноцкой в г. Петропавловске-Камчатском по лицевому счету N 331080605.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено инспекцией при наличии к тому правовых оснований и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего:
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Статьей 20 ЖК РФ, определяющей предмет, порядок и условия осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля, установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе: к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Данная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (часть 1).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4).
В соответствии с пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", и устанавливавшего требования к организации и проведению государственного жилищного надзора, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 418-П утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Камчатского края, пунктом 1.1 которого установлено, что ГЖИ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.
В силу положений подпункта 10 пункта 2.2 названного Положения инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 этой же статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
Плата за горячее водоснабжение потребителям коммунальных услуг (собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме) производится в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, которым установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Плата за отопление начисляется в соответствии с абзацем 4 пункта 42 (1) Правил N 354, согласно которому, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки инспекцией установлено, что в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии на ГВС и отопление.
В квартире N 55 по ул. Кроноцкого, д. 12/1 в г. Петропавловске-Камчатском установлен индивидуальный прибор горячего водоснабжения, введенный в эксплуатацию 15.12.2011. Количество прописанных граждан не влияет на установление размера платы по отоплению.
При таких обстоятельствах, произведение заявителем перерасчета (доначисление платы) со ссылкой на "добавление проживающего по регистрации" не правомерно.
Доводы заявителя о том, что у инспекции отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку заявителем произведен перерасчет платы за ГВС, подлежит отклонению как не подтвержденный материалами дела.
Согласно счетам-квитанциям за август, сентябрь, октябрь 2015 года была начислена плата Шолковому А.А. за ГВС в сумме 10.569 рублей 51 копейка. В счете-квитанции за ноябрь 2015 года был сделан перерасчет - и на эту же сумму были уменьшены начисления, одновременно была дополнительно исчислена плата по фактически потребленному горячему водоснабжению (4 куб. м воды) и выставлена к уплате сумма 1.398 рублей 88 копеек. Поэтому доводы заявителя о излишнем перерасчете в ноябре 2015 года и необходимости доплаты в сумме 2.084 рубля 62 копейки несостоятельны.
Доводы общества о проведении проверки с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) уже были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены по следующим основаниям:
Перечень грубых нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки).
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе в том числе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
В соответствии с частью 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
К таким исключениям Закон N 294-ФЗ относит, в частности поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан.
В силу части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Как видно из материалов дела, проверка проводилась на основании обращения гражданина, в связи с чем, уведомлять общество о проведении внеплановой проверки не требовалось.
Тем не менее, инспекция посредством электронной связи направила в адрес ПАО "Камчатскэнерго" 23.03.2017 приказ от 28.02.2017 N 85 о проведении внепланового мероприятия и полученного обществом (т. 1, л.д. 87). Проверка проведена 28.03.2017, что подтверждается актом N 85/1-3ю (т. 1, л.д. 90-91).
Соответственно, общество было уведомлено о назначенной внеплановой документарной проверки надлежащим образом и при наличии соответствующего приказа, в связи с чем доводы заявителя о допущенных уполномоченным органом грубых нарушениях требований Закона N 294-ФЗ, признаются коллегией необоснованными.
Принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предписания, имели место, их наличие обществом не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у инспекции имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 27.07.2017 по делу N А24-1619/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одной тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 20458 от 15.08.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)