Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2016 N 15АП-3910/2016 ПО ДЕЛУ N А53-34052/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2016 г. N 15АП-3910/2016

Дело N А53-34052/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "НП "Русь": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Государственной жилищной инспекции Ростовской области: Василькив Е.Е., удостоверение N 303, по доверенности от 07.12.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НП "Русь"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29.01.2016 по делу N А53-34052/2015, принятое судьей Бондарчук Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НП "Русь"
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании недействительным предписания,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "НП "Русь" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным предписания от 18.11.2015 N 3155.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что поскольку ООО "НП "Русь" вопрос о взимании с собственников помещений платы по статье "Целевой взнос" на утверждение общего собрания не выносился, то начисление ООО "НП "Русь" платы по указанной строке является противоречащим нормам жилищного законодательства. Расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению с использованием показаний приборов учета производится за месяц, предыдущий расчетному, что нарушает действующее законодательство.
Общество с ограниченной ответственностью "НП "Русь" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что ООО "НП "Русь" договором на управление домом по адресу город Ростов-на-Дону. ул. Зорге, 58/1 установлен размер ставки технического содержания и ремонта в многоквартирном доме. Однако, техническое состояние коммуникаций, крыши, тех. подполья и т.д. вызвали необходимость проведения аварийных работ, которые изначально не были заложены в ставку технического содержания. По мнению заявителя, включение в квитанцию статьи "Взнос целевой за выполнение работ" является компенсацией управляющей компании фактически понесенных затрат. Выставляя счета с показаниями приборов учета за месяц, предыдущий расчетному, не нарушает законных прав и интересов собственников помещений, а наоборот, фактически предоставляет отсрочку оплаты на месяц.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Государственной жилищной инспекции Ростовской области не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "НП "Русь" представителя в судебное заседание не направило, о месте его и времени извещено надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя ООО "НП "Русь".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области поступило обращение гр. Шевченко Р.А. по вопросам порядка определения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, в том числе потребленную на общедомовые нужды, обоснованности взимания платы по статье "Целевой взнос при управлении ООО "НП "Русь" многоквартирным домом N 58/1 по ул. Зорге в г. Ростове-на-Дону.
На основании указанного обращения заместителем начальника инспекции области издано распоряжение от 19.10.2015 N 9460 о проведении в отношении ООО "НП "Русь" внеплановой документарной проверки.
При проведении проверки государственным жилищным инспектором установлено, что ООО "НП "Русь" необоснованно взимало с собственников помещений многоквартирного дома N 58/1 по ул. Зорге в г. Ростове-на-Дону плату по строке "Целевой взнос", а также, что расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению с использованием показаний приборов учета производится за месяц, предыдущий расчетному.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 18.11.2015 N 9460, что свидетельствует о нарушении обществом требований статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 42, 44, 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в помещениях многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
18.11.2015 по результатам внеплановой документарной проверки обществу выдано предписание N 3155, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 10.02.2016 устранить выявленные нарушения путем выполнения перерасчета, устраняющего указанное нарушение всем потребителям в многоквартирном жилом доме с сентября 2015 года (либо утвердить включение данной статьи в платежный документ решением общего собрания собственников помещения).
Общество не согласилось с предписанием административного органа и обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание об устранении нарушений законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
Пунктом 26 части 4 статьи 1 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Особенности проведения проверок при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля установлены статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2012 N 125 органы государственной жилищной инспекции имеют право давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Аналогичные полномочия также вытекают из Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 N 493, части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпункта "д" пункта 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Таким образом, инспекция является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям и вправе выдать соответствующее предписание об устранении нарушений.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано уполномоченными должностными лицами.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 1 Раздела I Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки должностным лицом инспекции установлено нарушение расчета размера платы, выразившееся в указании в платежных документах показаний индивидуальных приборов учета за месяц, предыдущий расчетному, выдано предписания для приведения в соответствие с действующими Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановления Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Заявителем не оспаривается то обстоятельство, что расчет ведется в нарушение Правил N 354; на этот факт указывает письмо ООО "НП "Русь" от 11.11.2015 N 163, подтверждается доводами заявления о признании предписания незаконным, согласно которым "начисление оплаты собственникам по приборам учета производится месяцем позже".
Кроме этого, пунктом 5.2.7 договора управления многоквартирным домом N 58/1 по ул. Зорге в г. Ростове-на-Дону предусмотрено, что оплата за коммунальные услуги производится на основании Правил N 354.
Из текста оспариваемого предписания следует, что инспекция обязывает общество в срок до 10.02.2016 произвести ряд мероприятий по прекращению нарушений требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: в срок до 10.02.2016 устранить выявленные нарушения путем выполнения перерасчета, устраняющего указанное нарушение всем потребителям в многоквартирном жилом доме с сентября 2015 года (либо утвердить включение данной статьи в платежный документ решением общего собрания собственников помещения).
Таким образом, оспариваемое предписание инспекции фактически направлено на выполнение обществом прямой нормы жилищного законодательства, и не возлагает на общество каких-либо дополнительных обязательств, не влечет для общества каких-либо негативных последствий, временных или финансовых затрат, следовательно, оспариваемое предписание вынесено в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства и не нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о незаконности спорного предписания в связи с тем, что в соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 161.1, пунктом 4.2 части 2 статьи 44 ЖК РФ Совет многоквартирного дома может быть уполномочен решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома на принятие решений о проведении текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
К компетенции общего собрания собственников, действительно, отнесено принятие решения о наделении Совета многоквартирного дома полномочиями по принятию решения о проведении текущего ремонта.
Вместе с тем, действующее жилищное законодательство не предусматривает возможности принятия решения Советом многоквартирного дома об изменении размера платы за содержание жилого помещения.
Данное полномочие отнесено к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в силу прямого указания части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Спорное предписание выдано заявителю не в связи с проведением текущего ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, а в связи с необоснованным взиманием (без соответствующего решения общего собрания собственников) ООО "НП "Русь" платы по строке "Целевой взнос" в то время как, в силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется общим собранием собственников помещений с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Аналогичная норма вытекает из положения пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Между тем, нормами действующего жилищного законодательства предусмотрен конкретный порядок проведения текущего ремонта только с согласия собственников дома.
Выраженное в установленном порядке согласие собственников квартир на несение дополнительных расходов обществом не получено.
Ссылка общества на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 применительно к данному делу в контексте обоснованности взимания дополнительных денежных средств с собственников помещений многоквартирного дома N 58/1 по ул. Зорге в г. Ростове-на-Дону является несостоятельной, поскольку данным судебным актом не подтверждена правомерность доводов общества о законности взимания дополнительных денежных средств, не утвержденных общим собранием собственников помещений.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведенным обществом в суде первой инстанции, которым судом дана правильная и исчерпывающая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.01.2016 по делу N А53-34052/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)