Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.11.2016 ПО ДЕЛУ N А57-6021/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2016 г. по делу N А57-6021/2014


Резолютивная часть объявлена: 31 октября 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 31 августа 2016 года об отказе в отсрочке исполнения судебного акта по делу N А57-6021/2014 (судья Волкова М.А.)
по заявлению Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166)
с участием третьих лиц: Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026),
Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344),
Публичного акционерного общества "Т плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946),
Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405301954, ИНН 6453015253),
Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003),
Комитета по управлению имушеством администрации МО "Город Саратов" (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860),
Муниципального казенного учреждения "Городской центр механизации ЖКХ" (ОГРН 1026403680104, ИНН 6455030592)
об отсрочке исполнения судебного акта, решения от 15.12.2014 года, по делу N А57-6021/2014, до 01.07.2017 года, об обязании Муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344) совершить действия по обеспечению подачи горячей воды
при участии в судебном заседании представителей: Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Бондаренко С.Е. по доверенности N 02-62-02/5 от 11.01.2016; Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района - Шельпяков А.В. по доверенности от 18.12.2015
без участия в судебном заседании представителей: Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Публичного акционерного общества "Т плюс", Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имушеством администрации МО "Город Саратов", Муниципального казенного учреждения "Городской центр механизации ЖКХ", извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 62655 5, 62652 4, 62651 7, 62656 2, 41003104626531, 41003104626548, 41003104626579.
установил:

В Арбитражный суд Саратовской области 07.07.2016 года обратился Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет, Комитет ЖКХ, ответчик) с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2014 по делу А57-6021/2014 сроком до 01.07.2017 года, в части обязания Муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов" N N 1, 1А, 1Б, 3, 3А, 5 по ул. Топольчанская и N 2,8 по ул. Чехова; N 2,4 по ул. Мамонтова; N 14 по ул. Днепропетровская в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 3545 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09; - разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 11 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Чехова 2А) и ЦТП N 21 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Днепропетровская, 24) с целью осуществления подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; - провести реконструкцию ЦТП N 11 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Чехова 2А) и ЦТП N 21 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Днепропетровская, 24) в соответствии с согласованным проектом; - разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения с целью прокладки циркуляционных трубопроводов и восстановления подачи горячей воды по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с представленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; - провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП N N 11,21 до тепловых вводов многоквартирных жилых домов N N 1, 1А, 1Б, 3, 3А, 5 по ул. Топольчанская и N 2,8 по ул. Чехова; N 2,4 по ул. Мамонтова; N 14 по ул. Днепропетровская в г. Саратове в соответствии с согласованным проектом.
Определением от 30.12.2015 года суд отсрочил исполнение решения Арбитражного суда Саратовской области от 15 декабря 2014 года по делу N А57-6021/2014 на срок до 01 июля 2016 года.
07.07.2016 года Комитет по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов вновь обратился в Арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта, решения от 15.12.2014 года, по делу N А57-6021/2014, до 01.07.2017 года.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 31.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить определение Арбитражного суда Саратовской области от 31.08.2016 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района поддержали свои позиции по делу.
Представители Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Публичного акционерного общества "Т плюс", Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имушеством администрации МО "Город Саратов", Муниципального казенного учреждения "Городской центр механизации ЖКХ", в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает определение Арбитражного суда Саратовской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
При обращении с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, в качестве основания для предоставления отсрочки Комитет ссылается на невозможность в установленный срок и в полном объеме разработать и согласовать проект реконструкции, а также внести соответствующие изменения в бюджет муниципального образования "Город Саратов", которые требуют дополнительного времени.
Для исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области комитетом по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" направлены письма - ходатайства в комитет по экономике и комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" с обращением о направлении в Саратовскую городскую Думу предложения о выделении бюджетных средств на выполнение работ по вышеуказанному решению при уточнении бюджета муниципального образования "Город Саратов". Для исполнения решений Арбитражного суда Саратовской области и проведения необходимых работ комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству были получены технические условия от теплосетевой организации филиал "Саратовский" ПАО "Т Плюс".
В целях исполнения обязательств по вынесенным решениям Арбитражного суда Саратовской области в течение 2015 и 2016 годов неоднократно направлялись письма-ходатайства в комитет по финансам и комитет по экономике администрации муниципального образования "Город Саратов" о необходимости выделения бюджетных инвестиций на реконструкцию центральных тепловых пунктов и восстановление циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения многоквартирных домов и объектов социальной сферы. Ввиду отсутствия источников финансирования средства из бюджета не выделялись.
Отказывая в удовлетворении требований управления, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия доказательства тому, что решение суда гарантированно будет исполнено Комитетом к конкретной дате и по объективным причинам.
Кроме того, суд первой инстанции обратил внимание ответчика, что отсрочка уже имела место. С момента вынесения судебного акта и вступления его в законную силу до даты предъявления исполнительного листа к исполнению у должника имелось достаточно времени для совершения действий по исполнению решения в 2015-2016 годах. Расходы бюджета, связанные с исполнением принятого судебного акта на 2015, на 2016 год не заложены.
Согласно части 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О указано, что АПК РФ и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта. Поэтому суд самостоятельно устанавливает необходимость предоставления отсрочки (рассрочки) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу. При этом суд должен учитывать, что отсрочка или рассрочка исполнения решения предоставляется должнику в исключительных случаях.
Таким образом, в каждом случае рассмотрения заявления об отсрочке исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства его исполнения. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов, как должника, так и взыскателя.
Согласно разъяснениям, данным в абзацах 1, 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, в порядке статьи 65 АПК РФ должно доказать обоснованность своих требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что указанные ответчиком в качестве оснований для предоставления рассрочки исполнения судебного акта обстоятельства, не являются обстоятельствами, затрудняющими исполнение решения суда.
Отсутствие денежных средств у должника не является безусловным основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, поскольку при предоставлении отсрочки или рассрочки суд должен исходить не только из интересов должника, но также и учитывать интересы взыскателя, соблюдая баланс между ними и рассматривать вопрос об отсрочке или рассрочке с учетом всех обстоятельств в совокупности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что дефицит местного бюджета сам по себе не может являться причиной невозможности исполнить вступивший в законную силу судебный акт.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Из пунктов 5, 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Согласно пункту 1 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на счетах.
При этом, законодатель не ставит исполнение исполнительного документа в зависимость от наличия в бюджете соответствующего года необходимых для этого средств.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление Комитету ЖКХ повторной отсрочки исполнения судебного акта существенно нарушит права граждан-жильцов на своевременное исполнение судебного акта, не будет способствовать соблюдению баланса интересов сторон.
Повторно оценив имеющуюся в материалах дела доказательственную базу в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что должник не представил доказательств того, что погашение задолженности будет гарантированно обеспечено в указанные им сроки, не представил обоснования периодов рассрочки и неравномерности указанных им сумм погашения, документов, свидетельствующих о конкретных финансовых перспективах получения (перераспределения) необходимых денежных средств и сроках получения этих средств, документально обоснованного расчета принимаемых мер, свидетельствующих, что предоставление рассрочки положительно повлияет на исполнение судебного акта.
Приведенные апеллянтом доводы фактически дублируют заявление о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Все эти доводы судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым определение Арбитражного суда Саратовской области от 31.08.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Определение Арбитражного суда Саратовской области от 31 августа 2016 года об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения судебного акта по делу N А57-6021/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судьи
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
М.Г.ЦУЦКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)