Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ершовой Е.И.,
при участии:
- от истца (заявителя): Соколовой М.Р. по доверенности от 05.07.2016;
- от ответчика (должника): Максимова А.В. по доверенности от 11.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18684/2016) ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2016 по делу N А56-16326/2016 (судья Золотарева Я.В.), принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района"
о взыскании задолженности,
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "Водоканал СПб", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского район" (далее - ответчик, ООО "ЖКС N 2 Выборгского района", абонент) 37 990 рублей 99 копеек задолженности: по договору холодного водоснабжения от 29.04.2015 N 36-001804-ЖФ-ВС за период с 01.11.2014 по 28.02.2015, 2 163 рублей 73 копеек пени, начисленных за период с 03.06.2015 по 12.01.2016; 104 480 рублей 28 копеек задолженности по договору водоотведения от 29.04.2015 N 36-001803-ЖФ-ВО за период с 01.11.2014 по 28.02.2015, 5 950 рублей 55 копеек пени, начисленных за период с 03.06.2015 по 12.01.2016.
Решением суда от 17.05.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "ЖКС N 2 Выборгского района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы ссылается на то, что задолженности у него перед истцом по данным договорам от 29.04.20115 N 36-001803-ЖФ-ВО и N 36-001804-ЖФ-ВС за указанный период не имеется.
Кроме того, ООО "ЖКС N 2 Выборгского района" указывает на то, что ГУП "Водоканал СПб" предъявил к оплате водоотведение на общедомовые нужды, что было отменено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг". Имея в виду, что в многоквартирных домах отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имелось.
19.08.2016 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ГУП "Водоканал СПб" в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу ООО "ЖКС N 2 Выборгского района", в котором истец возражает против доводов ответчика, поддерживает решение суда, полагает его законным и обоснованным, вынесенным с учетом представленных в материалы дела доказательств и норм права, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
08.09.2016 в судебном заседании стороны остались на указанных выше правовых позициях.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции рассмотрение апелляционной отложил на 06.10.2016, назначил проведение сторонами сверки взаимных расчетов, обязал ответчика представить истцу и в суд доказательства наличия индивидуальных приборов учета потребления питьевой воды, показания индивидуальных приборов учета за спорный период, квитанции, выставляемые жильцам дома, контррасчет с учетом своей правовой позиции о недопустимости начисления стоимости по услугам на водоотведение на общедомовые нужды.
30.09.2016 в канцелярию апелляционного суда во исполнение определения суда от 08.09.2016 ООО "ЖКС N 2 Выборгского района" представило следующие документы: счета-квитанции по 132 квартирам дома 15 по Сиреневому бульвару с информацией по индивидуальным приборам учета и показаниями приборов за период с 01.11.2014 по 28.02.2015, контррасчет.
06.10.2016 непосредственно в судебное заседание ГУП "Водоканал СПб" представило дополнительные возражения по апелляционную жалобу ООО "ЖКС N 2 Выборгского района", из которых следует, что после произведенного истцом перерасчета общая сумма задолженности ответчика за спорный период составляет 112 898 рублей 97 копеек, из которых 106 815 рублей 43 копейки - долг, 6 083 рубля 54 копейки - пени.
Также в судебном заседании ООО "ЖКС N 2 Выборгского района" представило контррасчет на сумму 50 690 рублей 81 копейка, пояснив, что в первоначально представленном контррасчете допущена арифметическая ошибка. Контррасчет по пени ответчиком не представлен.
Суд апелляционной инстанции приобщил представленные сторонами во исполнение определения суда от 08.09.2016 документы к материалам дела.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, представленными сторонами дополнительными доказательствами и расчетами, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании договоров от 29.04.2015 N 36-001804-ЖФ-ВС холодного водоснабжения (далее - договор N 36-001804-ЖФ-ВС) и от 29.04.2015 N 36-001803-ЖФ-ВО водоотведения (далее - договор N 36-001803-ЖФ-ВО), подписанных с протоколами согласования разногласий, Предприятие обязалось подавать через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду для объекта ответчика (управляющей организации), расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Сиреневый Бульвар, д. 15, лит. А (специальный жилой дом для одиноких граждан пожилого возраста), а также осуществлять водоотведение в централизованную систему коммунальной канализации в отношении названного объекта управляющей организации, а управляющая организация обязалась производить оплату по договорам за оказанные предприятием услуги.
Разделом 3 указанных договоров в редакциях протоколов согласования разногласий сторонами установлен порядок расчетов, согласно которому расчеты производятся путем выдачи счетов на руки управляющей организации, либо уполномоченному представителю, которые получаются по месту нахождения подразделения предприятия, осуществляющего начисления, которые управляющая организация должна получить в срок с 10 по 15 число месяца, следующего за расчетным; оплата абонентом платежным требований, выставленных предприятием, осуществляется в полном объеме, в том числе за счет денежных средств, перечисленных через ГУП "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП ВЦКП "ЖХ") на расчетный счет предприятия, на основании договора, заключаемого между ГУП ВЦКП "ЖХ" и абонентом или по поручению абонента.
Срок оплаты счета по договору N 36-001804-ЖФ-ВС составляет двадцать календарных дней со дня его получения управляющей организацией или со дня, когда управляющая организация обязана была получить его в соответствии с пунктом 3.5. договора.
Подпунктом 2.3.1. договора N 36-001803-ЖФ-ВО определено, что по отведению сточных вод от использования питьевой воды, получаемой из системы коммунального водоснабжения Предприятия, - в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета питьевой воды, указанных в приложении N 1 к настоящему договору.
Стоимость услуг, оказанных ответчику и неоплаченных им по договору N 36-001804-ЖФ-ВС за период с 01.11.2014 по 28.02.2015 по платежным документам, сформированным 30.04.2015, согласно расчетам истца, составила 37 990 рублей 99 копеек; по договору N 36-001803-ЖФ-ВО за период с 01.11.2014 по 28.02.2015 по платежным документам, сформированным 30.04.2015, 104 480 рублей 28 копеек, в обоснование чего истец представил расчет задолженности, платежные требования и счета-фактуры с расшифровкой.
Обязательства по водоснабжению выполнены Предприятием в установленных договором N 36-001804-ЖФ-ВС объеме, претензии по качеству поставленного коммунального ресурса абонентом не заявлены.
Вместе с тем у ответчика имеются возражения относительно объема и стоимости услуг по водоотведению в спорный период в рамках договора N 36-001803-ЖФ-ВО.
Поскольку оплата абонентом числящейся за ним по расчетам ГУП "Водоканал СПб" задолженности произведена не была, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев спор, руководствуясь пунктом 2 статьи 548, статьей 544, статьями 309, 310, пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями заключенным сторонами договоров N 36-001804-ЖФ-ВС и N 36-001803-ЖФ-ВО, указав, что ответчик не представил доказательств полной и своевременной оплаты услуг, оказанных по договорам на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ, удовлетворил заявленные ГУП "Водоканал СПб" исковые требования в полном объеме, посчитав требования обоснованными по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в связи со следующим.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 5, подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (пункт 1 статьи 153, пункт 4 статьи 154, подпункт 1 пункта 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В пункте 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 354. При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (пункты 42, 43, 59 Правил N 354. формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды.
Принимая во внимание, что в спорном многоквартирном доме отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, что не оспаривается ГУП "Водоканал СПб", законных оснований для начисления Предприятием платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имеется.
Порядок коммерческого учета воды, сточных вод определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
Согласно пункту 1 Правил N 776 названные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации.
Правила N 776 предусматривают два способа определения порядка коммерческого учета сточных вод: с использованием приборов учета или расчетным способом.
Порядок определения объема сточных вод в отсутствие прибора учета в многоквартирном доме установлен пунктом 26 Правил N 776.
Согласно названному пункту объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирных домах или в которых не выбран способ управления, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами N 124.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, приведенной в названном пункте.
Из материалов дела следует, что Предприятие производило расчет объема услуги водоотведения для спорного многоквартирного дома (л.д. 34-35, 38-39) не в соответствии с требованиями Правил N 124, Правил N 354, Правил N 776.
Указанные выше нормы права и обстоятельства спорных правоотношений сторон судом первой инстанции учтены не были.
В суде апелляционной инстанции стороны пояснили, что между Предприятием и абонентом отсутствуют разногласия по размеру задолженности ООО "ЖКС N 2 Выборгского района" по договору N 36-001804-ЖФ-ВС, которая составляет 37 990 рублей 99 копеек.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ГУП "Водоканал СПб", соглашаясь с доводами ООО "ЖКС N 2 Выборгского района" по праву, произвело перерасчет задолженности абонента по водоотведению, согласно которому задолженность ответчика за услуги по водоотведению составляет 68 824 рубля 44 копейки за период с 01.11.2014 по 28.02.2015.
Ответчик свой контррасчет, представленный в судебном заседании 06.10.2016, пояснить апелляционному суду затруднился, аргументированных возражений относительно расчета Предприятия не заявил, равно как не представил контррасчет по пени.
При указанных обстоятельствах коллегия судей соглашается с расчетом истца, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании пункта 5 указанной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2016 по делу N А56-16326/2016 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" в пользу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" 106 815 рублей 43 копейки задолженности, 6 083 рубля 54 копейки пени, 4 136 рублей 70 копеек расходов по уплате государственной пошлины по иску.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" 750 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2016 N 13АП-18684/2016 ПО ДЕЛУ N А56-16326/2016
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2016 г. N 13АП-18684/2016
Дело N А56-16326/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ершовой Е.И.,
при участии:
- от истца (заявителя): Соколовой М.Р. по доверенности от 05.07.2016;
- от ответчика (должника): Максимова А.В. по доверенности от 11.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18684/2016) ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2016 по делу N А56-16326/2016 (судья Золотарева Я.В.), принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района"
о взыскании задолженности,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "Водоканал СПб", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского район" (далее - ответчик, ООО "ЖКС N 2 Выборгского района", абонент) 37 990 рублей 99 копеек задолженности: по договору холодного водоснабжения от 29.04.2015 N 36-001804-ЖФ-ВС за период с 01.11.2014 по 28.02.2015, 2 163 рублей 73 копеек пени, начисленных за период с 03.06.2015 по 12.01.2016; 104 480 рублей 28 копеек задолженности по договору водоотведения от 29.04.2015 N 36-001803-ЖФ-ВО за период с 01.11.2014 по 28.02.2015, 5 950 рублей 55 копеек пени, начисленных за период с 03.06.2015 по 12.01.2016.
Решением суда от 17.05.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "ЖКС N 2 Выборгского района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы ссылается на то, что задолженности у него перед истцом по данным договорам от 29.04.20115 N 36-001803-ЖФ-ВО и N 36-001804-ЖФ-ВС за указанный период не имеется.
Кроме того, ООО "ЖКС N 2 Выборгского района" указывает на то, что ГУП "Водоканал СПб" предъявил к оплате водоотведение на общедомовые нужды, что было отменено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг". Имея в виду, что в многоквартирных домах отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имелось.
19.08.2016 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ГУП "Водоканал СПб" в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу ООО "ЖКС N 2 Выборгского района", в котором истец возражает против доводов ответчика, поддерживает решение суда, полагает его законным и обоснованным, вынесенным с учетом представленных в материалы дела доказательств и норм права, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
08.09.2016 в судебном заседании стороны остались на указанных выше правовых позициях.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции рассмотрение апелляционной отложил на 06.10.2016, назначил проведение сторонами сверки взаимных расчетов, обязал ответчика представить истцу и в суд доказательства наличия индивидуальных приборов учета потребления питьевой воды, показания индивидуальных приборов учета за спорный период, квитанции, выставляемые жильцам дома, контррасчет с учетом своей правовой позиции о недопустимости начисления стоимости по услугам на водоотведение на общедомовые нужды.
30.09.2016 в канцелярию апелляционного суда во исполнение определения суда от 08.09.2016 ООО "ЖКС N 2 Выборгского района" представило следующие документы: счета-квитанции по 132 квартирам дома 15 по Сиреневому бульвару с информацией по индивидуальным приборам учета и показаниями приборов за период с 01.11.2014 по 28.02.2015, контррасчет.
06.10.2016 непосредственно в судебное заседание ГУП "Водоканал СПб" представило дополнительные возражения по апелляционную жалобу ООО "ЖКС N 2 Выборгского района", из которых следует, что после произведенного истцом перерасчета общая сумма задолженности ответчика за спорный период составляет 112 898 рублей 97 копеек, из которых 106 815 рублей 43 копейки - долг, 6 083 рубля 54 копейки - пени.
Также в судебном заседании ООО "ЖКС N 2 Выборгского района" представило контррасчет на сумму 50 690 рублей 81 копейка, пояснив, что в первоначально представленном контррасчете допущена арифметическая ошибка. Контррасчет по пени ответчиком не представлен.
Суд апелляционной инстанции приобщил представленные сторонами во исполнение определения суда от 08.09.2016 документы к материалам дела.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, представленными сторонами дополнительными доказательствами и расчетами, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании договоров от 29.04.2015 N 36-001804-ЖФ-ВС холодного водоснабжения (далее - договор N 36-001804-ЖФ-ВС) и от 29.04.2015 N 36-001803-ЖФ-ВО водоотведения (далее - договор N 36-001803-ЖФ-ВО), подписанных с протоколами согласования разногласий, Предприятие обязалось подавать через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду для объекта ответчика (управляющей организации), расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Сиреневый Бульвар, д. 15, лит. А (специальный жилой дом для одиноких граждан пожилого возраста), а также осуществлять водоотведение в централизованную систему коммунальной канализации в отношении названного объекта управляющей организации, а управляющая организация обязалась производить оплату по договорам за оказанные предприятием услуги.
Разделом 3 указанных договоров в редакциях протоколов согласования разногласий сторонами установлен порядок расчетов, согласно которому расчеты производятся путем выдачи счетов на руки управляющей организации, либо уполномоченному представителю, которые получаются по месту нахождения подразделения предприятия, осуществляющего начисления, которые управляющая организация должна получить в срок с 10 по 15 число месяца, следующего за расчетным; оплата абонентом платежным требований, выставленных предприятием, осуществляется в полном объеме, в том числе за счет денежных средств, перечисленных через ГУП "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП ВЦКП "ЖХ") на расчетный счет предприятия, на основании договора, заключаемого между ГУП ВЦКП "ЖХ" и абонентом или по поручению абонента.
Срок оплаты счета по договору N 36-001804-ЖФ-ВС составляет двадцать календарных дней со дня его получения управляющей организацией или со дня, когда управляющая организация обязана была получить его в соответствии с пунктом 3.5. договора.
Подпунктом 2.3.1. договора N 36-001803-ЖФ-ВО определено, что по отведению сточных вод от использования питьевой воды, получаемой из системы коммунального водоснабжения Предприятия, - в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета питьевой воды, указанных в приложении N 1 к настоящему договору.
Стоимость услуг, оказанных ответчику и неоплаченных им по договору N 36-001804-ЖФ-ВС за период с 01.11.2014 по 28.02.2015 по платежным документам, сформированным 30.04.2015, согласно расчетам истца, составила 37 990 рублей 99 копеек; по договору N 36-001803-ЖФ-ВО за период с 01.11.2014 по 28.02.2015 по платежным документам, сформированным 30.04.2015, 104 480 рублей 28 копеек, в обоснование чего истец представил расчет задолженности, платежные требования и счета-фактуры с расшифровкой.
Обязательства по водоснабжению выполнены Предприятием в установленных договором N 36-001804-ЖФ-ВС объеме, претензии по качеству поставленного коммунального ресурса абонентом не заявлены.
Вместе с тем у ответчика имеются возражения относительно объема и стоимости услуг по водоотведению в спорный период в рамках договора N 36-001803-ЖФ-ВО.
Поскольку оплата абонентом числящейся за ним по расчетам ГУП "Водоканал СПб" задолженности произведена не была, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев спор, руководствуясь пунктом 2 статьи 548, статьей 544, статьями 309, 310, пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями заключенным сторонами договоров N 36-001804-ЖФ-ВС и N 36-001803-ЖФ-ВО, указав, что ответчик не представил доказательств полной и своевременной оплаты услуг, оказанных по договорам на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ, удовлетворил заявленные ГУП "Водоканал СПб" исковые требования в полном объеме, посчитав требования обоснованными по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в связи со следующим.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 5, подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (пункт 1 статьи 153, пункт 4 статьи 154, подпункт 1 пункта 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В пункте 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 354. При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (пункты 42, 43, 59 Правил N 354. формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды.
Принимая во внимание, что в спорном многоквартирном доме отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, что не оспаривается ГУП "Водоканал СПб", законных оснований для начисления Предприятием платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имеется.
Порядок коммерческого учета воды, сточных вод определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
Согласно пункту 1 Правил N 776 названные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации.
Правила N 776 предусматривают два способа определения порядка коммерческого учета сточных вод: с использованием приборов учета или расчетным способом.
Порядок определения объема сточных вод в отсутствие прибора учета в многоквартирном доме установлен пунктом 26 Правил N 776.
Согласно названному пункту объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирных домах или в которых не выбран способ управления, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами N 124.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, приведенной в названном пункте.
Из материалов дела следует, что Предприятие производило расчет объема услуги водоотведения для спорного многоквартирного дома (л.д. 34-35, 38-39) не в соответствии с требованиями Правил N 124, Правил N 354, Правил N 776.
Указанные выше нормы права и обстоятельства спорных правоотношений сторон судом первой инстанции учтены не были.
В суде апелляционной инстанции стороны пояснили, что между Предприятием и абонентом отсутствуют разногласия по размеру задолженности ООО "ЖКС N 2 Выборгского района" по договору N 36-001804-ЖФ-ВС, которая составляет 37 990 рублей 99 копеек.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ГУП "Водоканал СПб", соглашаясь с доводами ООО "ЖКС N 2 Выборгского района" по праву, произвело перерасчет задолженности абонента по водоотведению, согласно которому задолженность ответчика за услуги по водоотведению составляет 68 824 рубля 44 копейки за период с 01.11.2014 по 28.02.2015.
Ответчик свой контррасчет, представленный в судебном заседании 06.10.2016, пояснить апелляционному суду затруднился, аргументированных возражений относительно расчета Предприятия не заявил, равно как не представил контррасчет по пени.
При указанных обстоятельствах коллегия судей соглашается с расчетом истца, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании пункта 5 указанной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2016 по делу N А56-16326/2016 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" в пользу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" 106 815 рублей 43 копейки задолженности, 6 083 рубля 54 копейки пени, 4 136 рублей 70 копеек расходов по уплате государственной пошлины по иску.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" 750 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ЖУКОВА
Т.В.ЖУКОВА
Судьи
Н.М.ПОПОВА
Я.Г.СМИРНОВА
Н.М.ПОПОВА
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)