Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.04.2016 N 17АП-2432/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А71-7393/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2016 г. N 17АП-2432/2016-ГК

Дело N А71-7393/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М.В.,
судей Назаровой В.Ю., Шварц Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноваловой К.П.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания" - Андаровой Э.Р. по доверенности от 10.12.2015,
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 31 декабря 2015 года,
принятое судьей Щетниковой Н.В.,
по делу N А71-7393/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания" (ОГРН 1151840003480, ИНН 1840038019)
к обществу с ограниченно ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470), муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
третьи лица: автономная некоммерческая организация по управлению многоквартирными домами "Единый СПК", Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска,
об обязании устранить порывы на наружных тепловых сетях, провести мероприятия по установке устройств по предотвращению проникания воды в здание.

Общество с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания" (далее - ООО "ГУК", истец) обратилось в Арбитражный суда Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС"), к привлеченному к участию в деле определением суда от 28.10.2015 в качестве соответчика муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (далее - МО "Город Ижевск") об обязании ответчиков устранить порывы на наружных тепловых сетях у многоквартирного дома N 295 по ул. Коммунаров в г. Ижевске в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу (согласно уточнению исковых требований, принятому судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определениями суда от 08.07.2015 и от 28.10.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены автономная некоммерческая организация по управлению многоквартирными домами "Единый СПК", Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.12.2015 исковые требования удовлетворены за счет первого ответчика: суд первой инстанции обязал ООО "УКС" устранить порывы на наружных тепловых сетях у многоквартирного дома N 295 по ул. Коммунаров в г. Ижевске в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, с ООО УКС" в пользу ООО "ГУК" взыскано 6 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины; в силе к МО "Город Ижевск" отказано.
Ответчик - ООО "УКС", с решением суда не согласен, обратившись с апелляционной жалобой, просит решение отменить и вынести по делу новый судебный акт. Ссылается на наличие обязанности истца как управляющей компании, исполнять обязанности по надлежащему содержанию подвального помещения, в том числе по производству герметизации инженерных коммуникаций в подвале жилого дома в процессе эксплуатации сетей. Полагает, что истец, не являющийся стороной договора аренды, не может требовать исполнения обязательства в виде выполнения каких-либо работ на арендуемых ответчиком тепловых сетях, поскольку таким правом наделены только стороны этого договора. Указывает на необходимость конкретизировать требования во избежание затруднений при исполнении вынесенного судебного акта.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на необоснованность доводов жалобы, поддерживает выводы суда первой инстанции.
Ответчик - МО "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск", представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит жалобу ответчика оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Явившийся в судебное заседание апелляционного суда представитель истца поддержал доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оспариваемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, между ответчиком (арендатор) и Управлением имущественных отношений Администрации г. Ижевска (арендодатель) заключен договор от 05.12.2007 N 518 аренды имущества (краткосрочный), на основании которого во владение и пользование, за плату, для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска, ответчику предоставлено имущество, в том числе тепловые сети, проложенные дому N 295 по ул. Коммунаров в г. Ижевске.
Пунктом 3.4.4 договора аренды на ответчика возложена обязанность по поддержанию арендованного имущества в исправном состоянии, производству текущего, капитального ремонта и реконструкции а также по несению расходов на содержание имущества.
Как верно установлено судом первой инстанции, истец является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома (МКД), расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, 295, на основании решения общего собрания собственников, оформленного протоколом от 19.05.2015 N 1/295К, и договора управления в МКД от 19.05.2015 N 8-295К.
В результате обследования состояния подвального помещения МКД N 295 по ул. Коммунаров в г. Ижевске, представленными в материалы дела актами от 16.04.2015, от 21.10.2015, от 25.11.2015, от 22.12.2015, составленными комиссионно, в том числе, с участием представителя МКУ г. Ижевска "Служба технологического обеспечения ЖКХ", зафиксированы выявленные факты затопления подвального помещения дома поступлением горячей воды, в результате повреждения наружных тепловых сетей, при удовлетворительном состоянии трубопроводов внутридомовой системы.
Неисполнение ООО "УКС" обязанности по надлежащему содержанию наружной трассы тепловых сетей, в результате чего наносится вред общему имуществу МКД и нарушаются права собственников жилья, послужило истцу основанием для обращения в суд с иском к арендатору и к собственнику сетей об обязании устранить порывы наружных тепловых сетей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования за счет ответчика ООО "УКС", и отказывая в иске к МО "Город Ижевск", исходил из представленных в материалы дела истцом доказательств, подтверждающих неисправное состояние трубопровода и наличие у ООО "УКС" в силу договора аренды от 05.12.2007 N 518 обязанности по содержанию соответствующего имущества и несению расходов поддержанию его в технически исправном состоянии.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, и отзывов на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на собственника такого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно подпункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями: полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с положениями подпункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Путем заключения договора аренды имущества N 518 от 05.12.2007 Администрация города Ижевска в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска и Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска исполнила возложенную на нее указанными выше федеральными законами обязанность по организации обеспечения теплоснабжения потребителей МО "Город Ижевск".
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
В соответствии с условиями договора от 05.12.2007 N 518 аренды имущества, на арендатора - ООО "УКС", возложена обязанность поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить текущий и капитальный ремонт и реконструкцию, а также нести расходы на содержание имущества (п. 3.4.4. договора).
Представленными по делу доказательствами подтверждается неисправность соответствующего имущества, повлекшая затопление подвала МКД в течение длительного времени горячей водой из наружных сетей теплоснабжения, что не оспаривается; данные доказательства получили надлежащую оценку судом первой инстанции. Доказательств иного арбитражному суду в порядке ст. 35 АПК РФ не представлено.
Согласно положениям "МДК 4-02.2001. Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" (утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285), а именно п. 2.1., п. 2.27, п. 29, п. 6.1 содержание тепловых сетей, тепловых пунктов, насосных станций и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии, организация технического обслуживания, ремонт тепловых сетей является основной обязанностью организации, эксплуатирующей тепловые сети.
Кроме того, организация, эксплуатирующая тепловые сети, обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий и других нарушений; принимать участие в расследовании причин аварий, принимать меры по их устранению, профилактике и учету.
В соответствии с п.п. 2.7.1, 2.7.2, 6.1.6, 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.03. N 115, далее - Правила N 115) установлено: при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию; объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния; на вводах трубопроводов тепловых сетей в здания необходимо предусматривать устройства, предотвращающие проникновение воды и газа в здания; при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт, а также принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети и осуществлять контроль за коррозией.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, обязанность по содержанию тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии, а также исполнение иных обязанностей, предусмотренных законодательством о теплоснабжении является обязанностью использующей данные сети организации, в данном случае ООО "УКС".
При этом наличие у истца возложенных на него Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), обязанностей по содержанию и эксплуатации жилого фонда не свидетельствует в пользу освобождения ООО "УКС" от обязательств, перечисленных в предыдущем абзаце, поскольку указанные Правила имеют иной предмет регулирования.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в нарушение принятых обязательств по договору аренды (п. 3.4.4) и п.п. 2.7.1., 2.7.2., 6.1.6., 6.1.23 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, ООО "УКС", как эксплуатирующая организация спорных тепловых сетей, не обеспечила их надлежащее техническое состояние, своевременный их ремонт и устранение порывов.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с договором управления МКД от 19.05.2015 истец как управляющая компания наделен правом на представление интересов собственников и пользователей помещений в доме 295 по ул. Коммунаров в г. Ижевске, в силу чего, с учетом положений ст. 539 ГК РФ истец уполномочен требовать от ООО "УКС" исполнения обязанности по поддержанию исправности, в данном случае - по устранению порывов наружных тепловых сетей, поскольку поступающая в результате порывов наружных тепловых сетей горячая вода причиняет вред общему имуществу многоквартирного дома, что может привести к возникновению неблагоприятных и небезопасных условий проживания граждан.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии конкретизации по виду подлежащих выполнению работ, апелляционным судом рассмотрен и отклонен, поскольку ООО "УКС", как лицо, осуществляющее эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, исходя из характера осуществляемой им деятельности и объема имеющихся у него полномочий располагает возможностью к определению вида, состава и объема работ, подлежащих выполнению в целях обеспечения исправности и безопасности эксплуатации находящихся в его ведении сетей.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 декабря 2015 года по делу N А71-7393/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
М.В.БОРОДУЛИНА
Судьи
В.Ю.НАЗАРОВА
Н.Г.ШВАРЦ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)