Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 26.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-15543/2016

Требование: О признании незаконным распоряжения о государственной регистрации ТСЖ.

Разделы:
Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обстоятельства: Истец указал, что ранее исключалась возможность принятия решения о способе управления строящимися многоквартирными домами, так как количество голосов, принадлежавших учредителям ТСЖ, не соответствовало требованиям ч. 2 ст. 139 Жилищного кодекса РФ. Уведомление о проведении общего собрания не производилось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. по делу N 33а-15543


судья: И.А. Пронина

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарева, Г.А. Нестеренко, при секретаре Т., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева административное дело по апелляционной жалобе П., С. на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2015 года по административному иску П., З., А.И., Г., К.В.В., Л.П., А.С., А.В., Б.В., К.Т. Трезини, К.Т., О.К., Ф., А.В. Шомченко, С.Б. Коренного, К.Д., К.Е., Л.Д., О.О., К.В.Т., Б.А., С. к ГУ ФРС по Московской области о признании незаконным распоряжения о государственной регистрации ТСЖ "Первомайский"

установила:

административные истцы обратились в суд с указанным выше административным иском к ГУ ФРС по Московской области, полагая незаконной регистрацию в 2006 году ТСЖ "Первомайский".
В качестве заинтересованных лиц административных истцы указали ТСЖ "Первомайский", ГУ "Государственная жилищная инспекция по Московской области", администрацию городского округа Балашиха, ИФНС России по г. Балашиха Московской области, Балашихинскую городскую прокуратуру.
Требования мотивированы тем, что уже в 2005 году исключалась возможность принятия решения о способе управления строящихся многоквартирных домов, так как количество голосов, принадлежавших учредителям ТСЖ "Первомайский", не соответствовало требованиям ч. 2 ст. 139 Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, физические лица, ставшие учредителями ТСЖ "Первомайский", правом собственности во всех многоквартирных домах, для которых создавалось ТСЖ "Первомайский", не обладали, что противоречит положениям п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ.
В нарушение ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ уведомление о проведении общего собрания не производилось.
Протокол общего собрания ТСЖ "Первомайский" от 11 сентября 2006 года не содержит в повестке дня вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом.
Также, по мнению административных истцов, учредительные документы ТСЖ "Первомайский" противоречат Конституции России.
Решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе П., С. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии С. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других административных истцов, ГУ ФРС по Московской области, ГУ "Государственная жилищная инспекция по Московской области", администрации городского округа Балашиха, ИФНС России по г. Балашиха Московской области, Балашихинской городской прокуратуры, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав С., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании распоряжения ГУ ФРС по Московской области от 31 октября 2006 года, изданным в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предложено зарегистрировать в связи с созданием юридического лица ТСЖ "Первомайский" и направить в УФНС по Московской области соответствующие документы для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 12 т. 1).
До 15 декабря 2007 года в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 N 278-ФЗ действие Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" распространялось на товарищества собственников жилья.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).
Согласно ст. 13.1 названного Федерального закона некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации.
Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.
Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
В соответствии с п. 6 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" последняя являлась уполномоченным органом государственной исполнительной власти для принятия решения о регистрации товарищества собственников жилья.
В силу ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривался исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Поскольку необходимые для регистрации документы, в частности, заявление о государственной регистрации и протокол N 1 общего собрания ТСЖ "Первомайский" были представлены в уполномоченный орган, ответственный за проведение государственной регистрации, - ГУ ФРС по Московской области, иные правовые основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Изложенное доводами апелляционной жалобы не опровергнуто.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что заявленные основания административного иска требовали судебной проверки соблюдения при организации проведения общего собрания ТСЖ "Первомайский" норм Жилищного кодекса РФ, а также соответствия устава ТСЖ "Первомайский" положениям Конституции РФ, судебная коллегия расценивает как ошибочные применительно к приведенным выше законоположениям, на основании которых суд первой инстанции правильно ограничил круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по настоящему делу.
Нельзя согласиться и с доводами жалобы о том, что права административных истцов были нарушены при регистрации ТСЖ "Первомайский" в 2006 году, поскольку на тот момент они собственниками помещений в многоквартирном доме не являлись.
При этом административные истцы не лишены возможности в настоящее время инициировать вопрос об избрании другой управляющей организации, полагая деятельность последней неудовлетворительной.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административные истцы не доказали факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов правовым актом ГУ ФРС по Московской области.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда

определила:

решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 15 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)