Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 02.03.2016 N Ф03-521/2016 ПО ДЕЛУ N А73-4800/2015

Требование: О взыскании задолженности в виде невыплаченной целевой субсидии по соглашению о предоставлении межбюджетных трансфертов.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Администрацией района не исполнена обязанность представить администрации сельского поселения межбюджетный трансферт, поступивший в бюджет района в виде субсидии на софинансирование расходных обязательств на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2016 г. N Ф03-521/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, И.В. Ширяева
при участии:
- от администрации сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края - Коваленко Р.П., глава; Анисенко Е.С., представитель по доверенности от 03.08.2015 б/н;
- от администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края - Ковригина О.Л., представитель по доверенности от 11.01.2016 N 3.19/4;
- от третьих лиц: Хабаровского краевого унитарного предприятия "Крайдорпредприятие" - Федорова О.В., представитель по доверенности от 30.12.2015 N 142; Финансово - экономического управления администрации Хабаровского муниципального района, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - представители не явились;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015
по делу N А73-4800/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.И. Воронцов; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В. Гричановская, В.Г. Дроздова, И.Е. Пичинина
по иску администрации сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края
к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края
третьи лица: Хабаровское краевое унитарное предприятие "Крайдорпредприятие", Финансово - экономическое управление администрации Хабаровского муниципального района, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о расторжении соглашения и взыскании 1 945 877, 50 руб.
Администрация сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700859851, ИНН 2720006313, место нахождения: 680507, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Некрасовка, ул. Ленина, 20; далее - администрация сельского поселения, истец) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700858432, ИНН 2720003873, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 6; далее - администрация района, ответчик), Финансово - экономическому управлению администрации Хабаровского муниципального района о взыскании 1 727 014 руб. задолженности, невыплаченной целевой субсидии по соглашению от 26.06.2013 N 01-02/2013, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.06.2015 по 13.08.2015 в сумме 278 212, 36 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие "Крайдорпредприятие" (далее - ХКГУП "Крайдорпредприятие") и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Финансово - экономическое управление администрации Хабаровского муниципального района по заявлению истца исключено из состава ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 20.08.2015 в иске отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 решение суда первой инстанции отменено. Иск удовлетворен частично. С администрации района в пользу администрации сельского поселения взыскано 1 727 014 руб. сумму межбюджетного трансферта.
В кассационной жалобе администрация района просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, истцом не были выполнены условия для предоставления субсидии в 2013 году. Также полагает, что апелляционный суд неправомерно применил к спорным правоотношениям нормы гражданского законодательства.
Представители администрации сельского поселения в судебном заседании, а также ХКГУП "Крайдорпредприятие" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель, против доводов заявителя кассационной жалобы возражают, просят оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Финансово - экономическое управление администрации Хабаровского муниципального района и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 13.06.2013 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и муниципальным образованием Хабаровского муниципального района подписано соглашение N 01/2013-КБ "О предоставлении в 2013 году субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования Хабаровский муниципальный район на софинансирование расходных обязательств по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов". Согласно условиям данного соглашения администрация района обязана перечислить своевременно и в полном объеме субсидию в местные бюджеты поселений на основании соглашений о предоставлении субсидий о софинансировании муниципальных программ поселений и предоставить в министерство копии платежных документов, подтверждающие перечисление средств.
26.06.2013 между истцом и ответчиком заключено соглашение N 01-02/2013 о предоставлении в 2013 году межбюджетных трансфертов из бюджета Хабаровского муниципального района сельскому поселению "Село Некрасовка", согласно которому администрация района обязана представить администрации сельского поселения межбюджетный трансферт, поступивший в бюджет района в виде субсидии на софинансирование расходных обязательств на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в размере 1 727 014 руб., а администрация сельского поселения обязана использовать субсидию по целевому назначению и обеспечить софинансирование мероприятий в размере 431 754 руб. за счет средств бюджета муниципального образования.
В рамках указанного соглашения по итогам открытого аукциона с ХКГУП "Крайдорпредприятие" заключены муниципальные контракты от 05.08.2013 N Э122300010813000001-0111614-02 и от 07.09.2013 N Э122300010813000003-0111614-01 на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов сельского поселения "Село Некрасовка".
По указанным контрактам 20.12.2013 подписаны акты КС-2, КС-3 на суммы 1 607 707, 34 руб. и 572 012, 40 руб., выполненные и принятые работы оплачены администрацией сельского поселения в порядке софинансирования в сумме 952 705, 74 руб. (по соглашению предусмотрено 431 754 руб.).
В предусмотренные соглашением от 26.06.2013 N 01-02/2013 с учетом приложения N 7 сроки администрация района денежные средства не перечислила.
Поскольку претензии от 19.12.2013, 17.06.2014, 20.01.2015, 04.02.2015, 16.03.2015, направленные в адрес ответчика, были оставлены без удовлетворения, администрация сельского поселения обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из того, что денежные средства, предоставленные бюджету муниципального образования в виде межбюджетного трансферта для софинансирования расходных обязательств имеют исключительно целевой характер и в данном случае могут быть направлены только на оплату работ, выполненных в полном объеме к моменту получения субсидии. Между тем, посчитав, что гарантийным письмом ХКГУП "Крайдорпредприятие" от 18.12.2013 N 1390/3 об исправлении замечаний работ по дефектной ведомости при наступлении допустимых погодных условий подтверждается невыполнение запланированных работ, суд пришел к выводу о несоблюдении истцом условий для предоставления субсидии, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласился, исковые требования в части взыскания задолженности, невыплаченной целевой субсидии в сумме 1 727 014 руб. удовлетворил.
При этом апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
Статья 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусматривает, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий местным бюджетам, а частью 1 статьи 139 БК РФ установлено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями упомянутого Кодекса (часть 3 статьи 139 БК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, с учетом положений муниципальных контрактов от 05.08.2013 N Э122300010813000001-0111614-02 и от 07.09.2013 N Э122300010813000003-0111614-01 (в том числе о гарантийных обязательствах), актов выполненных работ, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что условия соглашения от 26.06.2013 N 01-02/2013 администрацией сельского поселения выполнены. Кроме того, указанные работы оплачены истцом в порядке софинансирования в большем размере, чем предусмотрено соглашением.
При этом, как верно указано апелляционным судом условие соглашения о сроке его действия само по себе не влечет прекращение обязательства ответчика перечислить в бюджет сельского поселения причитающуюся субсидию.
Принимая во внимание, что в настоящем деле истец является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и в силу статьи 139 БК РФ обладает правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе для обеспечения финансирования обязательств перед подрядчиком и одновременно публичных обязательств перед населением сельского поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления их полномочий, а также учитывая установленные фактические обстоятельства, не опровергнутые ответчиком, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил исковые требования администрации сельского поселения в указанной части.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе администрации района, свидетельствуют о ее несогласии с той оценкой, которую суд второй инстанции дал фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы суда апелляционной инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления апелляционного суда в обжалуемой части и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 по делу N А73-4800/2015 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Е.П.ФИЛИМОНОВА

Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
И.В.ШИРЯЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)