Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 04.05.2017 N Ф03-1481/2017 ПО ДЕЛУ N А24-4750/2016

Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что ресурсоснабжающая организация, не имея договорных отношений с собственником квартиры, произвела начисление за электроснабжение и горячее водоснабжение на общедомовые нужды, в связи с чем выдано оспариваемое предписание о прекращении в дальнейшем выставления платы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2017 г. N Ф03-1481/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: С.Ю. Лесненко, Т.Н. Никитиной
при участии:
- от заявителя: ПАО ЭиЭ "Камчатскэнерго" - представитель не явился;
- от Госжилинспекция Камчатского края - представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
на решение от 14.12.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017
по делу N А24-4750/2016 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А. Копылова; в суде апелляционной инстанции судьи: О.Ю. Еремеева, Н.Н. Анисимова, С.В. Гуцалюк
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, ИНН 4100000668, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, 10)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ОГРН 1054100065766, ИНН 4101102831, место нахождения: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашовского, 5)
о признании недействительным предписания
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ПАО ЭиЭ "Камчатскэнерго", общество, ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - ГЖИ Камчатского края, Инспекция, административный орган) от 02.11.2016 N 451/1-5ю.
Решением суда от 14.12.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что проверка проведена неуполномоченным на это лицом.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу, возражая относительно приведенных в ней доводов, просило оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Судами из материалов дела установлено следующее.
Согласно приказу Инспекции от 10.10.2016 N 451 с целью проверки обращения гражданки Коломийцевой Г.Ф. о нарушении обязательных требований законодательства по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. 50 лет Октября, д. 29, назначена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО ЭиЭ "Камчатскэнерго".
В адрес общества посредством факсимильной связи 12.10.2016 от государственной жилищной инспекции Камчатского края поступили копии приказа от 10.10.2016, обращения Коломийцевой Г.Ф.
В ходе проведенной проверки Инспекцией установлено, что ресурсоснабжающая организация, не имея договорных отношений с собственником квартиры N 24 дома N 11 по ул. Горького в г. Петропавловске-Камчатском, произвела начисление за электроснабжение и горячее водоснабжение на общедомовые нужды (ОДН) за апрель - октябрь 2016 года.
Результаты проверки отражены в акте от 02.11.2016 N 451/1-5Ю.
02.11.2016 Инспекцией выдано предписание N 451/1-5ю, согласно которому общество обязано устранить допущенные нарушения действующего законодательства: прекратить в дальнейшем выставление платы за электроснабжение и горячее водоснабжение на ОДН по кв. N 24 дома N 11 по ул. Горького в г. Петропавловске-Камчатском и произвести перерасчет платы за апрель - октябрь 2016 года.
Не согласившись с предписанием, полагая, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта Инспекции. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа находит, что суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 2 статьи 155 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В подпункте "б" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) закреплено, что в платежном документе указываются кроме перечисленных сведений также наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Так, пунктами 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ предусмотрено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В статье 155 ЖК РФ перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не установлены.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что плата за коммунальный ресурс, потребленный собственниками помещений в многоквартирном жилом доме на ОДН, не может вноситься напрямую ресурсоснабжающей организации в отсутствие соответствующего решения общего собрания таких собственников, соответственно, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять ее потребителям услуг.
Судами из материалов дела установлено, что управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Петропавловск - Камчатский, ул. Горького, дом N 11 является ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска - Камчатского". То есть, именно данная организация является исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающим в указанных домах, предоставляются коммунальные услуги, в том числе по электроснабжению.
Решение об оплате коммунальных ресурсов на общедомовые нужды напрямую ресурсоснабжающей организации общим собранием собственников не принималось. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Как верно указали суды, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с жильцов вышеуказанного многоквартирного дома в г. Петропавловск - Камчатский, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов, законом возложена на ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска - Камчатского".
Однако в нарушение вышеперечисленных норм жилищного законодательства ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" производит начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию, в том числе на ОДН, на свои расчетные счета, что нарушает права граждан-потребителей, проживающих в многоквартирном доме, на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых коммунальных услугах и установленный законом общий порядок оплаты коммунальных услуг, который не был изменен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, у административного органа имелись основания для возложения на общество обязанности устранить нарушение путем запрета в дальнейшем выставлять плату за электроснабжение и горячее водоснабжение на ОДН по указанному адресу.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и исследовав все существенные обстоятельства спора, суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии полномочий у ведущего инженера на проведение проверки и подписание предписания, судом кассационной инстанции не принимается, в связи со следующим.
Широкий перечень полномочий предоставлен должностным лицам органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющихся, соответственно, государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, частью 5 статьи 20 ЖК РФ.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре".
В соответствии с пунктом 4 Положения государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 20 ЖК РФ, постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", постановлением Правительства Камчатского края от 26.12.2013 N 622-П утвержден "Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Камчатского края".
Постановлением Правительства Камчатского края от 29.12.2016 N 536-П перечень лиц государственной жилищной инспекции Камчатского края, являющихся государственными жилищными инспекторами, приведен в соответствие федеральному законодательству и дополнен должностями: "Государственный инспектор; Ведущий специалист; Ведущий специалист".
Таким образом, в связи с внесенными законодателем изменениями, перечень должностных лиц, реализующих права, предусмотренные частью 5 статьи 20 ЖК РФ, конкретизирован.
То обстоятельство, что уточнение перечня должностей Жилищной инспекции Камчатского края, осуществлено позже, чем вынесено спорное предписание, факта законности проведения проверки должностным лицом жилищной инспекции в установленном законом порядке (на основании приказа руководителя), не опровергает, поскольку частью 5 статьи 20 ЖК РФ определено, что все должностные лица органов государственного жилищного надзора, являются государственными жилищными инспекторами. Следовательно, выводы судов о том, что проверка проведена и предписание выдано уполномоченным лицом Инспекции, правомерны.
Поскольку доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 104, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 14.12.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 по делу N А24-4750/2016 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 6986 от 24.03.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Т.Н.НИКИТИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)