Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ресурсоснабжающей организации предписано произвести перерасчет (возврат) в полном объеме денежных средств, начисленных и предъявленных в платежных документах за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Кравцовой Е.А., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Комитет) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 по делу N А07-14673/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - "ЭСКБ") - Асрарова К.Р. (доверенность от 08.12.2016 N 007/208);
- Комитета - Латыпова А.М. (доверенность от 09.01.2017 N 4).
Общество "ЭСКБ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания Комитета от 19.05.2016 N ЦО-16-241-059.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа г. Уфа" (далее - общество "УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа"), общество с ограниченной ответственностью "Трест жилищного хозяйства" (далее - общество "ТЖХ").
Решением суда первой инстанции от 23.11.2016 (судья Гилязутдинова Р.Х.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Скобелкин А.П.) решение суда первой инстанции отменено, заявленные обществом "ЭСКБ" требования удовлетворены. Предписание Комитета от 19.05.2016 N ЦО-16-241-059 признано недействительным.
В кассационной жалобе Комитет просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, не соответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы считает, что общество "ЭСКБ" не может выступать исполнителем коммунальных услуг, поскольку решение общего собрания собственников помещений о внесении платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации, или выбора способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом отсутствует. При этом Комитет указывает, что управление домом осуществляет общество "ТЖХ" и в силу действующего законодательства и заключенных договоров управления многоквартирным домом, надлежащее содержание и техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, возложена на управляющую организацию.
Кроме того, Комитет полагает, что если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Следовательно, по мнению Комитета, в рассматриваемой ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Комитет также указывает на то, что судом апелляционной инстанции не принят во внимание тот факт, что в рассматриваемых спорных правоотношениях договоры электроснабжения, заключенные напрямую с собственниками помещений в многоквартирном доме, заключены на индивидуальное потребление, в то время как Комитетом предписание от 19.05.2016 выдано с требованием произвести перерасчет (возврат) денежных средств в полном объеме за начисленную и предъявленную в платежных документах потребителям услугу "электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды", и, следовательно, для начисления и предъявления собственникам помещений в многоквартирном доме платы за коммунальную услугу "электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды" законных оснований у общества "ЭСКБ" не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЭСКБ" просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании обращения, поступившего в Комитет от жителя дома N 105 по ул. М. Гафури в г. Уфе, издано распоряжение от 21.04.2016 N 2719 и проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества "ЭСКБ" по соблюдению требований жилищного законодательства по оказанию коммунальных услуг жителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. М. Гафури, д. 105.
В ходе проверки установлены нарушения порядка предъявления размера платы на общедомовые нужды (далее - ОДН) в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам внеплановой выездной проверки 19.05.2016 составлен акт проверки N 16-2719-059.
По итогам контрольного мероприятия Комитетом обществу "ЭСКБ" выдано предписание от 19.05.2016 N ЦО-16-241-059, которым предписано в срок до 17.07.2016 устранить нарушения, а именно: произвести перерасчет (возврат) денежных средств в полном объеме начисленных и предъявленных в платежных документах в нарушение ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ потребителям дома N 105 по ул. Гафури г. Уфы за услугу "электроэнергия, предоставленная на ОДН (день, ночь)" за расчетные периоды январь 2015 года - сентябрь 2015 года, ноябрь 2015 года - декабрь 2015 года и представить документы подтверждающие исполнение настоящего предписания в Комитет в сроки, установленные в предписании, с приложением платежных документов.
Полагая, что названное предписание Комитета незаконно, общество "ЭСКБ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что Комитетом представлены надлежащие доказательства наличия оснований для выдачи оспариваемого предписания и его соответствие закону, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, сделав вывод о том, что общество "ЭСКБ", являющееся ресурсоснабжающей организацией, в рассматриваемой ситуации признается исполнителем коммунальной услуги, следовательно, основания для понуждения его к перерасчету (возврату) денежных средств в полном объеме в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ отсутствуют, удовлетворил заявленные требования, отменив решение суда первой инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и ст. 171 ЖК РФ.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).
Судом апелляционной инстанции верно определено, что из анализа приведенных положений следует, что управляющая организация в правоотношениях, связанных с обеспечением коммунальными услугами в многоквартирном доме, выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесена электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив; в) в договорах в том числе горячего водоснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (п. 9 Правил N 354).
На основании п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" п. 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе о водоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в п. 14 или 15 Правил N 354 (подп. "а" п. 17 Правил N 354).
Согласно п. 21 Правил N 354, договоры, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (ст. 153, 155 ЖК РФ).
Таким образом, по смыслу названных положений управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что управление многоквартирным домом N 105 по ул. М. Гафури в г. Уфа осуществляло общество "УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа", с которым обществом "ЭСКБ" (ресурсоснабжающая организация) заключен договор энергоснабжения от 17.05.2011 N 030219895.
Исполнение названного договора прекращено обществом "ЭСКБ" в одностороннем порядке в связи с неисполнением обществом "УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа" обязательств по оплате поставленной электроэнергии (в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442).
Впоследствии 09.12.2015 заключен договор управления многоквартирным домом с обществом "ТЖХ".
Однако общество "ТЖХ", являясь управляющей организацией, не заключило договоры с ресурсоснабжающей организацией и не приобрело статус исполнителя услуг.
Следовательно, судом апелляционной инстанции верно указано, что в отсутствие заключенного с управляющей организацией договора энергоснабжения именно общество "ЭСКБ" является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжения по рассматриваемому объекту жилищного фонда.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что имеются прямые договоры электроснабжения, заключенные между обществом "ЭСКБ" и собственниками жилых помещений по адресу г. Уфа, ул. Гафури д. 105.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество "ЭСКБ", являющееся ресурсоснабжающей организацией, в рассматриваемой ситуации признается исполнителем коммунальной услуги, следовательно, основания для понуждения его к перерасчету (возврату) денежных средств в полном объеме в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ отсутствуют.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом "ЭСКБ" требования, отменив решение суда первой инстанции.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 по делу N А07-14673/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 05.06.2017 N Ф09-2474/17 ПО ДЕЛУ N А07-14673/2016
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ресурсоснабжающей организации предписано произвести перерасчет (возврат) в полном объеме денежных средств, начисленных и предъявленных в платежных документах за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2017 г. N Ф09-2474/17
Дело N А07-14673/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Кравцовой Е.А., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Комитет) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 по делу N А07-14673/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - "ЭСКБ") - Асрарова К.Р. (доверенность от 08.12.2016 N 007/208);
- Комитета - Латыпова А.М. (доверенность от 09.01.2017 N 4).
Общество "ЭСКБ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания Комитета от 19.05.2016 N ЦО-16-241-059.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа г. Уфа" (далее - общество "УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа"), общество с ограниченной ответственностью "Трест жилищного хозяйства" (далее - общество "ТЖХ").
Решением суда первой инстанции от 23.11.2016 (судья Гилязутдинова Р.Х.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Скобелкин А.П.) решение суда первой инстанции отменено, заявленные обществом "ЭСКБ" требования удовлетворены. Предписание Комитета от 19.05.2016 N ЦО-16-241-059 признано недействительным.
В кассационной жалобе Комитет просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, не соответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы считает, что общество "ЭСКБ" не может выступать исполнителем коммунальных услуг, поскольку решение общего собрания собственников помещений о внесении платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации, или выбора способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом отсутствует. При этом Комитет указывает, что управление домом осуществляет общество "ТЖХ" и в силу действующего законодательства и заключенных договоров управления многоквартирным домом, надлежащее содержание и техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, возложена на управляющую организацию.
Кроме того, Комитет полагает, что если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Следовательно, по мнению Комитета, в рассматриваемой ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Комитет также указывает на то, что судом апелляционной инстанции не принят во внимание тот факт, что в рассматриваемых спорных правоотношениях договоры электроснабжения, заключенные напрямую с собственниками помещений в многоквартирном доме, заключены на индивидуальное потребление, в то время как Комитетом предписание от 19.05.2016 выдано с требованием произвести перерасчет (возврат) денежных средств в полном объеме за начисленную и предъявленную в платежных документах потребителям услугу "электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды", и, следовательно, для начисления и предъявления собственникам помещений в многоквартирном доме платы за коммунальную услугу "электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды" законных оснований у общества "ЭСКБ" не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЭСКБ" просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании обращения, поступившего в Комитет от жителя дома N 105 по ул. М. Гафури в г. Уфе, издано распоряжение от 21.04.2016 N 2719 и проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества "ЭСКБ" по соблюдению требований жилищного законодательства по оказанию коммунальных услуг жителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. М. Гафури, д. 105.
В ходе проверки установлены нарушения порядка предъявления размера платы на общедомовые нужды (далее - ОДН) в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам внеплановой выездной проверки 19.05.2016 составлен акт проверки N 16-2719-059.
По итогам контрольного мероприятия Комитетом обществу "ЭСКБ" выдано предписание от 19.05.2016 N ЦО-16-241-059, которым предписано в срок до 17.07.2016 устранить нарушения, а именно: произвести перерасчет (возврат) денежных средств в полном объеме начисленных и предъявленных в платежных документах в нарушение ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ потребителям дома N 105 по ул. Гафури г. Уфы за услугу "электроэнергия, предоставленная на ОДН (день, ночь)" за расчетные периоды январь 2015 года - сентябрь 2015 года, ноябрь 2015 года - декабрь 2015 года и представить документы подтверждающие исполнение настоящего предписания в Комитет в сроки, установленные в предписании, с приложением платежных документов.
Полагая, что названное предписание Комитета незаконно, общество "ЭСКБ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что Комитетом представлены надлежащие доказательства наличия оснований для выдачи оспариваемого предписания и его соответствие закону, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, сделав вывод о том, что общество "ЭСКБ", являющееся ресурсоснабжающей организацией, в рассматриваемой ситуации признается исполнителем коммунальной услуги, следовательно, основания для понуждения его к перерасчету (возврату) денежных средств в полном объеме в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ отсутствуют, удовлетворил заявленные требования, отменив решение суда первой инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и ст. 171 ЖК РФ.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).
Судом апелляционной инстанции верно определено, что из анализа приведенных положений следует, что управляющая организация в правоотношениях, связанных с обеспечением коммунальными услугами в многоквартирном доме, выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесена электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив; в) в договорах в том числе горячего водоснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (п. 9 Правил N 354).
На основании п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" п. 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе о водоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в п. 14 или 15 Правил N 354 (подп. "а" п. 17 Правил N 354).
Согласно п. 21 Правил N 354, договоры, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (ст. 153, 155 ЖК РФ).
Таким образом, по смыслу названных положений управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что управление многоквартирным домом N 105 по ул. М. Гафури в г. Уфа осуществляло общество "УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа", с которым обществом "ЭСКБ" (ресурсоснабжающая организация) заключен договор энергоснабжения от 17.05.2011 N 030219895.
Исполнение названного договора прекращено обществом "ЭСКБ" в одностороннем порядке в связи с неисполнением обществом "УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа" обязательств по оплате поставленной электроэнергии (в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442).
Впоследствии 09.12.2015 заключен договор управления многоквартирным домом с обществом "ТЖХ".
Однако общество "ТЖХ", являясь управляющей организацией, не заключило договоры с ресурсоснабжающей организацией и не приобрело статус исполнителя услуг.
Следовательно, судом апелляционной инстанции верно указано, что в отсутствие заключенного с управляющей организацией договора энергоснабжения именно общество "ЭСКБ" является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжения по рассматриваемому объекту жилищного фонда.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что имеются прямые договоры электроснабжения, заключенные между обществом "ЭСКБ" и собственниками жилых помещений по адресу г. Уфа, ул. Гафури д. 105.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество "ЭСКБ", являющееся ресурсоснабжающей организацией, в рассматриваемой ситуации признается исполнителем коммунальной услуги, следовательно, основания для понуждения его к перерасчету (возврату) денежных средств в полном объеме в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ отсутствуют.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом "ЭСКБ" требования, отменив решение суда первой инстанции.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 по делу N А07-14673/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Е.А.КРАВЦОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)