Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-8549/2017

Требование: Об отмене постановления местной администрации.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым постановлением многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец, включен в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда", с чем истец не согласен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. по делу N 33а-8549/2017


Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Солопьева В.И.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу М. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 сентября 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению М. к администрации г. Оренбурга о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия

установила:

М. обратилась в суд с иском к администрации г. Оренбурга о признании незаконным постановления, указав, что является собственником однокомнатной квартиры по адресу: (адрес), и соответствующей доли земельного участка под ним, кадастровый N. Из объявления, размещенного в феврале 2017 года на спорном доме, ей стало известно о том, что многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, а земельный участок - изъятию для государственных (муниципальных нужд). В ответ на ее заявление от 20 февраля 2017 года Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга 16 марта 2017 года ей сообщил, что такие решения приняты заключением Межведомственной комиссии, на основании чего жилой дом также включен в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением администрации г. Оренбурга от 15 апреля 2013 года N 788-п.
М. просила суд признать недействующим пункт 1 постановления администрации г. Оренбурга от 15 апреля 2013 года N 788-п "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы" в части включения в пункт 357 Перечня аварийных многоквартирных домов (приложение N 1 к постановлению) и пункта 281 Реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения (приложение N 2 к постановлению) условия по дому по (адрес).
Одновременно просила о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 сентября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления М. отказано.
С таким решением не согласилась М., подав апелляционную жалобу, в которой просит отменить оспариваемое решение и принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить, и рассмотреть требования о признании незаконным постановления администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года N 1888-п "Об изъятии земельного участка с кадастровым N и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд" и удовлетворить указанное требование, признав незаконным данное постановление.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пункту 6 статьи 13, пункту 8 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания в отношении жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении муниципального жилищного фонда - к полномочиям органов местного самоуправления.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), определяющий правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), согласно которому в данных целях органом местного самоуправления создается в установленном им порядке комиссия.
В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судом установлено, что М. на праве собственности принадлежит (адрес) одноэтажном жилом доме по (адрес) (свидетельство о регистрации права собственности серии N), которая на основании постановление администрации г. Оренбурга переведена в нежилое помещение.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" на основании имеющегося заключения межведомственной комиссии от 24 ноября 2011 года N 322 постановлением администрации города Оренбурга от 15 апреля 2013 года N 788-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013-2015 годы".
Основными целями Программы являются: ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 01.01.2012 года, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург"; финансовое и организационной обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Задачей программы переселения является переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы города Оренбурга от 19 января 2007 года N 228-п, по результатам рассмотренных документов (технического паспорта дома, технического отчета по результатам проведенного обследования строительных конструкций жилого здания, расположенного по адресу: (адрес), выполненного ООО "Инженерная группа "БСБ", акта N 322 от 24 ноября 2011 года) принято решение о признании непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу многоквартирного (адрес).
Из материалов дела следует, что обстоятельства признания незаконным акта N 322 от 24 ноября 2011 года обследования многоквартирного дома: (адрес), незаконным заключения N 322 от 24 ноября 2011 года о признании указанного многоквартирного жилого дома непригодным для постоянного проживания были предметом судебного разбирательства.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 3 июля 2017 года административное исковое заявление М. к администрации г. Оренбурга, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" о признании незаконными акта и заключения органа местного самоуправления оставлено без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что постановление главы администрации города Оренбурга от 15 апреля 2013 года N 788-п "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013-2017 годы", в том числе и в части включения в пункт 357 Перечня аварийных многоквартирных домов (приложение N 1 к постановлению) и в пункт 281 Реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения (приложение N 2 к постановлению) условия по дому по (адрес), принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявителем не пропущен срок на оспаривание постановления администрации г. Оренбурга N 788-п ввиду того, что постановлением от 28 марта 2017 года N 971-п были внесены изменения в указанное постановление в части приложения N 1 (Перечень аварийных многоквартирных домов) и приложения N 2 (Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения), в которые был включен дом административного истца, подлежит отклонению, поскольку изначально постановлением от 15 апреля 2013 года дом, расположенный по адресу: (адрес), был включен в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО "город Оренбург", а постановлением от 28 марта 2017 года N 971-п были внесены лишь уточнения.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не рассмотрел и не дал правовую оценку уточненному исковому требованию административного истца от 29 июня 2017 года о признании незаконным постановления администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года N 1888-п "Об изъятии земельного участка с кадастровым N и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд" подлежит отклонению, поскольку материалы административного дела не содержат сведений о том, что указанное требование было принято судом к рассмотрению в рамках настоящего дела.
Как следует из материалов дела, определением суда административное исковое заявление М. в части требования о признании недействующим пункта 1 постановления администрации г. Оренбурга от 15 апреля 2013 года N 788-п "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы" в части включения в пункт 357 перечня аварийных многоквартирных домов (приложение N 1 к постановлению) и пункт 281 Реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения (приложение N 2 к постановлению) условия по дому по (адрес) выделено в отдельное производство.
Из протокола судебного заседания от 8 сентября 2017 года следует, что в рамках настоящего административного дела М. поддержала требования, изложенные в административном иске, о каких-либо других требованиях не заявляла.
Таким образом, поскольку административном истцом в рамках рассматриваемого дела не предъявлялись требования о признании постановления администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года N 1888-п "Об изъятии земельного участка с кадастровым N и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд", в ходе рассмотрения дела не уточнялись требования в указанной части, вследствие чего не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, следовательно, и у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для рассмотрения и разрешения указанных требований в силу положений статьи 308 КАС РФ.
Других доводов, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку оспариваемое постановление администрации г. Оренбурга от 15 апреля 2013 года N 788-п не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не усматривает.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)