Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что является собственником квартиры, ему незаконно была начислена задолженность по оплате услуг ЖКХ со второго месяца после вселения в квартиру.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Захарова О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
Председательствующего Расторгуевой Н.С.,
судей Кирсановой В.А., Михалиной С.Е.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирсановой В.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе О.Ю. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований О.Ю. к ТСЖ "Новая Апрелевка" о взыскании денежных средств - отказать.
установила:
О.Ю. обратился в суд с иском к ТСЖ "Новая Апрелевка" о взыскании денежных средств; в обоснование требований указано, что истец является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ***; ТСЖ "Новая Апрелевка" создано застройщиком жилого комплекса 20.04.2009 г., более чем за год до сдачи домов в эксплуатацию; ответчиком нарушаются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, в течение последних трех лет ежемесячно рассчитывается потребителям плата за отопление по одному нормативу 0,0149 Гкал/м кв., расчет которого неизвестен, не учитываются показания общедомовых приборов учета тепловой энергии. Из приведенных расчетов переплата истца по отоплению составляют (не менее); за 2013 год - *** руб., за 2014 год - *** руб., а всего за период *** руб.; претензия от 14.01.2015 г. о корректировке размера платы за отопление за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2014 г., не удовлетворена.
О.Ю. незаконно была начислена задолженность по оплате услуг ЖКХ со второго месяца после вселения в квартиру, также истец считает, что ответчик незаконно включает в счета сбор платежей за ЖКУ следующих статей расходов: "ТО СКД и домофонов", "ТО водосчетчиков", "Содержание службы консьержей", письменные обращения истца не дали положительных результатов.
Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" 31.10.2013 г. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ "Новая Апрелевка", по результатам которой ТСЖ "Новая Апрелевка" было предписано в срок до 01.12.2013 г. произвести корректировку платы за отопление и горячее водоснабжение, а также возвратить незаконно начислявшиеся суммы за "ТО водосчетчиков", "ТО СКД и домофонов", "службу консьержей". ТСЖ "Новая Апрелевка" в Арбитражном суде оспаривало предписания, которые были оставлены в силе, но не исполнены ответчиком.
До 01.05.2014 г. ответчик незаконно начислял плату за "фонд капитального ремонта", однако и после исключения указанной графы, сумма незаконных начислений по статье "фонд капитального ремонта" в размере *** руб. не была возвращена.
Также истец указывает на то, что ТСЖ "Новая Апрелевка" оказывает потребителям коммунальную услугу по горячему водоснабжению путем нагрева холодной воды использованием оборудования (бойлер), входящего в состав общего имущества многоквартирного дома. Плату жильцам ТСЖ начисляет по тарифу, установленному для систем с централизованным горячим водоснабжением. Госжилинспекция Московской области своим Предписанием, обязало ТСЖ "Новая Апрелевка" произвести корректировку размера платы за горячее водоснабжение в соответствие, однако перерасчет до сих пор не произведен.
С учетом уточнения истец просил взыскать с ТСЖ "Новая Апрелевка" корректировку размера платы за отопление за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2014 г. в сумме *** руб.; незаконно приписанную задолженность в сумме *** коп.; незаконно начисленные суммы по статьям расходов: ТО СКД и Домофонов - *** руб.; ТО водосчетчиков - *** руб. 00 коп.; содержание службы консьержей - *** руб.; Фонд капитального ремонта - *** руб.; неустойку в сумме *** руб.; моральный вред в сумме *** руб.; штраф в размере 50% от присужденной суммы в размере *** руб., всего взыскать *** руб.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит О.Ю. по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика ТСЖ "Новая Апрелевка" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца О.Ю. и его представителя О.Л. полагавших решение суда постановленным с нарушением норм процессуального и материального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу положений ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включают в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом, исходя из объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 3 ст. 39 ЖК РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 года, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 33 указанных Правил, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Согласно ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт...
Нормами ст. 155 ЖК РФ предусмотрена равная обязанность не членов товарищества собственников жилья и граждан, являющихся членами ТСЖ, вносить определенные органами управления Товарищества платежи.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, О.Ю. является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ***.
20 апреля 2009 года при участии Застройщика ООО "Три-Х" было создано ТСЖ "Новая Апрелевка", в состав ТСЖ вошли четыре дома расположенные по адресу ***; ТСЖ "Новая Апрелевка" оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в указанном доме, также ТСЖ, выполняя возложенные на него обязанности, заключило необходимые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов.
Материалами дела подтверждено, что ТСЖ выставляет собственникам помещений счета-квитанции на оплату оказываемых услуг, которые содержат перечень подлежащих оплате жилищно-коммунальных услуг: техническое обслуживание, отопление, служба консьержей, ТО (техническое обслуживание) водосчетчиков (включалась до сентября 2013 года), ТО СКД (системы контроля доступа) и домофонов, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, фонд капитального ремонта (включалось до апреля 2014 года).
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт включает плату: за услуги и работы по управлению многоквартирным домом (далее МКД); за содержание общего имущества в МКД; за текущий ремонт общего имущества в МКД; за капитальный ремонт общего имущества в МКД, все указанные услуги включаются в состав платы за содержание и ремонт.
Подтверждено, что тариф на техническое обслуживание (содержание, ремонт и управление) утвержден правлением ТСЖ (в рамках соответствующей сметы) и согласован с организацией осуществляющей услуги и работы по содержанию и эксплуатации общего имущества в многоквартирных домах ООО "ОблКомСервис".
Размер тарифа "за техническое обслуживание" за время существования ТСЖ изменялся следующем образом: с мая по декабрь 2010 года - 29,58 руб./кВ. м, с января по декабрь 2011 года - 30,89 руб. /кВ. м, с января по июнь 2012 года - 31,82 руб./кВ. м, с июля 2011 года по февраль 2014 года - 33,65 руб. /кВ. м, с 01 февраля 2014 г. 36,84 руб./кВ. м.
Содержание данного тарифа (и услуг на техническое обслуживание МЖД) составляют: услуги эксплуатирующей организации; производственные затраты (з/п персонала дома, спецодежда, связь, содержание техники и т.д.); управленческие и накладные расходы (з/п административно-управленческого персонала, канцтовары, информационные затраты, аренда и т.д.); затраты ТСЖ: затраты на ТО систем пожарной безопасности, определяемое на основании соответствующего договора ТСЖ; затраты на вывоз мусора; затраты на общедомовую (за исключением жилых помещений) электроэнергию, определяемые, определяемые на основании соответствующего договора ТСЖ; затраты на обслуживание лифтов, определяемые на основании соответствующего договора ТСЖ.
Начиная с июля 2012 года данные тарифы утверждаются Общим собранием, а ранее устанавливались Правлением ТСЖ, указанные тарифы никогда не превышали соответствующих тарифов установленных нормативно: Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального р-на МО от 26.11.2010 года N 230/16 и Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального р-на МО от 21.05.2012 года N 530/38.
Таким образом, суд пришел к выводу, что действия ответчика по начислению платы за техническое обслуживание, являются обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства, в связи с чем отказал истцу о взыскании переплаты за услуги "отопление".
Материалами дела подтверждено, что тариф (размер оплаты) на ТО водосчетчиков определен правлением (в дальнейшем утвержден общим собранием в составе ежегодных смет) и составляет *** руб./месяц за один счетчик, также общие собрания товарищества - собрания собственников помещений 2012, 2013, 2014 годов утвердили сметы расходов на предстоящий период и одобрили ранее произведенные расходы ТСЖ.
ТСЖ "Новая Апрелевка" установило приборы учета воды и ввело их в эксплуатацию (согласно прилагаемым актам) в конце сентября 2014 года. Следовательно, в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения N 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 307, обязанность по осуществлению соответствующих корректировок действует в течение всего года (с момента установки приборов и момента начала получения данных от этих приборов - как минимум до сентября 2015 год), при этом суд указал, что на момент рассмотрения данного дела права ответчика на осуществление соответствующей корректировки не нарушены.
Также судом установлено, что судьба сэкономленных средств за период до установки приборов учета воды была решена общим собранием членов ТСЖ, собственников помещений в жилых домах. Приложенный протокол N 9 (пункт 9) от 10.06.214 г. счетной комиссии, составленный по итогам голосований членов ТСЖ на общем собрании, подтвердил, что 58,38% общих голосов собрания направили полученную сумму экономии за период с 2010 г. по 2013 г. включительно в фонд развития и благоустройства.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что оснований для корректировки размера платы за отопление и взыскания с ответчика начисленной платы за ТО водосчетчиков не имеется.
Отказ истца платить за службу консьержей и требование о перерасчете и исключении сумм этих платежей носит, необоснованный характер.
Материалами дела подтверждено, что размер данного платежа по услуге "консьерж" установлен сначала Распоряжением правления ТСЖ, а затем утвержден решением общего собрания, при этом расходы на службу консьержей одобрены общим собранием ТСЖ в составе отчета о проделанной деятельности, а также в составе сметы расходов на 2012, 2013, 2014 годы, следовательно данная услуга полностью востребована большинством собственников помещений дома и уплата соответствующей суммы не нарушает права и интересы истца, эти услуги оказываются в интересах всех жителей дома, и расходы на их оплату носят обоснованный характер, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для взыскания с ответчика начисленной платы за содержание службы консьержей не имеется.
Также материалами дела подтверждено, что расходы на ТО СКД и Домофонов одобрены общим собранием ТСЖ в составе отчета о проделанной деятельности, а также в составе сметы расходов на 2012, 2013, 2014 годы, следовательно данная услуга тоже востребована большинством собственников помещений дома и уплата соответствующей суммы не нарушает права и интересы истца, при этом суд указал, что цена на эксплуатационные и коммунальные услуги, расходы ТСЖ на консьержей, оплата ТО СКД и Домофонов, плата за обслуживание индивидуальных счетчиков и др., что не вошло в графы коммунальные или эксплуатационные услуги, носят законный и обоснованный характер.
Разрешая спор, суд учел, что необходимость формирования фонда капитального ремонта, следует из п. 3 Решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального р-на МО от 26.11.2010 года N 230/16 и п. 3 Решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального р-на МО от 21.05.2012 года N 530/38, которым в частности установлено: "Рекомендовать управляющим организациям установить для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, не принявших на общем собрании решения о размере платы, плату за капитальный ремонт жилищного фонда в соответствии с приложением N 3", размер данного платежа (тариф 3,39 руб./кВ. м) установлен сначала Распоряжением правления ТСЖ от 30.12.2012 г. и действует с 01 января 2012 года, а затем утвержден решением общего собрания, которое не оспорено и не признано недействительным в установленном порядке.
Суд правомерно отказал в удовлетворении требований истца о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, поскольку указанные требования являются производными от основных, в удовлетворении которых истцу отказано.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку считает, что данные выводы основаны на материалах дела, анализе представленных сторонами письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, нормы действующего законодательства применены судом верно.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном взимании платы консьержей, ТО водосчетчиков, ТО СКД и домофонов не могут служить основанием к отмене решения. О возможности осуществления хозяйственной деятельности ТСЖ для достижения целей, предусмотренных его уставом, говорится в ст. 152 ЖК РФ. В данной же норме закона приводится перечень разрешенных видов хозяйственной деятельности ТСЖ: обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме; сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме. При этом управление общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечение владения, пользования, распоряжения им, осуществление деятельности по созданию, распоряжению им, а также осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению имущества многоквартирного дома - это изначальные цели создания ТСЖ (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).
В порядке, предусмотренном ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации, к которым относятся ТСЖ, могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Но так как товарищества не являются постоянными, профессиональными участниками гражданского оборота, их выступление в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной деятельности, не связанной с извлечением прибыли. Это означает, что их предпринимательская деятельность должна служить достижению целей, которые стоят перед организациями.
На основании ст. 137 ЖК РФ ТСЖ имеет полное право выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и представлять им услуги. В данном положении не указано, на какой основе ТСЖ осуществляет данный вид деятельности - безвозмездно или возмездно.
Обслуживание имущества многоквартирного дома является в силу закона одной из целей создания ТСЖ, услуги консьержа и другие услуги можно отнести к услугам по обслуживанию, содержанию и сохранению имущества многоквартирного дома.
Тем самым, включение на обсуждение собственников помещений многоквартирного дома вопроса о введении услуг консьержа и его оплате полностью отвечает положениям названной выше статьи закона, поскольку данные услуги служат для достижения целей создания ТСЖ.
Таким образом, ТСЖ может осуществлять не только хозяйственную деятельность в рамках ч. 2 ст. 152 ЖК РФ, но и предпринимательскую, которая должна служить достижению целей, ради которых создано товарищество, и соответствовать этим целям.
Другие доводы жалобы, в том числе о взыскании корректировки размера платы за отопление, направлены на собственную оценку доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, вместе с тем, приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, вследствие чего не могут быть приняты во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О.Ю. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33-18241/2016
Требование: О взыскании денежных средств.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что является собственником квартиры, ему незаконно была начислена задолженность по оплате услуг ЖКХ со второго месяца после вселения в квартиру.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2016 г. по делу N 33-18241
Судья Захарова О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
Председательствующего Расторгуевой Н.С.,
судей Кирсановой В.А., Михалиной С.Е.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирсановой В.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе О.Ю. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований О.Ю. к ТСЖ "Новая Апрелевка" о взыскании денежных средств - отказать.
установила:
О.Ю. обратился в суд с иском к ТСЖ "Новая Апрелевка" о взыскании денежных средств; в обоснование требований указано, что истец является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ***; ТСЖ "Новая Апрелевка" создано застройщиком жилого комплекса 20.04.2009 г., более чем за год до сдачи домов в эксплуатацию; ответчиком нарушаются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, в течение последних трех лет ежемесячно рассчитывается потребителям плата за отопление по одному нормативу 0,0149 Гкал/м кв., расчет которого неизвестен, не учитываются показания общедомовых приборов учета тепловой энергии. Из приведенных расчетов переплата истца по отоплению составляют (не менее); за 2013 год - *** руб., за 2014 год - *** руб., а всего за период *** руб.; претензия от 14.01.2015 г. о корректировке размера платы за отопление за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2014 г., не удовлетворена.
О.Ю. незаконно была начислена задолженность по оплате услуг ЖКХ со второго месяца после вселения в квартиру, также истец считает, что ответчик незаконно включает в счета сбор платежей за ЖКУ следующих статей расходов: "ТО СКД и домофонов", "ТО водосчетчиков", "Содержание службы консьержей", письменные обращения истца не дали положительных результатов.
Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" 31.10.2013 г. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ "Новая Апрелевка", по результатам которой ТСЖ "Новая Апрелевка" было предписано в срок до 01.12.2013 г. произвести корректировку платы за отопление и горячее водоснабжение, а также возвратить незаконно начислявшиеся суммы за "ТО водосчетчиков", "ТО СКД и домофонов", "службу консьержей". ТСЖ "Новая Апрелевка" в Арбитражном суде оспаривало предписания, которые были оставлены в силе, но не исполнены ответчиком.
До 01.05.2014 г. ответчик незаконно начислял плату за "фонд капитального ремонта", однако и после исключения указанной графы, сумма незаконных начислений по статье "фонд капитального ремонта" в размере *** руб. не была возвращена.
Также истец указывает на то, что ТСЖ "Новая Апрелевка" оказывает потребителям коммунальную услугу по горячему водоснабжению путем нагрева холодной воды использованием оборудования (бойлер), входящего в состав общего имущества многоквартирного дома. Плату жильцам ТСЖ начисляет по тарифу, установленному для систем с централизованным горячим водоснабжением. Госжилинспекция Московской области своим Предписанием, обязало ТСЖ "Новая Апрелевка" произвести корректировку размера платы за горячее водоснабжение в соответствие, однако перерасчет до сих пор не произведен.
С учетом уточнения истец просил взыскать с ТСЖ "Новая Апрелевка" корректировку размера платы за отопление за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2014 г. в сумме *** руб.; незаконно приписанную задолженность в сумме *** коп.; незаконно начисленные суммы по статьям расходов: ТО СКД и Домофонов - *** руб.; ТО водосчетчиков - *** руб. 00 коп.; содержание службы консьержей - *** руб.; Фонд капитального ремонта - *** руб.; неустойку в сумме *** руб.; моральный вред в сумме *** руб.; штраф в размере 50% от присужденной суммы в размере *** руб., всего взыскать *** руб.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит О.Ю. по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика ТСЖ "Новая Апрелевка" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца О.Ю. и его представителя О.Л. полагавших решение суда постановленным с нарушением норм процессуального и материального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу положений ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включают в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом, исходя из объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 3 ст. 39 ЖК РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 года, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 33 указанных Правил, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Согласно ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт...
Нормами ст. 155 ЖК РФ предусмотрена равная обязанность не членов товарищества собственников жилья и граждан, являющихся членами ТСЖ, вносить определенные органами управления Товарищества платежи.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, О.Ю. является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ***.
20 апреля 2009 года при участии Застройщика ООО "Три-Х" было создано ТСЖ "Новая Апрелевка", в состав ТСЖ вошли четыре дома расположенные по адресу ***; ТСЖ "Новая Апрелевка" оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в указанном доме, также ТСЖ, выполняя возложенные на него обязанности, заключило необходимые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов.
Материалами дела подтверждено, что ТСЖ выставляет собственникам помещений счета-квитанции на оплату оказываемых услуг, которые содержат перечень подлежащих оплате жилищно-коммунальных услуг: техническое обслуживание, отопление, служба консьержей, ТО (техническое обслуживание) водосчетчиков (включалась до сентября 2013 года), ТО СКД (системы контроля доступа) и домофонов, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, фонд капитального ремонта (включалось до апреля 2014 года).
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт включает плату: за услуги и работы по управлению многоквартирным домом (далее МКД); за содержание общего имущества в МКД; за текущий ремонт общего имущества в МКД; за капитальный ремонт общего имущества в МКД, все указанные услуги включаются в состав платы за содержание и ремонт.
Подтверждено, что тариф на техническое обслуживание (содержание, ремонт и управление) утвержден правлением ТСЖ (в рамках соответствующей сметы) и согласован с организацией осуществляющей услуги и работы по содержанию и эксплуатации общего имущества в многоквартирных домах ООО "ОблКомСервис".
Размер тарифа "за техническое обслуживание" за время существования ТСЖ изменялся следующем образом: с мая по декабрь 2010 года - 29,58 руб./кВ. м, с января по декабрь 2011 года - 30,89 руб. /кВ. м, с января по июнь 2012 года - 31,82 руб./кВ. м, с июля 2011 года по февраль 2014 года - 33,65 руб. /кВ. м, с 01 февраля 2014 г. 36,84 руб./кВ. м.
Содержание данного тарифа (и услуг на техническое обслуживание МЖД) составляют: услуги эксплуатирующей организации; производственные затраты (з/п персонала дома, спецодежда, связь, содержание техники и т.д.); управленческие и накладные расходы (з/п административно-управленческого персонала, канцтовары, информационные затраты, аренда и т.д.); затраты ТСЖ: затраты на ТО систем пожарной безопасности, определяемое на основании соответствующего договора ТСЖ; затраты на вывоз мусора; затраты на общедомовую (за исключением жилых помещений) электроэнергию, определяемые, определяемые на основании соответствующего договора ТСЖ; затраты на обслуживание лифтов, определяемые на основании соответствующего договора ТСЖ.
Начиная с июля 2012 года данные тарифы утверждаются Общим собранием, а ранее устанавливались Правлением ТСЖ, указанные тарифы никогда не превышали соответствующих тарифов установленных нормативно: Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального р-на МО от 26.11.2010 года N 230/16 и Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального р-на МО от 21.05.2012 года N 530/38.
Таким образом, суд пришел к выводу, что действия ответчика по начислению платы за техническое обслуживание, являются обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства, в связи с чем отказал истцу о взыскании переплаты за услуги "отопление".
Материалами дела подтверждено, что тариф (размер оплаты) на ТО водосчетчиков определен правлением (в дальнейшем утвержден общим собранием в составе ежегодных смет) и составляет *** руб./месяц за один счетчик, также общие собрания товарищества - собрания собственников помещений 2012, 2013, 2014 годов утвердили сметы расходов на предстоящий период и одобрили ранее произведенные расходы ТСЖ.
ТСЖ "Новая Апрелевка" установило приборы учета воды и ввело их в эксплуатацию (согласно прилагаемым актам) в конце сентября 2014 года. Следовательно, в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения N 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 307, обязанность по осуществлению соответствующих корректировок действует в течение всего года (с момента установки приборов и момента начала получения данных от этих приборов - как минимум до сентября 2015 год), при этом суд указал, что на момент рассмотрения данного дела права ответчика на осуществление соответствующей корректировки не нарушены.
Также судом установлено, что судьба сэкономленных средств за период до установки приборов учета воды была решена общим собранием членов ТСЖ, собственников помещений в жилых домах. Приложенный протокол N 9 (пункт 9) от 10.06.214 г. счетной комиссии, составленный по итогам голосований членов ТСЖ на общем собрании, подтвердил, что 58,38% общих голосов собрания направили полученную сумму экономии за период с 2010 г. по 2013 г. включительно в фонд развития и благоустройства.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что оснований для корректировки размера платы за отопление и взыскания с ответчика начисленной платы за ТО водосчетчиков не имеется.
Отказ истца платить за службу консьержей и требование о перерасчете и исключении сумм этих платежей носит, необоснованный характер.
Материалами дела подтверждено, что размер данного платежа по услуге "консьерж" установлен сначала Распоряжением правления ТСЖ, а затем утвержден решением общего собрания, при этом расходы на службу консьержей одобрены общим собранием ТСЖ в составе отчета о проделанной деятельности, а также в составе сметы расходов на 2012, 2013, 2014 годы, следовательно данная услуга полностью востребована большинством собственников помещений дома и уплата соответствующей суммы не нарушает права и интересы истца, эти услуги оказываются в интересах всех жителей дома, и расходы на их оплату носят обоснованный характер, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для взыскания с ответчика начисленной платы за содержание службы консьержей не имеется.
Также материалами дела подтверждено, что расходы на ТО СКД и Домофонов одобрены общим собранием ТСЖ в составе отчета о проделанной деятельности, а также в составе сметы расходов на 2012, 2013, 2014 годы, следовательно данная услуга тоже востребована большинством собственников помещений дома и уплата соответствующей суммы не нарушает права и интересы истца, при этом суд указал, что цена на эксплуатационные и коммунальные услуги, расходы ТСЖ на консьержей, оплата ТО СКД и Домофонов, плата за обслуживание индивидуальных счетчиков и др., что не вошло в графы коммунальные или эксплуатационные услуги, носят законный и обоснованный характер.
Разрешая спор, суд учел, что необходимость формирования фонда капитального ремонта, следует из п. 3 Решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального р-на МО от 26.11.2010 года N 230/16 и п. 3 Решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального р-на МО от 21.05.2012 года N 530/38, которым в частности установлено: "Рекомендовать управляющим организациям установить для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, не принявших на общем собрании решения о размере платы, плату за капитальный ремонт жилищного фонда в соответствии с приложением N 3", размер данного платежа (тариф 3,39 руб./кВ. м) установлен сначала Распоряжением правления ТСЖ от 30.12.2012 г. и действует с 01 января 2012 года, а затем утвержден решением общего собрания, которое не оспорено и не признано недействительным в установленном порядке.
Суд правомерно отказал в удовлетворении требований истца о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, поскольку указанные требования являются производными от основных, в удовлетворении которых истцу отказано.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку считает, что данные выводы основаны на материалах дела, анализе представленных сторонами письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, нормы действующего законодательства применены судом верно.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном взимании платы консьержей, ТО водосчетчиков, ТО СКД и домофонов не могут служить основанием к отмене решения. О возможности осуществления хозяйственной деятельности ТСЖ для достижения целей, предусмотренных его уставом, говорится в ст. 152 ЖК РФ. В данной же норме закона приводится перечень разрешенных видов хозяйственной деятельности ТСЖ: обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме; сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме. При этом управление общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечение владения, пользования, распоряжения им, осуществление деятельности по созданию, распоряжению им, а также осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению имущества многоквартирного дома - это изначальные цели создания ТСЖ (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).
В порядке, предусмотренном ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации, к которым относятся ТСЖ, могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Но так как товарищества не являются постоянными, профессиональными участниками гражданского оборота, их выступление в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной деятельности, не связанной с извлечением прибыли. Это означает, что их предпринимательская деятельность должна служить достижению целей, которые стоят перед организациями.
На основании ст. 137 ЖК РФ ТСЖ имеет полное право выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и представлять им услуги. В данном положении не указано, на какой основе ТСЖ осуществляет данный вид деятельности - безвозмездно или возмездно.
Обслуживание имущества многоквартирного дома является в силу закона одной из целей создания ТСЖ, услуги консьержа и другие услуги можно отнести к услугам по обслуживанию, содержанию и сохранению имущества многоквартирного дома.
Тем самым, включение на обсуждение собственников помещений многоквартирного дома вопроса о введении услуг консьержа и его оплате полностью отвечает положениям названной выше статьи закона, поскольку данные услуги служат для достижения целей создания ТСЖ.
Таким образом, ТСЖ может осуществлять не только хозяйственную деятельность в рамках ч. 2 ст. 152 ЖК РФ, но и предпринимательскую, которая должна служить достижению целей, ради которых создано товарищество, и соответствовать этим целям.
Другие доводы жалобы, в том числе о взыскании корректировки размера платы за отопление, направлены на собственную оценку доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, вместе с тем, приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, вследствие чего не могут быть приняты во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О.Ю. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)