Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2016 N 15АП-12857/2016 ПО ДЕЛУ N А32-16466/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. N 15АП-12857/2016

Дело N А32-16466/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края: представители Черных А.А. по доверенности от 12.04.2016, Горбань Р.А. по доверенности от 07.06.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.07.2016 по делу N А32-16466/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фортуна"
к заинтересованным лицам - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, некоммерческой организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", Администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкий район
о признании незаконным бездействия,
принятое в составе судьи А.В. Николаева,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее - ООО "Фортуна", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - жилищная инспекция), некоммерческой организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", Администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкий район о признании незаконным бездействия жилищной инспекции, выразившегося в невключении в Реестр специальных счетов и Реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете многоквартирного жилого дома по адресу: г. Тихорецк, ул. Октябрьская, дом N 8А; признании незаконными действий жилищной инспекции Краснодарского края, выразившихся в информировании администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района о многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тихорецк, ул. Октябрьская, дом N 8А как о собственниках помещений которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2016 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что протоколом общего собрания N 1 от 29.05.2015 подтверждается выбор собственниками многоквартирного дома способа формирования фонда капитального ремонта. Поскольку программа капитального ремонта многоквартирного дома актуализирована 25.12.2015, следовательно, собственники помещений в своем доме реализовали право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет еще до актуализации программы, что не запрещено действующим законодательством.
Не согласившись с данным судебным актом, жилищная инспекция обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда от 08.07.2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы жилищная инспекция указывает, что спорный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов в декабре 2015 года. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в спорном многоквартирном доме возникла 01.05.2016. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято собственниками спорного многоквартирного дома до 29.02.2016. Решение от 29.05.2015 принято с нарушением ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 12.1 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 N 3204-КЗ. Письмо ООО "Фортуна" от 24.09.2015 не может являться основанием для включения в Реестр специальных счетов и Реестре уведомлений о выбранном собственниками помещений в доме способе формирования фонда капитального строительства на специальном счете. Поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме до 01.03.2016 не выбран способ формирования фонда, инспекцией в адрес администрации направлена соответствующая информация.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ООО "Фортуна", некоммерческая организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", Администрация Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей инспекции, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в многоквартирном доме N 8А, расположенном по ул. Октябрьской в г. Тихорецке принято решение о выборе ООО "Фортуна" управляющей организации, а также о выборе способа формирования фонда капитального ремонта - путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет, открытый в ОАО "Сбербанк России", владельцем которого выбрано ООО "Фортуна" (протокол общего собрания N 1 от 29.05.2015).
Письмом от 24.09.2015 управляющая организация уведомила жилищную инспекцию о выборе способа формировании фонда капитального ремонта, направив в адрес инспекции решение общего собрания от 29.05.2015 и справку об открытии специального счета.
В ходе анализа реестра специальных счетов ТСЖ, ЖСК и УК, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта многоквартирных домов, заявителем установлено, что многоквартирный дом по адресу: г. Тихорецк, ул. Октябрьская, дом N 8А в данный реестр не включен.
В ответ на письмо заявителя от 24.03.2016 жилищная инспекция сообщила, что многоквартирный дом по адресу: г. Тихорецк, ул. Октябрьская, дом N 8А включен в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации в декабре 2015 года, собственники помещений в данном доме имели право выбрать способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества в срок до 01.03.2016. Поскольку собственниками такое решение не принято, соответствующая информация направлена в администрацию.
Многоквартирный дом по адресу: г. Тихорецк, ул. Октябрьская, дом N 8А, находящийся в управлении ООО "Фортуна", включен в постановление администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района от 30.03.2016 N 391 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора", как многоквартирный дом, собственники которого не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, и обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества дома на специальный счет регионального оператора - некоммерческой организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Фортуна" в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, действия (бездействие) жилищной инспекции может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия их закону и нарушения прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие двух соответствующих условий применительно к настоящему делу суд апелляционной инстанции находит доказанным.
Частями 1, 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Жилищный кодекс) установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по участию в расходах на содержание общего имущества, в том числе путем внесения взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса).
Фонд капитального ремонта формируется либо путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, либо путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Не позднее чем за месяц до окончания названного срока орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее. Если собственники помещений в многоквартирном доме в названный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или не реализовали его, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (статья 170 Жилищного кодекса).
Статьей 172 Жилищного кодекса (часть 1) определено, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 172 Жилищного кодекса орган государственного жилищного надзора ведет реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Правовые основы организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Краснодарского края определены в Законе Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 2735-КЗ).
В части 4 статьи 12 указанного Закона (в редакции, действовавшей до 27.03.2014) было определено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 4 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в указанный срок, орган местного самоуправления городского округа или поселения принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора (ч. 6 ст. 12 Закона N 2735-КЗ).
Законом Краснодарского края от 27.03.2014 в Закон N 2735-КЗ введена статья 12.1, согласно которой в случае включения в региональную программу при ее актуализации новых многоквартирных домов решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в таких многоквартирных домах в течение двух месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа с внесенными в нее изменениями, в которую включены такие многоквартирные дома.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах Краснодарского края на 2014-2043 годы утверждена постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638.
Решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме - путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, находящемся по адресу: г. Тихорецк, ул. Октябрьская, 8А, принятым от 29.05.2015.
Вместе с тем, многоквартирный дом N 8А по ул. Октябрьской в г. Тихорецке был включен в указанную программу постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края 25.12.2015 N 1295.
По мнению жилищной инспекции, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о формировании фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет до включения дома в региональную программу свидетельствует о непринятии собственниками решения в соответствии с положениями статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и 12.1 Закона N 2735-КЗ.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал указанный довод административной инспекции ошибочным, поскольку выбор способа формирования фонда до актуализации редакции региональной программы и включения в нее спорного многоквартирного дома не свидетельствует о неисполнении собственниками помещений в многоквартирном доме положений статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона N 2735-КЗ в части определения способа формирования фонда капитального ремонта. Соответствующий запрет на принятие такого решения до утверждения региональной программы ни в федеральном, ни в региональном законодательстве не установлен.
Материалами дела подтверждается, что письмом от 24.09.2015 ООО "Фортуна" уведомило жилищную инспекцию о выборе способа формировании фонда капитального ремонта, направив в адрес инспекции решение общего собрания от 29.05.2015 и справку об открытии специального счета. Факт получения указанного письма подтверждается материалами дела и жилищной инспекцией не оспаривается.
Следовательно, у жилищной инспекции отсутствовали основания для направления в администрацию сведений о том, что собственники помещений спорного многоквартирного дома не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта.
Незаконные действия по направлению такой информации в администрацию повлекли нарушающие права собственников помещений в многоквартирном доме последствия в виде включения многоквартирного дома в перечень домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете регионального оператора - некоммерческой организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
Нарушение управляющей компанией установленного статьей 172 Жилищного кодекса срока для направления в жилищную инспекции уведомления об открытии специального счета не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку на момент направления информации в администрацию жилищная инспекция располагала сведениями о выборе собственниками помещений спорного многоквартирного дома способа формирования фонда капитального строительства и об открытии ООО "Фортуна" специального счета.
Учитывая изложенное, судебной коллегией также отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы о том, что обязанность собственников помещений в спорном многоквартирном доме по уплате взносов возникла только 01.05.2016.
Принятие соответствующего решения о формировании фонда, открытие специального счета и внесение в него взносов на капитальный ремонт до включения данного дома в региональную программу капитального ремонта не является нарушением положений жилищного законодательства, а свидетельствует о реализации собственниками помещений в многоквартирном доме прав, предусмотренных статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной жалобы

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2016 по делу N А32-16466/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)