Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2016 N 13АП-19256/2016 ПО ДЕЛУ N А21-2855/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2016 г. N 13АП-19256/2016

Дело N А21-2855/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лутай В.В.,
при участии:
от заявителя: Донцова С.Ю., на основании приказа от 08.10.2014
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19256/2016) Государственной жилищной инспекции (Службы) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.06.2016 по делу N А21-2855/2016 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "РСУ-6"
к Государственной жилищной инспекции (Службе) Калининградской области
об оспаривании предписания
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РСУ-6" (ОГРН 1143926032843, ИНН 3906336414, место нахождения: 236004, г. Калининград, ул. Дзержинского, д. 17А; далее - заявитель, ООО "РСУ-6", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции (Службе) Калининградской области (ОГРН 1023901020021, ИНН 3906042319, место нахождения: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; далее - Инспекция, Служба) о признании недействительным предписания от 24.03.2016 N 291.
Решением суда от 07.06.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Инспекции, судом не учтено отсутствие доказательств направления заявителем оферты от 03.08.2015 в адрес ОАО "Янтарьэнергосбыт" и ее получения последним, действие по заключению договора энергоснабжения путем направления оферты 25.03.2016 свидетельствует о намерении Общества исполнить предписание и не подтверждает его незаконность.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам письменного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его правильным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 18.03.2016 N 916 Инспекцией в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами.
Проверка проведена по факту обращения гражданина Ромащенко А.Г., содержащего сведения о несогласии с выставляемым размером платы за электроснабжение на общедомовые нужды за период с января 2014 года по январь 2016 года, несогласии предъявления ОАО "Янтарьэнергосбыт" платы потребителям за данную коммунальную услугу без решения собственников в нарушение части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), незаключении управляющей организацией (ООО "РСУ-6") договора электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
В ходе проверки Инспекцией выявлено, что начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды многоквартирного дома по указанному адресу не осуществляется, коммунальная услуга электроснабжения не оказывается, договор купли-продажи, поставки электрической энергии в указанный дом Обществом с ресурсоснабжающей организацией не заключен, на дату и время проведения проверки (по состоянию на 24.03.2016) не представлен.
По мнению Инспекции, Обществом, в том числе, нарушены положения части 12 статьи 161 ЖК РФ, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Указанные нарушения послужили основанием для составления Инспекцией в отношении Общества акта проверки от 24.03.2016 N 916ДДА и выдачи предписания от 24.03.2016 N 291 по устранению выявленных нарушений, которым Обществу в срок до 15.07.2016 необходимо заключить с ресурсоснабжающей организацией договор купли-продажи, поставки электрической энергии в многоквартирный дом N 29-57 по улице Мукомольной в городе Калининграде и представить в Службу копию заключенного договора.
Не согласившись с законностью вынесенного предписания, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, посчитав обязанность Общества по направлению заявки на заключение договора ресурсоснабжения исполненной, с учетом отсутствия умысла Общества в отказе от заключения такого договора пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, однако, ошибочно не учел следующего.
На основании протокола от 25.06.2015 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 29-57 по улице Мукомольной в городе Калининграде Общество является управляющей организацией указанного дома, о чем между собственниками указанного дома и Обществом заключен договор управления многоквартирным домом от 25.06.2015 N 4-25/2015.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ (пункт 2 Правил N 416).
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается путем организации оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе и путем заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения и т.д. с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством).
Как следует из пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На управляющую компанию возложена обязанность по сбору платежей от населения за коммунальные услуги (части 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ), а также по обеспечению населения коммунальными услугами (часть 1 статьи 161, часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 5 Правил N 124 исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации должен направить в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения в срок не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Даже принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Согласно пояснениям Общества, заявка исх. N 2 о заключении договора энергоснабжения направлялась в адрес ОАО "Янтарьэнергосбыт" 03.08.2015.
Однако, каких-либо доказательств направления либо непосредственного вручения Обществом указанной заявки (оферты) в адрес ОАО "Янтарьэнергосбыт", к примеру, нарочным (с отметкой, штампом в получении) либо заказным письмом с уведомлением о вручении, иным средствами связи и доставки, обеспечивающими фиксирование передачи заявки (оферты), Обществом не представлено.
Уведомление ОАО "Янтарьэнергосбыт" в адрес Общества об отказе от заключения договора доставки электрической энергии с указанием причин такого отказа Обществом не представлено.
Надлежащие доказательства принятия за период управления многоквартирным домом по состоянию на 24.03.2016 мер по заключению договора купли-продажи, поставки электрической энергии в многоквартирный дом N 29-57 по ул. Мукомольная в г. Калининграде с целью предоставления потребителям рассматриваемого многоквартирного дома коммунальной услуги электроснабжения и осуществления расчетов с потребителями за данную услугу не представлены,
Из перечисленных выше норм следует, что именно управляющая компания обязана обратиться к ресурсоснабжающей организации с предложением заключить указанный договор и направить ей соответствующие документы и в случае игнорирования ответа обратиться в суд за понуждением заключения договора.
Управляющая компания при обслуживании многоквартирного жилого дома обязана состоять в договорных отношениях с ресурсоснабжающей организацией, в данном случае осуществляющей энергоснабжение собственников помещений в указанном многоквартирном доме, для чего должна обратиться с предложением к ресурсоснабжающей организации.
Суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие указанного договора фактически нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такой договор направлен исключительно на обеспечение их прав на получение, контроль за количеством, качеством и непрерывностью коммунальной услуги. Наличие таких договорных отношений обусловлено исключительно обеспечением собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома надлежащими коммунальными услугами.
Заявитель не спорит, что выполнение им контролирующих обязанностей и полномочий в целях интересов жильцов (к примеру, выявление и фиксация фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, прерывающими установленную продолжительность; ведение учета и фиксация параметров предоставляемых коммунальных услуг (по напряжению электроэнергии) и т.д.) возможно при наличии у него договора с ресурсоснабжающей организацией.
Ссылка Общества и суда первой инстанции на то, что объем коммунальной услуги, предоставляемой на общедомовые нужды за расчетный период, на основании протокола общего собрания от 25.06.2015 распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, отклоняется, поскольку указанное не отменяет в силу вышеизложенного обязательности заключения договора с энергоснабжающей организацией.
Отсутствие договора энергоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией нарушает права потребителей коммунальной услуги, проживающих в многоквартирном доме, поскольку способствует созданию невыгодных гражданам экономических условий, возлагает на них дополнительные расходы по оплате за ресурс, потребленный сверх норматива на общедомовые нужды, который при наличии договора ресурсоснабжения возлагался бы на Общество (абзац 2 пункта 44 Правил N 354), а Общество отстраняется тем самым от контроля за объемами потребляемых ресурсов, утрачивает заинтересованность в своевременном устранении потерь на общедомовом имуществе.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией последняя автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259).
Суд апелляционной инстанции считает, что при отсутствии указанного договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией уполномоченный орган государственного контроля вправе констатировать указанное нарушение и требовать от управляющей компании его устранения.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в деле имеются доказательства того, что Обществом уже после выдачи предписания в адрес ресурсоснабжающей организации письмом исх. N 67 от 24.03.2016 25.03.2016 была направлена (вручена) заявка на заключение договора энергоснабжения электрической энергией, что подтверждено штампом в получении.
Предписание выдано 24.03.2016 со сроком исполнения - до 15.07.2016, следовательно, предписание вынесено согласно нормам законодательства, действующего на момент проведения проверки, вынесения предписания и предоставленного срока его исполнения. Убедительных доводов о неисполнимости предписания по конкретно указанным в нем действиям и сроку заявителем не приведено. Поскольку данное предписание не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, его нельзя признать незаконным и нарушающим его права и законные интересы.
Оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано Инспекцией в пределах предоставленных полномочий, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом исхода дела в апелляционном суде судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение заявления относятся на Общество, по апелляционной жалобе такие расходы взысканию с него не подлежат, поскольку жалоба подана лицом, освобожденным от ее уплаты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.06.2016 по делу N А21-2855/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)