Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 октября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Советских космонавтов, 52, корпус 1" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 июля 2017 года по делу N А05-2933/2017 (судья Низовцева А.М.),
товарищество собственников жилья "Советских космонавтов, 52, корпус 1" (ОГРН 1072900000931, ИНН 2901164400; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Советских космонавтов, дом 52, корпус 1, офис 24; далее - товарищество, ТСЖ "Советских космонавтов, 52, корпус 1") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области" (ОГРН 1132900001574, ИНН 2901991858; место нахождения: 163002, город Архангельск, улица Урицкого, дом 1, офис 402; далее - Фонд) о возложении на ответчика обязанности перечислить средства фонда капитального ремонта в отношении домов в городе Архангельске по адресам: пр. Советских космонавтов, 52 и 52 корпус 1, на специальные счета, открытые в публичном акционерном обществе "Росбанк", а также передать все имеющиеся документы и информацию по начисленным и уплаченным взносам на капитальный ремонт.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Город Архангельск" (далее - администрация), муниципальное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" Информационно-расчетный центр" (далее - МУП "ИРЦ").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 6 июля 2017 года по делу N А05-2933/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Товарищество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что администрацией муниципального образования "Город Архангельск" (далее - администрация) как органом местного самоуправления не были приняты все необходимые меры для информирования собственников о способе формирования фонда капитального ремонта.
Фонд в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирных по проспекту Советских космонавтов N 52 и N 52 корп. 1 выбрали такой способ управления домами как товарищество собственников жилья.
Указанные дома в соответствии с постановлениями мэрии города Архангельска от 17.11.2014 N 965 и от 16.02.2015 N 131 включены в перечень домов, которые формируют фонд капитального ремонта на общем счете регионального оператора.
Общим собранием собственников домов 04.04.2016 принято решение об избрании способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом для каждого дома в Архангельском отделении публичного акционерного общества "Росбанк" (том 1, листы 26 - 29).
Копии указанных протоколов получены Фондом 11.04.2016, что подтверждается входящими отметками на сопроводительных письмах (том 1, листы 30 - 31).
Письмом, полученным ответчиком 08.12.2016, истец дополнительно уведомил ответчика о необходимости перечислить средства фонда капитального ремонта на специальный счет, и предоставил реквизиты таких счетов (том 1, листы 32 - 34).
В письме от 29.12.2016 N 04/10163 Фонд подтвердил получение протоколов общего собрания собственников от 04.04.2016 и сообщил, что в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона Архангельской области от 02.07.2013 N 701-41-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области" указанные решения общего собрания вступают в силу через 1,5 года после их направления региональному оператору, а именно с 09.06.2018. После указанной даты региональным оператором будут совершены действия по переводу денежных средств на специальный счет (том 1, листы 22 - 23).
Товарищество, не согласившись с указанной позицией Фонда, обратилось в арбитражный суд с уточненным заявлением о возложении на Фонд обязанностей по перечислению средств фонда капитального ремонта в отношении спорных домов на специальные счета и передаче истцу всех имеющихся документов и информации по начисленным и уплаченным взносам в судебном порядке.
В обоснование своей позиции истец сослался на то, что администрацией, как органом местного самоуправления не были приняты все необходимые меры для информирования собственников о способе формирования фонда капитального ремонта.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Частью 1 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 указанной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 названной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае собственниками помещений в спорных домах в установленные статьей 170 ЖК РФ сроки не было принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, в связи с этим на основании постановлений мэрии города Архангельска от 17.11.2014 N 965 и от 16.02.2015 N 131 формирование фонда капитального ремонта указанных домов должно производится на счете регионального оператора (Фонда).
Действующее жилищное законодательство предусматривает возможность изменения собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта.
Так, частью 1 статьи 173 ЖК РФ предусмотрено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Такие решения, принятые в установленном законодательством порядке с соблюдением требований части 3 статьи 173 ЖК РФ, представлены в материалы дела - протоколы общего собрания собственников дома от 04.04.2016.
Вместе с тем, действующее жилищное законодательство предусматривает определенную процедуру, соблюдение которой необходимо для вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. Указанная процедура предусматривает, что региональный оператор должен быть заблаговременно поставлен в известность о решении собственников изменить способ формирования фонда капитального ремонта.
Так, согласно части 5 статьи 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 указанной статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 указанной статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Пунктом 5 статьи 18 Закона Архангельской области от 02.07.2013 N 701-41-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области" (в редакции, действующей по состоянию на 04.04.2016) предусмотрено, что решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через полтора года, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта, после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, но не ранее наступления условия, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, законом субъекта Российской Федерации в рассматриваемом случае сокращен до 1,5 лет срок уведомления регионального оператора (Фонда) о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете Фонда и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
В материалы дела представлены копии сопроводительных писем, из содержания которых следует, что Фонд 11.04.2016 извещен об изменении способа формирования фонда капитального ремонта собственниками домов N 52 и N 52 (корпус 1), расположенных по проспекту Советских Космонавтов в городе Архангельске. Полный пакет документов, подтверждающих принятие и реализацию товариществом решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, представлен Фонду 08.12.2016 (том 1, лист 32).
Доказательств обратного в материалы настоящего дела не представлено.
Таким образом, в силу прямого указания пункта 5 статьи 18 Закона Архангельской области от 02.07.2013 N 701-41-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области" (в редакции, действующей по состоянию на 04.04.2016) по истечении 1,5 лет с указанной даты (то есть, с 09.07.2018) решение собственников помещений в названном многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта вступит в законную силу.
Следовательно, именно с указанной даты товарищество как владелец специального счета в публичном акционерном обществе "Росбанк" вправе принимать платежи собственников помещений в фонд капитального ремонта. Принятие платежей до указанной даты, противоречит названным нормам права, и не может быть признано законным.
Ссылка заявителя на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" (далее - постановление N 10-П), правомерно отклонена судом первой инстанции, как основанная на неверном толковании разъяснения норм права, данного в названном Постановлении.
В указанном Постановлении N 10-П разъяснено, что согласно части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта либо в случае если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не был проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении данного дома на счете регионального оператора.
По смыслу приведенных законоположений, принятие органом местного самоуправления такого решения возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
В частности, если в установленный законом срок и при наличии всех необходимых для совершения соответствующих действий условий ими не выбран или не реализован избранный способ формирования фонда капитального ремонта, а, следовательно, не обеспечено аккумулирование денежных средств на специальном счете либо на счете регионального оператора, этот дом вследствие естественного износа отдельных элементов его строительных конструкций и инженерных систем - при невозможности собственников расположенных в нем помещений выделить средства на проведение работ по его капитальному ремонту - окажется со временем под угрозой повреждения или разрушения, в силу чего его дальнейшая безопасная эксплуатация станет невозможной. В свою очередь, это может повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос многоквартирного дома (в случае его аварийного состояния, не допускающего восстановления). Тем самым неисполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по выбору и реализации способа формирования фонда капитального ремонта, а значит, и обязанности по содержанию общего имущества в этом доме приводило бы к тому, что негативные последствия такого бездействия в нарушение статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации затрагивали бы интересы других лиц.
Следовательно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок и при наличии всех требуемых для совершения соответствующих действий условий не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, представляет собой необходимую меру, направленную на обеспечение сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации, что согласуется с предписаниями как статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, так и ее статьи 40 (часть 2).
Вместе с тем, в силу части 6 статьи 170 ЖК РФ именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта - притом что оно должно быть проведено не позднее чем за месяц до окончания установленного частями 5 и 5.1 той же статьи срока принятия соответствующего решения. Данная обязанность исходя из принципа поддержания доверия граждан к закону и с учетом социальной природы Российского государства, а также фактически сложившихся между ним и гражданами в течение десятилетий отношений в жилищной сфере подразумевает и возложение на орган местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также по оказанию помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации. Неисполнение органом местного самоуправления этой обязанности создавало бы препятствия для осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме права на определение способа формирования фонда капитального ремонта и тем самым приводило бы к ограничению права собственности указанных лиц, как оно определено статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено, либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Таким образом, положение части 7 статьи 170 ЖК РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
В то же время, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на основании части 1 статьи 173 ЖК РФ решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете предписание части 5 той же статьи относительно двухлетнего срока (если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации) вступления такого решения в силу не должно применяться, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном положением части 7 статьи 170 данного Кодекса, без учета конституционно-правового смысла этого положения, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, притом что соответствующий факт установлен решением суда и что капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был.
Таким образом, из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что основанием для неприменения установленного двухлетнего срока вступления в силу решения собственников (или, в рассматриваемом случае, 1,5-годовалого срока в соответствии с Законом Архангельской области от 02.07.2013 N 701-41-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области") является совокупность обстоятельств, а именно:
- - капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был;
- - изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления;
- - решением суда установлен факт того, что орган местного самоуправления принял решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора без учета конституционно-правового смысла части 7 статьи 170 ЖК РФ.
Только совокупность указанных обстоятельств позволяет, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не применять установленный законом срока вступления в силу решения собственников о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете.
В рассматриваемом случае указанная совокупность обстоятельств не подтверждена, поскольку в материалы дела не представлено вступившее в законную силу решение суда, которым был бы установлен факт нарушения администрацией требований части 7 статьи 170 ЖК РФ при принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Кроме этого из представленных суду доказательств усматривается, что администрация как орган местного самоуправления надлежащим образом информировала граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также оказывала помощь собственникам в принятии решения в должной форме и проводила работу по разъяснению порядка его реализации.
Из материалов, размещенных в средствах массовой информации (газетах, на сайте администрации и Правительства Архангельской области), следует, что органом местного самоуправления на протяжении с августа 2013 года по август 2014 года непрерывно размещались объявления о проведении круглых столов и семинаров, разъяснялись вопросы формирования фонда капитального ремонта, последствия принятия того или иного решения, порядок принятия указанных решений, а также то, что в срок, до 29.08.2014 собственникам помещений домов необходимо организовать и провести общее собрание собственников многоквартирного дома по выбору способа формирования фонда капитального ремонта. На сайте администрации размещено информационное пособие для собственников помещений и формы документов, которые составляются при выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Доводы подателя жалобы о том, что из представленных Фондом доказательств невозможно установить, что указанные информационные сообщения размещены именно администрацией подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела.
В данном случае из размещенных сообщений четко усматривается, куда именно товариществу необходимо было обратиться за получением конкретной информации.
При этом указанные сообщения не обладают признаками обезличенности либо неинформативности.
Убеждение подателя жалобы о том, что на администрацию возложена обязанность извещать непосредственно руководство каждого товарищества, о времени и месте проведения семинаров, а также о проведении собрания собственников по вопросу формирования фонда капитального ремонта, апелляционная коллегия считает противоречащим нормам законодательства Российской Федерации.
Следует отметить, что товарищество в первую очередь является юридическим лицом, обладающим в силу положений статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособностью, под которой понимается наличие гражданских прав, соответствующих целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и возложение связанных с этой деятельностью обязанностей.
Следовательно, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того факта, что на сегодняшний момент решения собственников помещений в доме от 04.04.2016 не вступили в силу, поскольку не истек 1,5-годовалый срок со дня уведомления регионального оператора об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
При этом судом первой инстанции верно отмечено, что по истечении указанного срока со дня уведомления о принятом решении собственников помещений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта Фонд обязан будет вернуть в течение пяти дней полученные от собственников помещений денежные средства в силу прямого указания части 5 статьи 173 ЖК РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 июля 2017 года по делу N А05-2933/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Советских космонавтов, 52, корпус 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2017 ПО ДЕЛУ N А05-2933/2017
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2017 г. по делу N А05-2933/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 октября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Советских космонавтов, 52, корпус 1" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 июля 2017 года по делу N А05-2933/2017 (судья Низовцева А.М.),
установил:
товарищество собственников жилья "Советских космонавтов, 52, корпус 1" (ОГРН 1072900000931, ИНН 2901164400; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Советских космонавтов, дом 52, корпус 1, офис 24; далее - товарищество, ТСЖ "Советских космонавтов, 52, корпус 1") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области" (ОГРН 1132900001574, ИНН 2901991858; место нахождения: 163002, город Архангельск, улица Урицкого, дом 1, офис 402; далее - Фонд) о возложении на ответчика обязанности перечислить средства фонда капитального ремонта в отношении домов в городе Архангельске по адресам: пр. Советских космонавтов, 52 и 52 корпус 1, на специальные счета, открытые в публичном акционерном обществе "Росбанк", а также передать все имеющиеся документы и информацию по начисленным и уплаченным взносам на капитальный ремонт.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Город Архангельск" (далее - администрация), муниципальное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" Информационно-расчетный центр" (далее - МУП "ИРЦ").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 6 июля 2017 года по делу N А05-2933/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Товарищество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что администрацией муниципального образования "Город Архангельск" (далее - администрация) как органом местного самоуправления не были приняты все необходимые меры для информирования собственников о способе формирования фонда капитального ремонта.
Фонд в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирных по проспекту Советских космонавтов N 52 и N 52 корп. 1 выбрали такой способ управления домами как товарищество собственников жилья.
Указанные дома в соответствии с постановлениями мэрии города Архангельска от 17.11.2014 N 965 и от 16.02.2015 N 131 включены в перечень домов, которые формируют фонд капитального ремонта на общем счете регионального оператора.
Общим собранием собственников домов 04.04.2016 принято решение об избрании способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом для каждого дома в Архангельском отделении публичного акционерного общества "Росбанк" (том 1, листы 26 - 29).
Копии указанных протоколов получены Фондом 11.04.2016, что подтверждается входящими отметками на сопроводительных письмах (том 1, листы 30 - 31).
Письмом, полученным ответчиком 08.12.2016, истец дополнительно уведомил ответчика о необходимости перечислить средства фонда капитального ремонта на специальный счет, и предоставил реквизиты таких счетов (том 1, листы 32 - 34).
В письме от 29.12.2016 N 04/10163 Фонд подтвердил получение протоколов общего собрания собственников от 04.04.2016 и сообщил, что в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона Архангельской области от 02.07.2013 N 701-41-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области" указанные решения общего собрания вступают в силу через 1,5 года после их направления региональному оператору, а именно с 09.06.2018. После указанной даты региональным оператором будут совершены действия по переводу денежных средств на специальный счет (том 1, листы 22 - 23).
Товарищество, не согласившись с указанной позицией Фонда, обратилось в арбитражный суд с уточненным заявлением о возложении на Фонд обязанностей по перечислению средств фонда капитального ремонта в отношении спорных домов на специальные счета и передаче истцу всех имеющихся документов и информации по начисленным и уплаченным взносам в судебном порядке.
В обоснование своей позиции истец сослался на то, что администрацией, как органом местного самоуправления не были приняты все необходимые меры для информирования собственников о способе формирования фонда капитального ремонта.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Частью 1 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 указанной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 названной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае собственниками помещений в спорных домах в установленные статьей 170 ЖК РФ сроки не было принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, в связи с этим на основании постановлений мэрии города Архангельска от 17.11.2014 N 965 и от 16.02.2015 N 131 формирование фонда капитального ремонта указанных домов должно производится на счете регионального оператора (Фонда).
Действующее жилищное законодательство предусматривает возможность изменения собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта.
Так, частью 1 статьи 173 ЖК РФ предусмотрено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Такие решения, принятые в установленном законодательством порядке с соблюдением требований части 3 статьи 173 ЖК РФ, представлены в материалы дела - протоколы общего собрания собственников дома от 04.04.2016.
Вместе с тем, действующее жилищное законодательство предусматривает определенную процедуру, соблюдение которой необходимо для вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. Указанная процедура предусматривает, что региональный оператор должен быть заблаговременно поставлен в известность о решении собственников изменить способ формирования фонда капитального ремонта.
Так, согласно части 5 статьи 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 указанной статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 указанной статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Пунктом 5 статьи 18 Закона Архангельской области от 02.07.2013 N 701-41-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области" (в редакции, действующей по состоянию на 04.04.2016) предусмотрено, что решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через полтора года, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта, после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, но не ранее наступления условия, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, законом субъекта Российской Федерации в рассматриваемом случае сокращен до 1,5 лет срок уведомления регионального оператора (Фонда) о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете Фонда и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
В материалы дела представлены копии сопроводительных писем, из содержания которых следует, что Фонд 11.04.2016 извещен об изменении способа формирования фонда капитального ремонта собственниками домов N 52 и N 52 (корпус 1), расположенных по проспекту Советских Космонавтов в городе Архангельске. Полный пакет документов, подтверждающих принятие и реализацию товариществом решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, представлен Фонду 08.12.2016 (том 1, лист 32).
Доказательств обратного в материалы настоящего дела не представлено.
Таким образом, в силу прямого указания пункта 5 статьи 18 Закона Архангельской области от 02.07.2013 N 701-41-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области" (в редакции, действующей по состоянию на 04.04.2016) по истечении 1,5 лет с указанной даты (то есть, с 09.07.2018) решение собственников помещений в названном многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта вступит в законную силу.
Следовательно, именно с указанной даты товарищество как владелец специального счета в публичном акционерном обществе "Росбанк" вправе принимать платежи собственников помещений в фонд капитального ремонта. Принятие платежей до указанной даты, противоречит названным нормам права, и не может быть признано законным.
Ссылка заявителя на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" (далее - постановление N 10-П), правомерно отклонена судом первой инстанции, как основанная на неверном толковании разъяснения норм права, данного в названном Постановлении.
В указанном Постановлении N 10-П разъяснено, что согласно части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта либо в случае если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не был проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении данного дома на счете регионального оператора.
По смыслу приведенных законоположений, принятие органом местного самоуправления такого решения возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
В частности, если в установленный законом срок и при наличии всех необходимых для совершения соответствующих действий условий ими не выбран или не реализован избранный способ формирования фонда капитального ремонта, а, следовательно, не обеспечено аккумулирование денежных средств на специальном счете либо на счете регионального оператора, этот дом вследствие естественного износа отдельных элементов его строительных конструкций и инженерных систем - при невозможности собственников расположенных в нем помещений выделить средства на проведение работ по его капитальному ремонту - окажется со временем под угрозой повреждения или разрушения, в силу чего его дальнейшая безопасная эксплуатация станет невозможной. В свою очередь, это может повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос многоквартирного дома (в случае его аварийного состояния, не допускающего восстановления). Тем самым неисполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по выбору и реализации способа формирования фонда капитального ремонта, а значит, и обязанности по содержанию общего имущества в этом доме приводило бы к тому, что негативные последствия такого бездействия в нарушение статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации затрагивали бы интересы других лиц.
Следовательно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок и при наличии всех требуемых для совершения соответствующих действий условий не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, представляет собой необходимую меру, направленную на обеспечение сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации, что согласуется с предписаниями как статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, так и ее статьи 40 (часть 2).
Вместе с тем, в силу части 6 статьи 170 ЖК РФ именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта - притом что оно должно быть проведено не позднее чем за месяц до окончания установленного частями 5 и 5.1 той же статьи срока принятия соответствующего решения. Данная обязанность исходя из принципа поддержания доверия граждан к закону и с учетом социальной природы Российского государства, а также фактически сложившихся между ним и гражданами в течение десятилетий отношений в жилищной сфере подразумевает и возложение на орган местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также по оказанию помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации. Неисполнение органом местного самоуправления этой обязанности создавало бы препятствия для осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме права на определение способа формирования фонда капитального ремонта и тем самым приводило бы к ограничению права собственности указанных лиц, как оно определено статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено, либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Таким образом, положение части 7 статьи 170 ЖК РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
В то же время, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на основании части 1 статьи 173 ЖК РФ решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете предписание части 5 той же статьи относительно двухлетнего срока (если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации) вступления такого решения в силу не должно применяться, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном положением части 7 статьи 170 данного Кодекса, без учета конституционно-правового смысла этого положения, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, притом что соответствующий факт установлен решением суда и что капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был.
Таким образом, из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что основанием для неприменения установленного двухлетнего срока вступления в силу решения собственников (или, в рассматриваемом случае, 1,5-годовалого срока в соответствии с Законом Архангельской области от 02.07.2013 N 701-41-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области") является совокупность обстоятельств, а именно:
- - капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был;
- - изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления;
- - решением суда установлен факт того, что орган местного самоуправления принял решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора без учета конституционно-правового смысла части 7 статьи 170 ЖК РФ.
Только совокупность указанных обстоятельств позволяет, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не применять установленный законом срока вступления в силу решения собственников о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете.
В рассматриваемом случае указанная совокупность обстоятельств не подтверждена, поскольку в материалы дела не представлено вступившее в законную силу решение суда, которым был бы установлен факт нарушения администрацией требований части 7 статьи 170 ЖК РФ при принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Кроме этого из представленных суду доказательств усматривается, что администрация как орган местного самоуправления надлежащим образом информировала граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также оказывала помощь собственникам в принятии решения в должной форме и проводила работу по разъяснению порядка его реализации.
Из материалов, размещенных в средствах массовой информации (газетах, на сайте администрации и Правительства Архангельской области), следует, что органом местного самоуправления на протяжении с августа 2013 года по август 2014 года непрерывно размещались объявления о проведении круглых столов и семинаров, разъяснялись вопросы формирования фонда капитального ремонта, последствия принятия того или иного решения, порядок принятия указанных решений, а также то, что в срок, до 29.08.2014 собственникам помещений домов необходимо организовать и провести общее собрание собственников многоквартирного дома по выбору способа формирования фонда капитального ремонта. На сайте администрации размещено информационное пособие для собственников помещений и формы документов, которые составляются при выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Доводы подателя жалобы о том, что из представленных Фондом доказательств невозможно установить, что указанные информационные сообщения размещены именно администрацией подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела.
В данном случае из размещенных сообщений четко усматривается, куда именно товариществу необходимо было обратиться за получением конкретной информации.
При этом указанные сообщения не обладают признаками обезличенности либо неинформативности.
Убеждение подателя жалобы о том, что на администрацию возложена обязанность извещать непосредственно руководство каждого товарищества, о времени и месте проведения семинаров, а также о проведении собрания собственников по вопросу формирования фонда капитального ремонта, апелляционная коллегия считает противоречащим нормам законодательства Российской Федерации.
Следует отметить, что товарищество в первую очередь является юридическим лицом, обладающим в силу положений статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособностью, под которой понимается наличие гражданских прав, соответствующих целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и возложение связанных с этой деятельностью обязанностей.
Следовательно, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того факта, что на сегодняшний момент решения собственников помещений в доме от 04.04.2016 не вступили в силу, поскольку не истек 1,5-годовалый срок со дня уведомления регионального оператора об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
При этом судом первой инстанции верно отмечено, что по истечении указанного срока со дня уведомления о принятом решении собственников помещений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта Фонд обязан будет вернуть в течение пяти дней полученные от собственников помещений денежные средства в силу прямого указания части 5 статьи 173 ЖК РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 июля 2017 года по делу N А05-2933/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Советских космонавтов, 52, корпус 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
Н.Н.ОСОКИНА
А.Ю.ДОКШИНА
Н.Н.ОСОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)