Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2015 ПО ДЕЛУ N А69-2454/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2015 г. по делу N А69-2454/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "15" декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" декабря 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "26" октября 2015 года по делу N А69-2454/2015, принятое судьей Ханды А.М.,

установил:

акционерное общество "Тываэнергосбыт" (ОГРН 1061701024065, ИНН 1701040660, г. Красноярск; далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Тыва (ОГРН 1051700510586, ИНН 1701038075, г. Кызыл; далее - административный орган, Управление, Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.08.2015 N 505.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "26" октября 2015 года постановление по делу об административном правонарушении от 25.08.2015 N 505, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Тыва, признано незаконным и отменено полностью.
Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы управление указало, что квалификация правонарушений проведена правильно по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), так как со стороны АО "Тываэнсргосбыт" имеет место нарушение Правил оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение Арбитражного суда Республики Тыва от 26 октября 2015 года по делу N А69-2453/2015 оставить без изменений, апелляционную жалобу Роспотребнадзора без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились и не направили своих представителей, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
29 июня 2015 года в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Тыва поступило заявление Гольцова В.В. о том, что 09.06.2015 и 25.06.2015 у него перегорели электроприборы вследствие аварийного отключения электричества. В ходе проведенной проверки на основании поступившего обращения установлено, что согласно записям в оперативном журнале оперативно-диспетчерской службы ОАО "Тываэнерго" 09.06.2015 зафиксирован обрыв проводов автомобилем "КАМАЗ" (рег. номер установить не удалось) на перекрестке улицы Пионерская и пер. Гайдара на ВЛ-0,4 кВ Л-1/344 ТП N 344, который был устранен 09.06.2015 в 16 часов 40 минут, о чем был составлен акт проверки от 04.08.2015.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, должностное лицо административного органа в присутствии представителя общества по доверенности Саая В.И. составило протокол об административном правонарушении от 04.08.2015 N 505.
На основании указанного протокола и.о. руководителя Управления вынес постановление от 25.08.2015 N 505 о привлечении общества к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Считая указанное постановление незаконным, акционерное общество "Тываэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
На основании части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлены судом первой инстанции и обществом не оспариваются.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением АО "Тываэнергосбыт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении подпункта "д" пункта 3, подпунктов "а", "к" пункта 31, пункта 104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 N 354 (вследствие оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества перегорели электроприборы потребителей, общество в течение суток с момента обнаружения факта некачественной услуги не проинформировало потребителя о причинах нарушения качества коммунальных услуг).
Арбитражный суд Республики Тыва, признавая незаконным и отменяя постановление административного органа от 25.08.2015 N 505, пришел к выводу о неверной квалификации установленного Управлением Роспотребнадзора нарушения в виде оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Апелляционная коллегия поддерживает указанный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявителю вменяется нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Правила от 06.05.2011 N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил от 06.05.2011 N 354 коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); электрическая энергия, кроме прочего, является коммунальным ресурсом.
Под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил от 06.05.2011 N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 33 Правил от 06.05.2011 N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 3 указанных Правил одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг, которое должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам (подпункт "д").
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 N 158-ст, ГОСТ 32144-2013, ГОСТ 21128-83 "Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергией. Номинальные напряжения до 1000 В", утвержденном постановлением Госстандарта СССР от 29.11.1983 N 5576.
В соответствии с пунктом 3 ГОСТ 21128-83 номинальные напряжения на выходе систем электроснабжения, источников и преобразователей электрической энергии, номинальные напряжения сетей и на выводах непосредственно присоединяемых к ним приемников электрической энергии должны соответствовать 220 В.
Пунктом 149 Правил от 06.05.2011 N 354 установлено, что за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 29.01.2014 N 9896.42, заключенному между ОАО "Тываэнергосбыт" (заказчик) и ОАО "Тываэнерго" (исполнитель), исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей исполнителя, владельца объектов энергетики и энергопринимающих устройств и бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства до конечных потребителей, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя. Следовательно, исполнитель (ОАО "Тываэнерго"), являясь сетевой организацией, обязан обеспечить нормативный уровень и режим бесперебойной передачи и распределения по своим сетям электрической энергии, поскольку в случае прекращения обществом подачи коммунального ресурса гарантирующий поставщик не имеет возможности обеспечить потребителей (граждан и юридических лиц) электрической энергией.
Как уже указывалось выше, в силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, ОАО "Тываэнергосбыт" осуществляет продажу электроэнергии через присоединенную сеть потребителям, то есть, именно заявитель, осуществляющий поставку электроэнергии, вступает с потребителями в договорные отношения, получает оплату за поставленную электроэнергию (в счете-извещении об оплате за электроэнергию в качестве организации исполнителя услуг указано ОАО "Тываэнергосбыт", л.д. 108), следовательно, несет ответственность за качество предоставляемой коммунальной услуги и является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
На основании изложенного апелляционный суд считает необоснованной ссылку АО "Тываэнергосбыт" на заключенный с ОАО "Тываэнерго" договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 29.01.2014 N 9896.42.
Судом апелляционной инстанции установлено, что вменяемое обществу правонарушение выразилось в том, что вследствие оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества перегорели электроприборы потребителя.
При этом административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы (качественные, количественные) и режим предоставления коммунальных услуг.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
На основании изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что допущенные нарушения при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является специальным по отношению к составу правонарушения, предусмотренному статьей 14.4 КоАП РФ, имеющему в качестве объекта посягательства качество услуг в целом без учета сферы их оказания.
Таким образом, апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы и считает ошибочным вывод административного органа том, что установленное бездействие общества образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением обществу также вменяется несоблюдение требований подпункта "к" пункта 31 Правил от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
На основании пункта 104 Правил от 06.05.2011 N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Заявителю вменяется нарушение, выразившееся в том, что общество в течение суток с момента обнаружения факта некачественной услуги не проинформировало потребителя о причинах нарушения качества коммунальных услуг, в течение трех рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) потребителя не направило потребителю ответ об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявлений с указанием причин отказа.
Вместе с тем, объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, является продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Таким образом, для привлечения к ответственности по данной статье необходимо установить как факт оказания услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Как обоснованно указал суд первой инстанции исходя из системного толкования изложенных выше норм материального права, потребитель электроэнергии имеет право на получение информации о качестве предоставления коммунальных услуг, то есть информации об услуге, вследствие чего, общество обязано как исполнитель предоставить такую информацию потребителю.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Таким образом, действия или бездействие, в том числе исполнителя коммунальных услуг, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации охватываются диспозицией части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку нарушают права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой им услуге.
На основании вышеизложенного, Арбитражный суд Республики Тыва правомерно пришел к выводу о том, что действия (бездействия) общества, выразившиеся в том, что общество в течение суток с момента обнаружения факта некачественной услуги не проинформировало потребителя о причинах нарушения качества коммунальных услуг, в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) потребителя не направило потребителю ответ об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявлений с указанием причин отказа, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, а не частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, как указал административный орган в оспариваемом постановлении.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в случае, если суд при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности установит, что данное постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
Таким образом, учитывая установленные по настоящему делу обстоятельства, изложенное выше нормативное правовое регулирование, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта имелись правовые основания для удовлетворения заявленных обществом требований и признания оспариваемого постановления незаконным.
Доводы административного органа, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от "26" октября 2015 года по делу N А69-2454/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА

Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Н.А.МОРОЗОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)