Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 26.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-5748/2017

Требование: О возложении обязанности по ремонту и обслуживанию многоквартирных домов.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Военной прокуратурой по результатам проверки были выявлены нарушения, связанные с ненадлежащим содержанием и обслуживанием ответчиком (управляющей организацией) жилых домов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2017 г. по делу N 33-5748/2017


В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей
Алейниковой И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Гвоздева М.В.
судей Масловой Т.В., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" о возложении обязанности по ремонту и обслуживанию многоквартирных домов,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ООО "Главное управление жилищным фондом" - П. на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 311 января 2017 г.
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения прокурора Лазаревой прокурора Лазаревой Н.А., судебная коллегия
установила:

Военный прокурор Биробиджанского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО "Главное управление жилищным фондом" о возложении обязанности по ремонту кровли, ремонту и санитарному обслуживанию подъездов и подвалов, работ по утеплению входных тамбуров и оборудованию доводчиками всех входных дверей, по восстановлению оконных блоков домов, проведению обслуживания и ремонта электрощитового оборудования, установлению на домах указателей улицы, номеров домов и подъездов, информационных досок и стендов, работ по герметизации панельных швов жилых домов, по ремонту цоколей и отмостков домов, работ по ремонту неисправностей внутридомовой водопроводной сети, по ремонту детских и игровых площадок жилых домов N 1, 2, 3, 4, 5, 6 расположенных по ул. Юбилейной с. Бабстово ЕАО, в течение от двух до четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обосновании указал, что жилые дома N 1 (инв. N 47), N 2 (инв. N 48), N 3 (инв. N 76), N 4 (инв. N 79), N 5 (инв. N 83), N 6 (инв. N 131) и N 7 (инв. N 161), расположенные по адресу: ЕАО, Ленинский район, военный городок N 1 <...> являются федеральной собственностью и на праве оперативного управления ранее были закреплены за ФГУ "Ленинская КЭЧ района". На основании приказа МО РФ от 17.12.2010 N 1871 ФГУ "Ленинская КЭЧ района" реорганизовано путем присоединения к ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, назначенному правопреемником, уполномоченным осуществлять оперативное управление.
27.07.2015 г. между Минобороны России и ООО "ГУЖФ" заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации N, в соответствии с которым последние приняли на себя обязательства по управлению с 03.08.2015 г. жилыми домами Минобороны России, в том числе жилищного фонда многоквартирных домов N 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7, военного городка N 1, расположенного в с. Бабстово Ленинского района ЕАО.
Военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения, связанные с ненадлежащим содержанием и обслуживанием жилых домов N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, расположенных по адресу: ул. Юбилейная в с. Бабстово, ЕАО.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 31 января 2017 года исковые требования военного прокурора Биробиджанского гарнизона удовлетворены частично.
На ООО "Главное управление жилищным фондом" возложена обязанность произвести работы по санитарному обслуживанию подъездов и подвалов домов. Произвести работы по утеплению входных тамбуров и оборудованию их доводчиками входных дверей, восстановить оконные блоки, произвести работы по обслуживанию и ремонту электрощитового оборудования, установить указатели улиц, номеров домов и подъездов и информационных досок и стендов в домах NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, расположенных по ул. Юбилейная с. Бабстово ЕАО в течение месяца.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С ООО "Главное управление жилищным фондом" в доход муниципального образования Городского округа "Город Хабаровск" взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
В апелляционной жалобе представитель ООО "ГУЖФ" П., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что в соответствии с действующим законодательством, работы по утеплению входных тамбуров и оборудованию доводчиками входных дверей, работы по восстановлению оконных блоков, работы по ремонту электрощитового оборудования, работы по установке указателей улиц, номеров домов и подъездов, информационных досок - относятся к видам работ по текущему ремонту, которые должны проводиться на основании соответствующего решения собственников МКД. Собственником МКД решений о проведении текущего ремонта общедомового имущества принято не было, в связи с чем, считает, что текущий ремонт в обслуживаемых обществом МКД должен производиться на основании договора от 27.07.2015 г. N в соответствии с утвержденным планом текущего ремонта.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика, военный прокурор Биробиджанского гарнизона с доводами указанными в жалобе ответчика не согласился, ссылаясь на заключенный 27.07.2015 г. между МО России и ООО "ГУЖФ" договор N 2-УЖФ-03 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, указывает, что ООО "ГУЖФ" приняло на себя обязательства по управлению указанными многоквартирными домами, и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключенным договором. В соответствии с Приложением N 2 - 5 к договору - перечень услуг по содержанию и текущему ремонту объектов жилищного фонда переданного в управление управляющей организации, ответчик принял на себя обязательство по осуществлению текущего ремонта жилищного фонда, а собственник соответственно, принял решение о необходимости его проведения. Указывает, на основании договора в обязанности ответчика входит принятие платы за содержание и текущий ремонт общего имущества от нанимателей жилых помещений, а в случае не поступления указанной платы взыскание ее в судебном порядке, следовательно, ответчик в силу принятых на себя по договору обязательств, без каких либо дополнительных решений собственника обязан надлежащим образом осуществлять содержание и текущий ремонт принятого в управление жилищного фонда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явился, доказательств уважительности причин неявки не представлено, об отложении рассмотрения дела не заявлено.
На основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по этим доводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ, N от 27.07.2015 г., Министерство обороны РФ (заказчик), выполняющее правомочия собственника жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, передает ООО "ГУЖФ" (управляющая организация) в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда (Приложение N 1 к договору), а управляющая организация принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность (п. 2.2. Договора).
В состав переданного в управление ответчика жилищного фонда включены в том числе многоквартирные дома N 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 по ул. Юбилейной военного городка N 1, расположенного в с. Бабстово Ленинского района ЕАО.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Жилищным кодексом Российской Федерации закреплено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39).

Пунктом 2 Правил определено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно пункту 10 данных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с п. 40, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения. Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Разрешая заявленные исковые требования, оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции, руководствовался ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 30, 39, 44, 154, 158, 164, 189 Жилищного кодекса РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, Перечнем работ и услуг, необходимых для обеспечения содержания общего имущества в МКД, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290. Отказывая в удовлетворении требований о проведении работ по ремонту кровли жилых домов, герметизации панельных швов домов, ремонту цоколей и отмостков, устранению неисправности водопроводной сети жилых домов, возложении обязанности по проведению ремонта игровых и детских площадок придомовой территории, суд исходил из того, что указанные работы в соответствии с приложением N 7 перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения содержания общего имущества в МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290, с учетом объема выявленных работ, согласно паспортов готовности МКД и актов весеннего осмотра, пришел к выводу, что указанные работы относятся к капитальному и текущему ремонту и производятся только на основании решение общего собрания собственников помещений с одновременным наличием на эти цели денежных средств на счете дома, при этом, указанного решения собственником многоквартирных домов - МО РФ не принималось.
Решение в указанной части не обжалуется сторонами.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд, установив, что состояние жилых домов NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, расположенных по ул. Юбилейной в с. Бабстово, ЕАО требует проведения работ по санитарному обслуживанию подъездов и подвалов домов, работ по утеплению входных тамбуров и оборудованию их доводчиками входных дверей, восстановлению оконных блоков подъездов, по обслуживанию и ремонту электрощитового оборудования, отсутствуют указатели улиц, номеров домов и подъездов и информационные доски и стенды, выявленные в ходе проведения прокуратурой проверки недостатки связаны с ненадлежащим содержанием и обслуживанием домов управляющей организацией ООО "Главное управление жилищным фондом", о чем составлены акты весеннего осмотра технического состояния жилых домов, паспорта готовности объектов специализированного жилого фонда к работе в зимних условиях 2016 - 2017 гг., пришел к верному выводу о возложении на управляющую организацию обязанности по проведению работ по утеплению входных тамбуров и оборудованию их доводчиками входных дверей, восстановлению оконных блоков, обслуживанию и ремонту электрощитового оборудования, а также установления на жилых домах указателей улиц, номеров домов, подъездов и информационных досок и стендов, проведению санитарного обслуживания подъездов и подвалов жилых домов.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, обстоятельствам, на которые ссылается в апелляционной жалобе ответчик, дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы о преждевременности выполнения текущего ремонт многоквартирных домов до принятия решения собственником от проведении такого ремонта, судебная коллегия находит несостоятельными отклоняет, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Согласно пункту 3.2.11 Правил наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы). Для снижения теплопотерь и шума от ударов входных дверей при отсутствии самозакрывающих устройств в притворах дверей следует устанавливать упругие уплотняющие прокладки.
- Согласно п. п. 3.2.3 4.7.1 Правил окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать в том числе исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо - изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей;
- На фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утвержденным городской (районной) архитектурной службой, размещаются указатели наименования улицы, переулка, площади и пр. (3.5.1 Правил)
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Учитывая, что обслуживающая организация приняла на себя обязательства обеспечивать предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирных домов, при оказании услуги она должна исходить из тех требований и нормативов по содержанию и обслуживанию жилого фонда, который определен Правилами эксплуатации.
Ответчик, не оспаривая необходимость проведения работ, возложенных решением суда, ссылаясь на положения п. 4.1 ст. 44 ЖК РФ, предусматривающего компетенцию общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по принятию решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с положениями п. 7 ст. 45 ЖК РФ, устанавливающего проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления с включением в повестку дня такого собрания вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указанное собрание не инициировал.
Судом первой инстанции исходя из утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания обоснованно возложены обязанности по проведению работ по утеплению входных тамбуров и оборудованию их доводчиками входных дверей, восстановлению оконных блоков подъездов, по обслуживанию и ремонту электрощитового оборудования, установлению указателей улиц, номеров домов и подъездов и информационных досок и стендов, поскольку указанные работы относятся к содержанию жилых домов, надлежащим образом ответчиком не исполнялись.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 31 января 2017 г. по гражданскому делу по иску военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" о возложении обязанности по ремонту и обслуживанию многоквартирных домов оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ООО "Главное управление жилищным фондом" - П. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ГВОЗДЕВ
Судьи
Т.В.МАСЛОВА
О.Б.ДОРОЖКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)