Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 18.08.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Григорьевой М.А. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от ответчика - администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРН 1026700981691; ИНН 6727003502) - Пантюшкова С.И. (доверенность от 29.12.2015 N 02-12/6830), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Областная Управляющая компания "Энергосбыт" (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРН 1136733011634, ИНН 6727050686), общества с ограниченной ответственностью "РЕМСТРОЙ-1" (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРН 1026700975080; ИНН 6727013892), третьего лица - Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200), муниципального унитарного предприятия муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области "Специальное хозяйство" (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРН 1146733013041, ИНН 6727051552), прокуратуры Смоленской области (г. Смоленск), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Областная Управляющая компания "Энергосбыт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.04.2016 по делу N А62-3333/2015 (судья Еремеева В.И.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Областная Управляющая компания "Энергосбыт" (далее по тексту - ООО "ОУК "Энергосбыт", заявитель), общество с ограниченной ответственностью "РЕМСТРОЙ-1" (далее по тексту - ООО "РЕМСТРОЙ-1") обратились в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области (далее по тексту - ответчик, администрация) от 13.05.2015 N 0729 "Об определении временной организации по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области".
Определением суда от 18.02.2016 требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Твой Дом" (ОГРН 1116727000940; ИНН 670500218969) о признании незаконными действий, выраженных в не исключении из приложения N 1 к постановлению от 13.05.2015 N 0729 многоквартирных домов, определившихся с выбором управляющей организации ООО "УК Твой Дом", указанных в уточненном заявлении от 17.02.2016, и об обязании устранить допущенные нарушения путем исключения указанных домов, выделены в отдельное производство. Делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Твой Дом" (ОГРН 1116727000940; ИНН 670500218969) присвоен номер А62-1042/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области "Специальное хозяйство", прокуратура Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.04.2016 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО "ОУК "Энергосбыт" просит данное решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация МО "Ярцевский район" Смоленской области, опровергая доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 14.04.2015 N 044/ОЛ ООО "ОУК "Энергосбыт" отказано в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Уведомлением от 17.04.2015 ООО "ОУК "Энергосбыт" уведомило администрацию о том, что общество продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами после 01.05.2015.
На основании приказа Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 29.04.2015 N 6/Л ООО "РЕМСТРОЙ-1" отказано в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Уведомлением от 30.04.2015 ООО "РЕМСТРОЙ-1" уведомило администрацию о том, что общество продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами после 01.05.2015.
На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", протокола внеочередного заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 5, уведомлений Главного управления "Государственная жилищная инспекция по Смоленской области" об отказе в предоставлении лицензии управляющим организациям и об организациях, которые не подали заявление на предоставление лицензии, в целях организации жилищно-коммунальных услуг и осуществления управления многоквартирными домами, а также для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, недопущения срыва подготовки многоквартирных домов к отопительному сезону 2015-2016 годы администрацией вынесено постановление от 13.05.2015 N 0729 "Об определении временной организации по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области", на основании которого МУП "Специальное хозяйство", имеющее лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 21.04.2015 N 056, определено в качестве временной организации по управлению многоквартирными домами в муниципальном образовании "Ярцевский район" Смоленской области, оставшихся без управления, согласно приложению, до принятия решения о выборе способа управления многоквартирным домом, либо до проведения открытого конкурса по отбору управляющих компаний в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Оспариваемым постановлением на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области возложена обязанность уведомить собственников помещений многоквартирных домов согласно приложению о том, что управляющим компаниям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, отказано в выдаче соответствующей лицензии; созвать в течение 15 дней собрания собственников помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении, для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций и провести этот конкурс в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Постановление администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 0729 опубликовано в газете "Вести Привопья" (официальный вестник) от 21.05.2015.
Полагая, что постановление администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 0729 не соответствуют статье 200 ЖК РФ, статьям 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и нарушают права и законные интересы ООО "РЕМСТРОЙ-1" и ООО "ОУК "Энергосбыт", данные организации обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение в суд имеет целью защиту прав и законных интересов; лицо, обращающееся в суд, соответственно, должно избрать надлежащий способ защиты права, а суд -проверить соответствие избранного способа защиты тем интересам, которые преследует истец (заявитель).
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
До 01.05.2015 юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии должны соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 255-ФЗ).
С 1 мая 2015 года информация, указанная в статьях 195 и 198 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), подлежит размещению в определенной Федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 3 статьи 7 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 данной статьи Закона, в случае если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, на день вступления в силу настоящего Федерального закона не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Проанализировав положения вышеприведенных норм, суд первой инстанции сделал обоснованное заключение о том, что законодателем с 01.05.2015 установлен запрет осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами без соответствующей лицензии.
Судом установлено, что ООО "ОУК "Энергосбыт" и ООО "РЕМСТРОЙ-1" приказами Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 14.04.2015 N 044/ОЛ, от 29.04.2015 N 6/Л, соответственно, отказано в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, по состоянию на 01.05.2015 у заявителей отсутствовали лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 8 части 1 статьи 14, пункта 7 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в числе прочего, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
На основании протокола внеочередного заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 5 принято решение о введении с 13.05.2015 на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области чрезвычайной ситуации муниципального характера.
На управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области возложена обязанность организовать учет домов, оказавшихся без обслуживания с 01.05.2015 управляющими компаниями, не прошедшими лицензирование в срок до 15.05.2015.
Оспариваемым постановлением администрации на МУП "Специальное хозяйство" возложена обязанность взять на временное обслуживание многоквартирные дома, оставшиеся без обслуживания (управления), до проведения открытого конкурса по выбору управляющих компаний, согласно представленным спискам в срок до 29.05.2015.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что постановление от 13.05.2015 N 0729 вынесено администрацией в соответствии с действующим на дату его принятия постановления Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014).
Постановление администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 0729 опубликовано в газете "Вести Привопья" (официальный вестник) от 21.05.2015.
Администрацией представлены документы об объявлении, изменении и отмене конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в связи с выбором собственниками многоквартирных домов (далее - МКД) способа управления домами до даты проведения конкурсов, а также сведения о расторжении АО "АтомЭнергоСбыт" договоров энергоснабжения с заявителями в связи с отсутствием лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Признавая несостоятельной ссылку заявителей на нарушение их прав в сфере предпринимательской деятельности по управлению МКД, суд первой инстанции обоснованно указал, что на дату вынесения оспариваемого постановления заявителям отказано в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Более того, удовлетворение заявленных требований не приведет к восстановлению нарушенных, по мнению обществ, их прав и интересов.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно оставил без удовлетворения заявленное обществами требование.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права и отклоняются судом апелляционной инстанции как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушения норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.04.2016 по делу N А62-3333/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Областная Управляющая компания "Энергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2016 N 20АП-3597/2016 ПО ДЕЛУ N А62-3333/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2016 г. по делу N А62-3333/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 18.08.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Григорьевой М.А. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от ответчика - администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРН 1026700981691; ИНН 6727003502) - Пантюшкова С.И. (доверенность от 29.12.2015 N 02-12/6830), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Областная Управляющая компания "Энергосбыт" (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРН 1136733011634, ИНН 6727050686), общества с ограниченной ответственностью "РЕМСТРОЙ-1" (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРН 1026700975080; ИНН 6727013892), третьего лица - Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200), муниципального унитарного предприятия муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области "Специальное хозяйство" (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРН 1146733013041, ИНН 6727051552), прокуратуры Смоленской области (г. Смоленск), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Областная Управляющая компания "Энергосбыт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.04.2016 по делу N А62-3333/2015 (судья Еремеева В.И.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Областная Управляющая компания "Энергосбыт" (далее по тексту - ООО "ОУК "Энергосбыт", заявитель), общество с ограниченной ответственностью "РЕМСТРОЙ-1" (далее по тексту - ООО "РЕМСТРОЙ-1") обратились в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области (далее по тексту - ответчик, администрация) от 13.05.2015 N 0729 "Об определении временной организации по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области".
Определением суда от 18.02.2016 требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Твой Дом" (ОГРН 1116727000940; ИНН 670500218969) о признании незаконными действий, выраженных в не исключении из приложения N 1 к постановлению от 13.05.2015 N 0729 многоквартирных домов, определившихся с выбором управляющей организации ООО "УК Твой Дом", указанных в уточненном заявлении от 17.02.2016, и об обязании устранить допущенные нарушения путем исключения указанных домов, выделены в отдельное производство. Делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Твой Дом" (ОГРН 1116727000940; ИНН 670500218969) присвоен номер А62-1042/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области "Специальное хозяйство", прокуратура Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.04.2016 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО "ОУК "Энергосбыт" просит данное решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация МО "Ярцевский район" Смоленской области, опровергая доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 14.04.2015 N 044/ОЛ ООО "ОУК "Энергосбыт" отказано в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Уведомлением от 17.04.2015 ООО "ОУК "Энергосбыт" уведомило администрацию о том, что общество продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами после 01.05.2015.
На основании приказа Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 29.04.2015 N 6/Л ООО "РЕМСТРОЙ-1" отказано в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Уведомлением от 30.04.2015 ООО "РЕМСТРОЙ-1" уведомило администрацию о том, что общество продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами после 01.05.2015.
На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", протокола внеочередного заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 5, уведомлений Главного управления "Государственная жилищная инспекция по Смоленской области" об отказе в предоставлении лицензии управляющим организациям и об организациях, которые не подали заявление на предоставление лицензии, в целях организации жилищно-коммунальных услуг и осуществления управления многоквартирными домами, а также для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, недопущения срыва подготовки многоквартирных домов к отопительному сезону 2015-2016 годы администрацией вынесено постановление от 13.05.2015 N 0729 "Об определении временной организации по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области", на основании которого МУП "Специальное хозяйство", имеющее лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 21.04.2015 N 056, определено в качестве временной организации по управлению многоквартирными домами в муниципальном образовании "Ярцевский район" Смоленской области, оставшихся без управления, согласно приложению, до принятия решения о выборе способа управления многоквартирным домом, либо до проведения открытого конкурса по отбору управляющих компаний в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Оспариваемым постановлением на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области возложена обязанность уведомить собственников помещений многоквартирных домов согласно приложению о том, что управляющим компаниям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, отказано в выдаче соответствующей лицензии; созвать в течение 15 дней собрания собственников помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении, для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций и провести этот конкурс в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Постановление администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 0729 опубликовано в газете "Вести Привопья" (официальный вестник) от 21.05.2015.
Полагая, что постановление администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 0729 не соответствуют статье 200 ЖК РФ, статьям 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и нарушают права и законные интересы ООО "РЕМСТРОЙ-1" и ООО "ОУК "Энергосбыт", данные организации обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение в суд имеет целью защиту прав и законных интересов; лицо, обращающееся в суд, соответственно, должно избрать надлежащий способ защиты права, а суд -проверить соответствие избранного способа защиты тем интересам, которые преследует истец (заявитель).
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
До 01.05.2015 юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии должны соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 255-ФЗ).
С 1 мая 2015 года информация, указанная в статьях 195 и 198 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), подлежит размещению в определенной Федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 3 статьи 7 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 данной статьи Закона, в случае если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, на день вступления в силу настоящего Федерального закона не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Проанализировав положения вышеприведенных норм, суд первой инстанции сделал обоснованное заключение о том, что законодателем с 01.05.2015 установлен запрет осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами без соответствующей лицензии.
Судом установлено, что ООО "ОУК "Энергосбыт" и ООО "РЕМСТРОЙ-1" приказами Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 14.04.2015 N 044/ОЛ, от 29.04.2015 N 6/Л, соответственно, отказано в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, по состоянию на 01.05.2015 у заявителей отсутствовали лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 8 части 1 статьи 14, пункта 7 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в числе прочего, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
На основании протокола внеочередного заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 5 принято решение о введении с 13.05.2015 на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области чрезвычайной ситуации муниципального характера.
На управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области возложена обязанность организовать учет домов, оказавшихся без обслуживания с 01.05.2015 управляющими компаниями, не прошедшими лицензирование в срок до 15.05.2015.
Оспариваемым постановлением администрации на МУП "Специальное хозяйство" возложена обязанность взять на временное обслуживание многоквартирные дома, оставшиеся без обслуживания (управления), до проведения открытого конкурса по выбору управляющих компаний, согласно представленным спискам в срок до 29.05.2015.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что постановление от 13.05.2015 N 0729 вынесено администрацией в соответствии с действующим на дату его принятия постановления Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014).
Постановление администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 0729 опубликовано в газете "Вести Привопья" (официальный вестник) от 21.05.2015.
Администрацией представлены документы об объявлении, изменении и отмене конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в связи с выбором собственниками многоквартирных домов (далее - МКД) способа управления домами до даты проведения конкурсов, а также сведения о расторжении АО "АтомЭнергоСбыт" договоров энергоснабжения с заявителями в связи с отсутствием лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Признавая несостоятельной ссылку заявителей на нарушение их прав в сфере предпринимательской деятельности по управлению МКД, суд первой инстанции обоснованно указал, что на дату вынесения оспариваемого постановления заявителям отказано в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Более того, удовлетворение заявленных требований не приведет к восстановлению нарушенных, по мнению обществ, их прав и интересов.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно оставил без удовлетворения заявленное обществами требование.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права и отклоняются судом апелляционной инстанции как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушения норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.04.2016 по делу N А62-3333/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Областная Управляющая компания "Энергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
М.А.ГРИГОРЬЕВА
В.Н.СТАХАНОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
М.А.ГРИГОРЬЕВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)