Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2016 ПО ДЕЛУ N А57-16339/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. по делу N А57-16339/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Каплина С.Ю., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курышовой Е.В.,
при участии в заседании:
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Мартынец Ксения Валерьевна, действующая по доверенности от 15.09.2015 N 01-03/80, Макаренко Марина Николаевна, действующая по доверенности от 15.02.2016 N 01-04/8, Полянский Георгий Юрьевич, действующий по доверенности от 15.09.2015 N 0-03/74,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Кострикова Елена Сергеевна, действующая по доверенности от 31.12.2015 N 02/2-8841, Лобанова Ольга Александровна, действующая по доверенности от 31.12.2015 N 02/2-8842,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004 (г. Саратов) и администрации муниципального образования "Город Саратов", ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003 (г. Саратов),
на решение арбитражного суда Саратовской области от 22 декабря 2015 года по делу N А57-16339/2015 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению администрации муниципального образования "Город Саратов", ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003 (г. Саратов)
заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580 (г. Саратов),
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004 (г. Саратов),
общество с ограниченной ответственностью "Саратов-Девелопмент", ОГРН 1096454003414, ИНН 6454094402 (г. Саратов),
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилкомсервис", ОГРН 1096450009446, ИНН 6450941016 (г. Саратов),
Бондарчук В.А. (г. Саратов),
товарищество собственников жилья "ВЕЧЕ", ОГРН 1146453000649, ИНН 6453133017 (г. Саратов)
о признании незаконным бездействия, о признании незаконными решения
установил:

в арбитражный суд Саратовской области обратилась администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее администрация, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее УФАС по Саратовской области, антимонопольный орган, управление), выразившегося в не направлении в установленный законом срок решения от 28.05.2015 года по делу N 18-12/ов; признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, от 28.05.2015 года по делу N 18-12/ов.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", общество с ограниченной ответственностью "Саратов-Девелопмент", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилкомсервис", Бондарчук В.А., товарищество собственников жилья "ВЕЧЕ".
Решением арбитражного суда Саратовской области от 22 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" и администрация муниципального образования "Город Саратов", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
УФАС по Саратовской области считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным, апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 23 января 2016 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционные жалобы без участия Бондарчука В.А., представителей Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", общества с ограниченной ответственностью "Саратов-Девелопмент", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилкомсервис", товарищества собственников жилья "ВЕЧЕ", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 17.02.2016 объявлялся перерыв до 24.02.2016 года до 16 часов 20 минут, в судебном заседании, открытом 24.02.2016 объявлялся перерыв до 25.02.2016 года до 11 часов 30 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей администрации муниципального образования "Город Саратов", Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области поступила жалоба Бондарчука В.А., направленная Прокуратурой г. Саратова (исх. N 1р-2014 от 11.02.2014 г.), на бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в не проведении открытого конкурса по выбору способа управления вновь вводимого в эксплуатацию жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, проспект им. 50 лет Октября, д. 79А.
В ходе рассмотрения жалобы Бондарчука В.А. Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по ЖКХ) по многоквартирному жилому дому N 79А по проспекту им. 50 лет Октября города Саратова было представлено разрешение на ввод в эксплуатацию указанного жилого дома от 26.11.2013 г. и письменные пояснения (исх. N 02-54/19 от 11.03.2014 г.), из которых следовало, что копия разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома N 79А по проспекту 50 лет Октября г. Саратова поступила в Комитет по ЖКХ 23.01.2014 г.
Комитетом по ЖКХ 11.03.2014 г. на официальном сайте в сети интернет http://torgi.gov.ru/ было размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, проспект им. 50 лет Октября, 79 А.
17.03.2014 г. в Комитет по ЖКХ поступило уведомление от председателя правления ТСЖ "Вече" В.А. Бондарчука о принятии 25.01.2014 г. на общем собрании собственников указанного дома решения о выборе способа управления многоквартирным домом в виде управления ТСЖ "Вече", в связи с чем, Комитетом по ЖКХ конкурс по отбору управляющей организации проведен не был.
07.05.2014 г. было возбуждено дело N 18-12/ов в отношении Комитета по ЖКХ по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в не проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, проспект им. 50 лет Октября, 79 А.
07.07.2014 г. определением УФАС по Саратовской области Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" привлечен по делу N 18-12/ов о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика.
09.04.2015 г. определением УФАС по Саратовской области Администрация привлечена по делу N 18-12/ов о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика.
По итогам рассмотрения дела N 18-12/ов УФАС по Саратовской области 28.05.2015 г. принято решение N 18-12/ов, которым производство в отношении комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" прекращено, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства. Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов" признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Администрация муниципального образования "Город Саратов", считая принятое решение незаконным, обратилась в арбитражный суд с изложенными выше требованиями. Кроме того, заявитель считает, что УФАС по Саратовской области не направило в установленный законом срок решение от 28.05.2015 года по делу N 18-12/ов, тем самым были нарушены права администрации на своевременное обжалование данного решения, в связи с чем в рамках рассматриваемого спора заявлены требования о признании незаконным бездействие антимонопольного органа, выразившееся в не направлении в установленный законом срок решения от 28.05.2015 года по делу N 18-12/ов.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что бездействие комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в несвоевременном представлении в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" заверенной копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и технического плана объекта (многоквартирного дома), привело к непроведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, проспект им. 50 лет Октября, д. 79А в срок, установленный в части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, создало преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельного хозяйствующего субъекта - ООО "УК Жилкомсервис" в части увеличения срока осуществления деятельности по управлению указанным многоквартирным домом без проведения торгов. Указанное бездействие комитета и бездействие администрации, выразившееся в отсутствии контроля за исполнением распоряжения N 339-р "О мероприятиях, направленных на исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2014 N 75", в течение длительного времени ограничило доступ потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домом путем участия в публичных процедурах. С учетом изложенного суд первой инстанции поддержал вывод антимонопольного органа, изложенный в оспариваемом решении о нарушении комитетом и администрацией запретов, предусмотренных в части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку установленные нарушения привели к ограничению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами г. Саратова.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к следующим выводам.
Согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции на 26.11.2013 г.), в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 указанной статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок организации и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 года N 75 администрацией МО "Город Саратов" издано распоряжение от 12.08.2013 года N 339-р "О мероприятиях, направленных на исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2014 N 75" (далее - распоряжение Администрации N 339-р)
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202 (далее - Положение) отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова, является комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Пунктом 3.2.2 Положения (в редакции от 30.09.2010 г.) установлено, что комитет по ЖКХ организует проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом, если в многоквартирном доме собственниками жилых помещений не выбран способ управления этим домом, если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Таким образом, в рассматриваемом случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, полномочиями по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом наделен Комитет по ЖКХ.
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Администрации N 339-р председателю комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в день, следующий за днем выдачи разрешения на ввод объекта (многоквартирного дома) в эксплуатацию, надлежит представлять в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов":
- - заверенную копию разрешения на ввод объекта (многоквартирного дома) в эксплуатацию;
- - заверенную копию технического плана объекта (многоквартирного дома), введенного в эксплуатацию.
Пунктом 4 распоряжения Администрации N 339-р контроль за исполнением указанного распоряжения возложен на заместителя главы Администрации по городскому хозяйству.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, разрешение на ввод в эксплуатацию N RU 64304000-73 многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. им. 50 лет Октября, д. 81А, застройщиком которого является ООО "Саратов-Девелопмент", было выдано администрацией 26.11.2013 г.
27.11.2013 г. ООО "Саратов-Девелопмент" был заключен договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, проспект им. 50 лет Октября, д. 81А, с ООО "УК Жилкомсервис".
Копия разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома N 79А по пр. 50 лет Октября г. Саратова поступила в Комитет по ЖКХ из Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" только 11.03.2014 г.
Комитетом по ЖКХ на официальном сайте в сети интернет http://torgi.gov.ru/ было размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, проспект им. 50 лет Октября, 79 А.
Поскольку 17.03.2014 г. в Комитет по ЖКХ поступило уведомление от председателя правления ТСЖ "Вече" В.А. Бондарчука о принятии 25.01.2014 г. на общем собрании собственников указанного дома решения о выборе способа управления многоквартирным домом в виде управления ТСЖ "Вече", Комитетом по ЖКХ конкурс по отбору управляющей организации проведен не был.
С учетом изложенного, антимонопольный орган не усмотрел в действиях Комитета по ЖКХ нарушений действующего антимонопольного законодательства, пунктом 1 решения N 18-12/ов от 28.05.2015 г. прекратил в отношении Комитета по ЖКХ производство.
Вместе с тем, установив нарушение Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", срока представления в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" заверенной копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и технического плана объекта (многоквартирного дома), установленного пунктом 2 распоряжения Администрации N 339-р (в рассматриваемом случае 27.11.2013 г. - день, следующий за днем выдачи разрешения на ввод объекта (многоквартирного дома) в эксплуатацию), антимонопольный орган пунктом 2 оспариваемого решения признал комитет и администрацию нарушившими запреты, предусмотренные в части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суд первой инстанции согласился с выводами антимонопольного органа, что несоблюдение Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", срока представления в Комитет по ЖКХ разрешения на ввод многоквартирного дома и отсутствие со стороны Администрации муниципального образования "Город Саратов" контроля за исполнением распоряжения от 12.08.2013 N 339-р "О мероприятиях, направленных на исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2014 N 75", привело к не проведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, проспект им. 50 лет Октября, д. 79А в срок, установленный в части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, что создало преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельного хозяйствующего субъекта - ООО "УК Жилкомсервис" в части увеличения срока осуществления деятельности по управлению указанным многоквартирным домом без проведения торгов, в течение длительного времени ограничило доступ потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домом путем участия в публичных процедурах, привело к ограничению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами г. Саратова.
Апелляционная инстанция считает доводы УФАС по Саратовской области, поддержанные судом первой инстанции, противоречащими обстоятельствам дела.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При этом запрет касается актов, влекущих неблагоприятные последствия не для конкретных хозяйствующих субъектов, а для конкуренции в целом.
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: для соответствующей квалификации действий (бездействия) как нарушения антимонопольного законодательства обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими последствиями. Кроме того, для такой квалификации необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативным положениям совершенные действия, которые приводят или могут привести к обозначенным последствиям для определенного товарного рынка.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Апелляционная инстанция, оценив, представленные в материалы дела доказательства, считает, что антимонопольным органом в нарушение положений ст. 200 АПК РФ не представлено достаточных и бесспорных доказательств, подтверждающих, что нарушение срока направления Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в Комитет по ЖКХ разрешения на ввод многоквартирного дома, создало преимущественные условия для предпринимательской деятельности ООО "УК Жилкомсервис" в части увеличения срока осуществления деятельности по управлению указанным многоквартирным домом без проведения торгов, в течение длительного времени ограничило доступ потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домом путем участия в публичных процедурах, привело к ограничению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами г. Саратова, по следующим основаниям.
Только лишь констатация факта нарушения срока, предусмотренного пунктом 2 распоряжения Администрации N 339-р, без доказательств негативных последствий в сфере конкуренции или возможности их наступления не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания органа местного самоуправления нарушившим требования антимонопольного законодательства.
В рассматриваемом случае, суд апелляционной инстанции с учетом сроков, установленных частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что не направление Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в Комитет по ЖКХ разрешения на ввод многоквартирного дома 27.11.2013 г. не создало преимущественных условий для предпринимательской деятельности ООО "УК Жилкомсервис" в части увеличения срока осуществления деятельности по управлению указанным многоквартирным домом без проведения торгов, не ограничило доступ потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домом путем участия в публичных процедурах.
В случае соблюдения срока направления разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома - 27.11.2013 года, орган местного самоуправления в соответствии со сроками, установленными ч. 13 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязан был разместить извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения орган местного самоуправления, то есть 17.12.2013 года, и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения провести в соответствии с частью 4 указанной статьи открытый конкурс (в рассматриваемом случае - 26.01.2014 года).
Таким образом, конкурс органом местного самоуправления с соблюдением сроков, установленных ч. 13 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, был бы проведен не ранее 26.01.2014 года.
Пунктом 39 Постановления Правительства Российской Федерации N 75 предусмотрено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Как следует из материалов дела, 25.01.2014 г., то есть до истечения установленного законом срока для проведения конкурса, на общем собрании собственников указанного дома было принято решения о выборе способа управления многоквартирным домом в виде управления ТСЖ "Вече".
Согласно части статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Как было указано выше, 27.11.2013 г. застройщиком - ООО "Саратов-Девелопмент" был заключен договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, проспект им. 50 лет Октября, д. 81А, с ООО "УК Жилкомсервис", которое до 25.01.2014 года на законных основаниях осуществляло управление многоквартирным домом, в связи с чем выводы антимонопольного органа в части увеличения срока осуществления деятельности общества по управлению указанным многоквартирным домом без проведения торгов, и ограничению доступа потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домом путем участия в публичных процедурах, являются необоснованными.
Доводы антимонопольного органа, изложенные в дополнительных пояснениях от 24.02.2016 г., о возможности органов местного самоуправления проводить конкурс без учета предельных сроков, установленных ч. 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем конкурс в рассматриваемом случае мог быть проведен и договор с управляющей компанией мог быть подписан 11.01.2014 г., то есть до создания ТСЖ "Вече" - 25.01.2014, документально не подтверждены.
В отношении Администрации МО "Город Саратов" антимонопольный орган в обоснование принятого решения, сослался лишь на пункт 4 распоряжения Администрации N 339-р, согласно которому контроль за исполнением указанного распоряжения возложен на заместителя главы Администрации по городскому хозяйству.
При этом антимонопольным органом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих наличие действительных либо возможных негативных последствий для конкуренции, а также совершения администрацией каких-либо действий в ущерб конкурентным отношениям по преимущественному принципу. При этом констатация тех или иных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, препятствующих, по мнению антимонопольного органа, осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 28.05.2015 года по делу N 18-12/ов в части признания Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" нарушившими ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" подлежит признанию недействительным, требования администрации в данной части подлежат удовлетворению. Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований администрации в данной части подлежит отмене, как несоответствующее обстоятельствам дела.
В части отказа в удовлетворении требований администрации о признании недействительными пунктов 1 и 3 решения антимонопольного органа, которыми управление прекратило производство в отношении Комитета ЖКХ и решило не выдавать комитету и администрации предписания, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта, поскольку решение УФАС по Саратовской области в данной части не нарушает прав и законных интересов заявителя и не имеется оснований, предусмотренных ч. 3 статьи 201 АПК РФ, для признания его недействительным в данной части. Обратного администрацией при рассмотрении дела не доказано.
Также суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований администрации о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, выразившегося в не направлении в установленный законом срок решения от 28.05.2015 года по делу N 18-12/ов.
При рассмотрении спора судами установлено, что резолютивная часть решения УФАС по Саратовской области по делу N 18-12/ов была оглашена 21.05.2015 г. в присутствии представителя Администрации по доверенности Полянского Г.Ю.
Полный текст решения изготовлен 28.05.2015 г. и направлен всем лицам, участвующим в рассмотрении антимонопольного дела. Судом также установлено, что копия оспариваемого решения была получена представителем Администрации Полянским Г.Ю. 15.06.2015 г. Таким образом, данное требование Администрации является необоснованным, и в его удовлетворении судом первой инстанции законно отказано.
В апелляционных жалобах в нарушение требований статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указаны основания, по которым комитет и администрация обжалуют решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, выразившегося в не направлении в установленный законом срок решения, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение арбитражного суда Саратовской области от 22 декабря 2015 года по делу N А57-16339/2015 отменить в части отказа в удовлетворении требований Администрации муниципального образования "Город Саратов" в части признания незаконным пункта 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 28.05.2015 года по делу N 18-12/ов.
Принять по делу в данной части новый судебный акт.
Признать незаконным пункт 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 28.05.2015 года по делу N 18-12/ов в части признания Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" нарушившими ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В остальной части решение арбитражного суда Саратовской области от 22 декабря 2015 года по делу N А57-16339/2015 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Судьи
С.Ю.КАПЛИН
Н.В.ЛУГОВСКОЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)