Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.12.2017 N 15АП-18962/2017 ПО ДЕЛУ N А53-15036/2017

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2017 г. N 15АП-18962/2017

Дело N А53-15036/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абрамовой П.А.,
при участии представителя заинтересованного лица Ковачевой Е.А. от 06.03.2017, представителя третьего лица Баршиной Ю.В. по доверенности от 18.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Донэнерго"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 03.10.2017 по делу N А53-15036/2017, принятое судьей Пименовым С.В.,
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции
Ростовской области
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Донэнерго",
о признании недействительным предписания,
установил:

публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 04.04.2017 N 945.
Определением от 06.09.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено акционерное общество "Донэнерго".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель и третье лицо обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили решение отменить.
Определением апелляционного суда от 05.12.2017 производство по апелляционной жалобе заявителя прекращено в связи с принятием отказа от апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба третьего лица мотивирована тем, что установка ОДПУ подтверждена актом от 23.08.2013 N 23/3464 проверки средств учета и состояния схемы электрической энергии, актом допуска прибора электрической энергии в эксплуатацию от 23.08.2013. Указано на то, что согласно информации, размещенной на официальном сайте Реформа ЖКХ, дом N 43 по ул. Баумана является многоквартирным домом, а не несколькими жилыми домами, спорный многоквартирный дом расположен на едином земельном участке под единым кадастровым номером, единый кабельный вводу, единую электрическую сеть и единый внутренний распределительный узел, по спорному адресу региональный оператор собирает денежные средства на капитальный ремонт единого многоквартирного дома, договор управления исполнителем коммунальных услуг заключен на один многоквартирный дом, а не на несколько отдельных жилых домов.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо доводам апелляционной жалобы возражало, просило решение оставить без изменения.
В судебном заседании представители заинтересованного и третьего лиц поддержали правовые позиции по делу, заявитель явку не обеспечил, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, на основании заявления жителя многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Баумана, 43, г. Ростов-на-Дону, заместителем начальника инспекции 02.03.2017 подписано распоряжение N 1657 на проведение внеплановой документарной проверки общества, при проведении которой установлено, что на земельном участке по адресу: ул. Баумана, 43, г. Ростов-на-Дону, расположены многоквартирные дома с литером А, Б, В, Г.
Инспекция также установила, что при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению абонентам, проживающим в по указанному адресу, учитывались показания одного общедомового прибора учета, учитывающего потребление услуги многоквартирных домов по адресу: ул. Баумана, 43, г. Ростов-на-Дону, с литером А, Б, В, Г.
Инспекция пришла к выводу, что обществом нарушены положения пункта 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", о чем составлен акт от 04.04.2017.
Инспекцией 04.04.2017 выдано предписание N 945, согласно которому обществу надлежало в срок до 30.06.2017 привести в соответствие с требованиями пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в августе 2016 согласно показаниям общедомового прибора учета, установленного на несколько многоквартирных домов по адресу: ул. Баумана, 43, г. Ростов-на-Дону, с литером А, Б, В, Г.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Пунктом 9 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, установлено, что к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом, в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Общество приказом антимонопольного органа от 08.11.2006 N 32-р с долей более 65% включено в Реестр хозяйствующих объектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% по виду деятельности - розничная реализация электрической энергии в границах расположения распределительных сетей электрической энергии, к которым присоединены потребители. Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, соответственно, на деятельность общества на рынке услуг по реализации электрической энергии распространяются ограничения. Кроме этого, Общество является гарантирующим поставщиком на розничном рынке электроэнергии в Ростовской области (статус гарантирующего поставщика присвоен 13.10.2006 в соответствии с постановлением РСТ от 13.10.2006 N Ю/1).
Общество реализует электрическую энергию напрямую собственникам помещений в многоквартирных домах без промежуточного субъекта, которым является исполнитель коммунальных.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила содержания общего имущества) установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил содержания общего имущества, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен на один многоквартирный дом, так как общее имущество одного многоквартирного дома не может быть общим имуществом другого многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 2 Правил под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Пунктом 80 Правил предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
По правилам пункта 81 Правил ввод установленного прибора учета в эксплуатацию (то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета), по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о нахождении на спорном участке одного многоквартирного дома по следующим основаниям.
Согласно данным МУПТИ и ОН подтверждает, что на земельном участке по адресу: ул. Баумана, 43, г. Ростов-на-Дону, находятся отдельно стоящие многоквартирные жилые дома литер А, литер Б, литер В, литер Г. В материалы дела представлен договор от 01.09.2015 N 141 управления многоквартирным домом по адресу: ул. Баумана, 43, г. Ростов-на-Дону. Управление осуществляет управляющая компания "Согласие". В Реестре лицензий Ростовской области значится запись, что управление многоквартирным домом по адресу: ул. Баумана, 43, г. Ростов-на-Дону осуществляется управляющей компанией "Согласие" на основании лицензии от 13.10.2015 (л.д. 109). Согласно акту от 23.08.2013 N 23/3464 проверки (замены, калибровки) средств учета и состояния схемы учета электрической энергии, а также акту допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию от 23.08.2013, многоквартирный дом по адресу: ул. Баумана, 43, г. Ростов-на-Дону оснащен одним общедомовым прибором учета. Доказательства установки общедомового прибора учета на каждом многоквартирном доме по адресу: ул. Баумана, 43, г. Ростов-на-Дону, в материалы дела не представлены.
Исходя из изложенного, обществом определялся объем потребленной электрической энергии при расчете с жильцами многоквартирных жилых домов по адресу: ул. Баумана, 43, г. Ростов-на-Дону по одному прибору учета, который учитывал объем потребленный электрической энергии жильцами других многоквартирных жилых домов, расположенных на земельном участке по названному адресу.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2017 по делу N А53-15036/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)