Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранауховой В.В.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 06.03.2017
Ковачева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС ЭНЕРГО Ростов-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2017 по делу N А53-1560/2017 заявлению публичного акционерного общества "ТНС ЭНЕРГО Ростов-на-Дону",
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Ростовской области,
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.,
установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо) от 08.11.2016 N 3639.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что расчет за услуги по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома производится по общедомовым приборам учета. Прибор учета в силу Основных положений N 442 был установлен в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, т.е. на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений. По мнению общества, правомерность расчета по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета подтверждается решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14302/2015 от 05.11.2016, согласно которому приборы учета в полном объеме учитывают размер услуг по передаче электроэнергии.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Госжилинспекции от 06.10.2016 N 10395 в отношении общества была проведена проверка, по результатам которой составлен акт от 08.11.2016.
Согласно акту проверки, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" допущено нарушение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и пункта 48 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) в части перерасчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению (в части установки одного общедомового прибора учета электроэнергии на несколько многоквартирных домов - литеров) в многоквартирном доме N 63 по пер. Братскому в г. Ростове-на-Дону.
Юридическому лицу выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований от 08.11.2016 N 3639, которым обществу предписано расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению привести в соответствие с требованиями пункта 48 Правил N 354, в случае необходимости сделать перерасчет и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу в соответствии с пунктом 48 Правил N 354.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" приказом антимонопольного органа от 08.11.2006 N 32-р с долей более 65% включено в Реестр хозяйствующих объектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% по виду деятельности - розничная реализация электрической энергии в границах расположения распределительных сетей электрической энергии, к которым присоединены потребители.
Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, соответственно, на деятельность общества на рынке услуг по реализации электрической энергии распространяются ограничения. Кроме того, общество является гарантирующим поставщиком на розничном рынке электроэнергии в Ростовской области (статус гарантирующего поставщика присвоен 13.10.2006 в соответствии с постановлением РСТ от 13.10.2006 N Ю/1).
Общество реализует электрическую энергию напрямую собственникам помещений в МКД без промежуточного субъекта, которым является исполнитель коммунальных услуг (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.д.).
В рассматриваемой ситуации общество является "ресурсоснабжающей организацией" (поставщиком электроэнергии) и "исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению".
Из системного толкования части 2 статьи 5, пункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правила определения объема коммунальных услуг регулируются, в первую очередь, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами N 354. При этом порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных названными Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 названных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (абзац 8 пункт 2 Правил N 354).
По смыслу установленных в Правилах N 354 требований к порядку учета и определения объемов потребления коммунальных услуг следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Из вышеуказанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила, в том числе при отсутствии в точках учета приборов учета.
Так, в силу пункта 48 правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 названных Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к названным Правилам.
Обществом сформирована позиция, в соответствии с которой многоквартирные дома (литеры "А", "Б", "В", "Г", "Е"), расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Братский, д. 63, являются одним многоквартирным домом с одним коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии.
Судебная коллегия отклоняет указанные доводы общества, поскольку на земельном участке по пер. Братскому, д. 63, в г. Ростове-на-Дону расположены четыре отдельно стоящие многоквартирные жилые дома: литеры "А", "Б", "В", "Г", "Е", что подтверждается справкой МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону от 19.10.2016 N 4092.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что расчет электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, необходимо производить исходя из того, что многоквартирные дома с несколькими литерами являются отдельными многоквартирными домами, а общедомовой прибор учета должен быть установлен на каждый многоквартирный дом - литер.
В ином случае, расчет должен быть произведен исходя из нормативов потребления электроэнергии до устранения обществом допущенных нарушений Правил оказания услуг.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2017 по делу N А53-2248/2017.
Доводы общества о том, что прибор учета установлен в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, что соответствует Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, а также выводам Арбитражного суда Ростовской области, изложенным в решении по делу N А53-14302/2015 от 05.11.2016, отклоняются.
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Обстоятельства, установленные в решении Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14302/2015 от 05.11.2016, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела. В указанном решении суд указал на неподтвержденность доводов ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", что некоторые из общедомовых приборов учета учитывают объемы электрической энергии на несколько многоквартирных домов.
В рамках данного дела разрешен экономический спор между двумя хозяйствующими субъектами, при этом Государственная жилищная инспекция по Ростовской области не являлась стороной по делу. Предметом вышеуказанного спора являлась задолженность ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" перед ОАО "Донэнерго" по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии и мощности по сетям ОАО "Донэнерго" и купли продажи электрической энергии в целях компенсации потерь от 12.01.2012 года N 14-УП /2012/10/37 ОДР.
Согласно пункту 3.2.15 договора от 12.01.2012 N 14-УП/2012/10/37 ОДР расчеты за оказанные услуги по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома производятся на основании показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений. В случае отсутствия общедомовых приборов учета объем переданной в многоквартирные жилые дома электрической энергии определяется расчетным способом на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
При расчете по формуле, предусмотренной пунктом 13 раздела 3 приложения N 2 Правил N 354, берутся значения показаний коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, потребленного в одном многоквартирном доме и произвести расчет при условии, что прибор учета установлен на несколько многоквартирных домов-литеров не представляется возможным.
Доводы общества судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку отношения между ресурсоснабжающей организацией и потребителями регулируются не Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, а Правилами N 354, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, общество не обосновало, что объем потребления электроэнергии по спорным многоквартирным домам исходя из нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды с применением формулы 15 приложения N 2 к Правилам N 354 превышает объем потребления электроэнергии по имеющимся приборам учета.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, соответствует действующему законодательству, является исполнимым и для его исполнения был установлен достаточный срок.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на общество.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2017 по делу N А53-1560/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2017 N 15АП-12330/2017 ПО ДЕЛУ N А53-1560/2017
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2017 г. N 15АП-12330/2017
Дело N А53-1560/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранауховой В.В.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 06.03.2017
Ковачева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС ЭНЕРГО Ростов-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2017 по делу N А53-1560/2017 заявлению публичного акционерного общества "ТНС ЭНЕРГО Ростов-на-Дону",
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Ростовской области,
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.,
установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо) от 08.11.2016 N 3639.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что расчет за услуги по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома производится по общедомовым приборам учета. Прибор учета в силу Основных положений N 442 был установлен в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, т.е. на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений. По мнению общества, правомерность расчета по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета подтверждается решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14302/2015 от 05.11.2016, согласно которому приборы учета в полном объеме учитывают размер услуг по передаче электроэнергии.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Госжилинспекции от 06.10.2016 N 10395 в отношении общества была проведена проверка, по результатам которой составлен акт от 08.11.2016.
Согласно акту проверки, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" допущено нарушение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и пункта 48 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) в части перерасчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению (в части установки одного общедомового прибора учета электроэнергии на несколько многоквартирных домов - литеров) в многоквартирном доме N 63 по пер. Братскому в г. Ростове-на-Дону.
Юридическому лицу выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований от 08.11.2016 N 3639, которым обществу предписано расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению привести в соответствие с требованиями пункта 48 Правил N 354, в случае необходимости сделать перерасчет и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу в соответствии с пунктом 48 Правил N 354.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" приказом антимонопольного органа от 08.11.2006 N 32-р с долей более 65% включено в Реестр хозяйствующих объектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% по виду деятельности - розничная реализация электрической энергии в границах расположения распределительных сетей электрической энергии, к которым присоединены потребители.
Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, соответственно, на деятельность общества на рынке услуг по реализации электрической энергии распространяются ограничения. Кроме того, общество является гарантирующим поставщиком на розничном рынке электроэнергии в Ростовской области (статус гарантирующего поставщика присвоен 13.10.2006 в соответствии с постановлением РСТ от 13.10.2006 N Ю/1).
Общество реализует электрическую энергию напрямую собственникам помещений в МКД без промежуточного субъекта, которым является исполнитель коммунальных услуг (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.д.).
В рассматриваемой ситуации общество является "ресурсоснабжающей организацией" (поставщиком электроэнергии) и "исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению".
Из системного толкования части 2 статьи 5, пункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правила определения объема коммунальных услуг регулируются, в первую очередь, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами N 354. При этом порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных названными Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 названных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (абзац 8 пункт 2 Правил N 354).
По смыслу установленных в Правилах N 354 требований к порядку учета и определения объемов потребления коммунальных услуг следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Из вышеуказанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила, в том числе при отсутствии в точках учета приборов учета.
Так, в силу пункта 48 правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 названных Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к названным Правилам.
Обществом сформирована позиция, в соответствии с которой многоквартирные дома (литеры "А", "Б", "В", "Г", "Е"), расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Братский, д. 63, являются одним многоквартирным домом с одним коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии.
Судебная коллегия отклоняет указанные доводы общества, поскольку на земельном участке по пер. Братскому, д. 63, в г. Ростове-на-Дону расположены четыре отдельно стоящие многоквартирные жилые дома: литеры "А", "Б", "В", "Г", "Е", что подтверждается справкой МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону от 19.10.2016 N 4092.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что расчет электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, необходимо производить исходя из того, что многоквартирные дома с несколькими литерами являются отдельными многоквартирными домами, а общедомовой прибор учета должен быть установлен на каждый многоквартирный дом - литер.
В ином случае, расчет должен быть произведен исходя из нормативов потребления электроэнергии до устранения обществом допущенных нарушений Правил оказания услуг.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2017 по делу N А53-2248/2017.
Доводы общества о том, что прибор учета установлен в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, что соответствует Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, а также выводам Арбитражного суда Ростовской области, изложенным в решении по делу N А53-14302/2015 от 05.11.2016, отклоняются.
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Обстоятельства, установленные в решении Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14302/2015 от 05.11.2016, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела. В указанном решении суд указал на неподтвержденность доводов ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", что некоторые из общедомовых приборов учета учитывают объемы электрической энергии на несколько многоквартирных домов.
В рамках данного дела разрешен экономический спор между двумя хозяйствующими субъектами, при этом Государственная жилищная инспекция по Ростовской области не являлась стороной по делу. Предметом вышеуказанного спора являлась задолженность ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" перед ОАО "Донэнерго" по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии и мощности по сетям ОАО "Донэнерго" и купли продажи электрической энергии в целях компенсации потерь от 12.01.2012 года N 14-УП /2012/10/37 ОДР.
Согласно пункту 3.2.15 договора от 12.01.2012 N 14-УП/2012/10/37 ОДР расчеты за оказанные услуги по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома производятся на основании показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений. В случае отсутствия общедомовых приборов учета объем переданной в многоквартирные жилые дома электрической энергии определяется расчетным способом на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
При расчете по формуле, предусмотренной пунктом 13 раздела 3 приложения N 2 Правил N 354, берутся значения показаний коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, потребленного в одном многоквартирном доме и произвести расчет при условии, что прибор учета установлен на несколько многоквартирных домов-литеров не представляется возможным.
Доводы общества судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку отношения между ресурсоснабжающей организацией и потребителями регулируются не Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, а Правилами N 354, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, общество не обосновало, что объем потребления электроэнергии по спорным многоквартирным домам исходя из нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды с применением формулы 15 приложения N 2 к Правилам N 354 превышает объем потребления электроэнергии по имеющимся приборам учета.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, соответствует действующему законодательству, является исполнимым и для его исполнения был установлен достаточный срок.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на общество.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2017 по делу N А53-1560/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)