Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Ильченко Н.Н.,
- рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" к Администрации Кемского муниципального района Республики Карелия о признании недействительным Постановления от 15.09.2015 года N 697 "О начале отопительного сезона 2015-2016 г.г." в части;
- при участии представителей:
- заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс", - не явился;
- ответчика, Администрации Кемского муниципального района Республики Карелия, - не явился;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Кемского муниципального района Республики Карелия (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления от 15.09.2015 года N 697 "О начале отопительного сезона 2015-2016 г.г." в части.
Администрация в отзыве на заявление в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, в удовлетворении заявления просит отказать.
До начала судебного заседания заявитель направил ходатайство об уточнении заявленных требований, просил суд признать недействительным пункт 1 Постановления от 15.09.2015 года N 697 "О начале отопительного сезона 2015-2016 г.г.".
Стороны о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в суд не обеспечили, ответчик направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и ответчика в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы дела, оценив все имеющиеся в деле документы, не находит оснований для удовлетворения заявления Общества.
Как следует из материалов дела, Общество является поставщиком тепловой энергии на территории Кемского муниципального района.
15 сентября 2015 года Главой администрации Кемского муниципального района принято постановление N 697 "О начале отопительного сезона 2015-2016 г.г.", которое опубликовано в общественно-политической газете Кемского района "Советское Беломорье".
Пунктом 1 данного постановления установлено начать отопительный сезон на территории Кемского муниципального района 24 сентября 2015 года, при этом допускается ограничение отпуска тепла и перерывы в теплоснабжении до 30 сентября 2015 года.
Оспаривая указанное постановление в части пункта 1 Общество утверждает, что установление начала срока отопительного периода с 24.09.2015 года нарушает Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставление коммунальных услуг) и пункт 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации), что влечет нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
По мнению заявителя, у Администрации отсутствовали основания для принятия решения о начале отопительного периода с 24.09.2015 года, поскольку по состоянию на 24.09.2015 года на территории Кемского муниципального района среднесуточная температура наружного воздуха ниже +8 градусов Цельсия не опускалась; документов, подтверждающих наличие низких комнатных температур в жилых помещениях, нарушающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, зафиксированных уполномоченными на то органами, и что явилось бы основанием для теплоснабжающей организации ранее начать отопительный период, Администрация не представила. Следовательно, по состоянию на 24.09.2015 года условие о начале отопительного периода по истечении следующих подряд пяти суток с температурой воздуха ниже +8 градусов С, не соблюдено.
Общество, полагая, что постановление от 15.09.2015 года N 697 в части пункта 1 принято Администрацией с нарушением норм действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Пунктом 2.6.9 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
Пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Согласно пункту 11.7 Правил N 115 отопительный период начинается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 градусов по Цельсию и ниже, и заканчивается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 градусов по Цельсию и выше. Включение и отключение систем теплопотребления осуществляются по графику, согласованному с энергоснабжающей организацией.
В силу абзаца 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязанность обеспечения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения возлагается на органы местного самоуправления.
Судом установлено, что оспариваемое постановление было принято в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Кемского муниципального района.
Так, по обращению жильцов Кемского городского поселения по вопросу непредставления отопления, управляющими организациями (МУП Кемское ЖКХ" и ООО "УК-ЦКО") были проведены замеры параметров теплоснабжения жилых помещений, в результате которых установлено, что температура воздуха в жилых помещениях ниже нормативной, установленной Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 и Правилами предоставления коммунальных услуг.
Правила N 115 не являются единственным нормативным правовым актом, устанавливающим права и обязанности органов местного самоуправления.
Названными Правилами не ограничивается право этих органов установить более ранние сроки начала отопительного периода.
Установление органом местного самоуправления в данном случае более ранних сроков начала отопительного сезона в условиях нестабильной температуры наружного воздуха, то есть оказания услуг теплоснабжения в более ранний период по сравнению с установленными в пункте 5 вышеуказанных Правил предоставления коммунальных услуг, направлено на защиту прав граждан - потребителей таких услуг, а также на обеспечение нормальной работы социальных организаций. Интересы населения имеют приоритет перед предпринимательскими интересами заявителя. Сама по себе подача теплоносителя в более ранние сроки по сравнению с установленными Правилами оказания коммунальных услуг не влечет нарушения экономических интересов теплоснабжающей организации ввиду возмездности договора теплоснабжения.
Более того, в ответе Прокуратуры Кемского района от 25.09.2015 года на обращение Общества от 23.09.2015 года также указано, что муниципальный орган вправе исходя из интересов потребителей установить более ранние сроки начала отопительного сезона, чем сроки, установленные Правилами. Недостаток тепла влечет использование жителями электронагревательных приборов, что в условиях аварийности жилого фонда создает угрозу возникновения пожаров; подача теплоносителя необходима для нормальной работы расположенных на территории района объектов социального назначения, на которые указанные Правила не распространяются.
Данная правовая позиция подтверждена Определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.01.2014 года N ВАС-19364/13 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление в оспариваемой части принято Администрацией в соответствии с действующим законодательством.
Доказательства того, что оспариваемым постановлением нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не предоставило суду.
В силу изложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные Обществом при обращении в суд, в связи с отказом в удовлетворении его требования подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" отказать.
2. Судебные расходы отнести на заявителя.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья
Л.А.ВАСИЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 29.12.2015 ПО ДЕЛУ N А26-10207/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2015 г. по делу N А26-10207/2015
Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Ильченко Н.Н.,
- рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" к Администрации Кемского муниципального района Республики Карелия о признании недействительным Постановления от 15.09.2015 года N 697 "О начале отопительного сезона 2015-2016 г.г." в части;
- при участии представителей:
- заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс", - не явился;
- ответчика, Администрации Кемского муниципального района Республики Карелия, - не явился;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Кемского муниципального района Республики Карелия (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления от 15.09.2015 года N 697 "О начале отопительного сезона 2015-2016 г.г." в части.
Администрация в отзыве на заявление в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, в удовлетворении заявления просит отказать.
До начала судебного заседания заявитель направил ходатайство об уточнении заявленных требований, просил суд признать недействительным пункт 1 Постановления от 15.09.2015 года N 697 "О начале отопительного сезона 2015-2016 г.г.".
Стороны о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в суд не обеспечили, ответчик направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и ответчика в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы дела, оценив все имеющиеся в деле документы, не находит оснований для удовлетворения заявления Общества.
Как следует из материалов дела, Общество является поставщиком тепловой энергии на территории Кемского муниципального района.
15 сентября 2015 года Главой администрации Кемского муниципального района принято постановление N 697 "О начале отопительного сезона 2015-2016 г.г.", которое опубликовано в общественно-политической газете Кемского района "Советское Беломорье".
Пунктом 1 данного постановления установлено начать отопительный сезон на территории Кемского муниципального района 24 сентября 2015 года, при этом допускается ограничение отпуска тепла и перерывы в теплоснабжении до 30 сентября 2015 года.
Оспаривая указанное постановление в части пункта 1 Общество утверждает, что установление начала срока отопительного периода с 24.09.2015 года нарушает Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставление коммунальных услуг) и пункт 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации), что влечет нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
По мнению заявителя, у Администрации отсутствовали основания для принятия решения о начале отопительного периода с 24.09.2015 года, поскольку по состоянию на 24.09.2015 года на территории Кемского муниципального района среднесуточная температура наружного воздуха ниже +8 градусов Цельсия не опускалась; документов, подтверждающих наличие низких комнатных температур в жилых помещениях, нарушающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, зафиксированных уполномоченными на то органами, и что явилось бы основанием для теплоснабжающей организации ранее начать отопительный период, Администрация не представила. Следовательно, по состоянию на 24.09.2015 года условие о начале отопительного периода по истечении следующих подряд пяти суток с температурой воздуха ниже +8 градусов С, не соблюдено.
Общество, полагая, что постановление от 15.09.2015 года N 697 в части пункта 1 принято Администрацией с нарушением норм действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Пунктом 2.6.9 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
Пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Согласно пункту 11.7 Правил N 115 отопительный период начинается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 градусов по Цельсию и ниже, и заканчивается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 градусов по Цельсию и выше. Включение и отключение систем теплопотребления осуществляются по графику, согласованному с энергоснабжающей организацией.
В силу абзаца 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязанность обеспечения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения возлагается на органы местного самоуправления.
Судом установлено, что оспариваемое постановление было принято в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Кемского муниципального района.
Так, по обращению жильцов Кемского городского поселения по вопросу непредставления отопления, управляющими организациями (МУП Кемское ЖКХ" и ООО "УК-ЦКО") были проведены замеры параметров теплоснабжения жилых помещений, в результате которых установлено, что температура воздуха в жилых помещениях ниже нормативной, установленной Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 и Правилами предоставления коммунальных услуг.
Правила N 115 не являются единственным нормативным правовым актом, устанавливающим права и обязанности органов местного самоуправления.
Названными Правилами не ограничивается право этих органов установить более ранние сроки начала отопительного периода.
Установление органом местного самоуправления в данном случае более ранних сроков начала отопительного сезона в условиях нестабильной температуры наружного воздуха, то есть оказания услуг теплоснабжения в более ранний период по сравнению с установленными в пункте 5 вышеуказанных Правил предоставления коммунальных услуг, направлено на защиту прав граждан - потребителей таких услуг, а также на обеспечение нормальной работы социальных организаций. Интересы населения имеют приоритет перед предпринимательскими интересами заявителя. Сама по себе подача теплоносителя в более ранние сроки по сравнению с установленными Правилами оказания коммунальных услуг не влечет нарушения экономических интересов теплоснабжающей организации ввиду возмездности договора теплоснабжения.
Более того, в ответе Прокуратуры Кемского района от 25.09.2015 года на обращение Общества от 23.09.2015 года также указано, что муниципальный орган вправе исходя из интересов потребителей установить более ранние сроки начала отопительного сезона, чем сроки, установленные Правилами. Недостаток тепла влечет использование жителями электронагревательных приборов, что в условиях аварийности жилого фонда создает угрозу возникновения пожаров; подача теплоносителя необходима для нормальной работы расположенных на территории района объектов социального назначения, на которые указанные Правила не распространяются.
Данная правовая позиция подтверждена Определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.01.2014 года N ВАС-19364/13 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление в оспариваемой части принято Администрацией в соответствии с действующим законодательством.
Доказательства того, что оспариваемым постановлением нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не предоставило суду.
В силу изложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные Обществом при обращении в суд, в связи с отказом в удовлетворении его требования подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" отказать.
2. Судебные расходы отнести на заявителя.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья
Л.А.ВАСИЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)