Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2016 N 20АП-7509/2015 ПО ДЕЛУ N А09-10537/2015

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2016 г. по делу N А09-10537/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 04.02.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.10.2015 по делу N А09-10537/2015 (судья Азаров Д.В.),

установил:

следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска обратилось в Арбитражный суд Брянской области к муниципальному образованию город Брянск в лице Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о взыскании 50 000 руб. неосновательного обогащения.
На дату принятия окончательного судебного акта по делу с учетом принятых судом уточнений, истец просил взыскать 210 916 руб. 52 коп. неосновательного обогащения в связи с неоплатой ответчиком услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома N 8 по ул. Абашева в городе Брянске за период с 01.09.2012 по 31.07.2015.
Определением от 14.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Финансовое управление Брянской городской администрации.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что судом необоснованно было принято решение о частичном удовлетворении исковых требований в отношении публично-правового образования - Муниципального образования "город Брянск", так как главным распорядителем средств бюджета города Брянска по расходам на содержание и текущее обслуживание имущества, составляющего муниципальную казну "города Брянска", является Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации. Следовательно, принятие судом решения о взыскании задолженности и возмещение судебных расходов с муниципального образования "город Брянск", является прямым нарушением процессуальных норм права. Кроме того, суд необоснованно уменьшил размер заявленных исковых требований 210 916 рублей 52 копейки на сумму НДС - 18%.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит изменению.
Судом установлено, что в управлении МУП "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Брянск, Володарский район, ул. Абашева, д. 8, на основании протокола общего собрания собственников от 04.06.2007 и договора управления N 8-1 от 01.09.2007.
В соответствии с данными, содержащимися в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, расположенное в указанном многоквартирном доме нежилое помещение площадью 297,3 кв. м принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "город Брянск" с 21.08.2007 (л. д. 32).
Ссылаясь на неисполнение ответчиком, как собственником нежилого помещения, обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции с учетом положений статей 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии правовых и процессуальных оснований для взыскания 178 742 руб. 81 коп. неосновательного обогащения, а также 899 руб. в возмещение судебных расходов, в связи с неоплатой ответчиком услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома N 8 по ул. Абашева в городе Брянске за период с 01.09.2012 по 31.07.2015 за счет муниципального образования "город Брянск", за вычетом НДС - 18%.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно п. п. 30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
По смыслу данной нормы, от налогообложения освобождаются работы (услуги), кроме тех, которые управляющая организация выполняет собственными силами.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации, услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества подлежат обложению НДС.
Предоставление данной услуги признается реализацией в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации и образует объект обложения НДС исходя из норм статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, операции по выполнению управляющей организацией работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на основании пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации признаются объектами налогообложения по НДС.
В силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
При этом на основании пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы).
В соответствии с действующим законодательством по НДС суммы этого налога включаются в цену (тариф) реализуемых населению товаров, работ, услуг, в том числе коммунальных услуг и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При этом НДС уплачивается в бюджет продавцом товаров (работ, услуг), но за счет средств, получаемых с покупателя. В этой связи увеличение стоимости вышеуказанных работ на соответствующую сумму НДС, выполняемых управляющей организацией собственными силами, соответствует действующему законодательству.
Согласно пункта 4.1.1 договора управления от 01.09.2007 N 8-1 цена договора определяется на основании принятого органом местного самоуправления постановления об экономически обоснованной цене по содержанию и ремонту общего имущества, перечень и объем которых определен в пунктах 1.4, 1.5, 1.6 настоящего договора.
Цена договора управления подлежит изменению не чаще 1 раза в год на основании принятого органом местного самоуправления постановления.
Срок внесения ежемесячных платежей по договору управления от 01.09.2007 N 8-1 устанавливается до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем (пункт 4.4.12. договора управления).
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области от 23.07.2015 N 32/001/006/2015-5878, нежилое помещение общей площадью 297,30 кв. м, с кадастровым (или условным) номером 32:28:0020802:1890, расположенное по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Абашева, д. 8, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "город Брянск" с 21.08.2007.
Согласно имеющимся в материалах дела постановлениям Брянской городской администрации от 28.12.2011 N 3523-п (с изменениями от 10.08.2012 N 1958-п), от 25.12.2012 N 3313-п, от 26.12.2013 N 3362-п и от 24.12.2014 N 3711-п "О ценах на содержание и текущий ремонт жилья для населения" размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества на 2012-2015 за 1 кв. м общей площади в месяц установлен с НДС.
Следовательно, сумма неосновательного обогащения в связи с неоплатой муниципальным образованием "город Брянск" в лице Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации содержания и текущего ремонта общего имущества МКД N 8 по ул. Абашева за период с 01.09.2012 по 31.07.2015 составила 210 916 рублей 52 копейки.
Судом апелляционной инстанции проверен расчет неосновательного обогащения и признан верным, поскольку выполнен исходя из площади нежилого помещения и тарифов, установленных соответствующими нормативными актами.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как указано в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования.
В соответствии с п. 1.1 положения об Управлении имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 07.08.2009 N 95, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации является отраслевым (функциональным) органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности города Брянска, за исключением жилых помещений в муниципальном жилищном фонде и земельных участков.
Согласно постановлению Брянской городской администрации от 21.05.2010 N 1228-п "Об управляющих имуществом, составляющим муниципальную казну города Брянска" на Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации возложены функции управляющего имуществом, составляющим муниципальную казну г. Брянска в отношении муниципальных нежилых помещений, включенных в арендный фонд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В соответствии с приложением N 12 к решению Брянского городского Совета народных депутатов от 25.12.2013 г. N 1128 "О бюджете города Брянска на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (в редакции Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 24.12.2014 N 82) расходы на содержание и текущее обслуживание имущества, составляющего муниципальную казну города Брянска, отнесены к расходам Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации по коду бюджетной классификации 015 01 13 1501094. Размер указанных расходов составляет 26,3 тыс. рублей.
Таким образом, в рассматриваемом случае Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации является главным распорядителем бюджетных средств и должно выступать в суде от имени публично-правового образования.
При указанных обстоятельствах требование МУП "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска о взыскании с Муниципального образования "город Брянск" в лице Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации за счет казны муниципального образования "город Брянск" задолженности в размере 210 916 рублей 52 копеек подлежат удовлетворению в полном объеме.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению, апелляционная жалоба удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Освобождение органа местного самоуправления от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не влияет на порядок взыскания судебных расходов на основании части 1 статьи 110 АПК РФ.
При подаче искового заявления МУП "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска уплатило 2 000 руб. государственной пошлины, при подаче апелляционной жалобы уплатило 3000 руб. государственной пошлины.
Следовательно, с муниципального образования "город Брянск" в лице управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в пользу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска подлежит взысканию 5 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по делу.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 14.10.2015 по делу N А09-10537/2015 изменить.
Взыскать с муниципального образования "город Брянск" в лице управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации за счет казны муниципального образования "город Брянск" в пользу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска долг за период с 01.09.2012 по 31.07.2015 в сумме 210 916 руб. 52 коп., а также 5 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Ю.А.ВОЛКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)