Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.06.2017 N Ф02-2620/2017 ПО ДЕЛУ N А33-18740/2016

Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность принять меры по устранению выявленного нарушения, а именно произвести перерасчет исходя из норматива потребления электроэнергии за спорный период.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2017 г. по делу N А33-18740/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Новогородского И.Б., Шелега Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 ноября 2016 года по делу N А33-18740/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Крицкая И.П., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В., Юдин Д.В.),

установил:

публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН 1052460078692, ИНН 2466132221, г. Красноярск; далее - ПАО "Красноярскэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным предписания Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба, административный орган) от 14.07.2016 N 3548-ж об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири"), Волков Андрей Николаевич.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 ноября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2017 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ПАО "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пунктов 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктов 138, 144, 145, 150 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), неприменения статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности предписания административного органа, ссылаясь на то, что при неисполнении собственником обязанности по оснащению жилого помещения прибором учета электроэнергии учет осуществляет сетевая организация, при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к этой границе.
В отзыве на кассационную жалобу Служба считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 30.06.2016 N 3548-ж в отношении ПАО "Красноярскэнергосбыт" проведена внеплановая выездная проверка на объекте жилищного фонда: многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, д. 172, с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора в связи с поступившим обращением гражданина от 21.06.2016 N 02-08/5092) о нарушении прав потребителя при предоставлении коммунальных услуг.
В ходе проведения проверки Службой установлено, что на вводе кабельной линии от опоры N 3/6 ВЛ 0,4 кВ до жилого дома на опоре под изоляторами на высоте более 2,5 метров установлен прибор учета расхода электроэнергии (тип NP 523.20D-1P N 2774736). Обществом представлен акт ввода указанного прибора учета в эксплуатацию (однофазный) от 26.03.2015 N 7-217, в котором отсутствует подпись потребителя и согласно которому ранее установленный прибор учета в жилом доме (тип СО-И446М N 0318972) снят с расчетов; одновременно на опоре установлен прибор учета (NP 523.20D-1P N 2774736), по которому общество осуществляет учет расхода электроэнергии и начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
В связи с тем, что прибор учета тип СО-И446М N 0318972 считается вышедшим из строя, а прибор учета (тип NP 523.20D-1P N 2774736) должным образом не введен в эксплуатацию, то в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 расчет начисления платы за потребленную электроэнергию необходимо производить соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Результаты проверки отражены в акте осмотра от 07.07.2016 N 3548/2-ж, акте проверки от 14.07.2016 N 3548-ж.
Предписанием Службы от 14.07.2016 N 3548-ж на ПАО "Красноярскэнергосбыт" возложена обязанность принять меры по устранению выявленного нарушения пунктов 42, 81(7) Правил N 354 в квартире N 4 жилого дома N 172 по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, а именно: в срок до 12.08.2016 произвести перерасчет исходя из норматива потребления электроэнергии за период с 26.03.2015 по настоящее время.
ПАО "Красноярскэнергосбыт", полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое предписание Службы не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Основными положениями N 442 установлено, что установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное (пункт 146). Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункт 152).
Согласно пункту 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил (пункт 81(3) Правил N 354).
В силу пункта 81(7) Правил N 354 акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (пункт 42 Правил N 354).
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки представленных доказательств и доводов сторон в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что ранее установленный прибор учета в жилом доме (тип СО-И446М N 0318972) снят с расчетов. Акт ввода в эксплуатацию (однофазный) от 26.03.2015 N 7-217 прибора учета тип NP 523.20D-1P N 2774736, на основании которого общество производило расчет платы за электроэнергию, в нарушение пункта 81(7) Правил N 354 не подписан потребителем, заявка от собственника жилого помещения на замену, установку прибора учета не подавалось; доказательства, подтверждающие надлежащее уведомление потребителя о мероприятиях по установке прибора учета, отсутствуют, следовательно, упомянутый прибор учета не является надлежаще введенным в эксплуатацию и не может применяться при определении объемов потребленной электроэнергии при осуществлении расчетов за данный коммунальный ресурс.
Названные обстоятельства заявителем кассационной жалобы не оспариваются.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу об отсутствии у общества законных оснований для учета расхода электроэнергии на основании показаний установленного на опоре N 3/6 прибора учета (тип NP 523.20D-1P N 2774736) и о необходимости производить расчет платы за потребленную электроэнергию в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 Правил N 354, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на необходимость применения статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ правильно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку положения данной статьи не устраняют обязанность общества при отсутствии прибора учета производить расчеты за электрическую энергию исходя из норматива потребления.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 ноября 2016 года по делу N А33-18740/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
Д.И.ШЕЛЕГ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)